МЕТОД ПРОЕКТОВ В РОБОТОТЕХНИКЕ
методическая разработка по информатике и икт по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodproektov.docx179.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к «проблемам века».  Инновационное развитие страны требует, чтобы все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием  компетентностного подхода к образованию. Акцент делается на внедрение исследовательских и проектных методов, вовлекающих школьников в практическую  деятельность. Это дает возможность осваивать не только суммы готовых знаний, а методы овладения новыми знаниями

Курс “основы проектной деятельности” появился в российской школе недавно.  Целью этого курса является создание проекта, т.е. деятельности, предназначенной  для создания уникального, ранее не существовавшего результата. При создании проектной деятельности создается то, чего заранее не было – решается какая-либо проблема, возможно небольшая, но значимая для ученика, обобщается какой-либо материал по  нужному вопросу.

На сегодняшний день очень быстрое развитие получила робототехника, она является одним из активно развивающихся направлений современного общества. В робототехнике проблемы механики и новых технологий соприкасаются с вопросами искусственного интеллекта.

При изучении данного направления, были выделены две основные цели:

1. Подготовка и участие детей в  робототехнических соревнованиям «Hello, Robot»,«ROBOFINIST» и др.

2. Создание «творческих проектов», написание реферата, создание презентации, видео-ролика к ним и успешной защиты на конкурсах различных уровней.

 Работа  с образовательными конструкторами, позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении робота затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце нескольких занятий увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

 Учащиеся начинают свою практическую деятельность в изучении робототехники с небольших исследовательских проектов (проект шаблон).

Работа над проектом «по образцу» является подготовкой к более сложным, по своей структуре, проектам. В данной работе учащиеся знакомятся в первую очередь с Lego-конструктором, работая с его основными деталями: балками, шестеренками, датчиками, сервомоторами, блоком NXT, EV3.  Во вторую очередь с программным обеспечением, пробуя создавать простейшие программы для своих моделей.

     Здесь происходит овладение навыками начального технического конструирования, развития мелкой моторики, изучение понятий конструкции и ее основных свойств (жесткости, прочности, устойчивости), навык взаимодействия в группе.

     Вторым этапом практической деятельности, является проект с элементами исследования. На данном этапе реализуется экспериментально - исследовательская деятельность в области программирования.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце нескольких занятий увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Если на первом этапе они программировали контроллер, используя базовую простейшую программу, то позднее работают с более сложной программой, включающую ветвление, цикл, переменные, регуляторы, генератор случайного значения. Дети учатся правильно позиционировать робота, изобретают манипуляторы. Таким образом, учащиеся проводят экспериментальное исследование, выдвигая свои идеи (гипотезы), которые в течение занятий подтверждают, либо опровергают. Данная деятельность позволяет им понимать разницу между виртуальным и реальным исполнением. У ребят формируются исследовательские навыки, например формулировка цели, задачи и гипотезы.

Исследовательский проект, является заключительным этапом практической деятельности учащихся. Для реализации данного проекта, учащимся подаются несколько идей (тем) исследования, и они выполняют данное исследование, опираясь на основные этапы:

1.поисковый: обозначение темы проекта, определение цели.

2.аналитический: цель и задачи представляемого проекта.

3.практический: разработка роботизированного устройства, составление программы для работы устройства, тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.

4. презентационный: представление проекта, изучение возможности использования полученных результатов (доклад либо статья на сайте).

Примером такого исследовательского проекта, является проект «Hexapod», где учащиеся сконструировали данную модель и запрограммировали ее, опираясь на предыдущие и новые знания. Роль учителя на данном этапе является в консультации учащихся по конкретным вопросам или затруднениям.

Цель проекта – создание  результата, которого  ранее не существовало, в заданный срок, заданного качества, с использованием заданных ресурсов.

Имеются три типа ресурсов, которые задействованы при создании проектов:

-  время, проект имеет свой срок исполнения, надо выбирать реальные, исполнимые проекты,

-  денежные средства,

-  интеллектуальные усилия.

Имеются следующие критерии успешности проектов:

  • наличие желаемой цели – ясного понимания ожидаемых результатов,
  • сильная проектная команда и четкое распределение целей. В каждой команде имеется четкое деление ролей: кто-то лидер, кто-то генератор идей, кто-то распределитель ресурсов. От взаимопонимания в команде, выполнения обещаний участников зависит успех проекта,
  •  серьезная подготовка. Участники успешного проекта узнают много нового, познают радость достижения результата.

Классификация типов проектной деятельности.

Проект – исследование  это самый сложный вид проекта. В проекте – исследовании решаются конкретные проблемы, важные для людей. Результатом может быть сайт, статья на сайте, доклад на научной конференции.

Информационно-аналитический проект менее сложен, чем проект-исследование. В данном проекте собирается и обобщается информация по какому-либо вопросу. Ожидаемые результаты: статья для сайта, школьный доклад, материал для стенда.  

Прикладной проект нацелен на создание конкретной модели или изделия. Цель проекта – принести конкретную пользу. Робототехнические проекты имеют прикладной характер.

Творческий проект дает возможность ученику показать свои таланты в избранной области. Результат: картина, рисунок, музыкальное произведение, концертный номер.

 Проект должен отражать сущность исполнителя, сильные и слабые стороны его натуры. Если у ученика выражена тяга к новому, желание пробовать себя в чем-то новом, проект-исследование для него. Если ученик много читает, занимается коллекционированием, ему подойдет  информационно-аналитический проект. Если ребенок любит мастерить, он участвует в прикладном проекте. Если ребенок хорошо рисует, занимается музыкой и танцами, играет на сцене, то творческий проект для него.

Робототехника - это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий школьники проектируют, создают и программируют роботов, которые оснащены процессорами, контроллерами, серводвигателями и датчиками. Здесь витает особая атмосфера творчества и интеллекта. Это место, где ребенок может проявить себя в качестве изобретателя, исследователя, конструктора собственных самых смелых проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по робототехнике "Буровая установка"

Введение       Вопрос замены человека роботами начал рассматриваться учеными и фантастами еще в начале ХХ века. Человек все больше и больше осваивал окружающее пространст...

Проект по робототехнике "Буровая установка"

Введение       Вопрос замены человека роботами начал рассматриваться учеными и фантастами еще в начале ХХ века. Человек все больше и больше осваивал окружающее пространст...

Статья "Метод проектов. Применение метода проектов."

Данная статья представляет собой описание применения метода проектов на уроке английского языка...

Инновационный проект «Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС».

Инновационный проект«Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»....

Творческий проект по робототехнике "По мотивам русских сказок - Русская печь" (номинация - техническое моделирование)

Роботы прочно вошли в жизнь современного общества.  Расширились возможности человечества по исследованию космоса,  в военных целях – разминирование бомб и разведывательные опера...

Методы обучения образовательной робототехнике и средства диагностики ожидаемых результатов

Возможность внедрения робототехники в пространство школы – это универсальный инструмент для образования....

Методы обучения образовательной робототехнике

Детское техническое творчество – это поэтапная, эффективная, педагогически управляемая, диагностируемая и стимулируемая деятельность школьников в области техники, направленная на формирование ли...