Модели объектов и их назначение.
методическая разработка (информатика и икт, 7 класс) на тему

Кукушкина Наталья Константиновна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka14.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

В 7 КЛАССЕ

«МОДЕЛИ ОБЪЕКТОВ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ»

Разработала: учитель информатики

Кукушкина Наталья Константиновна

Торжок, 2011.

Урок – путешествие «Модели объектов и их назначение»

Цели:

 - сформировать представление учащихся о понятиях «модель», «моделирование»,

 - создать четкое представление о видах моделей, а так же целях и значении процесса моделирования,

- отработать умение учащихся работать с текстовым процессором MSWord,

 - способствовать развитию интереса к предмету, познавательной активности, самоконтроля,

 - воспитать информационную культуру учащихся, внимательность, дисциплинированность.

Оборудование:

 - интерактивная доска,

 - компьютеры учащихся,

 - файл: Презентация «Модели объектов» (Приложение 1),

- бланк – заготовка для опорного конспекта (Приложение 2),

 - «Памятка по технике безопасности» (Прложение3),

 - Информатика: учебник 7 класса\Л.Л.Босова. – М., 2010.

 - Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса\ Л.Л. Босова. – М., 2010.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Повторение пройденного материала – 2 мин.
  3. Формулирование понятия «модель», «виды моделей», «моделирование» - 20 мин.
  4. Работа в группах – 3 мин.
  5. Физкультминутка – 2 мин.
  6. Выполнение практической работы – 13 мин.
  7. Закрепление полученных знаний – 3 мин.
  8. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих.

  1. Повторение пройденного материала

Итак, мы закончили изучение раздела «Объекты и их имена». Давайте вспомним.


– Что называется объектом?

Объект – это любая часть окружающей нас действительности, воспринимаемая как единое целое.

– Какие разновидности объектов вам известны?

Объекты– предметы, объекты – процессы, объекты – явления.

– Охарактеризуйте объект – предмет – планета Земля.

(слайд 1)

А что значит охарактеризовать? Охарактеризовать их, т.е. назвать их признаки.

Форма – шар, крутиться, круглая, живут люди.

– Как мы вообще получаем знания об объектах?

Изучаем (вследствие изучения).

– Каким же образом изучают планету Земля? (Как вы изучаете?)

С помощью глобуса, с помощью снимков из космоса и т.д.

– Сделайте вывод: всегда ли достаточно восприятия самого объекта для его полной характеристики, что помогает человеку изучить объект как можно подробнее?

Для полной характеристики объекта не всегда достаточно самого объекта поэтому прибегают к использованию объектов – заместителей, помогающих изучить отдельные признаки объекта.

– Кто знает, как называются эти объекты – заместители?

Модели.

  1. Формулирование понятия «модель», «виды моделей», «моделирование»

– Совершенно верно и мы начинаем изучение раздела «Информационное моделирование» и тема сегодняшнего урока «Модели объектов и их назначение», мы сегодня отправляемся в путешествие по городу моделирования.
(Слайд 2)(Приложение 1)


- Для каждого из вас на партах имеются  заготовки для опорного конспекта (
Приложение 2), которые вы будете заполнять по ходу путешествия, возьмите их. Ознакомьтесь.

– Как вы считаете, какова цель нашего путешествия?

Узнать, что такое модель, моделирование, разновидности моделей и т.д.

– Действительно в ходе путешествия мы должны будем ответить на следующие вопросы.
(Слайд 3)


–  Кстати, эти вопросы указаны у вас в заготовках. Будьте внимательны, не пропустите важные моменты. 
– В путь!

– И, что мы видим, нас встречает постовой. Оказывается, чтобы попасть в город, необходимо четко знать, что такое модель.
(Слайд 4)

– Разобраться в этом нам поможет следующее наблюдение.


– Назовите модели, каких объектов представлены перед вами?
(Слайд 5)

Кукла – модель человека, машинка – модель автомобиля, модель железной дороги и плюшевый мишка – модель медведя.

– Чем являются объекты: человек, автомобиль, железная дорога, медведь по отношению к своим моделям?

Оригиналами.


– Действительно, данные объекты по отношению к своим моделям являются объектами – оригиналами.


– Скажите, а все ли признаки объектов – оригиналов отражают модели?

Нет


– Попробуйте сформулировать ответ на наш первый вопрос. Что такое модель?

 Модель – это объект-заместитель, отражающий некоторые свойства оригинала.

– Тогда, как вы думаете, что такое моделирование?

