Урок – соревнование "Перевод чисел в позиционных системах счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Утарбаева Марина Алексеевна

Урок - соревнование. Позволит в  соревновательно игровой форме объяснить учащимся 6 класса о переводе чисел  в позиционных системах счисления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perevod_chisel_v_pozitsionnyh_sistemah_schisleniya.doc.docx139.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – соревнование

Перевод чисел в позиционных системах счисления

6 класс

Цель урока:

Обучение учащихся переводу из десятичной системы двоичную и наоборот, из двоичной в десятичную.

Развитие аналитико – синтезирующего мышления – умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы;

 Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Оборудование:  Раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! 

Сегодня у нас состоится не простой урок, а урок соревнование.  Пройдет соревнование под  названием «Перевод чисел в позиционных системах счисления» Вам необходимо разделиться на три команды. Каждой команде предстоит выполнить ряд заданий, та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание,  получает  5 баллов.

II. Проверка домашнего задания. (10 мин)

1. Разгадайте ребусы:

. 

Ответ: информация

Ответ: кодирование

Блиц-вопросы:

  • Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления? (нет)
  • Клавиатура – это устройство ввода или вывода? (ввода)
  • Программы, предназначенные для работы пользователя? (прикладные)
  • Назовите символы двоичного алфавита. (0; 1)
  • Верно ли, что в компьютере используется римская система счисления? (нет)
  • Устройство вывода информации на печать? (принтер)
  • Верно ли, что число 320 записано в троичной системе счисления? (нет)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ниже в таблицах в серых столбцах записаны порядковые номера чисел в кроссворде;

В белых столбцах десятичные числа, которые следует записать в римской системе счисления, чтобы разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1

80

3

750

5

510

7

15

8

39

9

1001

10

40

11

94

13

26

15

109

16

201

17(18)

2001

18(20)

3000

По вертикали:

1

79

2

34

3

630

4

81

6

1026

12

300

14

7

Ответы

По горизонтали: 1. LXXX; 3. DCCL; 5. DX; 7. XV; 8. XXXIX; 9. MI; 10. XL; 11. XCIV;

13. XXVI; 15. CIX; 16. CCI; 17. MMI; 18. MMM

По вертикали: 1. LXXIX; 2. XXXIV; 3. DCXXX; 4. LXXXI; 6. MXXVI; 12. CCC; 14. VII.

Домашнее задание

Учащимся было задано найти информацию на вопрос, каких великих людей интересовали необычные системы счисления. Это задание оценивается в 5 баллов.

Пример: Д.И. Менделеева интересовала троичная система счисления, открыта знаменитая формула спирта.

III. Актуализация знаний. (10 мин)

Учитель: Запишите в тетрадях тему урока:  «Перевод чисел в позиционных системах счисления»

Чтобы двигаться дальше попробуем разгадать шифровку:

В геометрической фигуре зашифровано высказывание Наполеона Хилла. Прочитайте его, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.

Ответ: Энтузиазм – это та сила, которая вращает турбину наших достижений

Сегодня с помощью этой силы мы получим много полезной информации, которая в дальнейшем пригодится для изучения дальнейших тем.  

Учитель: Скажите же, почему двоичная система удобна для представления информации на компьютере?

 Ученики:

Компьютеры используют двоичную систему потому, что она имеет ряд преимуществ перед другими системами: 

  • для ее реализации нужны технические устройства с двумя устойчивыми состояниями (есть ток - нет тока, намагничен - не намагничен и т.п.), а не, например, с десятью, - как в десятичной;
  • представление информации посредством только двух состояний надежно и ненадежно (помехоустойчиво);
  • двоичная арифметика намного проще десятичной.

IV. Объяснение нового материала. (10 мин)

Учитель: Именно переводу из двоичной системы в десятичную и наоборот мы  посвятим сегодня урок.

Опираясь на эти знания, вы сможете переводить числа с любым основанием.

Начнем с шуточного стихотворения:

Сколько лет девочке?

Ей было 1100 лет.

Она в 101 класс ходила. 

 В портфеле по 100 книг носила.

 Все это правда, а не бред.

 Когда пыля десятком ног.

 Она шагала по дороге, 

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий,

 Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами, 

И 10 загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И 10 темно-синих глаз

Оглядывали мир привычно.

Но станет все совсем обычным, 

Когда поймете наш рассказ.

Учитель: Какие будут предложения для решения этой задачи

Ученики: высказывают свои предложения.

Учитель: Выдвинем гипотезу: может быть, здесь зашифровано разложение чисел по степеням двойки? Выпишем упомянутое стихотворение в числа: 1, 10, 100, 101, 1100. Запишем их в развернутом виде, т.е. в виде разложения по степеням двойки.

