Рабочая программа по информатике 9 класс к учебнику Угринович Н.Д.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Фоменко Галина Аскерхановна

Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" для   9   класса составлена на основе требования Федерального компонента  государственного образовательного стандарта   основного  общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inform.9kl_2019.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Алейск Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 города Алейска

Алтайского края

«Рассмотрено»:

ШМО учителей математики и информатики

Протокол №_______

от «___»______2018г. Руководитель

______/Н.К. Кох/

«Согласовано»:

Заместитель директора по  УР

«___»_____2018г.

_______/Ю.А. Носивец/

«Утверждено»:

Директор МБОУ СОШ №4

_________/О.А. Кореннова/

Приказ №_______

от «___»______2018г.

Рабочая программа

учебного предмета «Информатика и ИКТ»

основное общее образование

9абв классы

Срок реализации: 2018-2019 учебный год

Разработчик:

учитель информатики

Г.А. Фоменко

г.Алейск,  2018г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" для   9   класса составлена на основе требования Федерального компонента  государственного образовательного стандарта   основного  общего образования, основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ №4 г.Алейска, Примерной образовательной программы основного общего образования по информатике и ИКТ для образовательных учреждений,  Программы Угринович Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для 9 класса средней общеобразовательной школы»,  изданной в сборнике «Информатика». Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

На изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).

Рабочая программа адаптирована для обучающихся с ОВЗ.

Учебно-методическое обеспечение:

I. Учебно-методический комплект

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Угринович Н.Д. 3 -е изд., – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010..
  2. Сборник «Информатика». Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  3. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: Методическое пособие/ Н.Д.Угринович.-2-е изд.-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012.
  4. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-исп./Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И.Михайлова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

II. Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Для осуществления обучения используются ЦОРы в качестве дополнения к имеющемуся печатному УМК для самостоятельной и практической работы обучающегося.  

Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ.» в основной и старшей школе», которое включает диски:

  • Windows-CD, содержащий ссылки на программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
  • Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

Методические материалы:

http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений

1. Требование к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  • виды информационных процессов;
  • примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
  • проверять свойства  объектов;
  • выполнять и строить простые алгоритмы
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  • предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления, проводить проверку правописания, использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать  различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального  объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного программирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):
  • в базах данных,
  • в компьютерных сетях,
  • в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках),  при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических(электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,

использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

2. Содержание учебного предмета

п/п

Название раздела

Количество часов

Из них работы:

Количество практических работ

Количество зачетных практических работ

Тестирование

1

Глава 1.Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15

7

0

1

2

Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации

9

7

1

1

3

Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации

10

5

1

1

4

Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

20

12

1

1

5

Глава 5. Моделирование и формализация

10

4

1

1

6

Глава 6. Информационное общество

3

0

0

1

7

Повторение

3

0

0

0

всего

70

35

4

6

Глава 1.  Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

        Представление графической информации. Кодирование цвета, цветовая модель RGB. Кодирование графической информации.

        Компьютерная графика: растровый и векторный способы представления графической информации. Рисунок как информационный объект.

        Графический редактор, его интерфейс. Создание и редактирование графического файла. Форматы графических файлов. Сканирование рисунков и фотографий.

        Представление звуковой информации. Кодирование (оцифровка) звука. Частота дискретизации, глубина кодирования. Аудиозапись как информационный объект. Компьютерные средства записи и воспроизведения звука. Форматы звуковых файлов.

        Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов. Редактор презентаций, его интерфейс. Создание и редактирование презентации. Шаблоны оформления и разметки. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов. Создание слайдов с включением графических объектов и звука.  Использование эффектов анимации, и смены слайдов.

    Глава 2.    Кодирование и обработка текстовой информации

        Представление текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Текст как информационный объект. Понятие алфавита как набора символов, используемых при записи текста. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы.

        Текстовый редактор как пример прикладной программы. Интерфейс программы: меню и инструментальные панели. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление и замена символов. Работа с фрагментами текста. Быстрое перемещение по тексту. Проверка правописания.

        Параметры страницы, нумерация страниц. Создание и удаление колонтитулов.

        Форматирование текста: параметры шрифта, параметры абзаца. Использование формата по образцу. Разделы, использование разделов при разбиении текста на колонки.

        Нумерованные и маркированные списки. Форматирование списков.

        Таблицы: создание и заполнение таблиц. Перемещение в пределах таблиц. Редактирование таблиц: добавление и удаление строк и столбцов. Объединение и разбиение ячеек. Форматирование ячеек.

        Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов в текст. Понятие гипертекста и гиперссылки. Создание оглавлений. Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.

      Глава 3.  Кодирование и обработка числовой информации

        Представление числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление числовой информации в компьютере.

        Таблица как информационный объект. Хранение и наглядное представление числовой информации с помощью электронных таблиц. Структура электронной таблицы: листы, строки, столбцы и ячейки. Адресация ячеек. Перемещение по таблице.

        Ввод и редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения.

        Ввод формул, использование встроенных функций. Понятие диапазона ячеек.

        Копирование формул. Относительная и абсолютная адресация ячеек.

        Мастер диаграмм, построение и редактирование диаграмм и графиков.

      Глава 4.  Основы алгоритмизации и программирования

        Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схемы). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

        Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

        Алгоритмы работы с числовыми данными. Ввод и вывод данных, выполнение арифметических операции над данными.

        Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции (ИЛИ, И, НЕ) и правила их выполнения. Основные законы формальной логики. Логические выражения, их использование в алгоритмических конструкциях ветвления и повторения.

Выделение в задаче подзадач, вспомогательные алгоритмы. Передача данных через параметры.

        Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения компьютером. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования. Трансляция программ, преобразование исходного текста в исполняемый код. Режимы компиляции и интерпретации.

        Описание данных, типы данных. Простые данные и структуры (числовые массивы, цепочки символов).

        Выражения, правила вычисления выражений. Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода.

        Операторы ветвления. Использование логических выражений в условных операторах. Операторы цикла (с пред- и постусловием, с параметром). Использование логических выражений в качестве условий продолжения (завершения) цикла. Правила записи цикла. Подпрограммы как средство записи вспомогательных алгоритмов. Процедуры и функции. Механизм параметров, правила использования параметров в подпрограммах.

        Области видимости переменных. Глобальные и локальные данные.

        Основные алгоритмы работы с одномерными массивами (поиск и сортировка). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.

        Основные алгоритмы работы с цепочками символов (поиск слов и отдельных символов, добавление и удаление слов и символов). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.

         Этапы разработки программы: анализ - алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

       Глава 5. Моделирование и формализация

        Моделирование как средство познания окружающего мира и прогнозирования. Способы классификации моделей.

        Информационное моделирование как замена реального объекта (процесса) информационным объектом (процессом). Этапы построения информационной модели: определение целей моделирования - выбор существенных характеристик моделируемого объекта (процесса) - формализация - проверка адекватности модели.

        Примеры построения математических, табличных и сетевых моделей.

        Компьютерное моделирование. Реализация информационной модели в виде структуры данных и алгоритма ее использования.

         Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования.

Глава 6. Информатизация общества

        Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

         Этика и право при создании и использовании информации.

        Информационная безопасность.

        Правовая охрана информационных ресурсов

        Повторение – 3 часа.

3. Календарно-тематическое планирование

9 класс(2 часа в неделю).

№ п/п

урока в разделе

(главе)

Раздел/ тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

9а класс

9б класс

9в класс

план

факт

план

факт

план

факт

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации, 15 ч.

1

1

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация

1

2

2

Растровые изображения на экране монитора

1

3

3

Палитра цветов в системе цветопередачи RGB

1

4

4

Палитры цветов в системах цветопередачи   CMYK    и    HSB

Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации

1

5

5

Растровая графика.  Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом  графическом редакторе.

1

6

6

Векторная графика.  Практическая работа 1.3 Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

1

7

7

Интерфейс и основные возможности графического редактора. Рисование графических примитивов в  растровых и векторных графических редакторах.

1

8

8

Инструменты рисования растровых графических редакторов.

1

9

9

Работа с объектами в векторных графических редакторах.

1

10

10

Редактирование изображений  и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.

1

11

11

Растровая и векторная анимация. Практическая работа 1.4 Анимация

1

12

12

Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа 1.5 Кодирование и обработка звуковой информации

1

13

13

Цифровое фото и видео Практическая работа 1.6 Захват Цифрового фото и создание слайд-шоу

1

14

14

Тестирование по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации».

(Контрольно-измерительные материалы  к учебнику Н.Д.Угриновича стр. 11) 

1

15

15

 Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием систем нелинейного видеомонтажа

1

Кодирование и обработка текстовой информации, 9 ч.

