Технологическая карта урока. Тема урока: "Верстак, его устройство. Ручные инструменты и при¬способления для обработки древесины"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Учебник по технологии А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко, « Индустриальные технологии», 5 класс. Технологические карты. Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс, столярный верстак, рубанок, молоток,.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta._verstak_ego_ustroystvo.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

         Данные об учителе: Козлов Николай Михайлович

      Предмет:  технология

      Класс:5

      Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

      Тема урока: «Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины»    

      Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

      Оборудование: Учебник по технологии А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко, « Индустриальные технологии», 5 класс. Технологические карты. Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс, столярный верстак, рубанок, молоток,.

        Планируемые результаты:

  1.  Предметные – учащиеся познакомятся с устройством столярного верстака и приемами работы на нем;  научатся оказывать посильную помощь сверстникам и морально их поддерживать при выполнении учебных заданий; доброжелательно относиться к замечанию учителя при объявлению ошибок; соблюдать правила Т.Б.при работе с инструментами; получат возможность  научиться правильно находить способы устранения ошибок при выполнении этих операций.
  2. Метапредметные (УУД):

Регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу урока; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения операций; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения операций; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и оценки характера сделанных ошибок.  

       Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками.

       Познавательные - познакомятся с ролью  и значением уроков технологии в жизни человека, основные гигиенические правила, правилами безопасного труда с инструментами и общие правила работы в мастерской.

    Личностные – развитие мотивов учебной деятельности; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование личностного смысла учения; формирование основных морально- этических норм; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету, познакомиться с инструментами  для отделки древесины.

Основные понятия: столярный верстак, рубанок, молоток, киянка, напильник, сверла, столярная ножовка, стамеска, шило, брусок.

Методы обучения: проблемное обучение, развивающее обучение

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы: УМК по технологии.

 №  этапа урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение)

 к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо») 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу»)    

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Проверка готовности к уроку, создание эмоционального настроя к уроку.

Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», на парте должны лежать тетрадь рабочая, учебник, заготовки для работ.

– обсуждение.

Слушают и обсуждают тему урока

Обучающиеся проверяют готовность рабочего  и

высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места».

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: сформировать наблюдательность Метапредметные (УУД):

Регулятивные: осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

организации рабочего места;

Познавательные: правильность организации рабочего места.

Актуализация знаний и  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Мотивировать к пробному учебному действию («надо», «могу», «хочу»).

Что необходимо повторить прежде чем приступить к работе?

Повторение техники безопасности при работе в мастерской

Рассматривают в учебнике приведенные примеры в учебнике и из личного опыта.

Познавательные

-формулирование познавательной цели.

 Коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений.

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в ответах учащихся

Первичное усвоение новых знаний

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.  

1. Организовать выполнение операций.

2. Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.

 3. Организовать соответствие своих действий с используемым эталоном

Учащимся задается вопрос. Почему нам необходимо обрабатывать древесину? (Создается проблемная ситуация)

Где же удобнее выполнить ручную работу древесины?

Рабочее место: Столярный верстак и стул.

Рис. 14. Верстак-это стол, имеющий крышку 1 с задним 4 и передним 7 зажимами, которые служат для закрепления заготовок из древесины при их обработке. Длинную заготовку, закрепляемую горизонтально в переднем зажиме, для удобства размещают на выдвижной опоре 6.

Столярный верстак:

1. Крышка

На крышке верстака:

  • отверстие (гнездо) 2, в которые  устанавливают деревянные бруски.
  • Лоток 3, для размещение различных инструментов
  1. подверстачье
  2. выдвижная опора

Заготовку для обработки на верстаке закрепляют между клиньями (учитель показывает): один торец заготовки упирают в клин стола, а другой, вращая рукоятку по часовой стрелке, поджимают клином заднего зажима. Чтобы закрепить более длинную заготовку, клин стола извлекают из своего отверстия и устанавливают его в другое гнездо.

Перед началом работы нужно проверить, соответствует ли верстак твоему росту.

Надо встать рядом с верстаком, опустить руки вниз и положить ладонь одной руки на крышку верстака. Если при этом не приходится сгибать руку или наклоняться, значит, верстак соответствует твоему росту.

