Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 10-11 классов (базовый уровень), Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии
рабочая программа по технологии (10 класс) на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»   для  10-11 классов (базовый уровень), Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10-11_klass.docx121.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска

Согласовано                                                                                       Утверждаю                                                                                                                              

научно-методический совет                                                             директор ___________Шакина И.И.

протокол  №1    от 27.08.2014                                                          01.09. 2014  

 

Рабочая программа учебного предмета

«Технология»
  для  10-11 классов

(базовый уровень)

                                                             Разработана:   Ореховой Н.Н.,

                                                                                                      учителем первой категории

                                                   

                                                                       

                                                                 Магнитогорск,  2014 г.

                                                       Содержание

1. Пояснительная записка:                                                                                              

 1.1. нормативно-правовые документы;

 1.2. общая характеристика предмета, его место в системе наук;

 1.3. основные особенности  рабочей программы, в т.ч.  использования резервных часов;

1.4. цели и задачи учебного курса;

1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН;

1.6.  учебно-тематический план;

1.7.  методические рекомендации и технологические подходы;

1.8.  специфика отражения национальных, региональных, этнокультурных особенностей (НРЭО) и межпредметных связей;

 

 2. Учебно -  методическое обеспечение предмета.

3.  Календарно- тематическое планирование.                                                                                    

4.  Календарно-поурочное планирование.                                                                              

5. Характеристика контрольно-измерительных материалов.                                    

6.Приложение.                                                                                                                    

6.1. литература;

6.2. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет;

6.3. нормы оценок;

6.4. лист коррекции;

.

                                             

                                           

                                             

                                                       Пояснительная записка

     Рабочая программа по предмету «Технология»   (базовый уровень) для 10 - 11 классов составлена в соответствии с компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089) ,   Примерной программой среднего (полного) общего образования  по технологии (базовый курс)  и требований к уровню подготовки выпускников средней школы,   рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005г. № 03-1263).

Рабочая программа основывается на  рекомендованной МОиНРФ программе под редакцией В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 классы - М.: Просвещение, 2010г.

  1. При составлении рабочей программы использовались следующие нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  федерации»
  2. Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  3. Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования по технологии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
  4. Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  5. Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень  Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  6. Примерные программы основного общего образования по технологии, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263
  7. Программа под редакцией В.Д.Симоненко, рекомендованной МО и Н РФ (авторская)
  8. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Технологии» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014- 2015  учебном году» от 30.06.2014г.  № 03- 02/4959
  9. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
  10. Приказ  Министерства образования и науки РФ ( Минобрнауки России) от 19.12.2012 года  № 1067. Зарегистрирован в Минюсте РФ 30.01.2013 г. №26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных)  к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования  на 2013/2014 учебный год»
  11. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404
  12. Приказ МОУ «Санаторная школа-интернат №-2» г.Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 - ОС
  13. Учебный план МОУ «СШИ №2» на 2013-2014 учебный год.
  14. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993

1.2. Общая характеристика учебного предмета, его место в системе наук.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • творческая, проектная деятельность;
  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

1.3.Основные особенности рабочей программы. 

Согласно  годовому учебно-календарному графику работ программа в 10 классе   скорректирована на 34 учебных недели:  (2 часа в неделю х 34 учебных недели = 68 часов).

В программе нашли отражения современные требования к уровню подготовки учащихся в технологическом образовании, которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу учащимся некого запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Настоящая программа и поурочно – тематический план отражают актуальные подходы к образовательному процессу – компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

В соответствии с требованиями стандарта образования программа ориентирует учителя на воспитание у школьников гражданской позиции, развитие духовно – нравственного начала, национального самосознания, патриотизма. В программе отражены тенденции времени: освещаются вопросы рыночной экономики, пропагандируются такие социально значимые качества личности, как предприимчивость, деловитость и ответственность, важность познавательной деятельности как необходимого элемента будущего профессионального труда.

Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную литературу, интеренет - ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.

Метод творческого проекта, предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельного спроектированного продукта труда – изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей учащихся, выработке у них творческого подхода к решению задач.

