Конспект урока по теме "Информационное общество"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему

Пащенко Елена Владимировна

Тема "Информациооное общество" в курсе информатики для 11 класса является составной частью более общей темы "Информация и инфрмационные процессы".  Основная задача урока - показать учащимся, что в информационном обществе главными продуктами производства становятся информация и знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                           

                                                                                                                                           

ИНФОРМАТИКА

11 класс

Тема «Информация и информационные процессы »

План-конспект урока на тему:

«Информационное общество»

(по учебнику Полякова  К.Ю. «Информатика. Углубленный уровень»)

Преподаватель: Пащенко Елена Владимировна

ГБОУ Лицей №95 Калининского района Санкт-Петербурга

Цель: знакомство учащихся с понятием  «информационное общество», с динамикой развития общества от индустриального до информационного, формирование у учащихся потребности в своем дальнейшем развитии вместе с развитием информационного общества.

Задачи:

 а)обучающая: познакомить учащихся с понятием «информационное общество», историей его становления,  плавного перехода от индустриального общества до информационного                      

 б)воспитательная: воспитать у учащихся способность аналитически мыслить, самостоятельно принимать решения;

 в)развивающая: развить у учащихся логическое мышление, способность выделять главное, существенное в жизненной задаче, способность реализовать построенную информационную модель с помощью ИКТ - технологий.

Тип урока – усвоение новых знаний (УНЗ)

Форма работы с учащимися – коллективная (при объяснении нового материала, индивидуальная или групповая при выполнении самостоятельной работы для закрепления нового материала)

Необходимое техническое оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, видеопроектор, экран.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

                                                                            Таблица 1

Этап урока

Деятельность учителя

Название используемых ЭОР

Деятельность ученика

Время в мин.

1

2

3

4

5

Организационный  момент

Подготовка к усвоению нового материала

Усвоение новых знаний

Закрепление новых знаний

Домашнее задание

 Учитель отмечает отсутствующих. Рассказывает о теме урока.

Учитель начинает объяснять новый  материал: «Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией, и, наконец, информацией. В первобытно –общинном, рабовладельческом и феодальном обществах деятельность общества в целом и каждого человека в отдельности  была направлена , в первую очередь , на овладение веществом. На заре цивилизации люди научились изготавливать простые орудия труда, в античности появились первые механизмы, в средние века были изобретены первые сложные орудия труда и механизмы (ткацкий станок, часы). Овладение энергией находилось в этот период на начальной ступени. Источники энергии - солнце, вода, огонь, ветер. С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения информации. Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации сначала использовались наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации(глиняные таблички, папирусы). Этот период называют первой информационной революцией. В это время появляются и первые устройства для обработки информации(счетные доски)»

 

 

 Учитель продолжает объяснять новый материал: «Начиная примерно с XVII века идет построение индустриального общества (на первый план выходит проблема овладения энергией. В конце XIX века началось овладение электрической энергией, в середине XX века человечество овладело атомной энергией. Овладение энергией позволило перейти к массовому машинному производству потребительских товаров, было создано индустриальное общество. В этот период происходили также существенные изменения в способах хранения и передачи информации. В середине XV века было изобретено книгопечатание – вторая информационная революция. В середине XIX века Чарльзом Бэббиджем была создана цифровая Аналитическая машина. Но только в середине XX  века (в конце 40-годов)  появилась первая ЭВМ. И с этого времени начался постепенный переход от индустриального общества к информационному. В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.

 (Начинается демонстрация информационного сайта –ЭОР)

 В информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства, человек, использующий информационные технологии,  имеет лучшие условия труда, а труд становится творческим и интеллектуальным. С конца 80-х годов ЭВМ стали персональными. Их производство стало массовым. Персональный компьютер постоянно совершенствуется. Существенной тенденцией в информатизации общества является переход от использования компьютеров в автономном режиме к использованию их в информационных сетях.»

Учитель предлагает для закрепления нового материала пройти индивидуально или в группах по 2 человека тестирование на закрепление нового материала. При затруднении учащихся с ответами, подсказывает правильные ответы  

Параграф 5 стр. 54-63 .

Информатика и современное общество (1 в таб.2)

Аграрное, индустриальное и информационное общество.  

Учащиеся слушают и задают вопросы

Учащиеся активно принимают участие в обсуждении признаков индустриального и информационного общества по мере демонстрации сайта-ЭОР  

Учащиеся выбирают нужные ответы в наборе из 8 тестов. При этом они могут между собой обсуждать варианты правильных ответов

3

9

15

15

3

Приложение к плану-конспекту урока «Информационное общество»

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления

Гиперссылка на ресурс

1

2

Информатика и современное общество

Аграрное, индустриальное и информационное общество

Информационный сайт

Набор тестов для  контроля, закрепления полученных знаний.

Выбор ссылок на web-страницы с разными разделами  темы в панели навигации

Открытый мультимедийный ресурс с возможностью выбора варианта ответа

http://fcior.edu.ru/card/29356/informatika-i-sovremennoe-obshestvo.html

http://fcior.edu.ru/card/23294/agrarnoe-industrialnoe-i-informacionnoe-obshestvo-kontrol.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Власть и общество в годы Великой Отечественной войны" 9 класс

Конспект урока истории. Лабораторное занятие с элементами групповой работы....

Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока:  «...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Информация в обществе и технике"

Зазработка урока по информатике в 8 классе...

Конспект урока "Подросок в обществе риска"

Конспект урока  обществознания 7 класс "Подросок в обществе риска"  составлен с использованием структур сингапурской системы обучения....

план-конспект урока "Контуры современного общества", 10 класс, обществознание , профильный уровень

Технологическая карта урока "Контуры современного общества",  10 класс, обществознание, профильный уровень, УМК Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой,  А.Ю. Лазебниковой. Урок с приминен...

Конспект урока истории "Феодальное общество в период рассвета Средневековья"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, основан на применении приемов технологии критического мышления, дидактической технологии, использован метод краткосрочного проекта....

Конспекты уроков 6 кл. общество

Конспекты уроков 6 кл. общество...