Конспект урока «Передача информации», 5 класс
презентация к уроку по информатике и икт (5 класс) по теме

Алексеева Анна Владимировна

Предмет: информатика и ИКТ.

Учитель:Алексеева А.В., МОУ «Гимназия № 17»

Класс: 5.

Автор УМК:Л.Л. Босова.

Тема урока: передача информации.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ).

Цели: создание условий формирования представления об информационном процессе         передачи информации;

         ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный канал связи»;  познакомить со схемой передачи информации; 

        закрепить у обучающихся полученные знания при выполнении практических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока информатики в 5 классе по теме:

«Передача информации»

УМК      Л.Л. Босовой

Предмет: информатика и ИКТ.

Учитель:Алексеева А.В., МОУ «Гимназия № 17»

Класс: 5.

Автор УМК:Л.Л. Босова.

Тема урока: передача информации.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ).

Цели: создание условий формирования представления об информационном процессе         передачи информации;

         ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный канал связи»;  познакомить со схемой передачи информации;  

        закрепить у обучающихся полученные знания при выполнении практических заданий.

Пла,нируемые результаты:

личностные: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;формирование ответственного отношения к учению;

        метапредметные:

                регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи;

                познавательные: узнавать, называть, сравнивать и характеризовать объекты окружающей действительности;

                коммуникативные: строить монологические высказывания; обсуждать и анализировать.

        предметные: 

знать схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим.

Понятия:

  • Источник информации.
  • Приёмник информации.
  • Информационный канал связи.
  • Помехи.

Оборудование: 

  • Мультимедийный проектор
  • Презентация «Передача информации»
  • Приложение 1 (жетоны -«биты» для оценивания знаний учащихся на уроке).
  • Приложение 2 (вопросы теста).
  • Приложение 3 (ключи теста).
  • Приложение 4 .Карточки для парной работы учащихся (ситуации передачи информации)
  • Приложение 5 (карточки-таблицы для домашнего задания).
  • Приложение 6. Рефлексия.
  • Книга «А.С. Пушкин - детям».

Список литературы:  

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
  2. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 192 с.: ил.
  3. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
  4. Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 320 с.: ил.
  5. Информационные процессы: поиск, обработка, хранение и передача. [Электронный ресурс]. http://www.ivan101.narod.ru/gos/inf/04.htm

Этапы урока:

  1. Организационный момент.(2 мин)
  2. Повторение и актуализация опорных знаний.(7 мин)
  3. Объяснение нового материала. (13 мин)
  4. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.(15 мин)
  5. Итог урока.(1 мин)
  6. Постановка домашнего задания.(1 мин)
  7. Рефлексия. (1 мин)

Ход урока.

ВРЕМЯ

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ

2

мин

I. Организационный момент.

Приветствие. Отметить отсутствующих. Объявляет этапы, цели и задачи урока:

- Сегодня на уроке мы рассмотрим еще одно информационное действие, узнаем об участниках этого информационного процесса и о схеме его выполнения.

-. Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения! (СЛАЙД 1)

- Вы знаете, что такое «бит»? (Бит – это единица измерения информации).

-  Я сегодня буду измерять ваши знания в «битах», которые буду вам вручать за каждый правильный ответ (приложение 1). Чем больше битов вы получите, тем выше будет оценка за урок.

Внимательно слушают

Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость.

7 мин

II. Повторение и актуализация опорных знаний.

Метод: проблемный

Форма: коллективная, индивидуальная.

- О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?

- Сейчас 5 ребят проверят свои знания по изученной теме с помощью  теста (приложение 2),  а с остальными ребятами поработаем коллективно.  (СЛАЙД 2)

Работа с классом: Фронтальный опрос:

1.Какие информационные действия вы знаете? Назовите их.

2.Как человек хранит информацию?

3. Что использует для хранения информации?

4. Объясните своими словами, что такое носители информации.

Оценить правильные ответы в «1 бит»

Отвечают:

 «О действии хранения информации и о информационных носителях»

Приглашаю  учащихся, которые не имеют оценок за прошлый урок.

5 учащихся тестируются.

Отвечают на вопросы.                      

Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные: подвести под понятие на основе распознавания.

Познавательные: формировать собственное  мнение.

Коммуникативные: адекватно оценивать речь.

Проверка домашнего задания.

- Покажите носители информации, которые вы нарисовали дома.

- Посмотрите рисунки друг у друга.

- Молодцы. Спасибо.

Дать по 1-2 бита всем, кто нарисовал носители(1-2 шт).

Дети показывают свои носители

Личностные:

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже известно учащимся

Познавательные: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация Коммуникативные: умение слышать и слушать 

- Посмотрите на экран. Вам предложен набор предметов.

Назовите  предметы, которые являются носителями информации?

