Формирование познавательных интересов старшеклассников на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт на тему

Кулагина Людмила Владимировна

Формирование познавательных интересов на урокахинформатики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных интересов старшеклассников

на уроках информатики

Оглавление

Введение        204

Глава1. Психолого-педагогические особенности организации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на уроках информатики        207

§1. Структура учебной мотивации        207

§2. Познавательный интерес        209

§3. Специфика урока информатики        209

§4.  Психолого-педагогические особенности страршеклассников        211

Глава2. Методика преподавания раздела «Основы логики» в базовом курсе информатики        213

§1. Необходимость изучения темы «Основы логики» в курсе информатики основной школы        213

§2. Вопросы, освещаемые при изучении темы «Основы логики»        213

§3. Эксперимент        213


Введение

Тема:  Формирование познавательных интересов старшеклассников

на уроках информатики

Актуальность исследования

В современном постоянно меняющемся, динамическом  мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика и ИКТ. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации.

Одним из средств решения данной задачи является создание на уроках информатики таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.

Существует достаточно много работ по формированию и развитию познавательной интересов учащихся, в том числе и на уроках информатики. Чаще всего можно столкнуться с рекомендациями общего характера, с выделением и перечислением различных условий и факторов, влияющих на познавательную активность учащихся. Бесспорно, каждый учитель  должен стремиться к созданию таких условий на уроках, но на то, чтобы разработать каждый урок, каждую тему с учетом этих факторов уйдет очень много времени и сил. Поэтому необходимо предоставить учителям информатики уже апробированные методики преподавания  различных тем, с уже готовыми заданиями.  

Объект исследования – познавательные интересы старшеклассников на уроках информатики в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования - методика  преподавания темы «Основы логики», оказывающая влияние на формирование познавательных интересов  учащихся на уроках информатики.

Проблема исследования заключается в необходимости разработки методики преподавания темы «Основы логики» и системы заданий по этой теме оказывающие влияние на формирование познавательных интересов  учащихся на уроках информатики

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и внедрение методики формирования познавательных интересов учащихся на уроках информатики в средней общеобразовательной школе.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой обучение информатике будет более эффективным, если:

  • сформирована потребность и познавательный интерес у учащихся к использованию информационных технологий в процессе обучения;
  • определены сущностные характеристики основных факторов формирования познавательных интересов учащихся;
  • обоснованы требования к организации учебного процесса, обеспечивающей формирование познавательных интересов;
  • разработана методика способствующая формированию познавательных интересов  учащихся на уроках информатики;

Задачи исследования:

  1. Выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования познавтельных интересов старшеклассников.
  2. Сформулировать требования к организации учебно-познавательной деятельности   учащихся   на   уроках   информатики.
  3. Разработать методику, способствующую формированию познавательных интересов  учащихся на уроках информатики.
  4. Провести  экспериментальную работу  по  проверке эффективности разработанной методики.

Методологическая  основа  - Лыскова, Дмитриева, Щукина, Карякин

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений используются следующие методы:

  • методы теоретического исследования: анализ, синтез.
  • методы эмпирического исследования: изучение психологической,

педагогической литературы, наблюдение, анкетирование учащихся, эксперимент.

Опытно - экспериментальная база исследования

Средняя общеобразовательная школа №970 г.Москвы

Этапы исследования:

  • анализ соответствующей литературы;
  • разработка методики;  
  • экспериментальная проверка эффективности системы;
  • оформление результатов (обобщение и формулировка, результат).

Практическая значимость исследования:

  • данные разработки могут быть использованы учителями

информатики в своей профессиональной деятельности.

  • созданы основы для практического использования результата.

Научная новизна исследования заключается:

  • в определении требований к организации деятельности учащихся;
  • в разработке методики способствующей формированию

познавательных интересов  учащихся на уроках информатики.

                Положения, выносимые на защиту

  • формирование познавательного интереса учащихся – одна из

главных задач современного образования.

  • система заданий по теме «Основы логики», разработанная с учетом

возрастных особенностей учащихся и влияющая на формирование их познавательных интересов

  • методика показала себя эффективной в ходе апробации и

педагогического эксперимента.


Глава1. Психолого-педагогические особенности организации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на уроках информатики

Школа не в состоянии вооружить молодого человека знаниями во всех областях и достижениях современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний велики. Поэтому главная социальная задача современного образования не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.

§1. Структура учебной мотивации

Учебная мотивация - это частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. Установлено, что учебная деятельность побуждается иерархией мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику. Одни из них – познавательные мотивы заложены в ней самой, связаны с содержанием и процессом учения. Другие, так называемые социальные мотивы учения, хотя и лежат вне самого учебного процесса, однако могут существенно влиять на его результат.

