«Кодирование»
план-конспект на тему
Познакомить учащихся с пиктограммами и привести пример шифрования текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 543 КБ |
Предварительный просмотр:
департамент образования города москвы
южное окружное управление образования
государственное образовательное учреждение
центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения
конспект урока по информатике
Тема: «Кодирование»
Педагог ДО: Семикин Алексей Владимирович
Место проведения: г. Москва ул. Ереванская, 19
Дата проведения: 04.10.2010 года
Время проведения: 11.00
москва
Тема: «Кодирование»
Цель: познакомить учащихся с пиктограммами и привести пример шифрования текста.
Задачи:
-Познакомить с понятием «кодирования» и «декодирования»;
-Познакомить с понятием «пиктограмма»;
-Развивать наблюдательность, речь, память, внимание;
-Развивать творческие способности, логическое мышление;
-Воспитывать навык самоконтроля;
Оборудование:
Для учителя: мультимедийная установка, экран, таблички со словами «кодирование», «декодирование», «пиктограмма»
Для учащихся: учебники В.А. Горячева «Информатика в играх и задачах 2 класс», компьютеры, п/о «Логомиры».
Ход урока
Этапы и виды работы на уроке | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
1. Организационный момент | Ребята, к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь, пожалуйста, с ними. Проверьте порядок на парте. | Дети приветствуют учителя и гостей. | (здоровьесберегающая) способствовать созданию благоприятного климата. |
2. Постановка цели урока | Ребята, сегодня я получил очень странное зашифрованное письмо. Никак не могу его прочитать! Может быть, вы справитесь с ним? ( № 41 с. 18 на экране) -Как вам это удалось? Ведь в этом письме не все записано словами! -Да действительно, если внимательно посмотреть на картинки, можно прочитать информацию и без написанных слов. Такую информацию называют зашифрованной, или закодированной. И сегодня мы будем учиться кодировать и раскодировать (или же декодировать) различную информацию. | Дети расшифровывают письмо. | (коррекционно-развивающая) способствовать развитию речи, памяти и внимания. (образовательная) Познакомить с понятием «кодирования» и «декодирования»; |
3. Вводная беседа | А для чего же нужно уметь кодировать информацию? -Правильно, для того, чтобы никто не узнал ваших секретов. -Кодирование зародилось в давние времена. Выдающиеся правители, шпионы, воины пользовались шифровками и тайнописями. Как только возникло письмо, появились и способы его шифрования. Первая система кодирования вошла в историю под названием "алфавит Цезаря". Древний римский полководец Цезарь менял буквы в словах так, чтобы из них не складывалось ни одного слова. -Как вы думаете, кто мог прочитать такое письмо? (…) -Прочитать такое письмо мог лишь тот, кто знал КЛЮЧ к шифру, то есть тот, кто знал, какие буквы надо заменить. -Русская тайнопись возникает не позднее XIII веке. Как правило, она составлялась но одному из наиболее примитивных способов зашифровки, получивших название "тарабарской грамоты". Секрет заключался в простой перестановке, когда текст сообщения разбивался на слоги, и последние переставляли вместе с буквами по заранее заданному принципу, иногда каждая буква заменялась своим особым, причудливым знаком. Нередко писцы прибегали к написанию фраз в обратном порядке, составляя своеобразные криптограммы, или не дописывали буквы - подобный шифр назывался "полусловицей". (пример на экране) -Кто же мог прочитать такое письмо? (ответы) Опять только тот, кто знал код, шифр, - КЛЮЧ. | Ответы детей Внимательно слушают | (коррекционно-развивающая) способствовать развитию творческого развития и логического мышления. |
4. Упражнения в кодировании и декодировании информации | Сейчас мы представим себя в роли секретных агентов. Нам надо будет закодировать или раскодировать различную информацию. Но ключа у нас нет, мы должны сами догадаться, по какому принципу зашифрована информация. № 42 (а) (кодирование букв цифрами) -Посмотрите на рисунок. Мы видим два множества. Элементы левого множества - буквы, элементы правого множества – цифры. На прошлом уроке мы говорили об отображении множеств. Если внимательно посмотрим, то букве И соответствует цифра 1, Б – цифра 3. Внизу мы видим таблицу. Верхний рад – цифры. Что же должно быть под каждой цифрой? (соответствующая буква). Расшифруйте (декодируйте) слово. А теперь, используя ключ, закодируйте любое слово. Но слово должно состоять только из тех букв, которые есть в правом множестве. № 44 (кодирование букв с помощью координатной сетки) -Кодировать можно разными способами. Рассмотрите таблицу в №44. Мы видим координатную сетку, в окошках – буквы. По какому адресу живет буква Р? (Какие координаты у буквы Р?) – (1, 5). Сможете ли раскодировать слово в таблице? -Теперь закодируйте любой предмет на картинке в таблицу (б). № 46. (кодирование букв рисунками) - А вот еще способ кодирования: По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя. № 45 (кодирование слов в ребусах) -Ребусы- тоже закодированная информация. Вместе с буквами для зашифровки используются цифры и рисунки. При разгадывании имеет значение и расположение букв и слогов. | Дети кодируют и декодируют слова. | (воспитательная) Воспитывать навык самоконтроля. |
