Модели объектов и их назначение
методическая разработка по информатике и икт (6, 7 класс) на тему

Сусоева Яна Александровна

Материал содержит план урока, презентацию,  приложение и самоанализ урока.

Данный урок способствует формированию интуитивного представление о модели, умению устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modeli_obektov.docx33.97 КБ
Файл modeli_obektov.pptx530.05 КБ
Файл plan_klassa.pptx69.53 КБ
Файл d.z.docx13.06 КБ
Файл prilozhenie1.docx10.59 КБ
Файл prilozhenie2.docx15.09 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx24.76 КБ
Office spreadsheet icon otsenki_za_urok.xls9.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Модели объектов и их назначение"

7 класс

Раздел «Информационное моделирование» (1 урок)

Тип урока: изложение нового материала

Цель урока: формирование интуитивного представление о модели, умения                                 устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.

Задачи урока:

  • образовательные:

познакомить с новыми понятиями «модель», «виды моделей», «моделирование». 

научить  новым приёмам работы в редакторе презентаций Power Point.

  • развивающие:
  • совершенствовать навыки и умения  анализировать информацию, представлять ее в структурном виде.
  • воспитательные:
  • продолжить работу над формированием умений следовать нормам поведения;
  • продолжить работу по воспитанию уважительного отношения к труду.

Дидактические материалы

  1. Презентация: План класса 
  2. Задание для закрепления: создание модели цветка у доски
  3. Задание на дом: карточки с заданиями (заполнить таблицу)

План урока:

  1. Организационный этап.

1

2.    Повторение пройденного материала

5

  1. Открытие детьми нового знания (комментирование)

7

4.  Самостоятельная работа с проверкой в классе      Работа с учебником. Создание модели цветка)

7

5.  Решение тренировочных упражнений.

8

6.  Домашнее задание.

1

7.  Выводы.

1

30мин.

Оборудование:

  • Компьютеры
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Карточки  для домашнего задания

ХОД УРОКА

1. Организационный момент    Здравствуйте, ребята!

2. Повторение пройденного материала

Какой раздел мы с Вами закончили изучать на прошлом уроке?

Сегодня мы познакомимся с очень важными понятиями, но сначала – небольшое повторение по пройденной теме.

Выполнить задание, которое покажет, как вы усвоили данный раздел: Найти в предложенном тексте упоминания об объектах и подчеркнуть их. (Задания лежат на парте у учеников)

По окончании работы подсчитать число найденных объектов, записать его. (Выслушать ответы нескольких учеников)

Из каких школьных предметах взяты тексты?

Самопроверка. Учащиеся вместе с учителем обращаются к слайду и проверяют работы. Пометь выполнение работы в таблице (+ выполнил работу, - не выполнил)

3. Формирование понятия модель, виды моделей, моделирование

Учитель обращает внимание учащихся на презентацию, где показаны предметы (несколько моделей и один реальный объект – не модель, парта ):

- Сегодня Вы познакомитесь с очень важными понятиями.  К нашему уроку я собрала небольшую коллекцию предметов, связанных со школой. А сейчас вижу, что у большинства из них есть ещё что-то общее. И лишь один предмет этим общим свойством не обладает. Что это за предмет? … Что объединяет все оставшиеся предметы? Почему возникла необходимость в их создании? (планета слишком велика, нужно лететь в космос, чтобы её увидеть, цветок достаточно мал, чтобы рассмотреть его части, ну а человек слишком ценен, чтобы разбирать его на части для изучения)  Все эти предметы – заменяют какие- то другие реальные объекты в процессе их изучения. Общее имя таких объектов-заменителей – МОДЕЛИ. Именно о них мы и будем говорить. Запишите тему…

 «Модели объектов и их назначение». Вы познакомитесь с очень важными  новыми понятиями и научитесь новым приемам работы в редакторе презентаций Power Point. Нам необходимо уяснить, что такое модель, и какую роль модели играют в нашей жизни. 

