Технологическая карта урока с использованием ЭОР. Изображение объемных геометрических фигур в графическом редакторе Paint. Конструирование из кубиков.
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему
Данная разработка ориентирована на учащихся 6-х классов и рассматривается в курсе преподавания информатики 6-го класса (10 урок: практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_tehnologicheskaya_karta_uroka_vasileva_t.k.docx | 109.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование работы: Изображение объемных геометрических фигур в
графическом редакторе Paint. Конструирование из кубиков.
Название номинации: Технологическая карта урока с использованием ЭОР.
Автор: Васильева Татьяна Константиновна, учитель информатики МБОУ «Кугесьская СОШ №1» Чебоксарского района ЧР.
Пояснительная записка
Данный урок - урок общеметодологической направленности. Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Данная разработка ориентирована на учащихся 6-х классов и рассматривается в курсе преподавания информатики 6-го класса (10 урок: практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»).
Актуальность данной разработки обусловлена тем, что она повышает интерес к предмету, ребята видят результат своей работы, развивается логическое и пространственное мышление. В процессе обучения большое внимание уделяется не только использованию отдельных инструментов и приемов работы, но и созданию целостного стиля при выполнении того или иного проекта - фирменного логотипа, макета, открытки, обложки книги. Имеется межпредметная связь с геометрией.
Технологическая карта урока информатики в 6 классе.
Тема урока «Изображение объемных геометрических фигур в графическом редакторе Paint. Конструирование из кубиков».
Цель урока: закрепление навыков использования графического редактора, демонстрация возможностей использования ГР Paint в геометрическом моделировании, конструировании объемных фигур, используя логическое и пространственное мышление.
Решаемые задачи:
Воспитательная:
- развить познавательный интерес;
- выработать аккуратность при выполнении задания.
Учебная:
- повторить и закрепить основные навыки работы с графическим редактором;
- познакомить детей с формой строительного материала – кубик;
- научить детей ровно ставить кубик на кубик;
- научить поэтапному конструированию.
Развивающая:
- развить логическое мышления, пространственное воображение, творческую способность учащихся
Тип урока: Комбинированный
№ п | Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемы результаты на каждом этапе |
1. | Организационный момент | Приветствие. Положительный настрой на сотрудничество во время урока. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие учебников, тетрадей. | Положительный эмоциональный настрой на работу на уроке. Формирование навыков самоорганизации. | |
2. | Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока | Сказка «Как куб подружился с параллелепипедом» Жил – был куб. А рядом с ним жили точки. Точек было много, и они всегда вместе играли. А куб был один. Как–то раз куб пришёл к точкам и попросился с ними поиграть. А весёлые точки не поняли грусти куба и засмеялись: « Да куда тебе, Куб, с нами играть! Ведь ты такой большой, а мы маленькие». И решил Куб найти себе друга. Шёл он, шёл, и вдруг навстречу ему идёт фигура, похожая на него. «Ты кто?» — спросил Куб. «Я параллелепипед!» — ответила фигура с таким трудным именем.Куб очень испугался, что эта фигура не станет с ним дружить из-за того, что Куб не сможет выговорить имя нового знакомого. Он робко произнёс: «Простите, повторите, пожалуйста, как Вас зовут».Но Куб напрасно волновался. Параллелепипед улыбнулся и сказал: « Ничего особенного! Меня зовут Па-рал-ле-ле-пи-пед! Ведь мы с тобой родственники: только у тебя грани – квадраты, а у меня прямоугольники. Но квадрат тоже прямоугольник, у которого все стороны равны. Вот и выходит, что мы родные».Куб очень обрадовался этому факту и предложил дружбу Параллелепипеду. С тех пор они дружат и часто зовут в гости точек и различныe фигуры. Слайды презентации | Читает сказку, задает вопросы:
Но сегодня на уроке нас больше будут интересовать объемные фигуры. 3)Ребята, давайте попытаемся сформулировать тему урока. 4)Какими средствами мы можем создавать фигуры? Учитель уточняет тему и знакомит с задачами и целью урока. (слайд 2) Окружающие нас предметы имеют объемную форму. Вспомните картины художников, изображенные на них предметы кажутся объемными. Чтобы передать объем на плоском листе, существуют специальные приемы. Например, предметы, расположенные на заднем плане картины, изображаются более мелко, чем те, что находятся впереди. Дорога, уходящая к горизонту, сужается. Художники также придают объем изображению, используя оттенки одного цвета, создавая игру света и тени.(3 слайд). Существуют и достаточно простые способы рисования объемных фигур. Например, одна из любопытных, красивых и в то же время самая «знакомая» нам с самого детства объемная фигура – куб или, как мы его ласково называем, кубик. Кто из нас в детстве не играл в кубики, не строил замки и пирамиды из деревянных, пластмассовых, больших и маленьких кубиков!? 5)Вспомните, какие измерения есть у куба? (слайд 4). Что можно сделать из квадратов? А из кубиков? 6)Как можно назвать построение из простых фигур более сложных? 7)Люди, каких профессий занимаются конструированием? | Слушают сказку, отвечают на вопросы. 1) квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, шестиугольник, восьмиугольник, куб, параллелепипед, шар, конус и т. д 2) плоские и объемные; 3) Возможные ответы: геометрические фигуры, создание геометрических фигур. 4) Нарисовать, сделать из какого-нибудь материал, с помощью ГР Paint. и т. д. Ребята формулируют тему и задачи урока 5)высота, длина, ширина, объем 6) Конструирование, моделирование 7) конструкторы, дизайнеры, модельеры) | Личностные: развитие логического мышления, познавательной активности. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: развитие умения формулировать тему урока в соответствии с задачами и нормами русского языка. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной речи. Ребята должны ответить на вопросы и сформулировать тему и задачи урока. |
3. | Повторение пройденного материала (инструменты ГР Paint). Знакомство с новыми возможностями графического редактора. | Раздаточный материал (примеры карточек). Слайды презентации (6-11) | Учитель задает вопросы: 1)Какие инструменты ГР Paint вам известны Учитель демонстрирует поэтапное построение куб в ГР Paint. (слайды 6-11) 2)Попробуйте сформулировать правила построения самостоятельно 3)Чем обусловлены правила построения? 4)Подумайте, как надо было бы проводить конструирование, если бы у кубика видимыми были передняя, верхняя и левая грани. 5) Сформулируйте правила построения (12-15 слайды) | 1)Отвечают на вопросы учителя, вспоминают инструменты ГР Paint. 2) -Выберите инструмент Прямоугольник. - В меню настройки инструментов выберите границы фигуры. -Нарисуйте квадрат, используя при рисовании клавишу Shift. -Выберите инструмент Линия. В меню настройки выберите самый тонкий тип линии. -Из трех вершин квадрата нарисуйте наклонные линии, пользуясь клавишей Shift. -Нарисуйте горизонтальную и вертикальную линии задней стенки кубика -Ластиком аккуратно удалите выступающие части линий. -Инструментом Заливка закрасьте стороны кубика разными цветами. 3) тем, что видимые грани базового кубика, с которыми можно совместить очередной кубик, - передняя, правая и верхняя). 4) формулируют сами 5)Складывать конструкцию нужно начинать всегда с нижнего заднего ряда и слева направо | Личностные: развитие логического мышления, познавательной активности. Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение. |
4. | Практическая работа | Раздаточный материал. Примеры карточек-заданий. | Координация практической работы, помощь в построении за ПК | Работа за ПК в ГР Paint. Создание объемной конструкции на выбор по уровню сложности. | Познавательные: формирование умения использовать графический редактор Paint для создания объемных изображений. Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического и пространственного мышления; развитие информационной культуры. Объемная фигура разного уровня сложности по выбору из карточек-заданий. |
5. | Домашнее задание. Подведение итогов. Рефлексия | (слайд 16-17). Архитектурная мастерская. Чем мы сегодня на уроке занимались? Что далось легко? В чем возникли затруднения? Где эти знания можно применить и развивать? | Учитель объясняет домашнее задание. Поводит итог. Выставляет оценки. Надеюсь, те навыки, работы в ГР, которые вы сегодня получили, найдут применения в дальнейшем и в изучении ГР Paint, других более сложных ГР и в вашей профессиональной деятельности. Спасибо за урок | Отвечая на вопросы рефлексии, рисуют в ГР смайлики. | Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий. Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. |
Список литературы:
- Л.Л.Босова, А.Ю. Босова Информатика : учебник для 6 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. -213 с. :ил.
