Использование мультимедийных технологий в обучении произношению детей с нарушениями слуха.
статья по информатике и икт на тему

Мультимедийное оборудование дает возможность собирать воедино огромный объем информации, выбирать интересующие в данный момент информационные блоки, позволяет сделать занятие интересным, увлекательным и информационно насыщенным. Все это  делает учебный материал более доступным для восприятия детей с нарушениями слуха и следовательно,  повышает эффективность обучения данной категории детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Созаева Нина Солтан-Бековна,

сурдопедагог,  учитель информатики и физики,

учитель высшей квалификационной категории

Использование мультимедийных технологий

в обучении произношению детей с нарушениями слуха

Специфика работы с глухими и слабослышащими детьми, требует использования большего объема наглядного материала. С этой задачей учителю помогут справиться интерактивные технологи.

Мультимедийное оборудование дает возможность собирать воедино огромный объем информации, выбирать интересующие в данный момент информационные блоки, позволяет сделать занятие интересным, увлекательным и информационно насыщенным. Все это  делает учебный материал более доступным для восприятия детей с нарушениями слуха и следовательно,  повышает эффективность обучения данной категории детей.

В связи с потерей слуховых ощущений, зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Образный материал глухие школьники запоминают успешнее, чем слышащие, так как у них зрительный опыт богаче.  (В.В.Синяк,  М.М.Нудельман). Мультимедиа как диалоговая информационная технология помогает сделать статичный образный материал динамичным и увлекательным.

Мультимедийная презентация - это уникальный и самый современный, на сегодняшний день, способ представления информации. Основным отличием презентаций, от остальных способов представления информации, является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.

Например, проводимая на занятиях по развитию слухового восприятия и формирования произношения (РСВ и ФП) фонетическая зарядка может стать интерактивной, если ее сделать анимированной в программе Microsoft Office PowerPoint. Если занятие индивидуальное, достаточно использовать персональный компьютер, если занятие групповое, то очень удобно показать это упражнение, используя проектор и интерактивную доску.

Например, упражнение «Звуковая дорожка с буквой «с»  (рис. 1).

Каждая буква движется, вращается, «оживает»  тем  самым привлекая внимание ребенка. И все это со звуковыми эффектами, т.е. одновременно развиваются речевые и слуховые  возможности глухого ребенка.

Речь тесным образом связана с мышлением. Принято различать три вида мышления: наглядно-действенное (задача, данная в наглядной                                                                                                                   (рис.1)      форме, решается при помощи действий), наглядно-образное (мышление                                                                       оперирует наглядным материалом, а возникающие образы отражают индивидуальные черты объектов) и словесно-логическое  (оперирует абстрактными понятиями).

Глухие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно-образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами. В формировании словесно-логического мышления глухой ребенок резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. (В.А.Синяк, М.М.Нудельман.).

Для развития словесно-логического мышления необходимо развивать наглядно-схематическое мышление.

Используя возможности программы SmartBoard, электронным маркером или пальцем, разными цветами можно выполнять задания схематического характера прямо на доске -  начертить, заштриховать на контурной карте (рис. 2), собрать схему (рис. 3), нарисовать уровень жидкости (рис. 4) и т.д. Выполнение заданий, таким образом, для детей оказываются гораздо привлекательнее. C:\Users\111-3\Desktop\мимио -проекты мои\гот рисдля 3333\карта.jpg

(рис. 2)

(рис. 3)                                                                            (рис. 4)C:\Users\111-3\Desktop\мимио -проекты мои\гот рисдля 3333\сообщ сосуды1.jpg

C:\Users\111-3\Desktop\мимио -проекты мои\гот рисдля 3333\схема эл цепи.jpg

Наибольшие трудности, у детей с нарушениями слуха, наблюдаются в становлении  таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и абстрагирование, конкретизация и обобщение, классификация.

При  манипулировании предметами и их изображениями глухим детям легче связывать речевую модель с изобразительной. Слово начинает выполнять функцию понятия.