- Молодец «Ваня»!

 - Кто не согласен с выбором «Вани»?

- Молодцы!  (слайд 3)

(2 бита, если без ошибок, 1 бит если были ошибки)

Ученики называют предметы, являющиеся носителями информации.

коммуникативные:

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Физ. пауза для глаз:

  • Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5.
  • Повторите 3 раза.

Выполняют упражнения

Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Информация вокруг нас». В начальной школе вы изучали понятия информации и действия с информацией. По этому, мы сегодня должны обобщить данные знания и углубить их. Разгадайте ребус и вы узнаете тему нашего урока (слайд 4)

Ребята разгадывают ребусы

13 мин

III. Объяснение нового материала. 

Метод: частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный

Форма: беседа, коллективная, групповая

(слайд 5)

Откройте тетради, запишите число и тему урока «Передача информации ».

- Как вы думаете, что мы должны выяснить о процессе передачи информации?

*Если назовут по отдельности – попросить 1 учащегося обобщить сказанное. Дать 1 бит за обобщение.

*Если не скажут дети, то скажет учитель.

Вывод: мы должны определить: как происходит процесс передачи информации, кто является участниками данного процесса, а так же, какие способы и средства передачи информации при этом используются.

- Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей информации.

Фронтально – Воросы:

1. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы или вам передавали информацию?  (слайд 6)

Молодцы.

Тема урока «Передача информации»

Предполагаемые ответы учащихся: 

 Нам нужно узнать, кто передает информацию, кто получает информацию, как  можно передать информацию

Дети отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы:

Общение людей (по телефону), на уроках в школе, слушаем новости по ТВ или радио и т.д.  

Личностные: ценностное отношение  к окружающему миру.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Познавательные: определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

2. Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?  (слайд 7)

*Если не скажут: запомните, что в передачи информации участвуют только 2 стороны:

 Источник информации и её приёмник. 

Должны ответить

 «Две стороны»

3. Кто такой Источник информации?

4. Кто такой Приёмник информации

Тот, кто передает информацию.

Тот, кто ее получает

5. А с помощью чего можно передать информацию?  (слайд 8)

С помощью писем, книг, записок. Телефона, ТВ, и т.п.

  1. Верно, все эти средства передачи информации будем называть информационными каналами связи

- На экране даны  изображения участников передачи информации.

-Подумайте, как можно представить схему передачи информации, используя эти изображения?

- «Настя» пойдет и изобразит схему на доске, а остальные зарисуйте эту схему в тетрадь.

Смотрят на экран, думают.

«Настя» на доске составляет схему. Остальные в тетради.

(1 бит)

- Теперь сравните свой вариант схемы с правильным.   (слайд 9)

- У кого схема получилась такая же, как на экране? Молодцы. Другого варианта быть не может.

Сравнивают свои варианты схемы с правильным

Вывод: Итак, мы выяснили, что процесс передачи информации происходит по данной схеме, в которой:

  • Источник – объект, который передает информацию.
  • Приёмник – это объект, который получает информацию.

Информационный канал – это средство передачи информации.

Смотрят на экран, слушают учителя и запоминают определения.

Раздать карточки с ситуациями перед уроком.

- Работаем в парах (5 минут). Возьмите карточки на парте (приложение 4). Приведите примеры из жизни, из сказок или м/ф, где информация передается в предложенной схеме.

Впишите свои варианты в карточку.

Источник: - Приёмник:

Источники:– Приёмники:

Источники: - Приёмник:

  (слайд 10)

Передайте свою информацию классу – назовите свои примеры.

Какой вывод  можно сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передаче информации?

* Если не скажут дети – ещё раз скажет учитель.

(2 бита тому, кто озвучил правильно свои примеры, остальным по 1 биту)

Берут на парте карточки с заданием. Слушают объяснение учителя.

Ребята работают парами, затем приводят свои примеры.

Отвечают на вопрос:

1 источник – 1 приёмник

1 источник – несколько приёмников

несколько источников – 1 приёмник

Личностные:

владение умениями организации собственной учебной деятельности

Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

Познавательные:

умение подводить под понятия

Коммуникативные:

интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие

Физ. пауза.

 (слайд 11)

1. Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Пошевелите пальчиками.

 2. С помощью жестов передайте мне информацию о том:

 а) как вы прощаетесь с провожающими (помашем им ручками).

б) как вы смотрите вдаль.

в) что вам холодно.

г) о том, что вы победили в соревнованиях.

Молодцы, спасибо. Присаживайтесь.

Делают физические упражнения

-Важно, чтобы в процессе передачи информация она передавалась быстро, без искажений и помех. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда передача информации происходила с помехами.

 (слайд 12)

Приводят примеры

15 мин

IV. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.