В целом программа направлена на освоение учащимися социально – трудовой, ценностно – смысловой, личностно – развивающей, коммуникативной и культурно – эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учетом возрастной специфики старших классов. В развернутом поурочно – тематическом плане отражены цели, задачи и планируемые результаты обучения.

              Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных СП  воссозданием технологий традиционных промыслов.

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.  

        

1.4. Цели и задачи учебного курса.

        Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и решение задач:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
  • развитие  технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к  анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» предусмотрены следующие разделы:       

  1. Производство, труд и технологии:

а) Технологии и труд как часть общечеловеческой культуры.

б) Организация производства.

     2.   Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг.

     3.   Профессиональное самоопределение и карьера.

     4.   Творческая, проектная деятельность.

1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениям по темам:

                                                       

                                                           10 класс

Производство, труд и технологии

  1. Технология как часть общечеловеческой культуры, 2  ч

Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.

Практические работы. Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и техники. Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии).

  1. Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства, 1 ч

Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально- экономических достижений. Понятия «техносфера», «техника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.

Практическая работа. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.

3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества, 4  ч

Теоретические сведения. Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Динамика развития промышленных технологий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий.

Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радиоактивных отходов.

Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в системе природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ресурсов различными производствами. Коэффициент использования материалов. Промышленная эксплуатация лесов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра».

Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, особенности их воздействия на экосистемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.

Практические работы. Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах.

       4. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду,

Теоретические сведения. Природоохранные технологии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущность и виды безотходных технологий. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Комплекс мероприятий по сохранению лесных запасов, защите гидросферы, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка естественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения энергии волн и течений.

Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации.

  1. Экологическое сознание и мораль в техногенном мире, 1 ч

Теоретические сведения. Экологически устойчивое развитие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации окружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания. Необходимость экономии ресурсов и энергии. Охрана окружающей среды.

Практические работы. Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии.

  1. Перспективные направления развития  современных технологий, 4 ч

Теоретические сведения. Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение: элекронно-ионная (аэрозольная) технология; метод магнитной очистки; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка.

Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка; применение в порошковой металлургии. Технологии послойного прототипирования и их использование. Нанотехнологии: история открытия. Понятия нанотехнологии»., «наночастица», «наноматериал». Нанопродукты: технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологии.

Практическая работа. Посещение промышленного предприятия (ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания).

  1. Новые принципы организации современного производства, 1 ч

Теоретические сведения. Пути развития индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства.

Практическая работа. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте (производственном участке).

  1. Автоматизация технологических процессов, 1 ч

Теоретические сведения. Возрастание роли информационных технологий. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Автоматизация технологических процессов и изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) на производстве. Составляющие АСУТП.

Практическая работа. Экскурсия на современное производственное предприятие.

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность

  1. Понятие творчества,

Теоретические сведения. Понятие творчества. Введение в психологию творческой деятельности. Понятие «творческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое творчество. Процедуры технического творчества.

Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.

Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Практическая работа. Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач.

  1. Защита интеллектуальной собственности, 1 ч

Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки. Рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы. Разработка товарного знака своего (условного) предприятия. Составление формулы изобретения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.

  1. Методы решения творческих задач, 4  ч

Теоретические сведения. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие генерации идей: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.

Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.

Практические работы. Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.

12.        Понятие об основах проектирования  в профессиональной деятельности, 1 ч

Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.

Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии.

Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.

14.        Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности,

Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании,  пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании, действия по коррекции проекта.

Практическая работа. Планирование деятельности по учебному проектированию.

  1. Источники информации при проектировании, 1 ч

Теоретические сведения. Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, Интернет, E-mail, электронные справочники, электронные конференции, телекоммуникационные проекты. Поиск информации по теме проектирования.

Практические работы. Воссоздать исторический ряд объекта проектирования. Формирование банка идей и предложений.

  1. Создание банка идей продуктов труда, 2  ч

Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представление вариантов будущего изделия. Клаузура.

Практические работы. Создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.

  1. Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг, 1 ч

Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности.

Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.

18. Правовые отношения на рынке товаров и услуг, 1 ч

Теоретические сведения. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателем и производителем (продавцом). Страхование. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код. Сертификация продукции.

Практические работы. Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию.

