7 класс урок на тему: Информационные процессы. Хранение и передача информации
презентация урока для интерактивной доски по информатике и икт (7 класс) на тему

разработка урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no1.doc123.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_no7.ppt797.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель информатики МБОУ «СОШ № 4»: Сабельников А.А.

Тема урока: Информационные процессы. Хранение и передача информации

Дата проведения: 20.09.2016 года

Предмет, класс: Информатика, 7 класс

Название и автор учебника: Информатика и ИКТ, 7 класс (ФГОС), Л. Л. Босова

Тип урока: урок комбинированный

Цель урока: 

Планируемые образовательные результаты: 

предметные – общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения  и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;  

метапредметные – навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию;

общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации;

 личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека.  

Решаемые учебные задачи:  

1) расширить представления учащихся об информационных процессах;

2) систематизировать представления учащихся о носителях информации;

3) рассмотреть примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

4) рассмотреть схему передачи информации.

 Основные понятия, изучаемые на уроке: 

- информационные процессы;  

- информационная деятельность;  

- хранение информации,

- носитель информации;  

- передача информации, источник, канал связи, приѐмник.

 Используемые на уроке средства ИКТ:  

-  персональный компьютер (ПК) учителя,

- мультимедийный проектор,

- экран.  

Электронное приложение к учебнику: 

 презентация «Информационные процессы» из электронного приложения к учебнику. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. Организационный момент.

- приветствие;

- сообщение темы урока.

  1. Актуализация знаний.

- информационные процессы (изменение, действия с использованием информации);

- основные информационные процессы (сбор, представление, обработка, хранение, передача);

- информационная деятельность (сбор, представление, обработка, хранение, передача);

- что значит своевременно обрабатывать (пример: о сигналах светофора)

 - что такое входная (поступившая) информация (пример: пешеход переходит улицу)

- при каких обстоятельствах получается выходная информация (после обработки)

- обработка информации (целенаправленное изменение содержание и формы);

- назовите два типа обработки информации (получение нового содержания, изменение формы представления);

Задание 1. Повторение.

информационные процессы

изменение, действия с использованием информации)

основные информационные процессы

сбор, представление, обработка, хранение, передача

информационная деятельность

сбор, представление, обработка, хранение, передача

 что значит своевременно обрабатывать

пример: о сигналах светофора

что такое входная (поступившая) информация

(пример: пешеход переходит улицу)

при каких обстоятельствах получается выходная информация

после обработки

- обработка информации

целенаправленное изменение содержание и формы

назовите два типа обработки информации

получение нового содержания, изменение формы представления

3. Объяснение нового материала.

Хранение информации.

Хранение информации - процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации

Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации. Доказательствами тому служат зарубки на деревьях, помогающие не заблудиться во время охоты; счёт предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы - всё это служит целям хранения информации.

Различная информация требует различного времени хранения:

• автобусный билет требуется хранить - в течение поездки;
• программу телевидения - неделю;
• школьный дневник - учебный год;
• аттестат зрелости - до конца жизни;
• исторические документы - несколько столетий.

Задание 2.  Заполните по вашему мнению время хранения информации.

• автобусный билет требуется хранить

в течение поездки

• программу телевидения

- неделю;

• школьный дневник

учебный год;

• аттестат зрелости

до конца жизни

• исторические документы

несколько столетий

Передача информации

  

Мы постоянно участвуем в процессе передачи информации.

Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют рекламные объявления, отправляют телеграммы, пишут письма. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону и общении в компьютерной сети Интернет.


Процесс передачи информации:

  

http://dxmbkxacdb7tv.cloudfront.net/04540c0a-12df-4521-a2e0-bf7ed9867a81/347.png

1) информация от источника поступает в кодирующее устройство;
2) в кодирующем устройстве информация преобразуется в форму, удобную для передачи;
3) закодированная информация поступает от источника к приёмнику (получателю) по соответствующему каналу передачи информации — каналу связи;
4) приёмник содержит декодирующее устройство; в этом устройстве происходит преобразование закодированной информации, поступившей по каналу связи, к исходной форме.

Задание 3.  Примеры обработки информации:

Пример обработки информации

Входная информация

Правило преобразования

Выходная информация

Таблица умножения

Множители

Правила арифметики

Произведение

Определение времени полёта рейса «Москва — Ялта»

Время вылета из Москвы и время прилёта в Ялту

Математическая формула

Время в пути

Отгадывание слова в игре «Поле чудес»

Количество букв в слове и тема

Формально не определено

Отгаданное слово

Получение секретных сведений

Шифровка от резидента

Своё в каждом конкретном случае

Дешифрованный текст

Информацию можно передать от источника к приёмнику по каналу связи.
В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если каналы связи имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи.
Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети. С их помощью можно передавать любую информацию (текст, числа, звук, изображение).

