Мои методические разработки и сообщения 2019-2023 гг
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)


Предварительный просмотр:

2020-2021 учебный год

Класс: 5

Раздел программы: алгоримизация

Тема урока: Исполнитель Автомат

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) урока

Личностные:

  • формирование ценностного отношения к себе, к другим участникам, самому образовательному процессу, объекту познания, результатам образовательной деятельности;
  • формирование первичных навыков анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель»
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия и оценивать правильность выполнения учебной задачи

Предметные:

  • сформировать представление о простейших арифметических исполнителях;
  • понимание терминов «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»;
  • формировать понятие о свойствах алгоритма

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:

  • персональный компьютер с выходом в сеть Интернет;
  • электронное приложение «Азбука Роботландии» 3 часть. Главный разработчик ПМК «Роботландия+» Дуванов А.А.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Информатика. 5 – 6 классы. Методическое пособие/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019
  2. ПМК «Азбука Роботландии» 3 часть. Главный разработчик ПМК «Роботландия+» Дуванов А.А. Коллективная лицензия
    Регистрационный номер: 000023210316

Подробное описание хода урока, с указанием этапов на которых осуществляется формирование навыков самостоятельной работы / исследовательской деятельности / продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и т.д.

https://jamboard.google.com/d/1iGKcNGNLGzMRzaeE2DOSuQW6qUjz3CJf9jH4XpHQA-g/edit?usp=sharing

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Изображение на экранах учащихся

1

- Ребята, здравствуйте!

- Давайте разгадаем ребус. Запишите свои ответы на стикерах

- Верно! Это «Исполнитель»

- Что такое «исполнитель»?

- Какие виды исполнителей мы с вами знаем?

Ребята приветствуют учителя.

Разгадывают ребус и зсписывают свои ответы на стикерах.

Вспоминают определение понятия «исполнитель»

Отвечают на вопрос: формальные и неформальные

https://jamboard.google.com/d/1iGKcNGNLGzMRzaeE2DOSuQW6qUjz3CJf9jH4XpHQA-g/viewer?f=0

2

- С какими исполнителями мы знакомы? Запишите на стикерах.

- К какому виду исполнителей они относятся?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Пишут ответы на стикерах на 2 слайде

Называют вид исполнителей (формальный)

Отвечают: О формальных исполнителях

https://jamboard.google.com/d/1iGKcNGNLGzMRzaeE2DOSuQW6qUjz3CJf9jH4XpHQA-g/viewer?f=1

3

- Давайте рассмотрим задачу.

- Запишите самые разные варианты решения этой задачи. Количество слагаемых не ограничено.

- Можно ли наши записи назвать алгоритмом?

- А о чём мы должны помнить, когда составляем алгоритм?

- Какой алгоритм будет иметь бо́льшую ценность: длинный или короткий?

Знакомятся с задачей на слайде.

Записывают разные варианты достижения поставленной задачи, используя инструмент «текстовое поле»

Отвечают «да»

Отвечают: О количестве шагов в алгоритме

Отвечают: Короткий

https://jamboard.google.com/d/1iGKcNGNLGzMRzaeE2DOSuQW6qUjz3CJf9jH4XpHQA-g/viewer?f=2

4

- Итак, давайте познакомимся с новым исполнителем. Как его зовут?

- Запишите тему урока: Исполнитель Автомат.

Учащиеся разгадывают ребус и записывают свои ответы, используя инструмент «текстовое поле» или «стикеры».

Записывают в тетради тему урока.

https://jamboard.google.com/d/1iGKcNGNLGzMRzaeE2DOSuQW6qUjz3CJf9jH4XpHQA-g/viewer?f=3

5

- Познакомимся с ним подробнее.

- Запишите в тетрадь СКИ Автомата

Изучают содержание слайда.

Записывают СКИ.

https://jamboard.google.com/d/1iGKcNGNLGzMRzaeE2DOSuQW6qUjz3CJf9jH4XpHQA-g/viewer?f=4

- Давайте потренируемся. Используя данные команды, получим число 4. (Работаю в приложении).

Решают поставленную задачу совместно с учителем.

https://drive.google.com/file/d/1x-7pa0Ch6uFqsReHKx38N_mFiXqkC9Gi/view?usp=sharing

6

- Запишем образец в тетрадь. Учитель записывает на экране.

Записывают в тетрадь образец.

https://jamboard.google.com/d/1iGKcNGNLGzMRzaeE2DOSuQW6qUjz3CJf9jH4XpHQA-g/viewer?f=5

- Перейдите сейчас каждый на свой слайд и составьте алгоритм получения числа 18.

Учащиеся выбирают свои именные слайды и записывают свои решения.

Слайды 7 – 18

7

- Проверяем: Сколько команд в ваших алгоритмах? (Для проверки решения учитель размещает оптимальный алгоритм на последнем слайде)

Сравнивают свои ответы с эталоном

https://jamboard.google.com/d/1iGKcNGNLGzMRzaeE2DOSuQW6qUjz3CJf9jH4XpHQA-g/viewer?f=18

8

- Все ли алгоритмы являются оптимальными? (Анализируются ответы учащихся)

Делают вывод о том, что не у всех получилось составить оптимальный алгоритм.

