Разработка урока по информатике "Метод координат"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс)

Комбарова Наталья Александровна

Сценарий урока по информатике "Метод координат" в 5 классе. Урок разработала учитель информатики МБОУ "Благодарновской СОШ" Комбарова Наталья Александровна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Метод координат. 5 класс.

Цели урока: 
-систематизировать и обобщить сведения, полученные на предыдущем уроке;

-познакомить учащихся с методом координат;

- научить искать координаты в прямоугольной системе координат;

-показать практическую значимость этого метода;

Ход урока.

Организационный этап:

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

Проверьте, все ли необходимые принадлежности лежат у вас на парте? Если всё на месте, ставим в оценочный лист в колонку «Готовность» 1 бал, иначе – 0.

Проверка домашнего задания:

- Давайте вспомним, какие основные понятия, мы с вами изучили на прошлом уроке. Я буду говорить определение, а вы на листочках пишете понятие соответствующее данному определению.

Система условных знаков для представления информации

Представление информации с помощью некоторого кода.

Обратный процесс перевода закодированного сообщения на язык, понятный получателю.

С помощью рисунков или значков

 

С помощью чисел

С помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

- Теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте. За каждый правильный ответ ставим 1 бал. Ответы на экране. Ставим балы в оценочный лист.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала:

-Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как вы думаете, почему так говорят?

- Правильно! Больше всего человек получает информацию через зрение. Именно поэтому рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации. Для того чтобы узнать как он называется вам необходимо расшифровать головоломку. Разгадав её, вы разгадаете тему нашего урока. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число номер столбца, а второе номер строки.

 Кто быстрее всех декодирует сообщение, тот получит 3 бонусных бала.(Самостоятельно расшифровывают)

Действительно, тема нашего с вами урока: Метод координат.

Изложение нового материала:

Ребята! Скажите, знакомо ли вам слово «координата»? на каком предмете вы встречались с этим понятием? Действительно существует система географических координат, где местоположение объекта определяется широтой и долготой.

С помощью координатной сетки летчики и моряки определяют местоположения объектов. А вообще координаты мы используем часто в жизни, даже не задумываясь об этом.

Те, кто в детстве играл в «Морской бой» помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой, аналогично и в шахматах.

Чтобы правильно занять свое место в кинотеатре, нужно знать две координаты - ряд и место.

 Чтобы правильно прийти в гости в многоэтажный дом, нужно знать две координаты – подъезд и этаж.

Я предлагаю вам, назвать координаты объектов находящихся в разных местах многоэтажного дома по принципу «Подъезд-этаж». (По цепочке каждый).

- Молодцы! Хорошо справились с заданием!

Ребята, посмотрите на экран. Это Рене Декарт (1596-1650) французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Рене Декарт предложил свой способ записи связи числовой и графической информации, который был принят и используется по сей день.

Работа с текстом учебника.

А теперь давайте обратимся к учебнику и выясним что же это за способ?

Читаем и отвечаем на вопросы которые лежат у вас на столе, что это за способ, который связывает числа и точки. (Читают стр.50-51.)

Физминутка.

Вопросы для работы с текстом:   Проверяем.

- О чем шла речь в тексте? (о прямоугольной системе координат).

- Как ее называют иначе? (прямоугольной декартовой системой координат в честь Декарта)

- Из чего эта система состоит? (из двух перпендикулярных числовых осей)

- Как называется горизонтальная ось? (ось ОХ)

- Как называется вертикальная ось? (ось ОУ)

- Как называется место пересечения осей (началом координат), а какой цифрой обозначается? (0)

- Что имеет точка на координатной плоскости? (точный адрес)

- Что такое адрес точки? (это пара чисел – первое по оси ОХ, а второе по оси – ОУ).

- Как эти числа называются? (координатами точки).

Дополняю и поясняю. А чтобы не путать порядок следования координат, сразу вспоминайте как устроены наши дома: сначала подъезд, а затем этаж.

Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Нам удобней работать в первой координатной четверти, т. к. направления её положительное и по оси ОХ и по оси ОУ.

Закрепление. (все вместе)

Давайте попробуем определить на координатной плоскости положение нескольких точек: Что мы должны запомнить???

(2;3), (5;1), (3;0), (0;2)

Таким же образом вы будете определять точки по координатам в практической работе.

Постановка домашнего задания:

-Прежде, чем приступить к практической части нашего урока, откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. §7 стр. 50-52. Задание 11 стр.54.

Закрепление материала:

- Теперь каждый из вас, ребята, попробуем  раскодировать графическую информацию, закодированную с помощью метода координат. Время ограничено 10 минут.

- Время выполнения задания подошло к концу. Пользуясь критериями в оценочном листе, поставьте себе балы за практическое задание. Повернитесь все к доске.

Подведение итогов, рефлексия:        

 - Назовите, какой способ кодирования информации мы с вами изучили?

- Что такое координата?

- Кто первым предложил всему миру метод координат и объяснил, как им пользоваться?

- Где в жизни мы встречаемся с координатами ? (примеры детей).

- Но вот и всё, урок к концу подходит,
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня вы в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!

 Выставление оценок.

Каждый выставите себе оценку за урок, пользуясь критериями в оценочном листе и передайте их мне. (считают балы, ставят оценки) .