     19.Выбор путей и способов реализации  проектируемого объекта. Бизнес-план, 2 ч

        Теоретические сведения. Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.

Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке. Оценка издержек на производство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Прогнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.

Практическая работа. Составление бизнес-плана на производство проектируемого (или условного) изделия (услуги).

                                                       

                                                         11 класс

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность

         20.Выбор объекта проектирования и требования к нему, 2  ч

Теоретические сведения. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования.

Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свойства материалов.

Практические работы. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Выбор материалов для проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием морфологического анализа, ФСА и др.

     

        21.Расчёт себестоимости изделия,

Теоретические сведения. Понятия стоимости, себестоимости и рыночной цены изделия. Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формула себестоимости. Расчёт себестоимости проектных работ. Формула прибыли. Статьи расходов проекта. Цена проекта. Оплата труда проектировщика.

Практическая работа. Предварительный расчёт материальных затрат на изготовление проектного изделия.

22.Документальное представление проектируемого продукта труда, 4 ч

Теоретические сведения. Стандартизация как необходимое условие промышленного проектирования. Проектная документация: технический рисунок, чертёж, сборочный чертёж, резюме по дизайну, проектная спецификация. Использование компьютера для выполнения чертежа проектируемого изделия.

Практические работы. Составление резюме и дизайн- спецификации проектируемого изделия. Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия.

  1. Организация технологического процесса, 1 ч

Теоретические сведения. Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Маршрутные и операционные карты. Содержание и правила составления технологической карты.

Практическая работа. Выполнение технологической карты проектного изделия.

 

  1. Выполнение операций по созданию продуктов труда, 4 ч

Теоретические сведения. Реализация технологического процесса изготовления деталей. Процесс сборки изделия из деталей. Соблюдение правил безопасной работы. Промежуточный контроль этапов изготовления.

Практическая работа. Изготовление проектируемого объекта.

  1. Анализ результатов проектной деятельности, 2  ч

Теоретические сведения. Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование.

Практическая работа. Апробация готового проектного изделия и его доработка, самооценка проекта.

      26.Презентация проектов и результатов труда 2 ч

Теоретические сведения. Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование технических средств в процессе презентации. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов.

Практическая работа. Организация и проведение презентации проектов.

Производство, труд и технологии

  1. Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда, 1 ч

Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.

Практические работы. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации груда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации.

  1. Структура и составляющие современного производства, 3 ч

Теоретические сведения. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.

Практические работы. Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятия: производственное предприятие, объединение, научно-производственное объединение. Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства.

       29.Нормирование и оплата труда, 2 ч

Теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда.

Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повремённая и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.

Практические работы. Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий.

   30.Культура труда и профессиональная этика, 2  ч

Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.

Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.

Практические работы. Расчёт эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение и карьера

     31.Этапы профессионального становления и карьера, 2 ч

Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).

Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.

Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.

  1. Рынок труда и профессий, 2  ч

Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.

Практические работы. Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий.

33. Центры профконсультационной помощи, 2  ч

Теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализированных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.

Практическая работа. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.

34.Виды и формы получения профессионального образования,

Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.

  1.      Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства, 1 ч

Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.

Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.

                                     Творческая проектная деятельность

        36.Планирование профессиональной карьеры, 2 ч

Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.

Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

                 Требования к уровню подготовки выпускников средней полной школы.

                                                             (базовый уровень)

                                    В результате изучения технологии ученик должен

       Знать/понимать

  влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

      Уметь

оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять план деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности  для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составление резюме и проведения самопрезентации.

1.6.Учебно-тематическое планирование

                                                               

                                                                                                   10 класс

Наименование

разделов

Формы организации обучения                                    

                                             

                                                             Количество часов

По авторской программе  В.Д. Симоненко

по рабочей программе

Лекция

Практические

работы

Зачёт

Творческие  работы

Контрольная, самостоятельная  работа

Лабораторная. работа

НРЭО

Вводное занятие

1

   1

 

 

Производство, труд и технологии.        