- Давайте посмотрим на работу Ученика( слайд 15). Можно ли этот алгоритм считать оптимальным?

Как вы думаете, каким будет результат работы исполнителя по данному алгоритму?

- Объясните свой ответ.

- Нет.

- Исполнитель окажется в аварийной ситуации «Не понимаю»

Данные команды не входят в СКИ Автомат.

https://jamboard.google.com/d/1iGKcNGNLGzMRzaeE2DOSuQW6qUjz3CJf9jH4XpHQA-g/viewer?f=14

- Давайте проанализируем ответ Ученика (слайд 12)

- Результат не будет достигнут. Это логическая ошибка.

https://jamboard.google.com/d/1iGKcNGNLGzMRzaeE2DOSuQW6qUjz3CJf9jH4XpHQA-g/viewer?f=11

9

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить с вами на следующем уроке?

Отвечают на вопрос: - О том, как составить оптимальный алгоримт.

Будем учиться составлять оптимальные алгоритмы.

10

Итак, давайте подведём итог. Продолжите фразы:

Предлагаю детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. На интерактивной доске вывожу слайд, где указаны варианты:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Учащиеся по очереди озвучивают свои образовательные результаты.

https://jamboard.google.com/d/1iGKcNGNLGzMRzaeE2DOSuQW6qUjz3CJf9jH4XpHQA-g/viewer?f=19



Предварительный просмотр:

«Смысловое чтение на уроках информатики как средство формирования функциональной грамотности младших школьников».

Чурилова Татьяна Георгиевна,

учитель информатики

г. СУРГУТ, 2020


«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В.А. Сухомлинский

Слайд 2

Книги читают по-разному. Кто-то видит в книге глубокий смысл, кто-то считает ее пустой, кто-то – заумной, кто-то – видит все нюансы смыслов, все оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус и запах. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его многократно объяснять.

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле.  Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Слайд 3

Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». [1, с. 8].

Слайд 4

В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].

Слайд 5

Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

Наблюдаемый в последние десятилетия лавинообразный рост информации требует от человека навыков работы с книгой, справочной и другой литературой, с цифровыми информационными источниками, с распределенным информационным ресурсом сети Интернет, широкого спектра умений и  навыков информационной деятельности – деятельности по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отражению, транслированию, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, основывающейся на использовании средств ИКТ. Эффективная работа с большими информационными объемами требует развития мыслительных умений высокого уровня, включающих:

  • умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное и отбрасывая второстепенное;
  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.;
  • строить рассказ, ответ, речь, аргументирование;
  • формулировать выводы, умозаключения;
  • строить план действий, самостоятельного принятия решения и т.д.

Слайд 6

Многочисленные проверки и научные исследования показывают, что лишь небольшая часть школьников умеет осмысленно читать. Ясно, что успешно обучать школьников, не вооружив их рациональными способами работы с книгой, нельзя: ведь приобретение знаний, умений и навыков осуществляется не только с помощью учителя, но и самостоятельно, прежде всего, в общении с различными литературными источниками. Но книга учит только тогда, когда ученик умеет работать с книгой, умеет читать. От умения читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимать прочитанное, во многом зависят и воспитание, и умственное развитие.

Речь идет не о технике чтения. Владение ею так же далеко от хорошего чтения, как различение цифр – от решения сложных математических задач.

Пониманию книги, активному общению с ней и нужно учить на всех уроках.

Современные дети относительно мало читают… Телевидение, кино- и видеофильмы вытесняют литературу и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения… Как и в эпоху борьбы с неграмотностью, лозунгом современной школы, к сожалению, становится требование «научить ребенка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески.

Стремление перейти в работе от пассивных форм и методов к активным, творческим, основанным на выявлении индивидуальных способностей учащихся привело к необходимости критического осмысления и организации педагогической работы и осознанию темы педагогического проекта.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

Слайд 7

Сегодня я хочу рассказать, как в ходе обучения информатике работу с содержанием параграфа построить таким образом, чтобы учащиеся овладели различными видами и типами чтения.

Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.

Слайд 8

К видам чтения относятся: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста.

Слайд 9-10

Исследования по психологии чтения показывают, что чтение как вид речевой деятельности представляет собой интеллектуально-познавательный процесс, состоящий из множества звеньев. Обучение наиболее развитому виду чтения – рефлексивному чтению – заключается в овладении следующими умениями (С.А.Крылова, 2007).

Слайд 11-17

На основании исследований педагога-психолога школы, основываясь на теории множественного интеллекта Г.Гарднера и концепции семиотической дидактики, выстраиваю индивидуальные траектории развития учащихся с учётом определенных типов интеллекта. Это делаю для повышения мотивации учащихся, успешности в овладении учебными действиями. Использую следующий технологический инструментарий на примере темы «Носители информации» (Приложение 3)

Представленные форматы, источники создают интертекстуальную поддержку содержания выбранной темы, выстраиваются связи, аналогии. Логично предположить, что ученик на основе общего содержательного представления темы создает свой «текст», который становится его личным путем освоения темы. Отсутствие того или иного семиотического формата представления темы может отрицательно сказаться на качестве ее усвоения конкретным учеником. С другой стороны, актуализированный тип интеллекта позволит учащемуся выстроить собственную стратегию и более уверенно чувствовать себя при освоении темы на разных семиотических уровнях.