(Слайд 5)

Процесс ПОСТРОЕНИЯ модели объекта – оригинала (прототип).

– Вот мы и ответили на вопрос постового и на НАШ первый вопрос, не забывайте фиксировать ответы в конспект.


– Ну а теперь в город моделирования!
(Слайд 6)


– Для начала прогуляемся по улицам города и познакомимся с его жителями. А вот и первая улица!
(Слайд 7)


– Модели, каких объектов вы здесь видите?

Модель атома, модель солнечной системы.


– Как вы думаете, зачем создали данные модели? 

Для изучения атома и солнечной системы.

– А почему нельзя изучать сами объекты – оригиналы?

Атом – очень маленький, солнечная система – огромная.

– Так значит, модели создают, прежде всего, когда объекты – оригиналы какие?

Очень большие или очень маленькие.


– А мы и, действительно, находимся на улице моделей больших и маленьких объектов.
(Слайд 7)


– Идем дальше. А что это за улица, как вы думаете?
(Слайд 8)

 - Здесь представлены модели процессов, происходящих в земной коре и модель двигателя. Данные процессы происходят очень медленно или очень быстро, поэтому создаются модели для их изучения или прогнозирования. Улица называется – улица моделей быстрых и медленных процессов. (Слайд 8)

– Можете назвать еще одну причину создания моделей?

К процессу моделирования прибегают, когда процессы происходят или слишком медленно, или слишком быстро.

– Идем дальше! И снова мы на улице моделей. Каких?

(Слайд 9)

Модель самолета, модель вулкана.

– Почему создают эти модели?

Изучение реальных объектов опасно, может привести к разрушению самого объекта, испытание объекта – оригинала дорого.

– Как вы думаете, как называется эта улица?
(Слайд 9) 

Улица моделей опасных процессов и дорогостоящих объектов.


– Таким образом, мы узнали еще одну причину создания моделей. Назовите ее.

Модели создают, если изучение реальных объектов опасно для жизни или может привести к разрушению самого объекта.

– Итак, мы прогулялись по улицам города, и снова нас встречает постовой (Слайд 10), прежде чем продолжить путешествие он хочет, чтобы мы ответили на его вопрос, к какому же выводу мы пришли, посетив улицы города? (Когда же прибегают к моделированию?)

 К процессу моделирования прибегают, когда объект слишком велик или слишком мал, когда процесс протекает очень медленно или очень быстро, когда изучение объекта опасно или может привести к разрушению объекта-оригинала.

– Действительно, необходимо запомнить!
(Слайд 11)


– Пометьте в конспекте.

– Дальше в путь! Куда это мы попали? (Слайд 12)

Швейное ателье.


– Помогите модельеру сделать правильный выбор!

Модельер для работы должен выбрать манекен.

– Моделью, какого объекта является манекен?

Человека.

– А скелет?

Тоже человека.

– Почему модельер должен выбрать манекен?

Манекен передает внешнее строение тела человека, поэтому его можно использовать для пошива одежды, а скелет – внутренне, и используется для изучения костного строения человека.

  1.  Работа в группах

Создание модели цветка.

 - Возьмите, пожалуйста, приготовленные листочки бумаги. Ваша задача – нарисовать цветок.

1 ряд – рисует цветок для учебника биологии,

2 ряд – для иллюстрации детской сказки.

 - Давайте сравним результаты. Смотрите, оба рисунка – это модели цветка.  Значит, моделировали мы один и тот же предмет. Почему мы подучили разные результаты.

 - В основе каждой модели лежит конкретная цель. От цели моделирования зависят требования к модели: какие признаки объекта оригинала она должна отразить.

– И наш знакомый постовой снова интересуется (Слайд 13), какой же вы сделали вывод, побывав на улицах города?


– Сколько моделей может быть у одного объекта и от чего зависит выбор модели?

У объекта может быть множество моделей, выбор модели зависит от цели моделирования!

– Совершенно верно!
(Слайд 14)


– Итак, мы выяснили, что моделей у одного объекта может быть множество, но хочется все-таки узнать, а какие виды моделей существуют? Для этого я вам предлагаю посетить музей города моделирования.
(Слайд 15) 


– Модели, какого объекта здесь представлены?

Модели человека.

– Подумайте, по какому признаку эти модели можно разделить на группы?

Объемные (скульптура, скелет, манекен, кукла) и не объемные (портрет, схема).

– Давайте посмотрим, что нам на это скажет экскурсовод! (Слайд 16)


– Действительно, те модели, которые вы назвали объемными, называются натурными, а не объемные – информационными.