5. Физминутка (кодирование действий предметами) | - Давайте договоримся, что линейка обозначает исходную стойку (ноги вместе, обе руки вниз) -ручка – руки в стороны; -карандаш – руки вверх; -мел – руки вперед. Проигравший садится на место. | Выполняют упражнения | (здоровьесберегающая) Разминка. |
6. Знакомство с понятием «Пиктограмма». | Итак, информация может быть закодирована в разных формах. Одна из целей кодирования – чтобы ваш секрет не смогли узнать посторонние люди. Но у кодирования есть и еще одна совершенно противоположная цель – коротко и ясно донести до всех людей важную информацию. Информация никогда не появляется в чистом виде, она всегда как-то представлена, как-то закодирована. Грандиозные достижения человечества - письменность и арифметика - есть не что иное, как система кодирования речи и числовой информации. Человечество начинало записывать свою историю и выполнять необходимые вычисления при помощи простой, но выразительной графики – пиктограммы. Такие графические знаки появились очень давно. Это древнейшая форма письма. Сложное слово пиктограмма можно перевести с латинского языка как “рисованная надпись”. Пиктограмма — упрощенный рисунок, который служит общепринятым обозначением некоторого предмета, действия или события. Например, для записи чисел древние египтяне употребляли иероглифы:
Эти рисунки обозначали единицу, десять, сто, тысячу, десять тысяч, сто тысяч (лягушка), миллион (человек с поднятыми руками), десять миллионов. Как ни удивительно, но и в современном мире, заполненном текстовой информацией, роль графических сообщений только повышается. Пиктограмма — это “сгусток” информации, который простым, но выразительным изображением заменяет длинный текст. Маленький человек идет в детский сад. Он еще не умеет читать (как и древние египтяне), поэтому, вместо надписи “шкафчик Галочки Чайкиной”, на дверку вешают изображение птички. А на шкафчике Пети Иванова — веселый зайчик. Запомнить птичку и зайчика очень легко, и дети без труда находят свою одежду, когда идут на прогулку. Пиктограммы привычны на улицах, вокзалах, стадионах. Их можно встретить в больнице, библиотеке, в зоне отдыха. Они “поселились” на упаковках вещей и продуктов. Язык пиктограмм понятен без перевода и американцу, и русскому, и даже малышу, который совсем не умеет читать! № 41 (б) (работа с пиктограммами) -Давайте рассмотрим пиктограммы на странице нашего учебника. Что обозначают эти картинки и знаки? (ответы) - А вот еще знаки. Догадайтесь, что они обозначают? (Экран) -Запомнить их просто, ведь пиктограмма специально рисуется так, чтобы быть понятной без лишних слов. -Где еще можно встретить пиктограммы? (ответы) -C появлением компьютеров возникла необходимость кодирования всех видов информации, с которыми имеет дело и отдельный человек, и человечество в целом. Такого количества пиктограмм, как на экране компьютера, нет нигде! На Рабочем столе компьютера расположены значки программ и документов. Понять их смысл можно даже тем, кто не умеет читать. (экран) Сейчас мы подойдем к компьютерам и познакомимся с новой программой, Логомирами. А помогут нам в работе значки – пиктограммы. | Дети изучают пиктограммы и расшифровывают их. | (коррекционно-развивающая) способствовать развитию логики и внимания. (образовательная) Познакомить с понятием «пиктограмма»; |
7. Самостоятельная работа. | -Представьте, что к нам в школу приехали в гости ребята из другой страны. Они не знают нашего языка. Придумайте и нарисуйте пиктограммы, которые коротко и ясно проинформируют гостей о кабинете музыки, рисования, физкультурном зале, столовой, раздевалке. -Что можно изобразить на пиктограмме? (ответы), (обсуждение) -Итак, ваша информация должна быть понятна и доступна каждому. | Дети рисуют пиктограммы. | (Образовательная) научить создавать пиктограммы |
8. Подведение итогов. | -Итак, вы сегодя узнали, что кодирование информации имеет разные и к тому же противоположные цели. Одна из целей – скрыть важную информацию от посторонних. А какова другая цель? (коротко и доступно всем заменить длинное сообщение). -Справились ли ребята с заданием на компьютере? -Понятно ли содержание закодированной информации? (обсуждение и оценка работ) -В жизни вам часто придется сталкиваться с зашифрованной информацией. Позже вы узнаете и о других видах кодирования, и для каких целей оно применяется. А пока надо научиться разбираться и понимать в самые простейшие способы. | Мы познакомились с пиктограммами, научились зашифровывать и расшифровывать письма | Все поставленные задачи решены. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Кодирование информации"
Тест рассчитан на два варианта, содержит задания с выбором ответа и с ответом в краткой форме....
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации
Первый урок в 8 классе. Конспект и домашнее задание....
2_3.44 Кодирование 2 класс по программе А. В. Горячева
Презентация и описание. Электронная поддержка учебника-тетради по программе Горячева А.В. во 2 классе.В ресурсе представлены презентации решения задач из 3-го раздела курса (№№ 44, 45,47, 48, 50...
Презентация и конспект урока 5_1.7 «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...
"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».
Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...

Проверочная работа по теме "Кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование."
Письменная проверочная работа по указанной теме....