Слайд 18-21

Подборка заданий на каждый вид интеллекта может быть представлена в виде Технологической карты темы, в которой на каждый вид интеллекта представлена подборка заданий. Технологическая карта выполняет роль навигатора и контролера одновременно. Как навигатор по теме она предлагает анонс предстоящих заданий, как контролер позволяет учащемуся самостоятельно фиксировать их выполнение. Применительно к теме «Носители информации» школьникам могут быть предложены следующие задания для самостоятельной работы:

Слайд 22

Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Слайд 23

Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с такими изображениями). Типы сплошных текстов:

1) описание (художественное и техническое);

2) повествование (рассказ, отчет, репортаж);

3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);

4) аргументация (научный комментарий, обоснование);

5) инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).

Слайд 24

К несплошным текстам можно отнести:

1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);

2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);

3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);

4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);

5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);

6) таблицы и графики;

7) диаграммы;

8) таблицы и матрицы;

9) списки;

10) карты.

Слайд 25

Один из главных критериев уровня навыка чтения – полнота понимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения: (Приложение 5)

Слайд 26

Анализ работ по психолингвистике (Н.Н. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) и выделение основных характеристик чтения как вида речевой деятельности показал, что развитие речевой деятельности происходит поэтапно в соответствии с фазами чтения. Ориентируясь на фазы речевой деятельности, выделенные А.А. Леонтьевым (фазы предварительной ориентировки, планирования, осуществления и контроля), были выделены фазы смыслового чтения и установлено, что на каждой фазе происходит развитие механизмов смыслового чтения, которые включают действия и операции; каждая фаза смыслового чтения должна быть ориентирована на получение результата смыслового чтения. Приложение 6

На первой смысло-ориентирующей фазе происходит предварительная ориентировка на смысл чтения, осуществляемая механизмом смысловой ориентировки и зрительно-моторной интеграции, и формируется (как результат) мотив в виде личностно-смысловой установки. На этом же этапе важно установить, готов ли младший школьник к чтению, достаточно ли развиты психические функции, необходимые для развития механизмов чтения.

На второй сенсорно-перцептивной фазе смыслового чтения реализуется смысловое прогнозирование на основе механизма смыслового восприятия и формируется смысловая догадка, которая будет основой для дальнейшего осмысления прочитанного на абстрактно-логическом уровне. На третьей логико-семантической фазе происходит установление смысловых связей за счет механизма смысловой группировки и формируется умозаключение. На четвертой содержательно-смысловой фазе происходит смыслообразование за счет механизма смыслоформулирования и достигается результат процесса чтения – понимание прочитанного, нахождение смысла.

Слайд 27

В соответствии с фазами чтения разработана типология стратегий смыслового чтения, которая представлена следующими видами стратегий: 1) предварительной ориентировки на смысл, 2) смыслового прогнозирования; 3) установления смысловых связей, 4) стратегии смыслообразования и показатели сформированности стратегий смыслового чтения (См. таблицу №1). Приложение 7

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

Слайд 28

В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе.

Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф. Смит, Н.Н.Светловская, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. 

С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом.

Хочется отметить, что обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых учащимся могут понадобиться данные умения. Чтение информативных текстов научно-популярного и общественно-политического характера, таких как: страничка в Интернете, статья в газете, доклад на научной конференции, как правило, начинается с ознакомления с их общим содержанием. Для того чтобы определить основную идею текста, читателю необходимо применить умение ознакомительного чтения (просмотровое чтение).

Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об интересующем нас явлении или событии, что требует владения умением читать с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение).

Умение поискового чтения в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п.

Некоторые из существующих приёмов работы при обучении различным видам чтения авторов: Омороковой М.И., Минько Э.В. были систематизированы и используются в работе. Приложение 8

Очевидно, что вышеуказанные приёмы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения. 

Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда.

Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Чтение текстов в зависимости от того, являются ли они художественными или научными, осуществляется с использованием как общих правил, так и особенных, связанных с их типом.

Поэтому начинаю работу с текстом с определения предмета текста, ориентируясь по названию.

Затем учу определять основную мысль текста. Эффективным в данном случае является задание на передачу целостной сути текста в одном предложении или максимум в нескольких (в рамках краткого абзаца). Такое умение является показателем способности человека целостно воспринимать информацию. Но так как любая целостность представляет собой закономерную (логическую) взаимосвязь частей, необходимо предложить ученикам освоить следующее действие, являющееся естественным продолжением предыдущего: перечислите основные части текста, покажите, как они организованы в одно целое, в каком порядке расположены относительно друг друга. Хорошие тексты, как правило, имеют четкую и очевидную структуру.