Выделяют два вида познавательной мотивации: мотивация содержанием и мотивация процессом. Первая побуждает узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в сеть явлений. Вторая связана с самим процессом учения и состоит в том, что в учебе увлекают не столько полученные результаты, сколько сам процесс познания, появляется желание проявлять интеллектуальную активность, думать, рассуждать, нравится заниматься поисками, преодолевать препятствия в процессе познания.

Очевидно, что в основе познавательной мотивации лежит потребность в познании. Познавательная потребность на протяжении всей жизни человека проходит различные уровни развития. Потребность во впечатлениях составляет фундамент познавательной потребности и является первым начальным уровенем этой потребности. На этом уровне индивид реагирует прежде всего на новизну стимула и  ярко выражена у совсем маленьких детей. Следующий уровень – потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т.д. Здесь активность ребенка уже более направлена и познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности. К самому высокому уровню развития познавательной потребности относится устойчивые осознанные стремления к получению знаний, познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам. Теоретически, они в большей степени свойственны школьникам старшего подросткового и юношеского возрастов. Познавательные интересы становятся в целом их доминирующими мотивами учения. Школьников начинает привлекать возможность обогатить свои знания, расширить их.

В связи с этим актуальными являются проблемы связанные с целенаправленным формированием положительной учебной мотивации, в том числе и с формированием познавательного интереса.




§2. Познавательный интерес

Интерес – это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность – во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним. Интерес – мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности [Фридман, Кулагина Психологический справочник учителя, 1991; 189].

Одним из самых значительных областей общего феномена «интерес» выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира.

Таким образом, “познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность  человека, его познавательные возможности” [Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988; 21].

Познавательный интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека и в конечном итоге становится устойчивой чертой характера. Но для этого необходимо сисистематически укреплять и развивать познавательный интерес.

В рамках достаточно широкого понятия «познавательный интерес» можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету.

Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.

В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

В связи с этим возникает необходимость наличия у школьника интереса к учебным предметам, для целенаправленного и эффективного усвоения новой информации.

§3. Специфика урока информатики

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Внедрение ИКТ в образовательный процесс дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.

Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне.

Кроме того, компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения.

Использование ИКТ в процессе обучения возможно как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы.

Существенно влияет на мотивацию школьника и иная организация проверки знаний. ИКТ позволяет сделать этот процесс более индивидуализированным. [информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности подростков Крупа Татьяна Викторовна].

Отличительные черты урока информатики:

1. Компьютер – источник информации, инструмент ее преобразования и использования

2. Использование других, непривычных форм образования – принципиально новый тип учебно-познавательной деятельности с иным характером мотивации, нетрадиционным содержанием,  специфической операционально-технологической структурой деятельности

3. Формирование познаваетельного интереса в дидактических компьютерных средах персонифицируется, ориентируется на функции, потребности, способности конкретной личности

4. Компьютерное образование полисубъектно

5. При работе с компьютером деятельность учащихся адекватна деятельности взрослого [С.А. Багданов, А.В. Петров Формирование познавательного интереса при обучении в компьютеной среде]

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам является урок. Преподавание информатики по организации ничем не отличается от преподавания другим предметам. Применяют урочную систему, домашние задания, лабораторную форму занятий, проверочные и контрольные работы и т.п.

 Особенностью курса информатики является систематическая работа школьников с ЭВМ. Компьютер со всеми его возможностями выступает в школе в двух ролях: как предмет изучения и как техническое средство обучения. Из чего можно выделить виды организации урока – демонстрация, фронтальная лабораторная работа и практикум.

Демонстрация. Используя демонстрационный экран появляется возможность показать учебные элементы содержания курса. Дидактическая функция демонстрации – сообщение школьникам новой учебной информации.

Лабораторная работа. Учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с программными средствами. Дидактическое назначение может быть различным: освоение и закрепление нового материала, проверка усвоения полученных знаний.

Практикум. Учащиеся получают индивидуальные задания для самостоятельной работы. Задания предназначены для отработки знаний и умений по разделу или теме курса.

§4.  Психолого-педагогические особенности страршеклассников

У школьников старшего школьного возраста мотивы учения начинают воплощать их потребности и стремления, связанные с будущей позицией в жизни и с их профессиональной трудовой деятельностью. «Старшие школьники – это люди, обращенные в будущее и все настоящее, в том числе и учение, выступает для них в свете этой основной направленности их личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределние становится для них тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему» [Л.И. Божович. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.].

Определяющим фактором развития в старшем школьном возрасте становится формирование научного и морального мировоззрения. Собственные задачи и требования школьника не только становятся побудителями его поведения, но и выполняют функцию организации всех других его потребностей и стремлений.