16

16

1.  Технология как часть общечеловеческой культуры

2

2

1

1

2. Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства

1

1

1

1

3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества

4

4

1

2.5

0.5

4. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду

2

2

1

1

5. Экологическое сознание и мораль в техногенном мире

1

1

1

6. Перспективные направления развития современных технологий

4

4

2

2

7. Новые принципы организации современного производства

1

1

0.5

0.5

8. Автоматизация технологических процессов

1

1

0.5

0.5

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОЕКТИРОВАНИЯ  И СОЗДАНИЯ  МАТЕРИАЛЬНЫХ  ОБЪЕКТОВ ИЛИ  УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ  ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

16

17

17

9.  Понятие творчества

2

2

1.5

0.5

10. Защита интеллектуальной собственности

1

1

0.5

0.5

11. Методы решения творческих задач

4

4

2

2

12. Понятие об основах   проектирования в профессиональной деятельности

1

1

0.5

0.5

13.Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия

1

0.5

0.5

14. Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности

1

1

0.5

0.5

15. Источники информации при проектировании

1

1

0.5

0.5

16.Создание банка идей продуктов труда

2

2

1.5

0.5

17. Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг

1

1

0.5

0.5

18. Правовые отношения на рынке товаров и услуг

1

1

0.5

0.5

19. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план

2

2

0.5

1.5

Резерв учебного времени.

3

                                        Итого:

35

34

15

15.5

0.5

3

 

                                                                       

                                                                         11 класс

Наименование

разделов

Формы организации обучения                                    

                                             

                                                             Количество часов

по авторской программе

по рабочей программе

Лекция

Практические

работы

Зачёт

Творческие  работы

Контрольная, самостоятельная  работа

Лабораторная. работа

НРЭО

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ    МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

16

16

   

 

 

 20.Выбор объекта проектирования и требования к нему

2

2

1

1

21. Расчёт себестоимости изделия

1

1

0.5

0.5

 22. Документальное представление проектируемого продукта труда

4

4

2

2

23. Организация технологического процесса

1

1

1

0.5

0.5

24. Выполнение операций по созданию продуктов труда

4

4

1

3

25. Анализ результатов проектной деятельности

2

2

1

1

 26. Презентация проектов и результатов труда

2

2

2

ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ

8

8

27. Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда

1

1

0.5

0.5

28. Структура и составляющие современного производства

3

3

2

1

29. Нормирование и оплата труда

2

2

1

1

30. Культура труда и профессиональная этика

2

2

1

1

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ  И  КАРЬЕРА

8

8

31.Этапы профессионального становления и карьера

2

2

1

1

32. Рынок труда и профессий

2

2

1

1

33.  Центры профконсультационной помощи

2

2

1

1

34. Виды и формы получения профессионального образования

1

1

0.5

0.5

35. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства

1

1

0.5

0.5

ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2

2

2

Планирование профессиональной карьеры

2

2

0.5

1.5

Резерв учебного времени.

1

                                        Итого:

35

34

11

18

2

3

          1.7 Методические рекомендации и технологические подходы:

В ходе преподавания технологии в целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, проблемного  обучения, групповой деятельности, проектного обучения.

При достижении постоянных образовательных, воспитательных и развивающих    целей используются методы обучения: словесные, наглядные, репродуктивные, продуктивные (поисковые, проект, исследовательские),  лабораторно-практические, кооперированная деятельность (индивидуально-групповые).  

А также используются различные формы обучения и контроля:  практикум, ИКТ-презентация, мини-лекция,  различные виды самостоятельных работ, тест.

Мини-лекция - подача  нового материала, который затем отрабатывается в практических упражнениях.   Длительность  в среднем составляет 10-15минут и не должна превышать 20минут.

Практическая работа – проводится на каждом уроке 10-20 минут, сообщается теоретический материал, остальное время выполняется практическая работа  по заранее намеченному плану.

Лабораторная работа – проводится в течении 45 мин с использованием различных материалов и оформлением выводов.

 Проект – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий новизной. При выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач.

Кооперированная деятельность -  организуется на уроке в группах с конкретными творческими заданиями каждой группе. Группы продолжают  работать после уроков и затем представляют свои презентации.

Тест - текущий и итоговый контроль знаний учащихся.       

     

Особенности ортопедического режима школы-интерната для учащихся, больных сколиозом, учитываются в выборе приемов обучения на уроках с проведением 2 физкультминуток для предупреждения, утомления и сохранения работоспособности учащихся и соблюдение правильной осанки.