Изучение нового раздела, темы в курсе информатики я начинаю с обращения к предисловию и оглавлению. Нельзя постичь целое, не видя его частей, не понимая, как они между собой связаны. Оглавление – аналог карты для путешествия по незнакомой местности. Главы и подпункты, выделенные автором, призваны помочь читателю увидеть структуру текста, однако, чтобы обнаружить настоящую организацию, необходимо изучить текст поглубже. При чтении философских, научных книг, к каковым относятся и учебники, структуру, как способ выражения сути книги лучше определить сразу. Обычно это можно сделать на вводных уроках в курс, в раздел, в тему.

Затем выясняю, какие вопросы затронуты в тексте. Научный текст содержит один ответ. В научной книге и вопросы, и ответы озвучены автором. Для выявления проблем, затронутых автором, задаю следующие вопросы: существует ли описанное явление, что это такое, почему оно возникло, при каких условиях может существовать, почему существует, каковы последствия его существования, каковы характерные свойства и отличительные черты, как оно связано с другими, как проявляется и пр.

Смысловое чтение предполагает владение читателем ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего, являются термины. Я учу находить ключевые слова, а затем - определять их точное значение именно в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, нужно понять, в каком значении его употребляет автор. Как находить в тексте ключевые слова? Это те слова, которые важны и для автора и для читателя и которые автор использует особым способом. Этим словам уделяется много места в тексте: описывает их, уточняет, сопоставляет с другими авторами, поясняет особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, читатель испытывает затруднение в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. Существует много способов выделения ключевых слов. Надо их знать и уметь использовать при чтении. Значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте. Автор может выделить это слово через подчеркивание или шрифт, дав ему собственное конкретное определение. В этом случае полезно, особенно в старших классах, обратиться к интерпретации понятий другими авторами. Для этого также можно использую словари, энциклопедии, справочную литературу.

Помогут выделить ключевые слова, описанные выше приемы работы с текстом: работа с заголовком, определение сути, структуры, проблемы изучаемого текста. Внутренние заголовки и предисловия в текстах параграфов учебника «Информатика» также могут быть полезны.

Необходимым условием полноценной читательской деятельности на любом из ее этапов является внимательное отношение к слову.

Текст – это посредник между автором и читателем. Чтобы общение состоялось, читатель должен воспринимать реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нем нет. Мысль автора нужно понимать дословно. Процесс понимания текста – это процесс понимания каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, это способность находить ключевые предложения и понимать их смысл, то есть осознать, что автор имел в виду, сообщая ту или иную информацию.

Одна из ошибок чтения – невнимание к словам. Зачастую читатели не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Многие свято убеждены, что понимают значение всех слов, особенно если ключевые слова из книги совпадают со словами из разговорной речи. Поэтому один из используемых мною видов домашних заданий - организация работы не только над значением слов, но и над поиском ключевых слов, значение которых нужно выяснить. Предлагать учащимся задания на выделение (устно или письменно) ключевых слов в прочитанных дома или на уроках текстов, объяснение их значений, сопоставление значений данных учеником, с авторским пониманием, а также с пониманием слова и другими авторами. Основным для работы с ключевым понятием при этом является изучаемый научный текст.

Я учу видеть структуру текста. Мои ученики к 4 классу умеют выделять ключевые абзацы, как систему предложений, объединенных общими утверждениями (аргументами) по поводу сути текстовой информации. Знают, что первый и последний абзац содержат основной смысл текста (утверждения) и выводы. В оставшейся части содержатся, как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев также как и ключевые слова содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?

Ученики сами видят, как авторы выделяют важные предложения в виде подчеркиваний, вопросов, шрифта, пунктов, глав и пр. Я учу видеть эти авторские сигналы и не оставлять их без внимания. Еще один шаг к поиску важных предложений – это слова, из которых они состоят.

Выделенные ключевые слова приводят читателя к предложениям, заслуживающим дальнейшего внимания, то есть интерпретации. Одним из лучших способов понимания утверждений автора – передача прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова – это не копия оригинала, а повторении авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения. Если человек владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного. Для проверки понимания смысла прочитанного предлагаю учащимся задания ССЫЛКА.

Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнение в мастерстве мышления и коммуникации. Бэкон сказал: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать - точным». При чтении можно использовать заметки как акт мышления. При попытке осознать структуру книги можно сделать несколько пробных набросков по основным её частям, пока не появится целостная картина. Для выделения основных мыслей учу использовать всевозможные схемы и диаграммы. Полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксировать противоречия, если таковые имеются в тексте и пр.

Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения. Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.

Границы чтения любого текста могут быть расширены за счет других текстов: критика, комментарии, справочники, первоисточники.

Сегодня человечество столкнулось с постоянно увеличивающимся потоком информации, который, с одной стороны, порождается человечеством, с другой стороны, им же должен быть переработан и осмыслен. Вследствие этого в ряд жизненно важных умений выдвигается умение быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать информацию. Умение правильно и грамотно формулировать свои мысли, работать с разными информационными источниками необходимо сегодня практически во всех сферах деятельности.