Метод: практический, самоконтроль.

Форма: беседа, групповая, фронтальный опрос

Учитель показывает книгу «А.С. Пушкин - детям».  

1. Чем является эта книга?

2. Послушайте отрывок одной из сказок:

… Шлет с письмом она гонца,

чтоб порадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого …

3. Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал.

4. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?

 (слайд 13)

- Скажите, из какой сказки этот фрагмент? Назовите (полное) точное название этой сказки.

 (слайд 14)

Предполагаемые ответы:

Это носитель информации.

 Если читаем книгу, то она источник информации.

Источник – царица

Приёмник – царь Салтан

Каналы связи – гонец

Помехи – ткачиха, повариха, Бабариха   

(1 бит)

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (2 бита тому, кто назовет)

Личностные:

владение первичными навыками анализа

Регулятивные:

умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата 

Познавательные:

умение самостоятельно создавать способ решения проблемы

Коммуникативные:

Умение сотрудничать со взрослыми исверстниками

Практическая работа.

 (слайд 15)

1. Встаем и проходим за компьютеры.

2. Повернитесь все ко мне.

- Сейчас вы будете обмениваться информацией с компьютером.

- Вам необходимо выполнить тренировочные  задания по сегодняшней теме из рабочей тетради №7 (1-4)  стр.13, а передавать информацию в процессе выполнения этих заданий вы будете компьютеру.

- . У кого возникнут трудности – поднимите руку.  - Приступайте к работе.

  • Учитель во время практической работы контролирует процесс выполнения заданий, оказывает помощь и проверяет тест (приложение 3-ключи теста), выполненный 5 учениками. Объявляет их оценки.

Все получают по 1 биту за работу на ПК. Кто вперед всех – 2 бита.

Проходят за ПК.

Слушают объяснение

учителя.

Выполняют задание №7 (1-4) стр.13 из рабочей тетради.

Фронтальный опрос:

Вопросы: 1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке?

2. Назовите участников этого процесса?

3. Как называются средства передачи информации?

Молодцы.

 (слайд 16)

Передача информации

Источник, приёмник

Информационные каналы связи

1 мин

V. Итог урока

1. Сегодня за урок каждый получил биты. Три ученика с наибольшим количеством бит получат «5».

2. Запишите в тетрадь полученное число своих битов. Я переведу ваши биты в оценки за урок.

3. Биты положите в тетрадь.

1

мин

VI. Постановка домашнего задания:

 (слайд 17)

1. Знать определения источника, приёмника, информационного канала связи.

2. Работа с учебником: 

 § 1.5 стр. 20

3. Заполнить таблицу: (приложение 5:таблица роздана всем ученикам)

Носитель – Как его сделать источником – Вид воспринимаемой информации.

4. Дополнительно (кто желает)

 (слайд 18)

§3.4 и 3.5 стр.116 – 118.  Материал для любознательных (как передавали информацию в прошлом)

 Рабочая тетрадь: стр. 15 № 9. Разгадайте кроссворд «Передача информации».

Дети записывают домашнее задание

1

мин

  1. Рефлексия

 Оцените себя, как вы поняли материал сегодняшнего урока.

- Обведите смайлик (приложение 6-смайлики), в соответствии с  образцом: Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял. Карту со смайликами тоже  положите в тетрадь и передайте мне.

 (слайд 19)

- Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе!

 (слайд 20)

Обводят выбранный смайлик


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие информационные носители вы знаете? Как человек хранит информацию? Что использует для хранения информации? Объясните своими словами, что такое носители информации?

Слайд 2

НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 4

Передача информации

Слайд 5

Передача информации Люди постоянно участвуют в процессе передачи информации. Приведите примеры из жизни, когда вы или вам передавали информацию.

Слайд 6

Передача информации Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчеты, публикуют книги, статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач

Слайд 7

Как можно изобразить схему передачи информации с помощью этих объектов? Источник информации Приёмник информации Информационный канал

Слайд 8

Схема передачи информации Источник информации Приёмник информации Информационный канал объект, который передает информацию объект, который получает информацию Средства передачи информации

Слайд 9

Сколько может быть источников информации и приёмников информации в процессе передачи информации? Один источник – один приёмник ( односторонняя передача информации) Один источник – несколько приёмников ( односторонняя передача информации) Несколько источников – один приёмник ( односторонняя передача информации).

Слайд 10

Важно, чтобы в процессе передачи информация передавалась быстро, без искажений и без помех. Источник информации Приемник информации Информационный канал помехи

Слайд 11

Вопросы на засыпку … Шлет с письмом она гонца, чтоб порадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести ее хотят, Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого … (Отрывок из сказки А.С. Пушкина) Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?