В качестве методической и информационной поддержки используются  наглядные пособия, ресурсы интернет, фонд цифровых образовательных ресурсов(ЦОР) Центра повышения квалификации и информационно- методических работ г. Магнитогорска и школьной медиатеки.

     

  1.8  Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей.

                    Раздел

№ занятия

в тематич.

планиров.

  Дата

Тема НРЭО

Кол-во

часов

Производство, труд и технологии.

         2

 

Предприятия г.Магнитогорска..

    1

         4

   

Магнитогорский металлургический комбинат-  градообразующее предприятие

    1

         11

   

Экология окружающей среды города Магнитогорска

    1

         52

     

Особенности производства и характер продукции предприятий Магнитогорска.

 

    1

Профессиональное самоопределение и карьера.

         61

     

Региональный рынок труда и профессий, профессионального образования.

    1

         63

     

Центры профконсультационной помощи.

    1


                                    Таблица межпредметных связей 10-11классы

п/п

                Разделы

                    Интегративная  связь    

1.

Производство, труд и технологии.

История, физика, ОБЖ,   биология, география, химия

2.

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг.

Информатика,  черчение, экономика, биология, черчение,  история, алгебра, геометрия

3.

Профессиональное самоопределение и карьера.

История, экономика, биология, экономика

               

2.Учебно-методическое обеспечение предмета.    

 Учебники:

Симоненко В.Д. Технология. Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф,  2009

Пособия для учителя:

Технология: 10-11 классы: базовый уровень: методические рекомендации/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. М.: - Вентана-Граф, 2011

           

4. Календарно-тематическое планирование по технологии

                                                             10 класс

 пп

Дата

Тема урока

Вид контроля

Примечание

(коррекция)

1.

Вводное занятие.

2.

НРЭО Технология как часть общечеловеческой культуры.

Пр/р . Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и техники.

Пр/р №1

3.

Технология как часть общечеловеческой культуры

Тест

4.

НРЭО Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства.

Пр/р. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.

Пр/р №2

5.

 

Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества

6.

Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества.

Пр/р. Посадка деревьев и кустарников возле школы.

Пр/р №3

7.

Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества.

Пр/р. Оценка запылённости воздуха.

Пр/р №4

8.

Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества.

Пр/р. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах.

Пр/р №5

9.

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду

10.

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.

Лр/р  Оценка качества пресной воды.

Лр/р №1

11.

НРЭО  Экологическое сознание и мораль в техногенном мире.

Пр/р. Уборка мусора около школы.

Пр/р №6

12.

Перспективные направления развития  современных технологий.

13.

Перспективные направления развития  современных технологий.

Пр/р. Посещение промышленного предприятия (ознакомление с современными технологиями в промышленности).

Пр/р№7

14.

Перспективные направления развития  современных технологий.

Пр/р. Посещение промышленного предприятия (ознакомление с современными технологиями в сельском хозяйстве).

Пр/р №8

15

Перспективные направления развития  современных технологий.

Пр/р. Посещение промышленного предприятия (ознакомление с современными технологиями в сфере обслуживания).

Пр/р №9

16.

Новые принципы организации современного производства.

Пр/р. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве.

Пр/р №10

17.

Автоматизация технологических процессов.

Пр/р. Экскурсия на современное производственное предприятие.

Пр/р №11

18.

Понятие творчества.

Пр/р. Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач.

Пр/р №12

19.

Понятие творчества.

Пр/р. Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач.

Пр/р №13

20.

Защита интеллектуальной собственности.

Пр/р. Разработка товарного знака своего (условного) предприятия.

Пр/р №14

21.

Методы решения творческих задач.

Пр/р. Конкурс «Генераторы идей».

Пр/р №15

22.

Методы решения творческих задач.

Пр/р. Решение задач методом синектики.

Пр/р №16

23.

Методы решения творческих задач.

Пр/р. Игра «Ассоциативная цепочка шагов».

Пр/р №17

24.

Методы решения творческих задач.

Пр/р. Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.

Пр/р №18

25.

Понятие об основах проектирования  в профессиональной деятельности.