Рефлексия. Оцените себя по лестнице успеха (все ли было понятно? были ли трудности? какое задание было самым интересным?)

- Всем спасибо за урок! Удачного дня!

                                                                                                                                                 Приложение.

Вопросы для работы с текстом:

- О чем идет речь?

- Как ее называют иначе?

- Из чего эта система состоит?

- Как называется горизонтальная ось?

- Как называется вертикальная ось?

- Как называется место пересечения осей, а какой цифрой обозначается?

- Что имеет точка на координатной плоскости?

- Что такое адрес точки?

- Как эти числа называются?

Задание:

(1,1)

(2,1)

(2,2)

(3,2)

(3,3)

(7,3)

(7,1)

(11,1)

(11,6)

(7,6)

(7,4)

(1,4)

(1,1)

(8,2)

(10,2)

(10,5)

(8,5)

(8,2)

№ 1

(1,2)

(1,3)

(2,4)

(5,4)

(4,5)

(4,7)

(5,8)

(9,8)

(10,7)

(16,7)

(16,6)

(10,6)

(10,5)

(9,4)

(13,4)

(14,3)

(14,2)

(13,1)

(2,1)

(1,2)

№ 2

(3,1)

(1,4)

(7,3)

(13,4)

(11,1)

(3,1)

(7,3)

(7,4)

(3,6)

(3,8)

(7,10)

(5,7)

(7,4)

(7,10)

(5,11)

(7,12)

(7,10)

№ 3

(5,1)

(5,2)

(1,2)

(5,6)

(2,6)

(5,9)

(3,9)

(6,13)

(9,9)

(7,9)

(10,6)

(7,6)

(11,2)

(7,2)

(7,1)

(5,1)

№ 4

(5,1)

(3,5)

(5,5)

(1,7)

(1,11)

(3,13)

(5,13)

(7,7)

(9,13)

(11,13)

(13,11)

(13,7)

(9,5)

(11,5)

(9,1)

(7,5)

(5,1)

№ 5

(1,3)

(1,5)

(3,8)

(5,10)

(6,12)

(3,10)

(3,16)

(6,13)

(8,13)

(11,16)

(11,10)

(8,12)

(9,10)

(11,8)

(13,5)

(13,3)

(1,3)

(2,2)

(5,2)

(5,3)

(5,2)

(6,1)

(8,1)

(9,2)

(9,3)

(9,2)

(12,2)

(13,3)

№ 6

(1,3)

(0,4)

(1,6)

(0,8)

(1,9)

(3,7)

(5,7)

(8,8)

(11,8)

(13,7)

(15,5)

(13,3)

(11,3)

(10,1)

(8,1)

(7,3)

(3,5)

(1,3)

(4,7)

(5,9)

(10,9)

(11,8)

(13,5)

№ 7

(2,2)

(1,3)

(1,4)

(3,4)

(3,5)

(1,5)

(1,6)

(2,6)

(3,7)

(4,7)

(4,5)

(8,5)

(9,6)

(9,1)

(6,1)

(7,2)

(7,3)

(4,3)

(4,1)

(2,1)

(3,2)

(3,3)

(2,3)

(2,2)

(4,7)

(5,6)

(5,5)

(8,3)

(8,2)

(7,1)

(3,6)

№ 8

Оценочный лист:

Оценочный лист ______________________________ ученика _____ класса

  1. Готовность: ____
  2.  Понятийный диктант

Определение

Понятие

Балы

Система условных знаков для представления информации

Представление информации с помощью некоторого кода.

Обратный процесс перевода закодированного сообщения на язык, понятный получателю.

Представление информации с помощью рисунков или значков

 

Представление информации с помощью чисел

Представление информации с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Итого                 ________________ ________            

  1. Практикум: _____________

Критерии оценивания: 11-13 точек – 5 балов

                                8 -10 точек – 4 бала

                                5 – 7 точек – 3 бала

                                3 – 4 точки – 2 бала

                                1 – 1 точки – 1 бал

                                0 точек – 0 балов

Общее количество балов: ________

Критерии оценивания: более 10 балов – «5»;

8-9 балов – «4»;

5-7 балов – «3»;

менее 5 балов – «2»;

Оценка за урок:________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Шкалы и координаты"

Отработка понятий "штрихи", "деления", "координатный луч", "единичный отрезок"....

Разработка урока по теме "Метод координат"

Урок по теме «Метод координат» в 5 классе по учебнику Л.Л. Босовой разработан на основе деятельностной образовательной технологии активных методов обучения и модерации. Вид урока -  урок по...

Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты.»

Методическая разработка урока в 6 классе:   «Географические координаты.»...

Разработка урока по теме "Географические координаты" (6 класс)

Урок проводится в 6 классе. Цели урока: сформировать у учащихся понятие о географических координатах, научить определять координаты....

Разработка урока по геометрии в 11 классе "Метод координат при решении стереометрических задач"

Обобщается метод координат для нахождения углов в пространстве. Рассматриваются различные подходы к решению некоторых задач....

Методическая разработка урока "Задачи в координатах"

На уроке будут рассмотрены простейшие задачи в координатах: нахождение координат середины отрезка, определение длины вектора,  определение  расстояния между точками....

Публикация методической разработки урока по математике . Тема урока: Координаты, 6 класс.

Технологическая карта открытого урока Предмет: Математика                     Базовый учебник:...