Например:  «В розовый круг собери все круглые фигуры. В голубой круг собери все синие фигуры»  (рис. 5). Часть экрана закрыта шторкой. Ребенок перемещает фигуры, а затем отодвигая пальцем шторку на интерактивной доске проверяет себя. C:\Users\111-3\Desktop\мимио -проекты мои\гот рисдля 3333\группировка7.jpg

(рис. 5) 

Глухие дети с трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями, поступками людей, т.е. наблюдается нарушение причинно-следственных связей.

Они нередко смешивают причину с действием, с целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями.

Рационально использовать время на уроке и в тоже время сделать психологически привлекательными для детей проведения опроса, самостоятельной или контрольной работы, можно с помощью системы для голосования - интерактивной приставки Mimio (рис. 6). http://www.edu2000plus.com/_Media/vote_hs_0362.jpeg

(рис. 6) 

 Дети любят все необычное.  Им интереснее выполнить  контрольную или самостоятельную работу с использованием мультимедиа технологий, чем традиционно - на бумажном носителе.  

Тестирование - более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия в процессе оценки, исключая субъективизм преподавателя.

Для создания тестов существует большое количество редакторов тестов: TestMan, "МастерТест", UniTest System, Tester85, MyTest и др.

Любой учитель-предметник, имеющий базовый уровень пользователя ПК, сможет легко составить свои тесты  в этих  программах  и использовать их на уроках.

Приобретая навыки прохождения тестирования, учащиеся психологически подготавливаются к дальнейшим экзаменационным тестам.

Например, тестирование в редакторе тестов  MyTest (рис. 7,8) 

(рис. 7)                                                                         (рис. 8) 

C:\Users\111-3\Desktop\мимио -проекты мои\гот рисдля 3333\MyTest1-1.jpgC:\Users\111-3\Desktop\мимио -проекты мои\гот рисдля 3333\MyTest2-1.jpg

Учитель не тратит время на проверку и оценивание работ учащихся.  Программа автоматически оценивает результаты тестирования, выдает количество набранных баллов из возможных, время начала и время окончания тестирования, результативность и оценку. И все это наглядно и сразу по окончании тестирования, учащийся сразу видит результат своей работы.

Оценочный этап урока можно доверить и самим детям.

Самооценка способствует самоорганизации глухого ребенка, формирует самосознание личности. Как только ребенок осознает себя как личность и видит себя с точки зрения других людей, он начинает лучше понимать поведение окружающих и свое собственное.

Дети с нарушениями слуха, обучающиеся в общеобразовательных  школах, несмотря на успехи в приобретении учебных и социальных навыков, часто имеют заниженную самооценку. Ученики школ-интернатов имеют более высокую самооценку, т.к. глухие дети получают похвалу за меньшие достижения.

Замедленные темпы интеллектуального развития у глухих детей приводят к более  позднему формированию механизмов рефлексии и самоанализа. (Богданова Т.Г. Сурдопсихология, 2002)    

Для повышения самоконтроля можно предложить глухим детям в конце занятия оценить свою работу традиционно – по 5-бальной шкале или в виде шкалы, на которой ребенок сможет передвигать пальчиком или электронным маркером любой анимированный персонаж.  (рис. 9) C:\Users\111-3\Desktop\мимио -проекты мои\гот рисдля 3333\Машенька с шкалой2.jpgC:\Users\111-3\Desktop\мимио -проекты мои\гот рисдля 3333\Машенька с шкалой3.jpg

   (рис. 9) 

Если ребенок оценил свой труд на уроке завышено, то учителю выпадает хорошая возможность указать на ошибки в выполненных заданиях. Ребенок, чаще всего, изъявляет желание их тут же исправить, чтобы соответствовать выставленной самому себе оценке.

 Важно формировать у ребенка адекватную самооценку, умение видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия.  

От самооценки можно перейти к взаимооценке между  учащимися. Взаимоконтроль повышает уровень внимания в целом, и к самому себе - в частности. Увидев ошибку в чужой работе, ребенок легче замечает свои ошибки.              

Для уменьшения утомляемости на уроках необходимо соблюдать здоровесберегающий характер занятий: чередовать виды деятельности. Эффективность усвоения  мультимедиа презентации или просмотренного видеофрагмента. Например, об агрегатных состояниях вещества будет выше, если  дети встанут со своих мест и смоделируют  движение молекул вещества при высокой, а затем, и при низкой температуре. Это будет и расслаблением для детей и закреплением изучаемой темы.

