Технологическая карта урока. Тема: Информационные процессы. Сбор и обработка информации
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Поздина Евгения Анатольевна

Цель урока: Сформировать у учащихся представления о процессах сбора и обработки информации, о двух типах обработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx379.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО педагога: Поздина Евгения Анатольевна

Предмет/ класс: Информатика. 7 класс.

УМК: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова ФГОС  Информатика 7 класс

Тема: Информационные процессы. Сбор и обработка информации

Цель урока:

Сформировать у учащихся представления о процессах сбора и обработки информации, о двух типах обработки.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • общие  представления  об  информационных  процессах  и  их роли  в  современном  мире;  
  • умение  приводить  примеры  сбора  и  обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

Метапредметные:

  • навыки анализа процессов в биологических, технических и  социальных  системах,  выделения  в  них  информационной  составляющей;
  • общепредметные навыки обработки информации;

Личностные:

  • понимание  значимости  информационной  деятельности  для современного человека.

Решаемые учебные задачи:  

1)  познакомить учащихся с понятием информационного процесса;

2)  рассмотреть примеры сбора информации как информационного процесса;

3)  рассмотреть разные типы и способы обработки информации.

 Основные понятия:

  • информационные процессы
  • информационная деятельность
  • сбор информации
  • обработка информации
  • хранение информации, носитель информации
  • передача информации, источник, канал связи, приёмник

Материально-технические средства: ПК учителя, проектор, презентация, ЕК ЦОР

Технология: Развивающее обучение


Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент (инициация) – 1 мин

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

  1. Проверка домашнего задания – 4 мин

Повторение:

-Что такое информация?

- Как человек получает информацию?

- какими свойствами должна обладать информация?

Дети отвечают на вопросы

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

  1. Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока – 2 мин

Актуализация опорных знаний и способов действий

-давайте подумаем: Что делает человек с полученной информацией?

Учитель спрашивает определения понятия «процесс» и просит привести примеры процессов, с которыми учащиеся встречаются в жизни и рассматривают на уроках.

Основываясь на приведенных примерах, учитель сообщает о том, что любая информационная деятельность людей сводиться к осуществлению трех информационных процессов: хранению, передаче и обработке.

Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока?

Сегодня на уроке мы рассмотрим два информационных процесса Сбор и обработка.

А каковы цели нашего урока?

- записывает, сохраняет, рассказывает другу, уничтожает, зашифровывает и т.п.

- процесс – это действия. Затем они приводят примеры различных процессов (процесс горения, пищеварения, разложения, образования и т.д.)

- Информационные процессы

- узнать как можно больше об обработке информации.

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм

  1. Усвоение новых знаний – 10 мин

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

 Новый  материал  излагается  в сопровождении  презентации «Информационные  процессы»

- Объяснение понятия «обработка информации», примеры обработки информации;

- Ввод понятий «входная информация» и «выходная информация»;

- Различие двух типов обработки информации;

- Сформировать понятие «систематизация информации»;

-Итак, сделаем  общий вывод: обработка информации – это…

приводят примеры обработки информации в быту, при решении задач школьных предметов.

- приводят примеры систематизации объектов.

Дают определение, что такое обработка информации

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные:

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

Коммуникативные:

умение работать в группах, развитие диалогической речи

  1. Первичное закрепление материала – 5 мин

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Предлагает выполнить задание

- Решение задачи на обработку информации путем логических рассуждений

выполняют задание.

- решают задачу и проверяют решение сопоставлением с ответами

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Личностные:

формирование умений  систематизации объектов;

  1. Динамическая пауза – 5 мин

Эмоциональная разрядка

Включает электронную физкультминутку для глаз

выполняют физкультминутку для снятия утомления

Здоровьесберегающая методика для снятия утомления

  1. Компьютерный практикум – 13  мин

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Далее  с  учениками  следует  обсудить  задачу  сбора  информации  о  своей  школе,

например, для подготовки информационного листка. Следует обсудить вопросы о том,

какую  именно  информацию  нужно  собрать  (год  основания,  страницы  истории,

количество  учеников,  информация  о  выпускниках  школы,  о  достижениях  учеников школы  и  т.д.),  где  её  можно  найти  (у  кого  получить),  каким  образом  можно зафиксировать  найденную  информацию  (текст,  рисунок,  схема,  фотография, аудиозапись, видеозапись). При наличии времени на этой основе можно организовать проект «Наша школа».  

Заходят на сайт школы в раздел Историческая справка, в раздел фото и видео и т.д.

В текстовом редакторе оформляют Информационный листок

Личностные:

Формирование и развитие аналитического мышления, развитие способности определять функцию объекта по его внешним свойствам 

Формирование представления о разных способах получения информации

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, развитие

диалогической речи

  1. Итоги урока, рефлексия -4 мин

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Задает вопросы:

-Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

  1. Информация о домашнем задании – 1 мин

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задает домашнее задание § §1.2.1, 1.2.2, 1.2.3. вопросы и задания № 4-8 в конце параграфа выполнить в тетради.

Работа с дневниками

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

Источники информации:

Босова Л. Л.  Информатика. 7 класс : учебник / Л. Л. Босова,  А. Ю. Босова. —  М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 224 с. : ил.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php 

http://sc.edu.ru/catalog/res/fdad302d-d571-495b-92c7-5cdc1449e981/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Тема урока: "Верстак, его устройство. Ручные инструменты и при¬способления для обработки древесины"

Тип урока: Урок ознакомления с новым материаломУчебник по технологии А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко, « Индустриальные технологии», 5 класс. Технологические карты. Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс,...

Технологическая карта урока по информатике в 5 классе "Обработка информации"

Технологическая карта урокаФИО учителя: Дзлиева Залина ХасанбековнаМесто работы: МБОУ СОШ №1 с.ОктябрьскоеДолжность: учитель информатикиПредмет: информатикаКласс: 5Тема: «Обработка информации»Учебник:...

Технологическая карта урока по информатике в 5 классе "Передача информации"

Технологическая карта урокаПредмет: информатикаКласс: 5Тема: «Передача информации»Учебник:  Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013Тип урока: введение...