1100= 1*23+1*22+0*21+0*20=12

101=1*22+0*21+1*20=5

10=1*21+0*20=2

100=1*22+0*21+0*20=4

Наше предположение подтвердилось. Выведем алгоритм перевода из двоичной системы счисления в десятичную.

Ученики: высказывают свои предложения и пытаются сформулировать правило перевода.

Учитель: Давайте рассмотрим пример. Попробуем определить, как перевести  число из десятичной системы счисления в двоичную.

 Учащиеся: делают вывод.

Учитель: Итак, мы вывели следующий алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.

  • последовательно выполнять деление исходного целого  десятичного числа и получаемых целых частных на 2 (основание системы) до тех пор, пока не получится частное, меньшее 2;
  • записать полученные остатки в обратной последовательности.

Ученики: делают записи в тетради.

V. Закрепление нового материала. (14 мин)

Работа по карточкам. Каждой команде раздаются разные варианты. Ребята выполняют задание в тетради, а результат записывают на карточку (2 карточки на команду).

Карточка № 1

Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную:

Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:

110011;

18;

1011010;

81;

110110011;

330;

1001111010;

501;

11011011110.

1405.

Карточка № 2

Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную:

Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:

111001;

20;

10110001;

77;

101110110;

190;

1001011011;

451;

111000111000.

1251.

Карточка № 3

Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную:

Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:

110101

23;

10111011;

87;

110110110;

101;

1001001111;

500;

1111000010.

1126.

Карточка № 4

Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную:

Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:

1110111;

27;

11110011;

85;

100011111;

243;

1110001110;

509;

11101110111.

1257.

Карточка № 5

Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную:

Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:

1101101;

35;

101101110;

92;

1010010001;

236;

1001100100;

303;

11101110110.

1107.

Карточка № 6

Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную:

Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:

111011;

39;

10011111;

191;

110110111;

292;

1011010111;

620;

1101101110.

1315.

ОТВЕТЫ:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1.51;

1.10010;

1.57;

1. 10100;

1.53;

1. 10111;

2.90;

2. 1010001;

2.177;

2. 1001101;

2. 187;

2. 1010111;

3.435;

3. 101001010;

3.374;

3.10111110;

3.438;

3. 1100101;

4.634;

4.111110101;

4.603;

4. 111000011;

4.591;

4.111110100;

5. 1758.

5. 10101111101.

5.3640.

5. 10011100011

5.962.

5. 10001110000.

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

1. 119;

1. 11011;

1.109;

1. 100011;

1.59;

1. 100111;

2.243;

2. 1010101;

2.366;

2. 1011100;

2. 159;

2. 1 О 111111 ;

3.287;

3.11110011;

3.657;

3.11101100;

3.439;

3. 100100100;

4.910;

4.111111101;

4.612;

4. 100101111;

4.727;

4. 1001101100;

5.1911.

5.10011101001.

5.1910.

5.10001010011

5.878.

5. 10100100011.

Творческое задание

Постройте в координатной плоскости заданную фигуру по плану, предварительно осу ществите перевод координат точек из двоичной системы счисления в десятичную.

  1. Постройте окружность с центром в точке (1010; 1010), радиусом 101;

2) Постройте точки и соедините их отрезками, закрасьте соответствующим цветом.

Синий (11;111), (100; 1000), (101; 111), (100; 110).

Синий (111; 111), (1000; 1000), (1001;111), (1000; 110).

Красный (100;100), (110; 11), (1000;100).

Учитель. Улыбающийся человечек, который получился в результате выполнения твор ческого задания, - подтверждение тому, что вы хорошо поработали на уроке

VI. Итог урока (2 мин)

Выставляются оценки. Учащиеся записывают домашнее задание.

Заполните магический квадрат цифрами в двоичной системе счисления

4

3

8

9

5

1

2

7

6

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Преобразование целых чисел в позиционных системах счисления"

Урок предназначен для изучения и закрепления правил перевода целых чисел в позиционных системах счисления. Интригующее начало урока настраивает ребят на изучение материала....

Урок информатики на тему "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

Урок инфрматики, третий по плану в 9 классе, с использование ЦОР (урок-практикум) Цель  урока: Организация деятельности учащихся по формированию умений и навыков при переводе из одной системы сч...

Конспект урока на тему: "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

Цель: освоить основы системы счисления.Задачи урока:Образовательная:–       Познакомить учащихся с алгоритмами перевода чисел из одной с/с в другую–...

Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс

Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления  " 10 класс...

конспект урока "Перевод чисел в позиционных системах счисления."

Данный материал рассчитан на два урока по теме "Перевод в позиционных системах счисления" и "Перевод в десятичную систему счисления". В презентации даны задания для самостоятельной работы....

Урок-игра "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

Подробный конспект занятия и файлы к конкурсам....