Рабочая программа по информатике 5 класс (68 часов)
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Рабочая программа с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_fgos_5_klass_2018-19_s_uud.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 города Пензы

 (МБОУ СОШ № 31 Г. ПЕНЗЫ)

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ № 31 г. Пензы

Протокол №     от «____»_____2018г.

                           УТВЕРЖДЕНА

                           Приказом директора

        МБОУ СОШ № 31 г. Пензы

  от _____________г.  №  

           Директор                  М.В. Расулова

 СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по УВР  ______________                

 «___»_________2018 г.

 РАССМОТРЕНА

на заседании МО

____________________________________

Протокол  №       от  «___»_________2018  г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

      по информатике  и ИКТ (5 класс)

                                                                 

      Автор:  Карпова Татьяна Александровна, учитель информатики

                   

                           

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы по информатике и ИКТ для 5 классов общеобразовательных учреждений и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 31 города Пензы.

Программа реализует основные идеи ФГОС основного общего образования. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса  информатике и ИКТ не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «информатике и ИКТ».

Рабочая программа ориентирована на учебник: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Количество часов  всего 68,  в неделю 2.

I. Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

        Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  •  уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «информация», «компьютер» и др.;
  •  владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
  •  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  •  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;  
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные:

Раздел 1. Введение в информатику

Темы «Информация вокруг нас»

Ученик научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

Ученик получит возможность научиться:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

Раздел 2. Информационные технологии

Темы «Компьютер», «Компьютерная графика», «Информационные модели», «Создание мультимедийных объектов»

Ученик научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность научиться:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

II.Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение в информатику

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

преподавания курса  «Информатика и ИКТ»  в 5 классе.

урока

Основное содержание по темам

Кол-во

часов

1

2

3

  1. Компьютер (9 часов)

1

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места. (НРЭО)

1

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

1

3

Ввод информации. Устройства ввода информации

1

4

Ввод информации. Клавиатура, группы клавиш. Практическая работа №1

1

5

Ввод информации. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер

1

6

Мини-проект «Лишняя буква»

1

7

Управление компьютером. Рабочий стол. Программы и файлы. Клавиатурный тренажер

1

8

Управление компьютером с помощью мыши. Практическая работа №2 (задание 1)

1

9

Главное меню. Что можно выбрать в компьютерном меню. Практическая работа №2 (задание 2)

1

  1. Информация вокруг нас (23 часа)

10

Хранение информации. Память, носители информации

1

11

Хранение информации. Файлы и папки. Практическая работа №3

1

12

Передача информации.

1

13

Электронная почта. Практическая работа №4

1

14

Кодирование информации. В мире кодов. Клавиатурный тренажер

1

15

Контрольная работа №1 «Информация вокруг нас» (часть 1)

1

16

Кодирование информации. Способы кодирования информации. Клавиатурный тренажер

1

17

Метод координат. Клавиатурный тренажер

1

18

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

1

19-20

Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5

2

21-22

Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст»

Пр.№6 «Редактируем текст» (задания 1 – 4)

2

23-24

Текстовый фрагмент и операции с ним.  Практическая работа №7

2

25

Форматирование текста. Практическая работа №8

1

26-27

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

2

28-29

Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) (задания 4)

2

30-31

Разнообразие наглядных форм представления информации. Диаграммы.  Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

2

32

Контрольная работа №2 по теме: «Информация вокруг нас» (часть 2)

1

  1. Компьютерная графика (12 часов)

33-34

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

2

35-37

Преобразование графических изображений. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

3

38-40

Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

3

41

Пиксель и пиктограммы

1

42

Конструирование из мозаики

1

43

Конструирование из кубиков

1

44

Контрольная практическая работа «Компьютерная графика»

1

  1. Информационные модели (14 часов)

45

Разнообразие задач обработки информации.

1

46

Систематизация информации.

1

47-48

Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки»

2

49

Творческий проект «Систематизация информации в виде списков»

1

50

Поиск информации. Практическая работа №15

1

51

Кодирование информации. Самостоятельная работа «Обработка информации»

1

52

Преобразование информации по заданным правилам.

1

53

Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

1

54

Преобразование информации путем рассуждений. Логическая игра «Черный ящик»

1

55

Разработка плана действий и его запись.

1

56

Табличная форма записи плана действий.

1

57

Проект «История письменности. Древний Египет. Древнее Двуречье»

1

58

Проект «История письменности. Финикия. Индия и Китай. Древняя Греция»

1

5. Создание мультимедийных объектов (10 часов)

59

Программа Microsoft Power Point 2013. Создание красочного фона, размещение графических изображений

1

60

Программа Microsoft Power Point 2013. Эффекты анимации.

1

61

Создание движущихся изображений. Практическая работа «Радужная полоска»

1

62

Создание движущихся изображений. Практическая работа «Змейка»

1

63

Создание движущихся изображений. Практическая работа «Мерцающая буква, имя»

1

64

Создание движущихся изображений. Практическая работа «Цветик-семицветик»

1

65

Создание движущихся изображений. Практическая работа «Гусеница»

1

66

Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17

1

67

Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18

1

68

Итоговая контрольная работа

1

Всего уроков

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа "Литература. 6 класс" 68 часов

Создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной....

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю

Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику  Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б.  Сотский Н.Н  ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе,  М: Просвещение ...

Рабочая программа Биология 8 класс 2 часа в неделю

Рабочая программа по биологии для 8 класса общеобразовательной школы по учебнику Биология 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев  Количество часов – 68 часов (2 ч в неделю)Программа составле...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...