Пр/р. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика.

Пр/р №19

26.

Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия.

Пр/р. Оценка объектов на основе их потребительских качеств.

Пр/р №20

27.

Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности.

Пр/р. Планирование деятельности по учебному проектированию.

Пр/р №21

28.

Источники информации при проектировании.

Пр/р. Формирование банка идей и предложений.

Пр/р №22

29.

Создание банка идей продуктов труда.

Пр/р. Создание банка идей и предложений.

Пр/р №23

30.

Создание банка идей продуктов труда.

Пр/р. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия.

Пр/р №24

31.

Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг.

Пр/р. Составление анкеты для изучения покупательского спроса..

Пр/р №25

32.

Правовые отношения на рынке товаров и услуг.

Пр/р. Изучение рынка потребительских товаров и услуг.

Пр/р№26

33.

Выбор путей и способов реализации  проектируемого объекта. Бизнес-план.

Пр/р. Составление бизнес-плана.

Пр/р №27

34.

Выбор путей и способов реализации  проектируемого объекта. Бизнес-план.

Пр/р. Составление бизнес-плана.                                                   

Пр/р №28

                                                              11 класс

 пп

Дата

Тема урока

Вид контроля

Примечание (коррекция)

35.

Выбор объекта проектирования и требования к нему.

Пр/р. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Выбор материалов для проектного изделия.

Пр/р №29

36.

Выбор объекта проектирования и требования к нему.

Пр/р. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием морфологического анализа, ФСА и др.

Пр/р №30

37.

Расчёт себестоимости изделия.

Пр/р. Предварительный расчёт материальных затрат на изготовление проектного изделия.

Пр/р №31

38.

Документальное представление проектируемого продукта труда.

Пр/р. Составление резюме и дизайн- спецификации проектируемого изделия.

Пр/р №32

39.

Документальное представление проектируемого продукта труда.

Пр/р. Выполнение  эскизов изделия в графическом редакторе.

Пр/р№33

40.

Документальное представление проектируемого продукта труда.

Пр/р. Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия.

Пр/р№34

41.

Документальное представление проектируемого продукта труда. Пр/р. Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия.

Пр/р №35

42.

Организация технологического процесса.

Пр/р. Выполнение технологической карты проектного изделия.

Пр/р №36

43.

Выполнение операций по созданию продуктов труда.

Пр/р. Изготовление проектируемого объекта.

Пр/р №37

44.

Выполнение операций по созданию продуктов труда.

Пр/р. Изготовление проектируемого объекта.

Пр/р №38

45.

Выполнение операций по созданию продуктов труда.       Пр/р. Изготовление проектируемого объекта.

Пр/р №39

46.

Выполнение операций по созданию продуктов труда.

Пр/р. Изготовление проектируемого объекта.

Пр/р №40

47.

Анализ результатов проектной деятельности.

Пр/р. Апробация готового проектного изделия и его доработка.

Пр/р №41

48.

Анализ результатов проектной деятельности.

Пр/р. Апробация готового проектного изделия и его доработка.

Пр/р №42

49.

Презентация проектов и результатов труда.

Пр/р. Организация и проведение презентации проектов.

Пр/р №43

50.

Презентация проектов и результатов труда.

Пр/р. Организация и проведение презентации проектов.

Пр/р №44

51.

Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда.

Пр/р. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности.

Пр/р №45

52.

НРЭО Структура и составляющие современного производства.

Пр/р. Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона.

Пр/р №46

53.

Структура и составляющие современного производства.

Пр/р. Определение типа предприятия производства промышленных предприятий своего региона.

Пр/р №47

54.

 Структура и составляющие современного производства.

Пр/р. Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства.

Пр/р №48

55.

Нормирование и оплата труда.

Пр/р. Изучение нормативных производственных документов.

Пр/р №49

56.

Нормирование и оплата труда.

Пр/р. Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий.

Пр/р №50

57.

Культура труда и профессиональная этика.

Пр/р. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы.

Пр/р №51

58.

Культура труда и профессиональная этика.

Пр/р. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.

Пр/р №52

59.

Этапы профессионального становления и карьера.

Пр/р. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности.

Пр/р №53

60.