- М.Н. Бродин. Информатика. УМК для основной школы [Электронный ресурс] : 5–6 классы. 7—9 классы. Методическое пособие / Автор-составитель: М. Н. Бородин. — Эл. изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 108 с. : ил.
- Босова Л.Л. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 2-е изд., перераб. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. — 384 с. : ил.
Примеры карточек-заданий
Не забывайте правила:
- Начинайте построение с нижнего ряда, надстраивая верхние.
- Построения в рядах следует вести слева направо, с заднего плана продвигаясь к переднему.
- “Быстрое” копирование фрагмента можно выполнять с помощью клавиши Ctrl
- Составьте композицию 1 из кубиков:
2. Составьте композицию 2 из кубиков:
3. Составьте композицию 3 из кубиков:
4. Составьте композицию 4 из кубиков:
5. Составьте композицию 5 из кубиков:
6. Составьте композицию 6 из кубиков:
7. Составьте композицию 7 из кубиков:
8. Составьте композицию 8 из кубиков:
9. Составьте композицию 9 из кубиков:
Раздаточный материал.
Конструирование объёмных фигур.
- Выберите инструмент Прямоугольник. В меню настройки инструментов выберите границы фигуры.
- Нарисуйте квадрат, используя при рисовании клавишу Shift.
- Выберите инструмент Линия. В меню настройки выберите самый тонкий тип линии.
- Из трех вершин квадрата нарисуйте наклонные линии, пользуясь клавишей Shift.
- Нарисуйте горизонтальную и вертикальную линии задней стенки кубика
- Ластиком аккуратно удалите выступающие части линий.
- Инструментом Заливка закрасьте стороны кубика разными цветами.
Используя объёмные фигуры, например кубики, можно получать интересные объемные изображения.
Для этого нужно сначала нарисовать один кубик в нижнем левом углу экрана, используя три разных оттенка одного цвета дл раскраски граней. Этот кубик всегда надо всегда копировать, он запасной.
Складывать конструкцию нужно начинать всегда с нижнего заднего ряда и слева направо.
Например:
Построй из кубиков следующие конструкции:
Определите, сколько рядов в высоту занимает конструкция. Начните построение с нижнего ряда. В каждом ряду стройте слева направо, с заднего плана продвигаясь к переднему.
Составьте меню элементов строительного конструктора. Создайте архитектурное сооружение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 7 классе Основные геометрические фигуры. Графический редактор Paint
В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты перед школой и перед учителем стоит задача: не только дать знания по конкретным дисциплинам, но и научить учащихся пр...
Технологическая карта урока математики в 5 классе. Тема:"Геометрические фигуры".
Технологическая карта урока математики в 5 классе....
Технологическая карта урока с использованием учебной задачи на уроке истории России.
Цель урока: познакомить учащихся с наследниками Ярослава Мудрого, новой системой княжеской власти (заложенной Любечским съездом), правлением Владимира Мономаха....
Технологическая карта урока информатики Создание графических изображений
Предметные:§ сформировать знания о возможностях и особенностях графических редакторов;§ сформировать знания о принципах работы в графических редакторах.Метапредметные:§...
Технологическая карта урока на тему "Построение изображения, даваемого тонкой линзой"
Формирование познавательных УУД с использованием ЦОР и Google-документов (на примере изучения темы "Построение изображения, даваемого тонкой линзой"....
Технологическая карта урока по предмету «Математические представления». Тема: «Геометрические фигуры: шар, круг».
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)...
Технологическая карта урока география 6 класс "Изображение неровностей земной поверхности"
Технологическая карта урока "Изображение неровностей земной поверхности" география 6 класс...