Литература

  1. http://минобрнауки.рф/документы/1450
  2. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования /под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой/ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова и др. – М.: Просвещение, 2010
  3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / под ред. А.Г Асмолова/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов - М.: Просвещение, 2011.  
  4. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах / Л.Л. Босова / - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  5. Галактионова Т.Г. учим успешному чтению /под ред. Л.И. Льняной/ Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринёва и др. – М.: Просвещение, 2011
  6. Граник Г.Г. Как учить работать с книгой /под ред. М.Э. Витвицкой/ Г.Г. граник, С.М Бондаренко, Л.А. Концевая – М.: Мой учебник, 2007
  7. Матвеева В.В. Обучение информатике во втором классе / под ред. Н.В. Матвеевой/ Н.В.Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

Приложение 1


Приложение 2

  1. предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;
  2. понимать основную мысль текста;
  3. формировать систему аргументов;
  4. прогнозировать последовательность изложения идей текста;
  5. сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
  6. выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
  7. понимать назначение разных видов текстов;
  8. понимать имплицитную (подразумеваемый, невыраженный) информацию текста;
  9. сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;
  10. выражать информацию текста в виде кратких записей;
  11. различать темы и подтемы специального текста;
  12. ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  13. выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  14. пользоваться разными техниками понимания прочитанного.


Приложение 3

Технологический инструментарий

на примере темы «Носители информации»

Тип интеллекта ученика-адресата

Характер текста

Источники и носители текста

Вербально-лингвистический

Вербальный

Теоретические материалы, публицистические источники, произведения художественной литературы; словарная игра, использование текстовых редакторов

Логико-математический

Математические высказывания

Статистические данные, графики, диаграммы, формулы и т.д.; задания на классификацию и последовательность, выстраивание логических цепочек

Визуально-пространственный

Образно-графический

Исторические находки, фотографии; использование графического редактора

Аудио-музыкальный

Аудио-текст Музыкальный текст

Музыкальные произведения

Телесно-кинестетический

Предметы, которые ассоциируются с носителями информации

Бумага, камень, папирус, электронные носители

Исследовательский

Тексты с описанием различных опытов

Какие объекты могут быть носителями информации, проверка их на прочность и долговечность, проверка на удобство использования

Внутриличностный

Аутентичные тексты

Обращение к личному опыту ученика

Межличностный

Фольклорный текст (как вариант) – повод для диалога

Поиск загадок о носителях информации, интересных фактов

Экзистенциальный

Тексты нравственно-этического характера

Тексты об исторической ценности носителей информации


Приложение 4

Задания для самостоятельной работы, применительно к теме «Носители информации», школьникам могут быть предложены следующие:

Задания блока 1

Вербально-лингвистический

Чтение и пересказ текста рассказа о носителях информации

Задания блока 2

Логико-математический

Сравнительный анализ имеющихся статистических данных по информационной емкости носителей информации, их размера, составление таблиц

Задания блока 3

Визуально-пространственный

Тематическая подборка картинок, фотографий по теме «Носители информации»

Задания блока 4

Аудио-музыкальный

Прослушивание аудиотекста по теме

Задания блока 5

Телесно-кинестетический

Подготовка выставки современных носителей информации, а так же не так давно вышедших из употребления

Задания блока 6

Естественно-научный

Проведение наблюдений как изменялись носители информации со временем

Задания блока 7

Внутриличностный

Подготовка по личному опыту рекомендаций, как правильно использовать носители информации, как относиться к древним носителям информации, что надо знать об использовании современных носителей информации

Задания блока 8

Межличностный

Побеседовать с родителями, старшими братьями и сестрами, какие носители информации они используют и почему, каково значение носителей информации в развитии человечества

Задания блока 9

Экзистенциальный

Подобрать загадки о современных и древних носителях информации. Попытаться самим составить кроссворд на заданную тему


Приложение 5

Умения, свидетельствующие о достаточно полном понимании текста:

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста; умение выбрать из текста) или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т.д.);
  • нахождение информации (умение пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);
  • интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в нем информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);
  • рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся);
  • рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений). (Москва «Просвещение», 2011, Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Стр. 103-106)

Приложение 6

Схема №1. Психолингвистическая модель развития смыслового чтения у младших школьников

Фазы смыслового чтения

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_6b11c135.gif

смыслоориентирующаяся

сенсорно-перцептивная

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_6b11c135.gif

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_6b11c135.gif

логико-семантическая

содержательная

Механизмы смыслового чтенияОписание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gifОписание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

м-м смысловой ориентировкиОписание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

м-м смыслового восприятия

м-м смысловой группировки

м-м смыслофор-мулирования

м-м зрительно-моторной интеграции

Действия и операции смыслового чтения

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

внимание

память

воображение

ощущение (зрение и фонематический слух)

зрительно-пространственная координация

зрительно-моторная координация

координация движений

ориентировка

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

обнаружение

смысловое прогнозирование

различение

идентификация (вербальная, визуальная)

опознание

соотнесение

декодирование

чувственно-наглядный синтез и анализ

догадка

группировка

образное представление

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

перекодирование

вычленение значимой информации

выделение смысловых вех, опорных пунктов

установление смысловых связей

кодирование

абстрактно-логический анализ и синтез

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

обобщение

перевод на общий смысл

Результат смыслового чтения

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

мотив в виде личностно-смысловой установкиОписание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_6b11c135.gif

смысловая догадка

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_6b11c135.gif

умозаключение

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_6b11c135.gif

личностный смысл

Единица смыслового чтенияОписание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

Квант

Продукт смыслового чтения

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

понимание

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

Описание: http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/614/613203/613203_html_m4b031864.gif

на поверхностном уровне

на семантическом уровне

на глубинном уровне


Приложение 7

Таблица №1.

