Опорный конспект
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс) по теме

Лесбуридис Елена Васильевна

Опорные конспекты как средство обучения широко используются на уроках информатики. Особенно удобны для работы с обучающимися, пропустившими уроки, позволяют выбрать из огромного количества информации главное, что очень важно для обучающихся, которые выбрали предмет для сдачи экзамена.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opornyy_konspekt.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

                      Опорные конспекты по информатике.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга,

учитель информатики Лесбуридис Е. В.

Термин «Опорные конспекты» был введен педагогом – новатором

Шаталовым В. Ф., который предлагал записывать важную информацию с помощью ключевых слов, специальных символов. Предлагалось так же кодировать главное  с помощью ряда графических символов и их комбинаций, рисунков и знаков, цифр. Запомнить информацию, представленную таким образом, было намного проще, как и освежить ее в своей памяти, бегло просмотрев записи.

Шаталов В. Ф.  давал инструкции о том, как составить опорный конспект. Для начала необходимо изучить материал и выделить наличие взаимосвязей между частями текста. Выделить главные моменты, на которые следует обратить внимание. Сделать черновик конспекта, максимально сокращая выделенный материал. Разработать систему сигналов и знаков для записи. Используя разработанную систему, оформить опорный конспект. Объединить основные моменты в блоки с помощью рамок. Отобразить связь между блоками с помощью стрелочек или иных знаков, отображающих отношения между блоками информации. Оформить полученный текст с помощью цветных карандашей, фломастеров, ручек или маркеров.

 Опорные конспекты не потеряли свою актуальность, как для преподавателей, так и для обучающихся  и в наши дни.

Что же это – опорный конспект?

Опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющий собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов  части учебного материала. Опорный конспект как средство обучения широко используется на уроках информатики, так как целесообразен как для первичного изложения, так и для закрепления изученного.

Важно подчеркнуть, что опорный конспект:

  1. Позволяет выбрать из огромного количества информации  главное, так как опорный конспект является «скелетом»  темы с выделением сути.
  2. По мере появления новых источников информации позволяет корректировать не весь курс, а отдельный конспект по определенным темам.
  3. Четко структурировать уроки, используя поэтапное закрепление материала.
  4. Определяет минимум необходимых теоретических знаний, необходимых умений, навыков, для осознания и применения на практике.
  5. Удобен для работы с обучающимися, пропустившими уроки.
  6. Позволяет обучающемуся изучать материал «от простого – к сложному».

Опорные конспекты могут быть представлены в различных видах:

  1. Опорный конспект – презентация.
  2. Опорный конспект – документ.
  3. Опорный конспект – веб-страница.

Опорный конспект по теме «Электронные таблицы».

Одним из самых удобных способов представления информации является таблица и обработке таблиц посвящена отдельная категория программных продуктов – электронные таблицы (ЭТ).  

ЭТ состоит из строк и столбцов, на пересечении которых находятся ячейки. Ячейка может хранить один из видов информации: текстовую, числовую, дату/время, формулу. Столбцы обозначаются буквами латинского алфавита, строки – числами. Для обозначения ячейки указывается имя столбца и номер строки – это адрес ячейки.

Для обработки информации, содержащейся в ячейках, используются формулы, начинающиеся с символа «=». В качестве аргументов используются числа, элементы текста, адреса других ячеек. Для удобства в ЭТ введены различные функции, самые широко используемые  - вычисление суммы (СУММ) и вычисление среднего арифметического (СРЗНАЧ).

 Для перечисления адресов ячеек, над которыми должна быть осуществлена функция, используется знак «;».

Для указания прямоугольного блока ячеек используется обозначение диапазона: адрес верхней левой и правой нижней ячеек блока, с символом «:» между ними.

При копировании формул из одной ячейки в другую действует  автоиндексация. Адреса ячеек при копировании будут изменены в соответствии с расстоянием, на которое осуществляется копирование. Перед элементами адреса, которые не должны измениться при копировании, ставится знак доллара. Это носит название абсолютная адресация. Отсутствие знака доллара в адресе называется относительной адресацией.

Запуск электронных таблиц: Пуск              Программы         Microsoft     Excel

Выход из программы: Файл         Выход.

Активная ячейка выделяется жирным контуром.

Задания.

1. Дан фрагмент таблицы:

А

B

C

D

1

2

3

4

                        1                                                            3                                         2

        1) Какие  адреса  имеют ячейки 1 и 2?

        2) Как обозначается диапазон ячеек 3?

3) Какой адрес у текущей ячейки?

2. В ячейке записана формула. Какой вид приобретет формула после копирования в другую ячейку?

1) С1:=А1+В1+2 - копирование в С2;

2) С1:=А1+В$1+2  -  копирование в С2;

3) С3:=$B3+C$2 – копирование в D2;

4) Е5:=$C3-B$3 – копирование в D3;

5) В4:= $A$4+C3 – копирование в С2;

3. Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень.

Текст

Число

Формула

1) =А2+В4;                 3) =СУММ(А1:А5);                        5) ошибка;

2) -007,007;                4)10 формул;                                6)$B$1;

4. При работе с электронной таблицей составили таблицу произведений четных и нечетных чисел. Для этого в ячейку В2 записали формулу, которую затем скопировали в остальные ячейки диапазона В2:Е6. Укажите формулу, записанную в ячейке В2.

A

B

C

D

E

1

2

4

6

8

2

1

2

4

6

8

3

3

6

12

18

24

4

5

10

20

30

40

5

7

14

28

42

56

6

9

18

36

54

72

5. Дан фрагмент электронной таблицы:

A

B

C

D

1

3

5

2

=С1-А1

=А2*2

=А1+2

=В1-В2

                                                               

Какое число должно быть записано в ячейке В1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:D2 соответствовала рисунку?

6.При работе  с электронной таблицей в ячейку В2 записана формула, вычисляющая произведение числа, находящегося в ячейке А2, на число, находящееся в соседней сверху ячейке (в данном случае В1). Затем эту формулу скопировали в ячейки С2:F2. Укажите формулу, записанную в ячейке В2.

A

B

C

D

E

F

1

4

6

8

10

12

2

10

40

60

80

100

120

1) =А2*В1                2) = А$2*B1                3) =$A$2*B$1                4) =$A$2*$B$1

7.Дан фрагмент электронной таблицы:

A

B

C

D

1

3

4

2

=А3/3

=С1-А2

=С1-3

=(В1+В2)/2

                                                                             

Какое число должно быть записано в ячейке В1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:D2 соответствовала рисунку?

Дополнительная литература:

  1. Д. М. Ушаков, С.С. Крылов, Информатика ЕГЭ, Москва, Экзамен, 2014
  2. Д. М. Ушаков, Информатика, Москва, АСТ, ОГЭ-2017
  3. Т. А. Журик, Опорные конспекты, курсовая работа, АППО, Санкт-Петербург, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в обучении математики опорных конспектов

Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...

Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.

В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...

Технология проблемного обучения на основе опорных конспектов на уроках истории.

Создание технологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на е...

Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)

Данный материал является выступлением  с школьного методического объединения учителей .Тема  выступления "Развитие  технологического  мышления  учащихся  на уроках...

«Из опыта работы с использованием опорных конспектов»

«Из опыта работы с использованием  опорных конспектов»             Основные принципы составления опорного конспекта:*лаконичность...

Опорный конспект по теме "Элементы комбинаторики"

В данном конспекте даны основные определения и формулы для вычисления числа перестановок, размещений и сочетаний без повторений. Можно использовать на уроках комбинаторики в 11-м классе (базовый урове...

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...