Технологическая карта урока информатики по теме «Форматирование документа»
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему

Айсына Гелия Экреметдиновна

Технологическая карта урока информатики по теме  «Форматирование документа»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta_aisina1.docx125.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Класс: 9

Раздел программы: Кодирование и обработка текстовой информации.

Тема урока: Форматирование документа

Учитель: Айсына Гелия Экреметдиновна, учитель информатики МАОУ «Токаевская СОШ» Комсомольского района ЧР

Методическая цель: показать эффективность использования опорных конспектов  при изучении новой темы; показать рациональность использования практической работы при изучении темы.

Срок реализации: 1 урок


Технологическая карта урока «Форматирование документа»

Цель урока:

  • актуализация знаний по разделу «Кодирование и обработка текстовой информации»; дифференциация материала, изученного по теме «Создание и редактирование документа»; стимулирование интереса к изучаемой теме;
  • понять виды и способы форматирования документов; научиться на практике оформлять текстовые документы.

Задачи урока:

Предметные:

  • продолжить формирование информационной, технической и коммуникативной компетенций учащихся;
  • развивать умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям.

Метапредметные:

  • закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основании имеющихся представлений об окружающем мире;
  • иметь представление о  подходах к упорядочиванию информации;

Личностные:

  • стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;
  • формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • осуществление контроля и самоконтроля;
  • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
  • навык исполнения простых алгоритмов.

Тип урока: усвоение новых знаний, практическая работа.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный;
  • практическая работа.

Оборудование/ресурсное обеспечение урока:

  • Интерактивная доска с проектором;
  • Компьютерный класс, текстовый процессор;
  • Опорные конспекты;
  • Карточки с заданиями, файлы с заданиями.


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент (инициация)

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

  1. Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока

Актуализация опорных знаний и способов действий

Ввод темы урока;

Постановка целей;

  1. Вспомнить:  Текст, текстовый документ, текстовый редактор.
  2. Узнать: Символ, Строка, Абзац, Редактирование, Форматирование.
  3. Научиться:  форматировать текст

Постановка задач:

  1. Заполнить опорный конспект.  (Приложение 1)
  2. Выполнить практическую работу.   (Приложение 2)
  3. Проверить  качество знаний по результатам выполнения заданий, заполнить карточку эффективности урока.  (Приложение 3)

Дети отвечают на вопросы учителя:

-  вспоминают материал прошлого урока;

- определяют тему урока;

- ставят цели урока;

- фиксируют для себя задачи.

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

-развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Коммуникативные:

Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные:

развитие логического мышления, знание основных моральных норм

3. Усвоение новых знаний,

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися темы;

обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

  1. Объясняет новый материал по презентации  (Приложение 4)
  2. Просит учеников заносить записи в опорный конспект

Изучают материал, определяют понятие символа, абзаца, узнают виды и формы записи списком в тестовом процессоре.

Формулируют изученный материал и фиксируют в опорных конспектах

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из презентации

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные:

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

Коммуникативные:

умение работать в группах, развитие диалогической речи 

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Личностные:

формирование умений  систематизации объектов;

  1. Закрепление материала.

Практическая работа на ПК.

- установление правильности и осознанности изучения темы;

- выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов.

Предлагает выполнить задания практической работы:

  1. Выполнить на компьютерах  практическое  задание. Файлы с исходным текстом заданий находятся в папке «Мои документы»
  2. Проверить  и оценить  качество знаний  по скорости и точности выполнения практического задания

Выполняют задания.

Аналитическая деятельность:

  • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Практическая деятельность:

  • выбирать и запускать нужную программу;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ..

  1. Итоги урока, рефлексия

- выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков;

-  качественная оценка работы класса и отдельных обучаемых

Проверяет  и оценивает  качество знаний  групп по результатам  устного опроса. Задает вопросы:

 Какие цели были поставлены?

Как они были достигнуты?

Что не получилось? Какие затруднения были у вас при решении задач.

Сдают учителю заполненные карточки эффективности урока.

С помощью учителя дают качественную оценку уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявляют недостатки в знаниях и способах действий, устанавливают причины выявленных недостатков и способы их преодоления.

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

  1. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Повторение – опорный конспект

Параграф учебника 2.5.2-2.5.3.