Показатели сформированности стратегий смыслового чтения

Фаза

Тип

Вид

Показатели сформированности
Учащийся может:

смысло-ориентирующая

стратегии предварительной ориентировки

мнемическая стратегия

удерживать в памяти знаки, образы, символы в соответствии с возрастной нормой

называть изученные единицы текстовой информации (ЕТИ)

фонетическая стратегия

различать на слух ЕТИ и определять количество произнесенных единиц

произносить их

фонематическая стратегия

различать ЕТИ, схожие по звучанию и соотносить их с графическим изображением

стратегия зрительно-пространственной координации

узнавать ЕТИ, независимо от размера, цвета, формы и положения в пространстве, находить ЕТИ

стратегия зрительно-моторная координации

выполнять движения мелкой и крупной моторики

составлять ЕТИ и писать их печатными буквами

ориентировочная стратегия

сконцентрироваться на задании

исследовать формальные характеристики текста – наличие заголовка, иллюстраций,

предположить о чем будет текст по 2-3 ключевым словам,

актуализировать имеющиеся знания по теме

сенсорно-перцептивная

стратегии смыслового прогнозирования

стратегия антиципации

завершать незаконченные ЕТИ, антиципировать текст по заголовку, иллюстрациям

стратегия обнаружения

находить ЕТИ среди других ЕТИ

стратегия различения

отличать ЕТИ, называть их, сравнивать прочитанные ЕТИ с картинками, на которых изображены соответствующие предметы

стратегия идентификации (вербальной, визуальной)

может находить ЕТИ, соответствующее названию предмета, изображенного на картинке

стратегия опознания

дописать ЕТИ

стратегия соотнесения

сравнивать прочитанные ЕТИ с картинками, на которых изображены соответствующие предметы и соотносить их с символами

стратегия декодирования

читать правильно вслух ЕТИ

стратегия догадки

подбирать пропущенные слова в предложении, ориентируясь на смысл предложения

догадаться о значении ЕТИ

стратегия группировки

группировать прочитанные ЕТИ по различным признакам

стратегия визуализации

подобрать картинку к прочитанной ЕТИ

логико-семантическая

стратегии установления смысловых связей

стратегия перекодирования

задать вопросы к тексту

стратегия вычленения значимой информации

отвечать на вопросы по прочитанному тексту

пересказывать текст с опорой на вопросы

стратегия выделения смысловых вех

делить текст на логические части,

озаглавливать каждую часть

выделять опорные, «ключевые» слова

соотносить текст и несколько вариантов плана текста

составлять план текста

стратегия установления смысловых связей

соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения.

анализировать и корректировать текст с нарушенным порядком предложений

стратегия кодирования

создавать модель (схему) текста

стратегия воображения

воспроизводить текст подробно, выборочно, от другого лица

содержательно-смысловая

стратегии смыслообразования

стратегия обобщения

осознавать смысл прочитанного

находить содержащуюся в тексте информацию

находить в тексте смысловые пропуски и ошибки

устанавливать синтагматические, потенциальные и тема-рематические связи

стратегия перевода на общий смысл

определять основную мысль прочитанного

соотносить текст и заголовок, выбирать наиболее подходящий из ряда предложенных альтернатив

определять главную мысль текста и идею автора


Приложение 8

Приёмы работы при обучении различным видам чтения авторов: Омороковой, Минько были систематизированы и используются в работе:

  • вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
  • восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста. Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прогнозированием графического шрифтового материала и частотой встречаемости его в текстах, нас в первую очередь интересуют условия, при которых одни и те же обороты речи, фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом антиципации держится на понимании стереотипности текстов;
  • упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста;
  • исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте;
  • сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.;
  • перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот;
  • «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста;
  • называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.);
  • составление списка – приём работы, заключающиеся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий);
  • множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
  • конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ);
  • деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них;
  • составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам;
  • предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста;
  • викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию;
  • логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.;
  • заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации;
  • верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

Приложение 9

Для проверки понимания смысла прочитанного предлагаю учащимся задания:

Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора?

Можете ли привести пример по теме высказывания?

Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных абзацев.

Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста.

Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык;

Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;

Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).