Для работы по дереву применяют инструменты (учитель показывает):

  • Рубанок;
  • Молоток;
  • Напильник;
  • Киянка:
  • Ножовка;
  • Сверла;
  • Стамеска;
  • Шило.

Познакомимся с правилом безопасности работы (стр.24)

Определяют насколько сложное задание, сколько времени оно займет .

Ответы учащихся

Аргументация и устранение ошибок в неправильных ответах.

Работа с учебником

Ученик читает правило на стр.24

Регулятивные: определять последовательность своей работы, находя ответы в Коммуникативные: слушать и понимать речь других; читательские компетентности,

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Предметные

- понимание значения труда в жизни человека.

Первичная проверка понимания.

Организовать проверку понимания и построение проекта выхода из затруднения:

1.Учащиеся ставят цель для

выполнения практической части работы, уточняют и согласовывают тему урока, определяют алгоритм, определяют средства, формируют шаги которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Для фиксации новых знаний выполните задание в рабочей тетради.

Какую цель ставите перед собой на уроке?

Что я буду делать?

Как я буду выполнять работу? Какими способами?

Что сделаю сначала, что потом?

Для чего я буду делать отделку древесины?

Выполнение практических заданий в учебной тетради.

Ответы учащихся.

Комментарии  учащихся.

Личностные (УУД):

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающий личностный моральный выбор.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- проводить анализ своей творческой деятельности;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения творческого характера.

коммуникативные:

- ориентироваться в учебнике и в технологической карте;

Первичное закрепление (Работа над изделием).

Научиться подготавливать верстак для индивидуальной работы; ознакомиться с приспособлениями верстака

Подготовка к практической работе  «Подготовка верстака к работе»: составление поэтапного выполнения работы согласно плану.

Выполнение работы по плану, составленном в паре

Соблюдение правил т/б.

Какие возникли затруднения при работе на верстаке?

 Причины затруднений?

Ваши действия при возникновении затруднения?

Успешность выполнения задания.

В каком месте испытали затруднение? Почему?

Работа в парах

Ученики, соблюдая план своих действий, выполняют практическую работу.

Выявление и устранение типовых ошибок

Индивидуальная помощь

Регулятивные: осуществлять работу на основе предоставленных технологических карт.

Познавательные: разработка алгоритма в выполнении отделочных операций.

Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

Проверка работ.

Самоконтроль

  • Назовите основные части столярного верстака?
  • Для какой цели в крышке верстака имеется несколько отверстий (гнездо)?

Просмотр работ выявление достоинств и недостатков

Чем больше практики, тем больше навык.

Уточняем, правильно ли ученики поняли задание, нет ли вопросов по ходу ведения работы.

Проверяют по следующим критериям: аккуратность, качество нанесения отделочного покрытия.

Регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности ;

- определять критерии  сравнения изучаемого и усвоенного   в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Ирформация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Ознакомиться в учебнике со стр.15-20

Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению.

Познавательные: анализ, синтез,обобщение, аналогия ,классификация.

Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, учащимся.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Чему научились на уроке?

С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

Что больше всего вам понравилось?

Что бы хотелось научиться делать?

А нам с вами нужно это знать? Почему?

Спасибо за активную работу на уроке!

Учащиеся анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.

Ученики оценивают степень достижения цели.

Составляют план действий, направленный на получение недостающих знаний и умений.

Личностные (УУД):

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли

познавательные:

- построение логической цепи рассуждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Тема урока. Деление обыкновенных дробей. 6 класс, часть I

Тип урока: урок открытия нового знания. Формы организации взаимодействия на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.Цели урока:Дидактическая цель: сформировать представление о делени...

«Технологическая карта урока» Тема урока: Способы словообразования в русском языке

«Технологическая карта урока»         Тема урока:  Способы словообразования в русском языке ...

Технологическая карта урока по предмету музыка 5 класс"Музыкальные инструменты как средство развития учащихся"

Технологическая карта урока "Музыкальные инструменты как средство развития учащихся"...

Технологическая карта урока. Тема: Информационные процессы. Сбор и обработка информации

Цель урока: Сформировать у учащихся представления о процессах сбора и обработки информации, о двух типах обработки....

Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Швейные ручные работы"

Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Швейные ручные работы"...

Технологическая карта урока "Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины"

Данная разработка урока будет полезна учителям технологии...