Работа с дневниками

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма


Список использованной литературы 

  1. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы : методическое пособие / Н. Д. Угринович – 2-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 149 с.
  2. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Программа для основной школы: 7-9 /  Н. Д. Угринович, Н. Н. Самылкина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 53 с.
  3. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович – 4-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 295 с.

Приложение 1.

Конспект урока  «Форматирование документа»

ФИО: ___________________________________________________________

Класс: _______________

  1. Форматирование текста – это ____________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________.
  2. Форматирование документа включает ____________________________________________________________.
  3. Каждый символ имеет следующие изменяемые параметры

  1. Шрифт – это ________________________________________________ ___________________________________________________________

___________________________________________________________ ______________________________________________________________.


  1. Виды шрифтов

__________________________

(MS Sans Serif)

__________________________

 (Calibri)

__________________________

(Times New Roman)

__________________________

 (Courier New)

__________________________

(Times New Roman)

__________________________

 (Arial)

  1. Абзац – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
  2. Форматирование абзацев включает в себя изменение следующих параметров:
  1. ____________________
  2. ____________________
  3. ____________________
  1. Списки бывают:
  1. _________________                        2) ___________________        


Приложение 2.

 

При наборе текста использовать приведенные ниже параметры форматирования и шрифты.

- Заголовок. Абзацные отступы: красная строка - 0, левая граница -О, правая граница - 17, центрирование. Шрифт Comic Sans MS, размер 14, полужирное начертание, курсив, цвет - красный.

- Первый абзац. Абзацные отступы: красная строка - 1, левая граница - 0, правая граница - 17, выравнивание по ширине. Шрифт Times New Roman, размер 12, цвет - черный. Для выделения слов использовать полужирное начертание и курсив.

- Второй абзац. Абзацные отступы: красная строка - 0,5, левая граница - 0, правая граница - 10, выравнивание по ширине. Шрифт Arial, размер 12, цвет - черный. Для выделения слов использовать полужирное начертание.

- Третий абзац. Абзацные отступы: красная строка - 5,5, левая граница - 5, правая граница - 17, выравнивание по ширине. Шрифт Arial, размер 12, цвет - черный. Для выделения слов использовать полужирное начертание.

- Четвёртый абзац. Абзацные отступы: красная строка - 0,5, левая граница - 0, правая граница - 10, выравнивание по ширине. Шрифт Arial, размер 12, цвет - черный. Для выделения слов использовать полужирное начертание.

- Пятый абзац. Абзацные отступы: красная строка - 5,5, левая граница - 5, правая граница - 17, выравнивание по ширине. Шрифт Arial, размер 12, цвет - черный. Для выделения слов использовать полужирное начертание.


Приложение 3. Карточка эффективности урока.

Постарайся точно вспомнить то, что услышал на уроке, и ответить на поставленные вопросы:

Ф.И., класс ________________________________________________________

  1. Какова цель стояла перед тобой на уроке? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. На какие знания, полученные ранее, ты опирался?
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какие новые законы, идеи, формулы, правила ты усвоил на уроке? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Какова главная мысль, вывод урока ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Какую оценку ты бы себе поставил, учитывая разницу в приобретенных тобой знаниях и материалом, выданным на уроке? _________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока информатики для 5 класса по теме "Форматирование текста"

Технологическая карта урока информатики для 5 класса по теме "Форматирование текста"...

Презентация для урока информатики по теме «Форматирование документа»

Презентация для урока информатики в 9 классе  по теме  «Форматирование документа»...

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений"

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений" (учебник Босовой Л.Л., ФГОС)...

Технологическая карта урока Информатика, 5 класс. ФГОС, Босова по теме "Форматирование текста".

Решаемые учебные задачи: систематизировать  представления  учащихся  об  этапе  форматирования текстового документа;актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых докум...

Дистанционный урок информатики на тему "Форматирование текста".

Данный материал может быть использован для проведения урока информатики в 7 классе по теме "Форматирование текста" в дистанционной форме....

Технологическая карта урока информатики (7 класс) по теме "Форматирование текста"

Файл содержит технологическую карту урока с указанием этапов урока, видов деятельности, а также предметных, личностных и метапредметных результатов....

материал к уроку информатики по теме "Форматирование текста" для 7 класса коррекционной школы

Данный материал предназначен к использованию на уроках информатики для обучающихся с нарушением интеллекта....