После чтения текста можно предложить учащимся такое задание: заполните таблицу:

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста

Сосчитайте количество слов, позволяющих вам изложить основной смысл текста, и сравните его с количеством слов в первоначальном варианте текста.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Показатели сформированности стратегий смыслового чтения

Фаза

Тип

Вид

Показатели сформированности
Учащийся может:

смысло-ориентирующая

стратегии предварительной ориентировки

мнемическая стратегия

удерживать в памяти знаки, образы, символы в соответствии с возрастной нормой

называть изученные единицы текстовой информации (ЕТИ)

фонетическая стратегия

различать на слух ЕТИ и определять количество произнесенных единиц

произносить их

фонематическая стратегия

различать ЕТИ, схожие по звучанию и соотносить их с графическим изображением

стратегия зрительно-пространственной координации

узнавать ЕТИ, независимо от размера, цвета, формы и положения в пространстве, находить ЕТИ

стратегия зрительно-моторная координации

выполнять движения мелкой и крупной моторики

составлять ЕТИ и писать их печатными буквами

ориентировочная стратегия

сконцентрироваться на задании

исследовать формальные характеристики текста – наличие заголовка, иллюстраций,

предположить о чем будет текст по 2-3 ключевым словам,

актуализировать имеющиеся знания по теме

сенсорно-перцептивная

стратегии смыслового прогнозирования

стратегия антиципации

завершать незаконченные ЕТИ, антиципировать текст по заголовку, иллюстрациям

стратегия обнаружения

находить ЕТИ среди других ЕТИ

стратегия различения

отличать ЕТИ, называть их, сравнивать прочитанные ЕТИ с картинками, на которых изображены соответствующие предметы

стратегия идентификации (вербальной, визуальной)

может находить ЕТИ, соответствующее названию предмета, изображенного на картинке

стратегия опознания

дописать ЕТИ

стратегия соотнесения

сравнивать прочитанные ЕТИ с картинками, на которых изображены соответствующие предметы и соотносить их с символами

стратегия декодирования

читать правильно вслух ЕТИ

стратегия догадки

подбирать пропущенные слова в предложении, ориентируясь на смысл предложения

догадаться о значении ЕТИ

стратегия группировки

группировать прочитанные ЕТИ по различным признакам

стратегия визуализации

подобрать картинку к прочитанной ЕТИ

логико-семантическая

стратегии установления смысловых связей

стратегия перекодирования

задать вопросы к тексту

стратегия вычленения значимой информации

отвечать на вопросы по прочитанному тексту

пересказывать текст с опорой на вопросы

стратегия выделения смысловых вех

делить текст на логические части,

озаглавливать каждую часть

выделять опорные, «ключевые» слова

соотносить текст и несколько вариантов плана текста

составлять план текста

стратегия установления смысловых связей

соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения.

анализировать и корректировать текст с нарушенным порядком предложений

стратегия кодирования

создавать модель (схему) текста

стратегия воображения

воспроизводить текст подробно, выборочно, от другого лица

содержательно-смысловая

стратегии смыслообразования

стратегия обобщения

осознавать смысл прочитанного

находить содержащуюся в тексте информацию

находить в тексте смысловые пропуски и ошибки

устанавливать синтагматические, потенциальные и тема-рематические связи

стратегия перевода на общий смысл

определять основную мысль прочитанного

соотносить текст и заголовок, выбирать наиболее подходящий из ряда предложенных альтернатив

определять главную мысль текста и идею автора



Предварительный просмотр:

Задания для проверки понимания смысла прочитанного:

Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора?

Можете ли привести пример по теме высказывания?

Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных абзацев.

Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста.

Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык;

Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;

Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).

После чтения текста можно предложить учащимся такое задание: заполните таблицу:

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста

Сосчитайте количество слов, позволяющих вам изложить основной смысл текста, и сравните его с количеством слов в первоначальном варианте текста.



Предварительный просмотр:

Приёмы работы при обучении различным видам чтения:

  • вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
  • восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста. Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прогнозированием графического шрифтового материала и частотой встречаемости его в текстах, нас в первую очередь интересуют условия, при которых одни и те же обороты речи, фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом антиципации держится на понимании стереотипности текстов;
  • упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста;
  • исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте;
  • сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.;
  • перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот;
  • «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста;
  • называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.);
  • составление списка – приём работы, заключающиеся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий);
  • множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
  • конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ);
  • деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них;
  • составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам;
  • предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста;
  • викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию;
  • логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.;
  • заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации;
  • верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

2021-2022 учебный год

Класс: 6

Раздел программы: Информационное моделирование (объекты и системы)

Тема урока: Разнообразие отношений объектов и их множеств.  Отношения между понятиями

Планируемые результаты урока:

  • Личностные: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • Метапредметные: владение общепредметным понятием «объект»; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Предметные: формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Персональный компьютер с выходом в сеть Интернет

Список литературы и Интернет-ресурсов

Подробное описание хода урока, с указанием этапов на которых осуществляется формирование навыков самостоятельной работы / исследовательской деятельности / продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и т.д.

        Ссылка для учащихся: https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fbfbb553a7fc05cda70a802

        Ссылка для учителей: https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5fdb895f1acb6b32b71bba76

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Изображение на экранах учащихся

1.ак т уализация

Ребята, здравствуйте!

