Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса (базовый уровень)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Кукарцева Елена Александровна

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 9 класса  на основе авторской программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_informatika.docx56.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей

_____________________________________

(указывается направление)

руководитель  ШМО

_______________    / ____________________/

(подпись)                      (фамилия, инициалы)

Протокол от  «____» августа 2018 г.№ __

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по ________

_____________    / ____________________/

(подпись)                      (фамилия, инициалы)

«______» августа 2018 г.                  

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»

от  «____» августа 2018 г. №___

___________________ /А.А. Лифенко/

Рабочая программа

по учебному предмету «Информатика»

для 9 класса (базовый уровень)

на 2018 - 2019 учебный год

Кукарцевой Елены Александровны,

учителя информатики

Г.о. Балашиха – 2018

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[1], и на основе авторской программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова, опубликованной в сборнике «Информатика»[2].

В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» на изучение обязательного учебного предмета «Информатика» в 9 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Продолжительность учебного года в соответствии с календарным учебным графиком школы в 9 классе составляет 34 недели. Таким образом, на изучение учебного предмета «Информатика» в 9 классе отводится 34 часа, в том числе на следующие виды работ:  

Виды контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Контрольные работы

0

1

1

1

3

Практические работы

3

4

4

4

11

Итого

4

13

11

7

14

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.


При проведении уроков используются следующие формы организации учебного процесса:

  • фронтальная работа;
  • индивидуальная работа;
  • индивидуально-групповая работа;
  • групповая работа;
  • работа в парах;
  • нетрадиционные уроки: урок-исследование, урок-практикум, урок-семинар.

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Название контрольной работы

Дата по плану

Дата по факту

Класс 9-1

Класс 9-2

Класс 9-3

Класс 9-4

1

Управление и алгоритмы

11 учебная неделя

2

Программное управление работой компьютера

28 учебная неделя

3

Итоговый тест за курс 9 класса

32 учебная неделя

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Название контрольной работы

Дата по плану

Дата по факту

Класс 9-1

Класс 9-2

Класс 9-3

Класс 9-4

1

Практическое задание №1 Тема: Линейные вычислительные алгоритмы

3 учебная неделя

2

Практическое задание №2 Тема: Ветвление в вычислительных алгоритмах

9 учебная неделя

3

Практическое задание №3 Тема: Знакомство с языком Паскаль

15 учебная неделя

4

Практическое задание №4 Тема: Ветвления на Паскале. Программирование диалога с компьютером

17 учебная неделя

5

Практическое задание №5 Тема: Использование циклов в вычислительных алгоритмах

19 учебная неделя

6

Практическое задание №6 Тема: Программирование циклов на Паскале

20 учебная неделя

7

Практическое задание №7 Тема: Программирование циклов и ветвлений на Паскале. Алгоритм Евклида

21 учебная неделя

8

Практическое задание №8 Тема: Обработка массивов

23 учебная неделя

9

Практическое задание №9 Тема: Обработка массивов на языке Паскаль

25 учебная неделя

10

Практическое задание №10 Тема: Поиск наибольшего и наименьшего элемента в массиве

26 учебная неделя

11

Практическое задание №11 Тема: Сортировка элементов массива

27 учебная неделя

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

Учащиеся должны знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

должны уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Личностные результаты

Ученик научится (или получит возможность научиться):

  • критическому отношению к информации и избирательности её восприятия;
  • уважению к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмыслению мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • познакомится с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения.

Метапредметные результаты

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  3. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  4. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  5. развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  6. первоначальные представления об идеях и о методах ИКТ;
  7. умение видеть задачу, требующую использования ИКТ, в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  8. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
  9. умение понимать и использовать средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
  10. умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
  11. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
  12. умение взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

1. УПРАВЛЕНИЕ И АЛГОРИТМЫ – 11 ЧАСОВ

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

2. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММИРОВАНИЕ – 17 ЧАСОВ

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Язык программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задач с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО – 4 ЧАСА

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной среде.

4. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ – 2 ЧАСА


4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

урока

урока

в теме

Тема урока

Основные понятия и термины

Дата

 по

плану

Дата по факту

9-1 класс

9-2 класс

9-3 класс

9-4 класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

УПРАВЛЕНИЕ И АЛГОРИТМЫ – 11 ЧАСОВ

1

1

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью.

Кибернетика; управление; управляющий объект; управляемый объект; управляющее воздействие; алгоритм управления; исполнитель управляющего алгоритма; алгоритмический язык; управление без обратной связи.

1учебная неделя

2

2

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.

Графический учебный исполнитель; режим работы исполнителя; линейный алгоритм; вспомогательный алгоритм; подпрограмма (процедура); метод последовательной детализации; сборочный метод.

