«Кодирование»
план-конспект на тему

Семикин Алексей Владимирович

Познакомить учащихся с пиктограммами и привести пример шифрования текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kodirovanie.doc543 КБ

Предварительный просмотр:

департамент образования города москвы

южное окружное управление образования

государственное образовательное учреждение

центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

конспект урока по информатике

Тема: «Кодирование»

Педагог ДО: Семикин Алексей Владимирович

Место проведения: г. Москва ул. Ереванская, 19

Дата проведения: 04.10.2010 года

Время проведения: 11.00

москва

Тема: «Кодирование»

 

Цель: познакомить учащихся с пиктограммами и привести пример шифрования текста.

Задачи:

-Познакомить с понятием «кодирования» и «декодирования»;

-Познакомить с понятием «пиктограмма»;

-Развивать наблюдательность, речь, память, внимание;

-Развивать творческие способности, логическое мышление;

-Воспитывать навык самоконтроля;

Оборудование:

Для учителя: мультимедийная установка, экран, таблички со словами «кодирование», «декодирование», «пиктограмма»

Для учащихся: учебники В.А. Горячева «Информатика в играх и задачах  2 класс», компьютеры, п/о «Логомиры».

Ход урока

Этапы и виды работы

на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1. Организационный момент

Ребята, к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь, пожалуйста, с ними. Проверьте порядок на парте.

Дети приветствуют учителя и гостей.

(здоровьесберегающая) способствовать созданию благоприятного климата.

2. Постановка цели урока

Ребята, сегодня я получил очень странное зашифрованное письмо. Никак не могу его прочитать! Может быть, вы справитесь с ним? (  № 41 с. 18 на экране)

-Как вам это удалось? Ведь в этом письме не все записано словами!

-Да действительно, если внимательно посмотреть на картинки, можно прочитать информацию и без написанных слов. Такую информацию называют зашифрованной, или закодированной. И сегодня мы будем учиться кодировать и раскодировать (или же декодировать) различную информацию.

Дети расшифровывают письмо.

(коррекционно-развивающая)

способствовать развитию речи, памяти и внимания.

(образовательная) Познакомить с понятием «кодирования» и «декодирования»;

3. Вводная беседа

А для чего же нужно уметь кодировать информацию?

-Правильно, для того, чтобы никто не узнал ваших секретов.

    -Кодирование зародилось в давние времена. Выдающиеся правители, шпионы, воины пользовались шифровками и тайнописями. Как только возникло письмо, появились и способы его шифрования. Первая система кодирования вошла в историю под названием "алфавит Цезаря". Древний римский полководец Цезарь менял буквы в словах так, чтобы из них не складывалось ни одного слова.

-Как вы думаете, кто мог прочитать такое письмо? (…)

-Прочитать такое письмо мог лишь тот, кто знал КЛЮЧ к шифру, то есть тот, кто знал, какие буквы надо заменить.

-Русская тайнопись возникает не позднее XIII веке. Как правило, она составлялась но одному из наиболее примитивных способов зашифровки, получивших название "тарабарской грамоты". Секрет заключался в простой перестановке, когда текст сообщения разбивался на слоги, и последние переставляли вместе с буквами по заранее заданному принципу, иногда каждая буква заменялась своим особым, причудливым знаком. Нередко писцы прибегали к написанию фраз в обратном порядке, составляя своеобразные криптограммы, или не дописывали буквы - подобный шифр назывался "полусловицей". (пример на экране) 

-Кто же мог прочитать такое письмо? (ответы) Опять только тот, кто знал код, шифр, - КЛЮЧ.

Ответы детей

Внимательно слушают

(коррекционно-развивающая)

способствовать развитию творческого развития и логического мышления.

4. Упражнения в кодировании и декодировании информации

Сейчас мы представим себя в роли секретных агентов. Нам надо будет закодировать или раскодировать различную информацию. Но ключа у нас нет, мы должны сами догадаться, по какому принципу зашифрована информация.

№ 42 (а) (кодирование букв цифрами)

-Посмотрите на рисунок.  Мы видим два множества. Элементы левого множества - буквы, элементы правого множества – цифры. На прошлом уроке мы говорили об отображении множеств. Если внимательно посмотрим, то букве И соответствует цифра 1, Б – цифра 3. Внизу мы видим таблицу. Верхний рад – цифры. Что же должно быть под каждой цифрой? (соответствующая буква).

Расшифруйте (декодируйте) слово.

А теперь, используя ключ, закодируйте любое слово. Но слово должно состоять только из тех букв, которые есть в правом множестве.

№ 44 (кодирование букв с помощью координатной сетки)

-Кодировать можно разными способами. Рассмотрите таблицу в №44. Мы видим координатную сетку, в окошках – буквы. По какому адресу живет буква Р? (Какие координаты у буквы Р?) – (1, 5). Сможете ли раскодировать слово в таблице?

-Теперь закодируйте любой предмет на картинке в таблицу (б).

№ 46. (кодирование букв рисунками)

- А вот еще способ кодирования:

По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя.

 № 45 (кодирование слов в ребусах)

-Ребусы- тоже закодированная информация. Вместе с буквами для зашифровки используются цифры и рисунки. При разгадывании имеет значение и расположение букв и слогов.