Слайд 12

Практическая работа на компьютере

Слайд 13

Самое важное: 1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке? 2. Назовите участников этого процесса? 3. Как называются средства передачи информации?

Слайд 14

Как я усвоил тему урока: Понял все Понял , но не все Ничего не понял

Слайд 15

Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе!



Предварительный просмотр:

Тест «Проверь себя»

Выбранные буквы вашего ответа занесите в таблицу.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ответ

  1. Информация-это…..

А) текст и рисунки

Б) сведения об окружающем нас мире

В) текст учебника

2.  Какое действие не является действием с информацией?

                      А) Чтение книги

                      Б) Заучивание стихотворения

                      В) посадка дерева

3. Выберите предмет, который не является носителем информации:

                     А) книга

                     Б) письмо

                     В) магнитофон

4. К какому виду носителей информации относиться дискета?

А) Оптические носители

Б) бумажные носители

В) магнитные носители

5. К какому виду носителей информации относиться DVD-диск?

А) Оптические носители

Б) бумажные носители

В) магнитные носители

6. Какой предмет является носителем информации?

А) почта

Б) телефон

В) телеграмма

7.  К какому виду носителей информации относится аудиокассета ?

А) Оптические носители

Б) бумажные носители

В) магнитные носители

8. Оперативная информация хранится …

А) на внешних носителях

Б) в памяти человека

В) в памяти человечества

9. К долговременной памяти относится

А) Внешняя память

Б) Внутренняя память

В) Оперативная память



Предварительный просмотр:

Пример передачи информации

___________________________________________________________________________________

Источник:

__________________________________

__________________________________

Приёмник:

____________________________________

____________________________________

Пример передачи информации

____________________________________________________________________________________

Источник:

__________________________________

__________________________________

Приёмник:

____________________________________

____________________________________

Пример передачи информации

____________________________________________________________________________________

Источник:

__________________________________

__________________________________

Приёмник:

____________________________________

____________________________________

Пример передачи информации

____________________________________________________________________________________

Источник:

__________________________________

__________________________________

Приёмник:

____________________________________

____________________________________

Пример передачи информации

____________________________________________________________________________________

Источник:

__________________________________

__________________________________

Приёмник:

____________________________________

____________________________________

Пример передачи информации

____________________________________________________________________________________

Источник:

__________________________________

__________________________________

Приёмник:

____________________________________

____________________________________

Пример передачи информации

____________________________________________________________________________________

Источник:

__________________________________

__________________________________

Приёмник:

____________________________________

____________________________________



Предварительный просмотр:

 Заполните таблицу:

Носитель информации

Как его сделать источником

Вид

воспринимаемой информации

Книга

Снять с полки, открыть и читать

Зрительная

Кассета

Вставить в магнитофон и включить воспроизведение

Звуковая

Грампластинка

Запись на доске мелом

Фотография

Дискета

 

Заполните таблицу:

Носитель информации

Как его сделать источником

Вид

воспринимаемой информации

Книга

Снять с полки, открыть и читать

Зрительная

Кассета

Вставить в магнитофон и включить воспроизведение

Звуковая

Грампластинка

Запись на доске мелом

Фотография

Дискета

Заполните таблицу:

Носитель информации

Как его сделать источником

Вид

воспринимаемой информации

Книга

Снять с полки, открыть и читать

Зрительная

Кассета

Вставить в магнитофон и включить воспроизведение

Звуковая

Грампластинка

Запись на доске мелом

Фотография

Дискета

Заполните таблицу:

Носитель информации

Как его сделать источником

Вид

воспринимаемой информации

Книга

Снять с полки, открыть и читать

Зрительная

Кассета

Вставить в магнитофон и включить воспроизведение

Звуковая

Грампластинка

Запись на доске мелом

Фотография

Дискета



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

                                        

                                        

                                        

                                        

                                        

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока для 5 класса "Передача информации"с использованием ЭОР

План-конспект разработан в рамках курса "Применение ЭОР в современном образовательном процессе"....

Технологическая карта урока "Передача информации"

Данный урок проводится  в 7I, 7 II  классе для детей с нарушениями слуха при изучении темы  «Информация вокруг нас». Это урок предъявления новых знаний. Целью является  формировани...

Конспект урока: "Передача информации. Скорость передачи информации"

Конспект урока: "Передача информации. Скорость передачи информации"8 класс...

Разработка урока "Передача информации" 5 класс

Разработка сценария урока по теме "Передача информации"  5 класс  ФГОС....

Технологическая карта урока информатики в 5 классе Тема урока: Передача информации.

Технологическая карта урока информатики в 5 классеТема урока: Передача информации. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; } ...

Конспект урока Передача информации

Конспект урока по информатике на муниципальный этап конкурсаУЧИТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ – 2018...