2учебная неделя

3

3

Графический учебный исполнитель. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Практическое задание №1 «Линейные вычислительные алгоритмы»

3учебная неделя

4

4

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

4учебная неделя

5

5

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов.

Управление с обратной связью; блок-схема, цикл, циклический алгоритм, цикл с предусловием; ветвление: полное и неполное ветвление; последовательная детализация.

5учебная неделя

6

6

Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.

6учебная неделя

7

7

Разработка циклических алгоритмов.

7учебная неделя

8

8

Ветвления. Использование двухшаговой детализации.

8учебная неделя

9

9

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений.

Практическое задание №2 «Ветвление в вычислительных алгоритмах»

9учебная неделя

10

10

Зачетное задание по алгоритмизации.

Понятия и термины по теме

10учебная неделя

11

11

Тестирование по теме «Управление и алгоритмы».

Понятия и термины по теме «Управление и алгоритмы».

11учебная неделя

ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММИРОВАНИЕ – 17 ЧАСОВ

12

1

Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.

Программирование; язык программирования; система программирования; величины; константы; переменные; идентификаторы; команда присваивания; команда ввода; команда вывода.

12учебная неделя

13

2

Линейные вычислительные алгоритмы

Язык Паскаль; оператор; линейный алгоритм; оператор ветвления; диалоговый характер программы; логическая операция; оператор присваивания.

13учебная неделя

14

3

Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе).

14учебная неделя

15

4

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания.

Практическое задание №3 «Знакомство с языком Паскаль»

15учебная неделя

16

5

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов.

16учебная неделя

17

6

Оператор ветвления. Логические операции на Паскале.

Практическое задание №4 «Ветвления на Паскале. Программирование диалога с компьютером»

17учебная неделя

18

7

Разработка программы на языке Паскаль с использование оператора ветвления и логических операций.

18учебная неделя

19

8

Циклы на языке Паскаль.

Практическое задание №5 «Использование циклов в вычислительных алгоритмах»

Цикл; цикл с предусловием; цикл с вложенным ветвлением; алгоритм Евклида.

19учебная неделя

20

9

Разработка программ с использованием цикла с предусловием.

Практическое задание №6 «Программирование циклов на Паскале»

20учебная неделя

21

10

Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач. Практическое задание №7 «Программирование циклов и ветвлений на Паскале. Алгоритм Евклида»

21учебная неделя

22

11

Одномерные массивы в Паскале.

Массив; одномерный массив; цикл с параметром; случайное число; датчик случайных чисел.

22учебная неделя

23

12

Разработка программ обработки одномерных массивов.

Практическое задание №8 «Обработка массивов»

23учебная неделя

24

13

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве.

24учебная неделя

25

14

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. Практическое задание №9 «Обработка массивов на языке Паскаль»

25учебная неделя

26

15

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов.

Практическое задание №10 «Поиск наибольшего и наименьшего элемента в массиве»

26учебная неделя

27

16

Сортировка массива. Составление программы на Паскале сортировки массива.

Практическое задание №11 «Сортировка элементов массива»

27учебная неделя

28

17

Тестирование по теме «Программное управление работой компьютера».

Понятия и термины по теме «Программное управление работой компьютера».

28учебная неделя

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО – 4 ЧАСА

29

1

Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ.

Средства работы с информацией в истории человеческого общества; основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения.

29учебная неделя

30

2

Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество.

Информационные ресурсы; национальные информационные ресурсы; информационное общество; информатизация; правовые нормы использования информационных ресурсов.

30учебная неделя

31

3

Социальная информатика: информационная безопасность.

Проблема безопасности информации; информационные преступления; защита информации.

31учебная неделя

32

4

Итоговое тестирование по курсу 9 класса.

Понятия и термины

32учебная неделя

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ – 2 ЧАСА

33

4

Повторение по теме «Управление и алгоритмы».

Понятия и термины по теме

33учебная неделя

34

5

Повторение по теме «Введение в программирование».

Понятия и термины по теме

34учебная неделя


5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Класс 9-1

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Изменения

Причины


5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Класс 9-2

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Изменения

Причины


5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Класс 9-3

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Изменения

Причины


5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Класс 9-4

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Изменения

Причины


[1] Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).

[2] Информатика, программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. -2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 10-11 классов (базовый уровень), Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»   для  10-11 классов (базовый уровень), Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии...

Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 11-х классов (базовый уровень)

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профес...

Рабочая программа по учебному предмету Технология (ИКТ). 10-11 класс. Базовый уровень

Рабочая программа по учебному предмету Технология (информационно-коммуникационные технологии) разработана с учетом авторской программы по учебному предмету «Информатика» для 10–11 классов Л.Л. Босовой...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 7 класса (базовый уровень) на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на ...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 10-11 классов (углубленный уровень)

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 10-11 классов (углубленный уровень) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для   5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...