Передает ссылку на материалы урока через чат обучающимся

Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем и умеем (откроем страницу урока «Проверка домашнего задания»)

При выполнении заданий на установление соответствия, на распределение файлов по группам типов файлов, на сопоставление понятий и соответствующих им отношениям (круги Эйлера) учитель передает право управления рабочим столом учителя учащимся

Проверка решения домашней задачи

Опишите схему состава условия

Демонстрирует схему, задает наводящие вопросы, требующие анализа данных и формулирование промежуточных выводов:

Анализируют число 28, что оно означает по условию?

Какой вывод можно сделать?

Составьте уравнение для опрелделения числа груш

Ребята приветствуют учителя.

Входятв материал без регистрации, указав лишь фамилию

Коллективно обсуждают каждое из предложенных 3 заданий, а вызванные учащиеся демонстрируют выполнение заданий на Рабочем столе учителя, остальные могут самостоятельно выполнять упражнения или участвовать в обсуждении

Переходят в режим демонстрации экрана

Устное описывают схему и дают характеристику числовым данным 42, 17 (вносят в схему состава),

после анализа данного 32 совершенствуют схему (исключают лишние блоки)

Зеленых фруктов – 14 (яблок и груш)

Пусть зеленых груш было Х штук, тогла зеленых яблок было Х+2, получаем: Х+Х+2=14

Х=6 (груш)

6+2=8 (яблок)

Заполняют схему состава, вносят недостающие данные и формулиркуют ответ

https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fbfbb553a7fc05cda70a802/5fcb0b29a4b60dabf5503085 

2.целепола г ание

Пройдите викторину и сформулируйте предполагаемую тему урока

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с разновидностями объектов и их классификацией.

Выполняют переход к следующему заданию урока

Проходят викторину, озвучивают результаты верно выполненных заданий из 5 предложенных и формулируют тему: Отношения между понятиями

https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fbfbb553a7fc05cda70a802/2/5fbfbb553a7fc05cda70a803

3.Изучение нов.

- откройте наши учебники, прочитайте параграф 4 и восстановите текст по смыслу

- рассмотрите на стр. 31 классификацию объектов, с которыми взаимодействует пользователь при работе на компьютере

На основе прочитанного работают с текстом и заполняют пропуски

Выполдняют упражнение на классификацию компьютерных объектов

4.физмину т ка

Организует переход на следующую страницу урока и предлагает вспомнить известный комплекс упражнений

Выполняют комплекс упражненеий для глаз в музыкальном сопровождении

https://cdn1.coreapp.ai/uploads/image/16183953882820645726076c0fc239b7-1618395420707.png

5.Само с т.  работа

Знакомлю с содержанием самостоятельной работы в режиме демонстрации и предлагаю выполнить ее за 10 минут

- Давайте рассмотрим задачу с открытым ответом.

- из предложенного списка выделите признаки объектов и объясните свой выбор

- выполните задания на объем и содержание понятия

- выполните задания на определение отношений между понятиями

В режиме монитоинга страницы комментирую результаты

Участвуют в обзорном обсуждении заданий и

Переходят на следующую страницу и выполняют самостоятельную работу из 10 заданий, предложенных в рандомном порядке

https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fbfbb553a7fc05cda70a802/2/5fdb7da850d58d4ad5c39428 

6. Дом.

задание

Демонтстрирую эталон выполнения домашнего задания, в режиме домонстрации экрана показываю приемы работы в текстовом редакторе

Переходят на страницу домашнего задания(компьютерный практикум -  работа 4), знакомятся с требованием и порядком выполнения работы

https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fbfbb553a7fc05cda70a802/2/5fdb81cd50d58d4ad5c3945b 

7.рефлексия

Предлагаю детям перейти на последнюю страницу урока и пройти опрос

Перехожу в режим «Просмотр результатов по всему классу сразу», выделяю типичные затруднения и выставляю отметки за работу на уроке как классу (диаграмма), так и индивидуально

Переходят на последнюю страницу урока и работают с инструментами опроса

https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fbfbb553a7fc05cda70a802/2/60cb076a88a56f2c9d4b7276 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия на тему: «Час важных экологических сообщений»

Данное занятие проводится в соответствии с программой "Введение в журналистику", изучается в большом разделе «Жанры журналистики», подраздел «Информационные жанры».  Урок важен тем, что на нем пр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РАБОТА ДЕТЕКТИВА. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОНИМАНИЯ НЕБОЛЬШИХ СООБЩЕНИЙ ОТ 3го ЛИЦА И ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ СХЕМ»

Разработка урока предназначена для учащихся 2 класса. Технологическая карта составлена с учетов требований ФГОС с использованием современных образовательных технологий личностно-ориентированного, опер...

Программа развития школы на 2019-2023 годы

Программа развития школы...

Методическая разработка " Написание email сообщения"

Методическая разработка " Написание email сообщения"Видеоуроки:Как писать деловое письмо Email на английском языке + готовые фразыhttps://www.youtube.com/watch?v=dfBDjB1cM-QНаписание email н...

Перечень методических сообщений и открытых уроков 2019-2023 годы

Перечень методических сообщений и открытых уроков 2019-2023 годы...