Доклад «Реализация метапредметного подхода на уроках информатики».
статья по информатике и икт на тему

Родкина Нина Сергеевна

«Реализация метапредметного подхода на уроках информатики».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация метапредметного подхода на уроках информатики».

Здравствуйте уважаемы коллеги и члены жюри. Начать своё выступление я хотела бы рассказав вам ситуацию, невольным свидетелем которой я оказалась. Однажды проходя по коридору своей школы я услышала спор обучающихся о том, какие предметы нужны в дальнейшей жизни, а какие нет. И это натолкнуло меня на мысль, а что я могу сделать как учитель информатики для того, чтобы сформировать у обучающихся понимания того, что все предметы взаимосвязаны.  Выбор темы обусловлен тем, что в современной системе обучения метапредметный подход выходит на ключевые позиции, занимая главенствующее место. Уже нельзя преподавать ни один предмет без опоры на другие предметы. И в этой связи информатика занимает центральное место. Информатика, стоящая на стыке естественно научных и общественно научных дисциплин включает в себя все основные принципы построения этих наук. Информационные процессы вытекают из описания природных и социальных процессов. Ни один другой предмет не имеет более мощного аппарата, чем информатика. Применение его на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к активно-деятельностному, что и предполагают ФГОС.

Исследования, проводимые не только в области информатики, но и других предметов показывают, что обучающие трудно решают задания, выходящие за рамки предложенных алгоритмов и предложенных знаний. Большинству учеников не хватает умения рассуждать, применять полученные знания на практике, применять нестандартные подходы к решению- это и обуславливает актуальность выбранной мной темы.

Новизна работы состоит в разработке метапредметного типа интеграции для преодоления взаимного отчуждения учебных предметов

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, - реальность настоящего времени.

Поэтому целью моей работы стало – формирование компетентностей, учащихся и повышение мотивации к учёбе (не только к информатике, но и другим учебным предметам) на основе реализации метапредметного подхода.

Поставленные мной задачи определили последовательность шагов по внедрению новой технологии, а точнее забытого старого.

  1.  Раскрыть понятие и методическую основу «метапредметного» подхода;
  2.  Изучить и абсорбировать изученные методы ТРИЗ технологий в метапредметных связях на уроках при составлении практико – ориентированных заданий;
  3. Создать условия для использования полученных знаний в учебной и внеурочной деятельности.

Давайте разберёмся, что такое метапредметный подход. Метапредметный подход – это подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он может сам добывать информацию.

Практическая значимость метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

Сегодня метапредметность составляет основу образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются «как способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». В качестве требовании к метапредметным результатам ФГОС выдвигают:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Для того чтобы обучающиеся были готовы осознать целостность образования – нужно организовать его деятельность уже сегодня. Деятельность, связанную с поиском, анализом, интерпретацией и творческой переработкой информации. В современном мире компьютерных технологий информатика занимает главенствующую роль. От её знания зависит эффективность адаптации в современном обществе. Успешность в производственной деятельности. И я стала искать такие технологии, методы, приёмы, организационные формы и средства обучения, которые позволили реализовать на уроке метапредметные подходы. И в основу моего опыта была положена идея ТРИЗ (обоснованная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его последователями ещё в начале 20 в.) и метапредметность - как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Моя работа с метапредметными компетенциями основывается на информационной компетентности обучающегося при работе с различными источниками информации: находить, анализировать, оценивать, а самое главное преобразовывать информацию из одной формы в другую, т.е. превращать информацию в знания, т.к.  информация – это просто сведения, а знание – это осмысление и понимание.

Особенности ТРИЗ педагогики в том, что она предполагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыслительной деятельности, т.е. работает на повышение культуры мышления.

Попробуем посмотреть на методы и приёмы ТРИЗ под углом образовательных стандартов. И увидеть не только развлекательные элементы, но и инструменты, приближающие нас к желаемому результату.

В своей работе я использую такие методы и приёмы ТРИЗ педагогики как:

  1. Решение логогрифов и анаграмм – это не только организация досуга школьников , но и шаг к умению видеть проблему и решать её.  А когда найденные слова складываются в тему урока, диктуют вопросы для изучения, то мы понимаем, что благодаря этому приёму формируется умение выделять и формулировать цели урока.
  2. Метаграмма. Работа над определениями понятий всегда вызывает много затруднений, конечно если мы не довольствуемся автоматической «зубрёшкой».