16

1

Кодирование текстовой информации Практическая работа 2.1

Кодирование текстовой информации

1

17

2

 Создание документов в текстовых редакторах.

1

18

3

 Ввод и редактирование документа.   Сохранение и печать документов Практическая работа 2.2

Вставка в документ формул

1

19

4

Форматирование символов. Форматирование абзацев. Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев

1

20

5

Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков

1

21

6

Таблицы.  Зачетная практическая работа 3.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данных

1

22

7

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.6 Перевод текста с помощью компьютерного словаря

1

23

8

Тестирование по теме «Кодирование и обработка текстовой информации». (Контрольно-измерительные материалы  к учебнику Н.Д.Угриновича стр. 13)

1

24

9

Практическая работа №2.7 Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

1

Кодирование и обработка числовой информации, 10 ч.

25

1

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления.

1

26

2

Арифметические операции в позиционных системах счисления

1

27

3

Двоичное кодирование чисел в компьютере.  Практическая работа 3.1Перевод чисел из одной системы счисления  в другую с помощью калькулятора.

1

28

4

 Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

1

29

5

Основные типы и форматы данных

1

30

6

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа 3.2 Относительные, абсолютные  и смешанные ссылки в электронных таблицах

1

31

7

Встроенные функции.  Зачетная практическая работа Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

1

32

8

  Тестирование по теме «Кодирование и обработка числовой информации». (Контрольно-измерительные материалы  к учебнику Н.Д.Угриновича стр. 17)

1

33

9

Построение диаграмм и графиков.  Представление базы данных в виде таблицы и формы Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов

1

34

10

 Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

1

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного

программирования, 20ч.

35

1

Алгоритм и его формальное исполнение

1

36

2

 Свойства алгоритма и его исполнители

1

37

3

Блок-схемы алгоритмов.

1

38

4

Выполнение алгоритмов компьютером

1

39

5

Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке

1

40

6

Линейный алгоритм. Практическая работа 4.1 Знакомство системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

1

41

7

Алгоритмическая структура «ветвление» Практическая работа4.2 Проект «Переменные».

1

42

8

Алгоритмическая структура «выбор». Практическая работа4.3 Проект «Калькулятор»

1

43

9

Алгоритмическая структура «цикл»

1

44

10

 Переменные: тип, имя, значение  Практическая работа4.4Проект «Строковый калькулятор»

1

45

11

Арифметические, строковые и логические выражения Практическая  работа4.5 Проект «Дата и время»

1

46

12

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

1

47

13

Практическая работа4.6 Проект «Сравнение кодов символов»

1

48

14

Практическая работа4.7 Проект «Отметка»

1

49

15

Практическая работа4.8 Проект «Коды символов»

1

50

16

Основы объектно-ориентированного визуального программирования  Практическая работа4.9Проект «Слово-перевертыш»

1

51

17

Графические возможности объектно-ориентированного языка.      Зачетная практическая работа Практическая работа4.10 Проект «Графический редактор»

1

52

18

Тестирование по теме «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». (Контрольно-измерительные материалы  к учебнику Н.Д.Угриновича стр. 20)

1

53

19

Практическая работа4.11 Проект «Системы координат»

1

54

20

Практическая работа4.12 Проект «Анимация»

1

Моделирование и формализация, 10 ч.

55

1

Окружающий мир как иерархическая система.

1

56

2

Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания

1

57

3

Материальные и информационные модели

1

58

4

Формализация и визуализация моделей.  

1

59

5

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

1

60

6

Построение и исследование физических моделей

Практическая работа 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»

1

61

7

Приближенное решение уравнений Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»

1

62

8

Экспертные системы распознавания химических веществ Информационные модели управления объектами.

Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»

1

63

9

Тестирование по теме «Моделирование и формализация».(Контрольно-измерительные материалы  к учебнику Н.Д.Угриновича стр. 24)

1

64

10

Зачетная практическая работа  Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления»

1

Информатизация общества, 3 ч.

65

1

Информационное общество. Информационная культура

1

66

2

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

1

67

3

Тестирование по теме «Информатизация общества». (Контрольно-измерительные материалы  к учебнику Н.Д.Угриновича стр. 26)

1

Повторение, 3 ч.

68

1

Повторение. Кодирование гр5афической информации.

1

69

2

Повторение. Кодирование текстовой информации.

1

70

3

Повторение .Алгоритмизация и программирование.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г.

рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа по информатике 8,9 кл. (Угринович Н.Д.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Дн...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...