Важным элементом в образовании ребенка является самообразование. Глухие дети в большинстве своем не самостоятельны. Эту проблему поможет решить проектная деятельность, которая способствует процессу поиска и открытию нового. Ребенок  строит свои знания сам, делает свои маленькие открытия, т.е. развивается креативное мышление.

Например, создание рефератов; выращивание кристалла медного купороса  и создание с помощью web-камеры на компьютере фильма - видеодневника о том, как происходит рост кристалла, свои наблюдения и мысли по этому поводу.  Или коллективный проект – создание интерактивных кроссвордов, которые в последствии будут использованы на уроках;  ведение электронной газеты или колонки в электронной газете  по темам, заданным учителем или выбранным самостоятельно. Дети  учатся мыслить, следовательно, речь становится инструментом мышления.

Использование интерактивных технологий помогает развивать личность, способную к социальной адаптации, интеграции в обществе. Этому развитию способствуют мультимедийные приложения - обучающие видеофильмы, электронные учебники, энциклопедии, справочники,  интерактивные курсы обучения по всевозможным предметам, тренажёры, др. 

Возможности в развитии, в самообразовании детей с нарушениями слуха становятся безграничными  благодаря возможностям Интернета. Это участие в международных детских творческих онлайн-конкурсах, путешествия в онлайн-музеи мира, интерактивное  путешествие по солнечной системе, посещение геоинформационного портала, где например, можно получить ответ на такой вопрос: «какой вы по счету человек на Земле?».

И все-таки, самым главным элементом успешного обучения глухих и слабослышащих детей во всем этом мультимедийном пространстве, остается интерактивность между учителем и учеником во время урока. Учитель должен быть режиссером урока, он должен виртуозно управлять всеми возможностями мультимедийного пространства и вовлекать ребенка в увлекательный мир познания.  

Литература

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология - М.: Владос, 1998 
  2. Багрова И.Г. и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. – Сурдопедагогика - М.: Владос, 2004.
  3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Владос, 2002.
  4. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М. Просвещение, 1988
  5. Козак М.Г. Динамика оценочных отношений личности к себе и другим. – Киев, 1978.
  6. Розанова Т.В., Яшкова Н.В. Исследование личности с нарушением слуха - М.: Просвещение, 1981.
  7. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка - М.: Просвещение, 1975.
  8. http://www.global-gsd.com/mimio-vote.html
  9. http://planetolog.ru/map-world-big.php?id=KON&scheme=1 
  10. http://forexaw.com/TERMs/Metal121313 
  11. http://katerina-bushueva.ru/dir/interaktivnye_galerei_ehnciklopedii_katalogi/1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

Использование ИКТ в формировании произношения детей с нарушениями слуха

В статье описывется роль ИК технологий в процессе формирования произносительной стороны речи учащихся с нарушенным слухом....

Презентация на тему: Содержание обучения произношению детей с нарушениями слуха

В презентации кратко рассмотрены разделы обучения произношению детей с нарушениями слуха....

Конспект по развитию слухового восприятия и обучения произношению для детей с нарушениями слуха во второй младшей группе

Конспект по развитию слухового восприятия и обучения произношению для детей с нарушениями слуха во второй младшей группе Тема: «Домашние животные» (Различение звукоподражаний «а...

Конспект индивидуального занятия для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению "Автоматизация звука «М»"

Цели занятия:1.Автоматизировать звук –М- в слогах , в словах.2.Упражнять в различении и воспроизведении знакомых слов    (названия  игрушек, предметов мебели).3. Формирование...

Конспект индивидуального занятия для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению "Автоматизация звука «Т»"

Цели занятия:1.Автоматизировать звук –Т- в слогах , в словах.2.Упражнять в различении и воспроизведении знакомых слов    (названия  игрушек, предметов мебели). 3. Формир...

Конспект индивидуального занятия в 1 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Тема: «Фрукты и овощи»

Цель:- закрепление ранее пройденного материала;-Формирование и развитие у слабослышащих дошкольников навыков восприятия (на слухо - зрительной  и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.- ...