Мы увидели множество моделей, используемых в школе для обучения. Возможно ли было учиться без моделей? НЕТ. Но только ли в школе используют модели? Приведите примеры…( коллекционер собирает модели авто, кораблей, архитектор создает макет, чертеж..,

Разговаривая о моделях нельзя не вспомнить об игрушках. Это тоже модели – ребенок с их помощью знакомится с миром.

Представьте, что у вас спросили о том как пройти к какому- объекту. Как вы станете объяснять? – рассказ или схема - И рассказ, и схема – тоже модели.

Сделаем обобщение:

  • Может ли быть модель сама по себе? (без реального объекта)
  • Для каждого объекта существует единственная модель или их можно сделать несколько?
  • Почему это так? Почему для одного объекта делают разные модели?

Я рада, потому что вижу, что самое главное вы поняли. Молодцы. Запишем определение:

Модель – это объект, обладающий некоторыми, существенными для конкретной задачи, свойствами объекта-прототипа

4. Работа с учебником

– Для того чтобы отразить в модели признаки оригинала существуют два способа. Откройте учебники стр.42-43. (Слайд 14)

Всё многообразие моделей по их сущности можно разделить на два вида

  • Одни знакомят нас с внешним видом объекта, его действиями, их можно подержать или потрогать, их называют материальными
  • Другие представляют собой изображение или словесное описание объекта, их называют информационными.

Запишем:

Виды моделей: (далее оформляем список – каждый вид с новой строки с маркером в виде тире или точки) (мы учим детей структурировать информацию, вести конспект)

  • Материальные (глобус, макет)
  • Информационные (карта, рассказ…)

С какими (материальными или информационными) моделями мы чаще имеем дело?

Вспомните задания, в которых вы находили объекты? Можем ли мы назвать их моделями? (да!) Из каких школьных предметов я взяла эти тексты?

С помощью моделей можно решать множество разных задач. О том насколько важна может быть их роль рассказ и покажет нам Андрей.

В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...

Запишем еще одно определение:

Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов.

5. Создание модели цветка (рисовать на больших листах)

Класс делится на две группы. Ваша задача – нарисовать цветок.

 Из каждой группы по очереди выходят учащиеся и дорисовывая по одной детали (один ученик рисует стебель, другой лепестки и т.д.)

1 группа - Сделать иллюстрацию в учебник биологии по теме «Строение цветка».

2 группа - Сделать иллюстрацию к сказке «Аленький цветочек» (изобразить цветок).

Обсудите, как Вы будете рисовать цветок.

– Давайте, сравним результаты. Смотрите, оба рисунка – это модели цветка. Значит, моделировали мы один и тот же предмет. Почему мы получили разные результаты. (Разные цели) 

В основе каждой модели лежит конкретная цель.

От цели моделирования зависят требования к модели: какие именно признаки объекта оригинала она должна отразить. Пометь выполнение работы в таблице (+ выполнил работу, - не выполнил)

7. Практическая работа.

Тема: “ План класса”

Объект моделирования: класс.

Инструмент моделирования:  редактор Power Point

Пометь выполнение работы в таблице (+ выполнил работу, - не выполнил)

6. Домашнее задание. 

Учебник, 2.1.

Рабочая тетрадь,  задание 6, 7

Заполнить таблицу в тетради, назвав не менее 5-ти моделей, с которыми вы имеете дело. (Таблицы раздать ученикам)

8. Подведение итогов.

Давайте подведем итог урока: Назовите из предметов, лежащих на вашей парте модели.