Дети кодируют и декодируют слова.

(воспитательная)

Воспитывать навык самоконтроля.

5. Физминутка (кодирование действий предметами)

- Давайте договоримся, что линейка обозначает исходную стойку (ноги вместе, обе руки вниз)

-ручка – руки в стороны;

-карандаш – руки вверх;

-мел – руки вперед.

Проигравший садится на место.

Выполняют упражнения

(здоровьесберегающая)

Разминка.

6. Знакомство с понятием «Пиктограмма».

Итак, информация может быть закодирована в разных формах. Одна из целей кодирования – чтобы ваш секрет не смогли узнать посторонние люди. Но у кодирования есть и еще одна совершенно противоположная цель – коротко и ясно донести до всех людей важную информацию. Информация никогда не появляется в чистом виде, она всегда как-то представлена, как-то закодирована. Грандиозные достижения человечества - письменность и арифметика - есть не что иное, как система кодирования речи и числовой информации.

    Человечество начинало записывать свою историю и выполнять необходимые вычисления при помощи простой, но выразительной графики – пиктограммы. Такие графические знаки  появились очень давно. Это древнейшая форма письма.

     Сложное слово пиктограмма можно перевести с латинского языка как “рисованная надпись”. Пиктограмма — упрощенный рисунок, который служит общепринятым обозначением некоторого предмета, действия или события.

Например, для записи чисел древние египтяне употребляли иероглифы:

 

Эти рисунки обозначали единицу, десять, сто, тысячу, десять тысяч, сто тысяч (лягушка), миллион (человек с поднятыми руками), десять миллионов.

    Как ни удивительно, но и в современном мире, заполненном текстовой информацией, роль графических сообщений только повышается.  Пиктограмма — это “сгусток” информации, который простым, но выразительным изображением заменяет длинный текст.

    Маленький человек идет в детский сад. Он еще не умеет читать (как и древние египтяне), поэтому, вместо надписи “шкафчик Галочки Чайкиной”, на дверку вешают изображение птички. А на шкафчике Пети Иванова — веселый зайчик. Запомнить птичку и зайчика очень легко, и дети без труда находят свою одежду, когда идут на прогулку.

Пиктограммы привычны на улицах, вокзалах, стадионах. Их можно встретить в больнице, библиотеке, в зоне отдыха. Они “поселились” на упаковках вещей и продуктов. Язык пиктограмм понятен без перевода и американцу, и русскому, и даже малышу, который совсем не умеет читать!

№ 41 (б) (работа с пиктограммами)

    -Давайте рассмотрим пиктограммы на странице нашего учебника. Что обозначают эти картинки и знаки? (ответы)

- А вот еще знаки. Догадайтесь, что они обозначают? (Экран)

-Запомнить их просто, ведь пиктограмма специально рисуется так, чтобы быть понятной без лишних слов.

-Где еще можно встретить пиктограммы? (ответы)

    -C появлением компьютеров возникла необходимость кодирования всех видов информации, с которыми имеет дело и отдельный человек, и человечество в целом.

    Такого количества пиктограмм, как на экране компьютера, нет нигде! На Рабочем столе компьютера расположены значки программ и документов. Понять их смысл можно даже тем, кто не умеет читать. (экран)

Сейчас мы подойдем к компьютерам и познакомимся с новой программой, Логомирами. А помогут нам в работе значки – пиктограммы.

Дети изучают пиктограммы и расшифровывают их.

(коррекционно-развивающая)

способствовать развитию логики и внимания.

(образовательная) Познакомить с понятием «пиктограмма»;

7. Самостоятельная работа.

    -Представьте, что к нам в школу приехали в гости ребята из другой страны. Они не знают нашего языка. Придумайте и нарисуйте пиктограммы, которые коротко и ясно проинформируют гостей о кабинете музыки, рисования, физкультурном зале, столовой, раздевалке.

-Что можно изобразить на пиктограмме? (ответы), (обсуждение)

-Итак, ваша информация должна быть понятна и доступна каждому.

Дети рисуют пиктограммы.

(Образовательная) научить создавать пиктограммы

8. Подведение итогов.

-Итак, вы сегодя узнали, что кодирование информации имеет разные и к тому же противоположные цели.

Одна из целей – скрыть важную информацию от посторонних. А какова другая цель? (коротко и доступно всем заменить длинное сообщение).

-Справились ли ребята с заданием на компьютере?

-Понятно ли содержание закодированной информации?

(обсуждение и оценка работ)

 -В жизни вам часто придется сталкиваться с зашифрованной информацией. Позже вы узнаете и о других видах кодирования, и для каких целей оно применяется. А пока надо научиться разбираться и понимать в самые простейшие способы.

Мы познакомились с пиктограммами, научились зашифровывать и расшифровывать письма

Все поставленные задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Кодирование информации"

Тест рассчитан на два варианта, содержит задания с выбором ответа и с ответом в краткой форме....

Кодирование информации. Двоичное кодирование

"Урок по теме "Кодирование информации. Двоичное кодирование" 10 класс"...

Решение примеров по теме "Кодирование информации"

"Урок на тему:Решение примеров по теме "Кодирование информации""...

Контрольная работа " Кодирование информации"

"Урок на тему: Контрольная работа " Кодирование информации""...

"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».

Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...