Использование исторического материала на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему

Саврова Полина Сергеевна

Введение элементов историзма на уроках информатики в начальной и средней школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Саврова П.С., учитель

МКОУ «СОШ № 44»

В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интересов к учению, формированию желания и умения учиться.[1] В связи с этим большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний, выявления внутренних резервов познавательного интереса, мыслительных процессов памяти ребенка младшего и среднего школьного возраста. Важным стимулом для развития познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний.[2] Использование элементов историзма на уроках информатики способствует повышению интереса учащихся к изучению информатики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала, а так же расширяет кругозор учащихся и повышает их общую культуру.

Во время учебы в Миасском педагогическом колледже на 2 курсе, я заинтересовалась историей развития математики. Этой теме были посвящены такие работы как реферат на тему: «Магницкий Л.Ф. Жизнь и деятельность», курсовая работа на тему: «Использование исторического материала на уроках математики в начальных классах» и выпускная квалификационная работа на тему: «Развитие познавательного интереса посредством использования исторического материала на уроках математики в начальной школе». Наработанный материал активно использовался на преддипломной практике. На каждом уроке я рассказывала ребятам интересный факт из истории математики, и это привело к повышению уровня развития познавательного интереса. Так же дети самостоятельно находили информацию о великих математиках и новых математических понятиях. Итогом нашей работы стал проект «История математики в лицах». Всю найденную информацию, мы оформили в виде газеты. На основе этой работы было проведено открытое занятие, где ребята рассказали о великих математиках и представили газету своим одноклассникам и учителям.

Данную работу я продолжаю в школе будучи учителем информатики. В учебном плане предусмотрено рассмотрение таких тем как появление первого компьютера, изобретение письменности, поколения ЭВМ и их особенности, история возникновения кодовых таблиц. Но мне показалось, что этого недостаточно, и я начала вводить маленькие интересные исторические факты на уроках. Многое было взято из выпускной квалификационной работы, например статья В.Ф. Ефимова о цифре ноль, где рассказывается история возникновения этой цифры, собственная разработка на тему: «Первобытный «компьютер», который всегда с нами», где говорится о том, что изначально люди считали при помощи 10 пальцев на руках, но этого числа не всегда хватало, поэтому люди придумали счет при помощи камешков, веточек. Сохранить результат таких вычислений было трудно, поэтому стали делать узелки на веревке, зарубки на палках. Так же был подобран новый материал. Ниже приведены выдержки из него.

«Блез Паскаль и его механическое цифровое вычислительное устройство». В рамках темы «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией» можно рассмотреть первую механическую счетную машину, изобретателем которой стал гениальный француз Блез Паскаль. Она представляла собой ящик с многочисленными шестеренками. Изобретенный Паскалем принцип связанных колес явился основой, на которой строилось большинство вычислительных устройств на протяжении трех столетий.

 «Арифмометр Лейбница». Арифмометр был создан Лейбницем в 1673 году. Сложение чисел выполнялось в десятичной системе счисления. За основу был взят принцип счетной машины Паскаля. В конструкцию были добавлены движущаяся часть и специальная рукоятка, позволившие ускорить повторяющиеся операции сложения, при помощи которых выполнялось деление и перемножение чисел.

«Марк I». Это первый американский программируемый компьютер. Его использовали для выполнения сложных баллистических расчетов. За день машина выполняла вычисления, на которые раньше уходило полгода. Компьютер оперировал 72 числами, состоящими из 23 десятичных разрядов делая по три операции сложения или вычитания в секунду. Умножение выполнялось в течение 6 секунд, деление -15 секунд. Фактически «Марк I» представлял собой усовершенствованный арифмометр.

При рассмотрении первых счетных машин можно проследить сходства и различия с современным компьютером.

 Так же при написании проектных работ с детьми было подробно рассмотрено, как компьютер входил в жизнь человека, какую роль он играл в разные периоды его жизни. Ребята с интересом узнавали, что ещё десять лет назад было редкостью увидеть какой-нибудь персональный компьютер — они были, но были очень дорогие, и даже не каждая фирма могла иметь у себя в офисе компьютер. А теперь? Теперь в каждом третьем доме есть компьютер, который уже глубоко вошёл в жизнь самих обитателей дома. Компьютеры проникли во все сферы деятельности человека, начиная с начального образования и заканчивая изучением новейших технологий, изучения новых видов материи, неизвестных пока человечеству.

Подводя итог, нужно отметить, что в результате проводимой работы у учащихся формируется общекультурная компетентность, которая входит в состав всех видов компетентности:

- ценностно-смысловой (историко-познавательный комментарий позволяет обратиться к истокам возникновения знаний об информатике, ориентирует учащихся на осмысление опыта предыдущих поколений);

- информационной (знания из истории возникновения понятий информатики обогащают информационную культуру учеников, расширяя словарный запас);

- коммуникативной (этимологические данные о терминах позволяют лучше усваивать новую лексику информатики);

- личностного самосовершенствования (совершенствуется культура мышления учащихся)

Библиографический список

  1. Андрейчик, Е.Е Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира/  nsportal.ru. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/01/09/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-na-urokakh
  2. Развитие интереса и внимания на уроках математики - основное условие успешного обучения/ nsportal.ru. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2011/01/08/razvitie-interesa-i-vnimaniya-na-urokakh-matematiki-osnovnoe

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование исторического материала на уроках математики с целью формирования нравственных качеств учащихся

     Любая наука могла бы гордиться такой историей, как история математики, ибо она менее всего история ошибок .   Опытный учитель с привлечением истории математики к о...

Использование исторического материала, связанного с жизнью С.Есенина на уроках математики

Одной из важнейших задач современного образования становится воспитание народности, начинающееся с утверждения национального самосознания. Откуда берет начало формирования самосознания, где его корни?...

Практические задания с использованием исторического материала по теме "Решение уравнений" (8 класс)

Практические задания с использованием исторического материала по теме "Решение уравнений" (8 класс)...

Использование исторического материала на уроках математики в 5-6 классах.

Статья содержит рекомендации по работе с историческим материалом на уроках математики в 5-6 классах....

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»

Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,по истории «Древняя Греция»;по английск...

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»

Интегрированный урок математики, истории и английскому языкупо теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция&raq...

Формирование познавательного интереса на уроках математики с использованием исторического материала

Любая наука могла бы гордиться такой историей, как история математики, ибо она менее всего история ошибок. История математики тысячами нитей связана с историей других наук, историей техники, историей ...