Подведите итог в таблице, выставьте себе оценки в дневник, на следующем уроке я распишусь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок информатики, 7 класс Учитель: Сусоева Яна Александровна

Слайд 2

Задание Повторение

Слайд 3

Самопроверка. Вариант 1. В холодное время года у растений замедляются все жизненные процессы . Подготовка к состоянию зимнего покоя начинается заблаговременно. Растения сбрасыва­ют листву . У них происходит одревеснение побегов и утолщение пробкового слоя . Некоторые водные растения опускаются на дно водоемов или образуют зи­мующие почки . Повторение Число объектов - 13

Слайд 4

Самопроверка. Вариант 2. … Устранив парламент , Карл I ввел новые налоги . Наибо­лее болезненно ударил по интересам буржуазии и джентри восстановленный королем корабельный сбор на нужды флота . Когда-то он собирался только в прибрежных граф­ствах , но в 1634—1637 гг . Карл I распространил его на всю территорию страны … Повторение Число объектов: 10

Слайд 5

Школьная коллекция Глобус Карта Сердце Молекула Парта

Слайд 6

Модели объектов и их назначение Тема урока

Слайд 7

Коллекционер

Слайд 8

Архитектор

Слайд 9

Конструктор авто (самолетов)

Слайд 10

Игрушки

Слайд 11

Как пройти? Идти прямо до перекрестка, повернуть налево, пройти 2 дома …

Слайд 12

Обобщение Глобус Карта Сердце Молекула

Слайд 13

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПИСАТЬ! Модель - это объект, обладающий некоторыми, существенными для конкретной задачи, свойствами объекта-прототипа.

Слайд 14

Классификация моделей ЗАПИСАТЬ! Виды моделей по их сущности: …. ( примеры) …. ( примеры)

Слайд 15

Классификация моделей ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Виды моделей по их сущности: Материальные ( макет, муляж, …) Информационные (словесное описание, чертеж, схема, …)

Слайд 16

Исторический факт Это интересно

Слайд 17

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПИСАТЬ!

Слайд 18

ЗАДАНИЕ Эксперимент

Слайд 19

«План класса» Практическая работа

Слайд 20

Итог урока

Слайд 21

Домашнее задание Учебник, 2.1. Рабочая тетрадь, задание 6, 7 Заполнить таблицу в тетради, назвав не менее 5-ти моделей, с которыми вы имеете дело. ЗАПИСАТЬ

Слайд 22

Модель Оригинал Что отражается в модели Игрушечная машинка автомобиль внешний вид, перемещение Пример заполнения таблицы Д/з

Слайд 23

Спасибо за внимание!

Слайд 24

Земля и глобус Глобус Глобус

Слайд 25

Вода и молекула Глобус

Слайд 26

Человек и сердце сердце Сердце

Слайд 27

Док. Фото и карта Карта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Переставь» парты в классе, подготовив его к проведению внеклассного мероприятия «Викторина по математике» (3 команды по 4 человека, 3 члена жюри, ведущие, 5 болельщиков)

Слайд 2

«Переставь» парты в классе, подготовив его к проведению внеклассного мероприятия «День именинника» (будет 3 именинника, предусмотреть место для чаепития, конкурсов и танцев)

Слайд 3

«Переставь» парты в классе, подготовив его к проведению внеклассного мероприятия «Вёсёлые старты» (спортивные состязания между 2-мя командами по 5 человек, 3 члена жюри, ведущие, 10 болельщиков)



Предварительный просмотр:

Модель

Оригинал

Что отражается в модели

Игрушечная машинка

автомобиль

внешний вид, перемещение

Модель

Оригинал

Что отражается в модели

Игрушечная машинка

автомобиль

внешний вид, перемещение

Модель

Оригинал

Что отражается в модели

Игрушечная машинка

автомобиль

внешний вид, перемещение

Модель

Оригинал

Что отражается в модели

Игрушечная машинка

автомобиль

внешний вид, перемещение



Предварительный просмотр:

В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...



Предварительный просмотр:

Вариант 1.

ЗАДАНИЕ: найти в тексте упоминания об объектах и подчеркнуть их. Одно и то же не подчеркивать дважды.

В холодное время года у растений замедляются все жизненные процессы. Подготовка к состоянию зимнего покоя начинается заблаговременно. Растения сбрасывают листву. У них происходит одревеснение побегов и утолщение пробкового слоя. Некоторые водные растения опускаются на дно водоемов или образуют зимующие почки.