В психолого-педагогических исследованиях (Г.И.Щукина, Ф.К.Савина и др.) познавательный интерес рассматривается в числе главных новообразований раннего юношеского возраста, как катализатор «широких познавательных интересов», так как он затрагивает закономерности учебного процесса и основы многих наук.

Старшеклассники в большинстве своем характеризуются ярко выраженным отношением к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых общих черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Психологи, изучавшие этот возраст (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, И.С. Кон и др.), подчеркивают рост интеллектуальных сил учащихся. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит все более активный, самостоятельный творческий характер. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как школьники отчетливо сознают, что необходимым условием статочного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения.

Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям.

Одной из особенностей учащихся старших классов является возросшая у них потребность в объяснении того, зачем они делают то или иное задание, изучают тот или иной вопрос. Не всегда общезначимые цели обучения служат стимулом для учащихся, они нуждаются в мотивировках более близких, более конкретных.


 Глава2. Методика преподавания раздела «Основы логики» в базовом курсе информатики

§1. Необходимость изучения темы «Основы логики» в курсе информатики основной школы

Формирование необходимых качеств современного человека,  а также качественное «преобразование» информации в знания невозможно без изучения основ логики.

Включение этой темы в курс информатики преследует двоякую цель:

  • предоставление учащимся информации, необходимой для изучения других тем информатики.
  • овладение учащимися логической культурой, необходимой для получения новых знаний, лучшей социализации личности в современном быстроменяющемся мире.

Изучение логики развивает: ясность и четкость  мышления; способность предельно уточнять предмет мысли;  внимательность, аккуратность, обстоятельность,  убедительность  в   суждениях; умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли.

§2. Вопросы, освещаемые при изучении темы «Основы логики»

  • Основы формальной логики
  • Основы математической логики
  • Элементы схемотехники

§3. Эксперимент

Для оценки эффективности разработанной методики преподавания темы «Основы логики» с учетом формирования познавательных интересов учащихся использовалась методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой. В двух группах было дважды проведено анкетирование учащихся, до изучения темы «Основы логики» и после. В одной из групп использовалась разработанная методика, были подобраны творческие задачи, особое внимание уделялось подбору и содержанию излагаемого материала. Применялись различные формы работы на уроке, а также использование компьютера было тщательно продумано и обосновано. Особое внимание уделялось объяснению необходимости изучаемой темы, а также показывались различные связи с жизнью и другими темами курса.

Во второй группе изучение темы проходило по стандартным методикам. Использовались уже изученные приложения, новое программное обеспечение не применялось. Не решались творческие задания, не было момента занимательности на уроках.

Таким образом, анкетирование, проведенное во второй раз в обеих группах, показало увеличение количества учащихся с высоким уровнем внутренней мотивации в первой экспериментальной группе. Во второй группе изменений не произошло.

Помимо анкетирования использовалось наблюдение за учащимися. Можно отметить, что в экспериментальной группе овладение материалом проходило быстрее, легче, процент усвоения материала был выше, чем во второй группе. Учащиеся стали задавать больше вопросов, читать дополнительную литературу. Изменилось отношение не только к данной теме, но и к предмету в целом.

Приложение

Методика диагностики направленности учебной мотивации

Автор: Дубовицкая Т.Д.

Цель методики — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест - опросника.

Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

  • верно                                 – (+ +);
  • пожалуй, верно                – (+);
  • пожалуй, неверно            – (–);
  • неверно                             – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

  1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
  2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
  3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
  4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
  5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
  6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
  9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
  11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
  13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
  14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
  15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
  16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
  17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
  18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
  19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
  20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» — отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Не   т

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20


За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

 0 — 10 баллон — внешняя мотивация;

11— 20 баллов — внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

 0 — 5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

 6 — 14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.

Внедрение и практическое использование.

Предложенная методика может использоваться:

1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся;

2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);

3) для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики

Доклад  по теме:  Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики...

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вы...

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках информатики

современному человеку необходимо:§ стремиться к самообразованию и самопознанию;§ всегда достигать поставленной цели;§ быть активным, пытливым, любознательным;§ быть творческой личностью;§ уметь органи...

Формирование познавательного интереса учащихся на уроках информатики

В современном образовании особое внимание уделяется познавательной активности, которая способствует становлению личности школьника и обеспечивает развитие его способностей, а также самостоятельности. ...

Статья: Проблема формирования познавательных способностей старшеклассников на уроках истории.

Статья: Проблема формирования познавательных способностей старшеклассников на уроках истории....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ На УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Развитие познавательного интереса учащихся к информатике, программированию – задача чрезвычайной важности, от решения которой в значительной мере зависит успех овладения учащимся второй компьюте...

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики

Доклад Ивановой Е.А. в рамках районного семинара...