Рабочая программа для 9-х классов
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

По учебнику Босовой Л.Л. и Босовой А.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_9_klass_amayak.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа Люберцы Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53

(МОУ «Школа № 53»)

140060, Московская область, Люберецкий район, п. Октябрьский, ул. Первомайская, д.22,

E-mail: mou.school_53@mail.ru, Телефон: (495) 558-00-88, факс: (495) 558-01-00

Web-сайт: http://www.school-53.ru/

                                             УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Т.П.Иванова

                                                       «30» августа 2018 г.

Рабочая программа по информатике

(базовый уровень)

9 класс

Составитель: Папян Амаяк Вахтангович,

учитель информатики

Городской округ Люберцы

2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике в 9 классе

Программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 9 классов».

Программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. 

Программа рассчитана на 35 часов, что соответствует учебному плану на 2018/2019 учебный год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

В результате изучения информатики ученик должен:

Научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информации;
  • оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев  при описании реальных объектов и процессов
  • научиться строить математическую   модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
  • понимать правила записи  и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  •  определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
  • оперировать объектами файловой системы;
  • применять основные правила создания текстовых документов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • использовать  основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
  • работать с формулами;
  • визуализировать соотношения между числовыми величинами.
  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;
  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Выпускник получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКА

в 9 классе

Глава 1. Моделирование и формализация (8 часов)

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Компьютерный практикум

Тестовые задания для самоконтроля (глава 1)

Глава 2. Алгоритмизация и программирование (8 часов)

Этапы решения задач на компьютере.

Знакомство с табличными величинами. Одномерные массивы целых чисел.  Описание, заполнение и вывод массива. Сортировка массива.

Конструирование алгоритмов.  Последовательное построение алгоритма. Вспомогательные алгоритмы. Процедуры и функции в языке программирования.

Алгоритмы управления.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Компьютерный практикум

Тестовые задания для самоконтроля (глава 2)

Глава 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 часов)

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Компьютерный практикум

Задания для практических работ

Тестовые задания для самоконтроля (глава 3)

Глава 4. Коммуникационные технологии (10 часов)

Коммуникационные технологии.  Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры.  Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы,  компьютерные энциклопедии и справочники.  Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования,  управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных,  образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

Компьютерный практикум

Тестовые задания для самоконтроля (глава 4)

Итоговое повторение (2 часа)

Повторить основные темы, изученные в течение года


КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ9 класс (35 часов, 1 ч. в неделю)

Номер

урока

Наименование разделов и тем

Плановые

сроки прохождения

Скорректированные

сроки прохождения

1(1)

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

03.09.2018-07.09.2018

Глава 1. Моделирование и формализация (8 часов)

2 (1)

Моделирование как метод познания

10.09.2018-14.09.2018

3(2)

Знаковые модели

17.09.2018-21.09.2018

4(3)

Графические информационные модели.

24.09.2018-28.09.2018

5(4)

Табличные информационные модели

01.10.2018-05.10.2018

6(5)

База данных как модель предметной области.

08.10.2018-12.10.2018

7(6)

Система управления базами данных

15.10.2018-19.10.2018

8(7)

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация».

22.10.2018-26.10.2018

9(8)

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».

05.11.2018-09.11.2018

Глава 2. Алгоритмизация и программирование (8 часов)

10(9)

Решение задач на компьютере

12.11.2018-16.11.2018

11(10)

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение и вывод массива

19.11.2018-23.11.2018

12(11)

Вычисление суммы элементов массива. Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива

26.11.2018-30.11.2018

13(12)

Конструирование алгоритмов

03.12.2018-07.12.2018

14(1)

Запись вспомогательных алгоритмов на  языке Паскаль

10.12.2018-14.12.2018

15(2)

Алгоритмы управления

17.12.2018-21.12.2018

16(3)

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование».

24.12.2018-28.12.2018

17(4)

Контрольная  работа по теме «Алгоритмизация и программирование».

09.01.2019-11.01.2019

Глава 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах  (6 часов)

18(5)

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.

14.01.2019-18.01.2019

19(6)

Основные режимы работы ЭТ

21.01.2019-25.01.2019

20(7)

Организация вычислений в ЭТ.

28.01.2019-01.02.2019

21(8)

Средства анализа и визуализации данных

04.02.2019-08.02.2019

22(9)

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

11.02.2019-15.02.2019

23(10)

Контрольная  работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

18.02.2019-22.02.2019

Глава 4. Коммуникационные технологии (10 часов)

24(1)

Локальные и глобальные компьютерные сети

25.02.2019-01.03.2019

25(2)

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

04.03.2019-07.03.2019

26(3)

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

11.03.2019-14.03.2019

27(4)

Всемирная паутина. Файловые архивы.

18.03.2019-21.03.2019

28(5)

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

01.04.2019-05.04.2019

29(6)

Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта

08.04.2019-12.04.2019

30(7)

Оформление сайта.

15.04.2019-19.04.2019

31(8)

Размещение сайта в Интернете.

22.04.2019-26.04.2019

32(9)

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии».

29.04.2019-03.05.2019

33(10)

Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».

06.05.2019-10.05.2019

Повторение (2 часа)

34(1)

Повторение изученного в 9 классе

13.05.2019-17.05.2019

35(2)

Повторение изученного в 9 классе

20.05.2019-24.05.2019


Лист корректировки рабочей программы

учителя

____________________________________________________________

(Ф.И.О.)

по ________________________________________________________________________

в  ________________________________________________________________________

(класс)

___________________________________________________________________________

(предмет)

Класс

Название раздела, темы

Дата

проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Класс

Название раздела, темы

Дата

проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Рассмотрено на заседании

методического объединения учителей

математики, физики и информатики

протокол № 1 от «30»  августа 2018 г.

Руководитель                        

                                        О.В.Медведева

Согласовано

Зам. директора по УВР      

                                        Л.В. Кретова

« 30» августа  2018 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...