ЧИСЛО НАЙДЕННЫХ ОБЪЕКТОВ: __________

Вариант 2.

ЗАДАНИЕ: найти в тексте упоминания об объектах и подчеркнуть их. Одно и то же не подчеркивать дважды.

Устранив парламент, Карл I ввел новые налоги. Наиболее болезненно ударил по интересам буржуазии и джентри восстановленный королем корабельный сбор на нужды флота. Когда-то он собирался только в прибрежных графствах, но в 1634—1637 гг. Карл I распространил его на всю территорию страны.

ЧИСЛО НАЙДЕННЫХ ОБЪЕКТОВ: __________

Вариант 1.

ЗАДАНИЕ: найти в тексте упоминания об объектах и подчеркнуть их. Одно и то же не подчеркивать дважды.

В холодное время года у растений замедляются все жизненные процессы. Подготовка к состоянию зимнего покоя начинается заблаговременно. Растения сбрасывают листву. У них происходит одревеснение побегов и утолщение пробкового слоя. Некоторые водные растения опускаются на дно водоемов или образуют зимующие почки.

ЧИСЛО НАЙДЕННЫХ ОБЪЕКТОВ: __________

Вариант 2.

ЗАДАНИЕ: найти в тексте упоминания об объектах и подчеркнуть их. Одно и то же не подчеркивать дважды.

Устранив парламент, Карл I ввел новые налоги. Наиболее болезненно ударил по интересам буржуазии и джентри восстановленный королем корабельный сбор на нужды флота. Когда-то он собирался только в прибрежных графствах, но в 1634—1637 гг. Карл I распространил его на всю территорию страны.

ЧИСЛО НАЙДЕННЫХ ОБЪЕКТОВ: __________



Предварительный просмотр:

Педагогический самоанализ урока

Класс: 7 а, 1 группа, группа состоит из 10 человек. 1 год обучения.
Предмет: информатика
Оборудование и ТСО: мультимедийный проектор, учебные компьютеры, карточки для повторения пройденного материала и домашнего задания.

 Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков

Цель урока:  Формирование интуитивного представление о модели, умения устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.

Задачи урока:

  • образовательная:

познакомить с новыми понятиями модели, виды моделей, моделирование;

научить   новым приёмам работы в редакторе презентаций Power Point;

  • развивающая:
  • совершенствовать навыки и умения  анализировать информацию, представлять информацию в структурном виде
  • воспитательная:
  • продолжить формирование умений следовать нормам поведения;
  • воспитание уважительного отношения к труду.

Дидактические материалы

  1. Презентация: План класса
  2. Задание для закрепления: создание модели цветка у доски
  3. Задание на дом: карточки с заданиями (заполнить таблицу)

В настоящее время я работаю над темой по самообразованию «Деятельностный подход при изучении информатики и ИКТ», который предполагает изменение самой структуры урока, в отличие  от традиционной, через увеличение доли самостоятельности на каждом этапе урока.

План  урока:

  1. Организационный этап.

1

  1. Повторение пройденного материала

5

  1. Открытие детьми нового знания (комментирование)

7

  1. Самостоятельная работа с проверкой в классе (Работа с учебником. Создание модели цветка)

7

  1. Решение тренировочных упражнений.

8

  1. Домашнее задание.

1

  1. Выводы.

1

30мин.

Место данного урока в общей системе уроков: Тема «Информационное моделирование» рассчитана на 20учебных часов, это 1 урок по этой теме.
Исходя из целей, была выбрана следующая структура урока, которая состоит из следующих этапов:

  • Организационный этап (взаимное приветствие, проверка готовности класса к работе)
  • Актуализация знаний и проверка усвоения ранее изученного материала (учащиеся воспроизводят в памяти наиболее важные моменты изученных тем, которые будут необходимы для изучения новой темы. При этом необходимо было проверить уровень усвоения ранее изученного материала, подготовить учащихся к восприятию нового материала.) На этом этапе была проведена корректировка ранее  изученного материала. Был использован частично-поисковый метод обучения. Учащиеся работают индивидуально, а при проверке осуществлялся самоконтроль.
  • Деятельностный подход предполагает любой процесс познания начинать с импульса, дающего толчок к работе всех сфер человека в логико-эмоциональном единстве. Необходим эмоциональный всплеск идущий от сопричастности к этому явлению. Одним словом, необходима мотивация, побуждая ученика к вступлению в деятельности.(эмоциональным всплеском явились предметы, связанные со школой.)
  • Этап постановки учебной задачи – этап мотивации и целеполагания деятельности. Ставятся  проблемные вопросы: Что общее у большинства этих предметов? Какой предмет общим свойством не обладает? Что объединят оставшиеся предметы? Почему возникла необходимость в создании моделей? И в этот момент четко формулируется цель урока – «открытие» детьми нового знания.
  • Следующий этап работы – решение проблемы – осуществляется самими учащимися. Они самостоятельно учатся создавать модели на примере модели цветка). Я предлагаю вопросы (Может ли быть модель сама по себе? Для каждого объекта существует единственная модель или их можно сделать несколько? Почему это так? Почему для одного объекта делают разные модели?) и задания, подводящие обучающихся к «открытию» новых знаний.
  • На этом этапе используется частично-поисковый и исследовательский методы обучения. При такой форме работы задействованы следующие виды памяти: вербальная, механическая и зрительная, способствующие формированию длительной памяти.
  • Первичное закрепление изученного материала осуществляется через комментирование искомой ситуации – проговаривание вслух установленных алгоритмов действия(что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться). На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как обучающиеся подкрепляют письменную речь, но и озвучивают речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.
  • На этом этапе велась работа в  редакторе презентаций за компьютером. Была предложена закрепляющая практическая работа, позволяющая определить степень усвоения нового материала, выявить ошибки в его понимании и исправить их. Работа носила индивидуальный характер, в ходе которой происходит развитие способности у ученика в использовании средств ИКТ; развивается активная позиция учащегося и закрепляется у него чувство уверенности в своих силах.  В роли консультанта выступает учитель, а также дети, которые выполнили  правильно задание. (происходит многократность  проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях обучающихся). Важно, чтобы на этом этапе была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный вариант.

Подведение итогов выполненного задания.

  • Подведение итогов урока. Сообщаются оценки учащимся исходя из результата их работы.
  • Сообщение домашнего задания. Домашнее задание предусматривает закрепление знаний и содержит инструкцию к его выполнению.

Вывод: Цели, поставленные на уроке, были достигнуты. У  учащихся сформировалось представление о модели, научились  устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.

Разнообразие форм и методов, а также последовательность в построении урока позволили избежать монотонности на уроке и перезагрузки учащихся.

Указанным требованиям удовлетворяет деятельностный метод, разработанный одним из авторов данной статьи (Л. Г. Петерсон) и экспериментально апробированный в содержании математического образования. Основные этапы этого метода представлены на следующей схеме:

Постановка учебной задачи

«Открытие» детьми нового знания

Первичное закрепление (комментирование)

Самостоятельная работа с проверкой в классе

Решение тренировочных упражнений

Контроль  и самоконтроль.

В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя» как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели объектов и их назначение

Модели объектов и их назначение...

Модели объектов и их назначение.

План урока и презентация....

Модели объектов и их назначение

Урок № 7 разработан для учащихся 7 класса по программе Л.Л.Босова...

Урок по информатике в 7 классе "Модели объектов и их назначение"

ПредметИнформатикаКласс7Тип урокаизучения и первичное закрепление новых знаний и способов деятельностиТехнология построения урокапроблемно-диалогическая ТемаМодели объектов и их назначениеЦельсоз...

Урок по теме "Модели объектов и их назначение" (Информатика 7 класс)

Урок "Модели объектов и их назначение"Цели: Формирование интуитивного представление о модели, умения устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.Рассмотрение запаса разнообразных ...