Метаграмма

  • позволяет в игровой форме выводить понятие и подводить по них.
  • актуализирует опыт ребёнка
  • даёт возможность устанавливать связь между вводимым учителем понятием и их жизненным опытом.
  1. Метод инверсии. Предполагает развитие мыслительно - деятельностных операций: анализ, синтез. Умение предвосхищать результаты и выстраивать последовательность действий и конструктивное сотрудничество с другими учениками.
  2. Метод проб и ошибок. Учит детей слушать других и вступать в диалог, даёт возможность адекватно оценивать свои суждения и суждения других. Давать оценку чужим версиям. А главное путём перебора всевозможных вариантов находить новые идеи.
  3. Метод морфологического анализа. Этот метод универсален – разлогая целое на части, ученик описывает их признаки. Приобретает умение планировать и последовательность действий. При этом логическая цепочка рассуждений складывается в голове обучающихся, а не в речи учителя. И рано или поздно он научиться строить её сам.
  4. Метод аналогии. Предполагает вовсе не работу по образцу, а умение устанавливать причинно – следственные связи, запоминать и удерживать информацию во времени, а также конструктивное сотрудничество с другими учениками. Умение адекватно оценивать свои достижения.
  5.  Практико ориентированные задания.

преимущественной целью которых является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные умения применяются на практике, способствуют интеграции знаний,  

На уроках информатики практически все темы изучаются на базе знаний других школьных предметов: истории, экономики, русского языка, литературы, ИЗО и МХК, географии и т.д.

А вот выбор интеграции предметов – зависит от темы урока. Хочу привести выбор несколько примеров метапредметных связей из своей практики.

Например, в теме 8 класса «Общие сведения о С.С. Десятичная С.С.»

Мы связываем числа С.С.  с жизнью (где сталкиваемся)

(цены в магазине, адрес проживания, игры и т.д.)

Обращаемся к истории формирования понимания чисел у каждого народа (знакомимся с различными примерами, разбираем вавилонскую С.С. , знакомимся с унарной С.С. выполняем задания по представлению чисел в этих системах). Обращаемся к математике (повторяем, что такое десятичная с.с., повторяем разряды)

Обращаемся к литературе (на примере рисунка к произведению Робинзон Крузо) повторяем кто написал, о чём донное произведение и т.д.

На уроке в 7 классе по теме «Информация и её свойства»

Приведя примеры, что информацию можно получить от любого механического объекта повторяем определение что такое форма, вес, и т.д. так же мы можем получать информацию о процессах, которые происходят внутри объекта (рисунок чайника с паром) повторяем процесс парообразования - физика.

На примере видео дождя делаем умозаключение (повторяя, что это такое – русский язык)

Говорим о приборах которые расширяю возможности сигнала – связь с медициной и т.д.

Сведения о видах сигнала (непрерывные и дискретные) связываю с физикой повторяя определение скорости, единиц измерения.

Виды информации.Все процессы попадают в мозг человека через органы чувств, - биология, формируем представление об аудиальной или слуховой информации связывая с музыкой,

(физика, русский язык, музыка)

Очевидно, информационная интеграция предоставляет наиболее широкие возможности для формирования метапредметных компетенций.

При разработке системы метапредметных компетенций я использую следующую схему (удобней рассматривать в рамках одного класса):

  • выделить в каждом предмете (каждой теме) основные виды деятельности, для овладения которыми необходимо использовать ИТ;
  • обозначить умения в области информатики и ИТ, которыми должен овладеть учащийся;
  • подготовить систему задач из данной предметной области;
  • включить подготовленные задачи в курс информатики в том же (идеальный редко достижимый вариант) или более позднем временном промежутке.

Многообразие видов деятельности я объединила в три группы:

1. Учащиеся умеют привлекать и привлекают понятия и факты из родственных дисциплин для расширения поля применимости теории, изучаемой в данном предмете;

2. Учащиеся умеют привлекать и привлекают теории, изученные на уроках других предметов, для объяснения фактов, рассматриваемых в данной учебной дисциплине;

3. Учащиеся умеют привлекать и привлекают практические умения и навыки, полученные на уроках родственных дисциплин, для получения новых экспериментальных данных.

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

а) снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной емкости учебных тем;

б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов

в) осуществлять поэтапную организацию работы для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей

г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;

д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;

е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

Инструменты ТРИЗ технологии

  1. Способствуют формированию компетентности обучающихся, повышают мотивацию к учёбе.
  2. Играют роль «общего языка» для интеграции различных общественных дисциплин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий для реализация метапредметного подхода на уроках естественнонаучного цикла

Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти ...

Мастер-класс «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»

Краткое обоснование основных идей опыта. Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют ...

Педагогический проект "Реализация компетентностного подхода на уроках информатики"

Содержание проекта: Сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию информатики, которое   позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащи...

Реализация метапредметного подхода на уроках физики.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. М...