Информационные процессы в живой природе и технике.

Информационные процессы — необходимое условие жизнедеятельности любого организма. 

 

  1. Информационные процессы в живой природе:


 - цветки и соцветия некоторых растений в течение дня поворачиваются вслед за солнцем;
 - пчёлы танцем передают сородичам информацию об источниках корма;
 - многие дикие животные пахучими метками дают знать чужакам, что эта территория уже занята;
 - трели соловья служат для привлечения самки;
 - домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых;
 - животные в цирке выполняют команды дрессировщиков.

 

  1. Информационные процессы характерны и для технических устройств. 

Пример:

- Автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы.

 - Программно-управляемые станки работают, руководствуясь заложенной в них информацией - программой их работы.

 - Автопилот управляет самолётом в соответствии с заложенной в него программой и т.д.

Задание 4. Заполните таблицу.

Информационные процессы в живой природе:

Информационные процессы характерны и для технических устройств.

  1. Итог урока:

  1. Д/З

Задание 1. Повторение. ( с ответами)

информационные процессы

изменение, действия с использованием информации)

основные информационные процессы

сбор, представление, обработка, хранение, передача

информационная деятельность

сбор, представление, обработка, хранение, передача

 что значит своевременно обрабатывать

пример: о сигналах светофора

что такое входная (поступившая) информация

(пример: пешеход переходит улицу)

при каких обстоятельствах получается выходная информация

после обработки

- обработка информации

целенаправленное изменение содержание и формы

назовите два типа обработки информации

получение нового содержания, изменение формы представления

Задание 2.  Заполните по вашему мнению время хранения информации.

• автобусный билет требуется хранить

в течение поездки

• программу телевидения

- неделю;

• школьный дневник

учебный год;

• аттестат зрелости

до конца жизни

• исторические документы

несколько столетий

Задание 3.  Примеры обработки информации:

Пример обработки информации

Входная информация

Правило преобразования

Выходная информация

Таблица умножения

Множители

Правила арифметики

Произведение

Определение времени полёта рейса «Москва — Ялта»

Время вылета из Москвы и время прилёта в Ялту

Математическая формула

Время в пути

Отгадывание слова в игре «Поле чудес»

Количество букв в слове и тема

Формально не определено

Отгаданное слово

Получение секретных сведений

Шифровка от резидента

Своё в каждом конкретном случае

Дешифрованный текст

Задание 1. Повторение.

информационные процессы

основные информационные процессы

информационная деятельность

 что значит своевременно обрабатывать

что такое входная (поступившая) информация

при каких обстоятельствах получается выходная информация

- обработка информации

назовите два типа обработки информации

Задание 2.  Заполните по вашему мнению время хранения информации.

• автобусный билет требуется хранить

• программу телевидения

• школьный дневник

• аттестат зрелости

• исторические документы

Задание 3.  Примеры обработки информации:

Пример обработки информации

Входная информация

Правило преобразования

Выходная информация

Таблица умножения

Множители

Правила арифметики

Произведение

Определение времени полёта рейса «Москва — Ялта»

Время вылета из Москвы и время прилёта в Ялту

Математическая формула

Время в пути

Отгадывание слова в игре «Поле чудес»

Получение секретных сведений

Задание 4. Заполните таблицу.

Информационные процессы в живой природе:

Информационные процессы характерны и для технических устройств.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

учитель информатики МБОУ «СОШ № 4» Сабельников А.А.

Слайд 2

Наиболее острой проблемой современного общества является проблема информационной безопасности, начиная от отдельного человека до государства.

Слайд 3

Защиту информации в компьютерах обязательно следует рассматривать как комплекс мер , включающих организационные, технические, юридические, программные, оперативные, страховые и даже морально-этические меры. Не парадоксально ли, что воровство вещей из квартиры рассматривается как преступление, а воровство информации из компьютера зачастую как показатель высоких интеллектуальных возможностей?

Слайд 4

И ни какой пароль, как, впрочем, и любая другая система безопасности, не поможет, если каждый пользователь системы лично не заинтересован в соблюдении режима безопасности, не понимает, для чего нужен режим безопасности, и что этот пользователь лично потеряет в случае вскрытия его пароля или любого другого пароля в его организации . Ведь замок на двери можно открыть один раз утром и оставить открытым на весь день - какая же тогда безопасность?