– Если точнее, то натурные модели, это реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде, воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования.
(Слайд 17)
Помечайте себе!


– А информационные – это описание объекта оригинала на языке кодирования информации.
(Слайд 17)


– Таким образом, какие виды моделей выделяют?

Натурные и информационные.

– Хорошо!

– А теперь посмотрите на ваши опорные конспекты, на все ли вопросы мы ответили?

Остался вопрос о значении  моделирования.

– Для того чтобы разобраться с последним вопросом я предлагаю заглянуть к городскому историку. (Слайд 18)

– Вот какую историю он нам хочет поведать:
«В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...»
– Прослушав эту историю, и совершив прогулку по городу моделирования, я думаю, вы и сами уже можете ответить на последний вопрос, который мы ставили в начале путешествия. В чем заключается значение процесса моделирования?

 Процесс моделирования важен при изучении объектов, при прогнозировании, для проверки гипотез и т.д.

– Таким образом, можно сделать вывод, что моделирование – это способ познания окружающей нас действительности. Делайте последнюю запись в ваших конспектах. (Слайд 19)

– Итак, мы ответили на все вопросы, на которые планировали ответить по ходу путешествия.

  1. Физкультминутка

(слайды 20-30)

  1. Выполнение практической работы.

– Ну, что можно и заканчивать наше путешествие! Но что мы видим?


Наши знакомые, предлагают нам попробовать свои силы в моделировании.
(Слайд 31)


– Отложите свои конспекты и откройте учебники на странице 160 – компьютерный практикум,
задание №5 четвертой работы. Ознакомьтесь с заданием.

– Что необходимо сделать?

Составить информационную модель, в виде пятистрочника (сиквейна), одного из предложенных объектов (на выбор), используя среду текстового процессора MS Word.
(Рассматривается пример «Вулкан»)

– По какому правилу строится сиквейн?
(Слайд 32)

(Перечисляют)


– Вспомним основные правила работы за компьютером.


– Работаем по парам, как вы сидите. Объект для моделирования выбираете самостоятельно из предложенного списка.


(Выполняют задание №5 из практической работы №4, стр. 160)


– Что получилось?

Зачитывают свои ответы.


– Скажите, какую по виду модель данного объекта вы сейчас создавали?

Информационную


– Ну что жители остались довольны, и мы заканчиваем наше путешествие.
(Слайд 33)

  1. Закрепление полученных знаний.

С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке?

Модель, натурная модель, информационная модель, моделирование.

Упражнение.

 -На парте стоят различные модели. Возьмите любую игрушку и укажите свойства предметов, которые должны сохраняться и к каким видам моделей их можно отнести. Например, строение тела игрушечной собаки должно соответствовать реальности. В то же время пропорции могут быть сильно искажены.

– А теперь я хотела бы вернуться к вашим опорным конспектам, подумайте, чем являются эти конспекты по отношению к сегодняшнему уроку?

Моделями.


– Вспомните, а, сколько моделей может иметь объект?

Множество


– Что еще может выступить в качестве модели сегодняшнего урока?

Например, параграф учебника по данной теме.

  1. Домашнее задание.

– Вот вы и назвали ваше домашнее задание, запишите УЧ: п. 2.1, РТ: №3, 4 (стр. 38-39).

– Моделью может являться и ваше настроение во время урока. Давайте с помощью смайликов построим модель вашего настроения на уроке

Спасибо за работу!

Дополнительные информационные источники: 

  1. http://www.nad-vasiluk.narod.ru/modelirovanie.htm
  2. Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели объектов и их назначение

Модели объектов и их назначение...

Модели объектов и их назначение.

План урока и презентация....

Модели объектов и их назначение

Урок № 7 разработан для учащихся 7 класса по программе Л.Л.Босова...

Урок по информатике в 7 классе "Модели объектов и их назначение"

ПредметИнформатикаКласс7Тип урокаизучения и первичное закрепление новых знаний и способов деятельностиТехнология построения урокапроблемно-диалогическая ТемаМодели объектов и их назначениеЦельсоз...

Урок по теме "Модели объектов и их назначение" (Информатика 7 класс)

Урок "Модели объектов и их назначение"Цели: Формирование интуитивного представление о модели, умения устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.Рассмотрение запаса разнообразных ...

Модели объектов и их назначение

Материал содержит план урока, презентацию,  приложение и самоанализ урока.Данный урок способствует формированию интуитивного представление о модели, умению устанавливать соответствие между модели...