Слайд 5

Что же такое пароль? Военные говорят: "пароль - это секретное слово, позволяющее определить кто 'свой', а кто нет". С точки зрения компьютерной безопасности это определение можно немного добавить и расширить: " пароль - это секретный набор различных символов, позволяющий определить законного пользователя и его права на работу в компьютерной системе".

Слайд 6

Пароль может применяться для различных целей: - определения "свой - чужой" - подтверждение личности владельца ключевого элемента (например, кредитной или магнитной карточки); - прав работы в системе и допуска к информации; - получения специальных прав на выполнение особо важных операций; - ключ для системы шифрования или электронной подписи и т.д.

Слайд 7

Общая идея такая: самый лучший пароль - случайный и бессмысленный набор символов.

Слайд 8

Пароли на компьютере Информация о создании и изменении учетных записей, защищенных паролями, а также о доступе к ним и сведения о том, как установить защиту паролем при загрузке компьютера, находятся в файлах справки операционной системы или на веб-узле ее производителя. Например, в ОС Microsoft Windows XP информацию об управлении паролями, их изменении и т. д. можно найти в системе интерактивной справки.

Слайд 9

Храните пароль в надежном месте. Будьте внимательны, если записали пароль на бумажный или какой-либо другой носитель. Не оставляйте запись с паролем там, где бы вы не оставили информацию, которую он защищает.

Слайд 10

Регулярно меняйте пароли. Это может ввести злоумышленников в заблуждение. Чем надежнее пароль, тем дольше можно его использовать. Пароль из 8 и менее символов можно применять в течении недели, в то время как комбинация из 14 и более символов может служить несколько лет, если она составлена по всем правилам, приведенным выше.

Слайд 11

Биометрические системы защиты Биометрическая идентификация - это способ идентификации личности по отдельным специфическим биометрическим признакам (идентификаторам), присущим конкретному человеку

Слайд 12

Обилие биометрических методов поражает. Основными методами, использующими статистические биометрические характеристики человека, являются идентификация по папиллярному рисунку на пальцах, радужной оболочке, геометрии лица, сетчатке глаза человека, рисунку вен руки. Также существует ряд методов, использующих динамические характеристики человека: идентификация по голосу, динамике рукописного подчерка, сердечному ритму, походке.

Слайд 13

Отпечатки пальцев Дактилоскопия (распознавание отпечатков пальцев) — наиболее разработанный на сегодняшний день биометрический метод идентификации личности. Катализатором развития метода послужило его широкое использование в криминалистике ХХ века.

Слайд 14

Каждый человек имеет уникальный папиллярный узор отпечатков пальцев, благодаря чему и возможна идентификация. Обычно алгоритмы используют характерные точки на отпечатках пальцев: окончание линии узора, разветвление линии, одиночные точки. Дополнительно привлекается информация о морфологической структуре отпечатка пальца: относительное положение замкнутых линий папиллярного узора, арочных и спиральных линий. Особенности папиллярного узора преобразовываются в уникальный код, который сохраняет информативность изображения отпечатка. И именно «коды отпечатков пальцев» хранятся в базе данных, используемой для поиска и сравнения. Время перевода изображения отпечатка пальца в код и его идентификация обычно не превышают 1с, в зависимости от размера базы. Время, затраченное на поднесение руки, не учитывается.

Слайд 15

Радужная оболочка Радужная оболочка глаза является уникальной характеристикой человека. Рисунок радужки формируется на восьмом месяце внутриутробного развития, окончательно стабилизируется в возрасте около двух лет и практически не изменяется в течение жизни, кроме как в результате сильных травм или резких патологий. Метод является одним из наиболее точных среди биометрических технологий.

Слайд 16

Система идентификации личности по радужной оболочке логически делится на две части: устройство захвата изображения, его первичной обработки и передачи вычислителю; вычислитель, производящий сравнение изображения с изображениями в базе данных, передающий команду о допуске исполнительному устройству .

Слайд 17

Геометрия лица Существует множество методов распознавания по геометрии лица. Все они основаны на том, что черты лица и форма черепа каждого человека индивидуальны. Эта область биометрии многим кажется привлекательной, потому что мы узнаем друг друга в первую очередь по лицу. Данная область делится на два направления: 2D-распознавание и 3D-распознавание. У каждого из них есть достоинства и недостатки, однако многое зависит еще и от области применения и требований, предъявленных к конкретному алгоритму. 2D-распознавание лица

Слайд 18

2D-распознавание лица — один из самых статистически неэффективных методов биометрии. Появился он довольно давно и применялся, в основном, в криминалистике, что и способствовало его развитию. Впоследствии появились компьютерные интерпретации метода, в результате чего он стал более надежным, но, безусловно, уступал и с каждым годом все больше уступает другим биометрическим методам идентификации личности. В настоящее время из-за плохих статистических показателей он применяется, в основном, в мультимодальной или, как ее еще называют, перекрестной биометрии.

Слайд 19

Венозный рисунок руки Это новая технология в сфере биометрии. Инфракрасная камера делает снимки внешней или внутренней стороны руки. Рисунок вен формируется благодаря тому, что гемоглобин крови поглощает ИК-излучение. В результате степень отражения уменьшается и вены видны на камере в виде черных линий. Специальная программа на основе полученных данных создает цифровую свертку. Не требуется контакта человека со сканирующим устройством. Технология сравнима по надежности с распознаванием по радужной оболочке глаза, но имеет ряд минусов, указанных ниже.

Слайд 20

Преимущества и недостатки метода

Слайд 21

Сетчатка глаза До последнего времени считалось, что самый надежный метод биометрической идентификации и аутентификации личности — это метод, основанный на сканировании сетчатки глаза. Он содержит в себе лучшие черты идентификации по радужной оболочке и по венам руки. Сканер считывает рисунок капилляров на поверхности сетчатки глаза. Сетчатка имеет неподвижную структуру, неизменную во времени, кроме как в результате глазной болезни, например, катаракты.

Слайд 22

К сожалению, целый ряд трудностей возникает при использовании этого метода биометрии. Сканером тут является весьма сложная оптическая система, а человек должен значительное время не двигаться, пока система наводится, что вызывает неприятные ощущения.

Слайд 23

Идентификация по голосу Использует уникальные акустические особенности речи. Они отражают анатомию человека: размер и форма гортани и рта, а также приобретенные свойства громкость голоса, скорость и манера разговора. Идентификация по голосу заключается в том, что человека просят ответить на два-три вопроса, ответы на которые легко запомнить. Например: фамилия, имя, отчество; дата рождения. Некоторые современные системы создают модель голоса и могут сопоставлять ее с любой фразой, произнесенной человеком.

Слайд 24

Идентификация по подписи и другие поведенческие биометрические технологии основаны на измерении поведенческих характеристик человека. Это скорость письма, нажим и наклон букв, движение пера в момент подписи или написания текста. При идентификации по манере работы с клавиатурой снимаются такие показатели, как динамика нажатия на клавиши, ритм, манера пользователя нажимать на клавиши. К сожалению, несмотря на широкие области возможного применения, данные методики пока не получили достаточно широкого распространения.

Слайд 25

Используемые материалы http:// http://passwords.lance.com.ua/article_protect_data_ru.htmwww.zahist.narod.ru/illusion.htm http://www.zk-software.ru/ http://www.polyset.ru/article/st327.php http://secandsafe.ru/stati/kompleksnye_sistemy_bezopasnosti/biometricheskie_sistemy_identifikacii http://smartcom.od.ua/safety-systems/biometric-system-identification http://habrahabr.ru/blogs/infosecurity/126144/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по информатике "Информационные процессы: обработка и защита информации "

Тема урока: Информационные процессы: обработка и защита информации (1ч.)10 класс.Цели урока:Образовательная: создать условия для формирования представления об информационных ...

Конспект по информатике на тему "Понятие об информации и информационных процессах. Представление и передача информации."

Тема: Понятие об информации и информационных процессах. Представление и передача информации.Цель: познакомить с понятиями «информация» и «информационные процессы», изучить способы обработки и передачи...

Технологическая карта урока. Тема: Информационные процессы. Сбор и обработка информации

Цель урока: Сформировать у учащихся представления о процессах сбора и обработки информации, о двух типах обработки....

Конспект урока по теме: Информационные процессы", 5кл

Конспект урока по информатике по теме: Информационные процессы" по программе Босовой Л.Л. для 5 класса.У каждого ученика должна быть тетрадь и учебник из УМК Босовой Л.Л....

Конспект урока по теме: "Информационные процессы. Передача", 5кл

Конспект урока по информатике по теме: "Информационные процессы. Передача" по программе Босовой Л.Л. для 5 класса.У каждого ученика должна быть тетрадь и учебник из УМК Босовой Л.Л....