Этапы профессионального становления и карьера.

Пр/р. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.

Пр/р №54

61.

НРЭО  Рынок труда и профессий.

Пр/р. Изучения регионального рынка труда.

Пр/р №55

62.

Рынок труда и профессий.

Пр/р. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий.

Пр/р №56

63.

НРЭО  Центры профконсультационной помощи.

Пр/р. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.

Пр/р №57

64.

Центры профконсультационной помощи.

Пр/р. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.

Пр/р №58

65.

Виды и формы получения профессионального образования.

Пр/р. Изучение регионального рынка образовательных услуг.

Пр/р №59

66.

Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства.

Пр/р. Составление автобиографии и профессионального резюме.

Пр/р №60

67.

Планирование профессиональной карьеры.

Пр/р. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

Пр/р №61

68.

Планирование профессиональной карьеры.

Пр/р. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

Пр/р №62

5.Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся. 

                     

     При оценивании уровня подготовки учащихся используется тесты из пособия для учителя:

Технолдогия:10-11 классы: базовый уровень: методические рекомендации/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2011.- 272 с.       

     Пособие содержит методический материал для преподавания технологии в старших классах по программе базового уровня обучения.

 6.Приложение.

6.1. литература:

  • Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл.  общеобразоват. учреждений/ М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило, и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 3-е изд.-М.: Просвещение, 2000.-191с.

  • Технология профессионального успеха: учеб. Для 10-11 кл. / (В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.); под ред. С.Н. Чистяковой.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005.- 141 с.

  • Школьникам о предпринимательстве: пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.Н. Соболева, А.В. Бусыгин.- М.: Просвещение, 2005.- 159с.

  • Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учреждений / Симоненко В.Д.,  Степченко Т.А.- М.: Вита-Пресс, 2004.-176 с.

  • Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2007.-288 с.

  • Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2008.-192 с.

  • Активные методы ведения профориентационной работы: Сборник материалов для преподавателей, студентов вузов, учителей и психологов школ.- Магнитогорск / Составитель канд. пед наук, С.В. Гринько :  МаГУ, 2005.-98 с.

6.2.перечень цифрвых образовательных ресурсов и Web-сайтов Интернет.

Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

Перечень Web-сайтов, рекомендуемых для использования в работе учителями технологии:

1.

Ппеподование технологии: «Фестиваль открытый урок»

Использование компьютерной технологии на уроках обслуживающего труда Наумова О.Б. Для расширения визуального ряда учащихся на...

festival.1september.ru/subjects/13/?n=8

2.

Инновационная деятельность

Мисаутова Марина Юрьевна, учитель обслуживающего труда высшей категории,

www.sova.ru/expo/17467/prod_3797_r.htm

3.

сайт для учителя технологии | Открытый класс

Цифровые образовательные ресурсы. Элементы Единой коллекции ЦОР. Планы-конспекты уроков.

www.openclass.ru/node/7394

4.

(doc)  Технология 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам технологии, в том числе с элементами.

www.edu.doal.ru/predm/laws16/oborud_t.doc

(doc)  http://www.bcro.ru/files/Samsonowa.doc

5.

Журнал "Школа и производство" - Каталог статей - Персональный сайт

VII Всероссийская олимпиада школьников по технологии. Обслуживающий труд. Картовщикова Е.В.

tehnologiya.ucoz.ru/publ/43

6.

Личностно-ориентированный подход в организации уроков по "Технологии"...

- Волгоград, 1994. 8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - журнал Педагогика, №3 2000.

revolution.allbest.ru/…/00061971_0.html

7.

Тесты по технологии "Обслуживающий труд" 5-7 классы (к любому учебнику)... 

[5-472-00877-8, 978-5-377-02028-8] Тесты по технологии "Обслуживающий труд" 5-7 классы (к любому учебнику)

www.xxlbook.ru/offerlab84958.aspx

6.3.   Нормы оценок.

 Критерии оценки результатов работы на уроке технологии.

Нормы оценки знаний

Отметка «5» ставиться, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ  конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставиться, если учащийся в основном  усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3»  ставиться, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.

Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Нормы оценки практической работы

Организация труда

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3»  ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3»  ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

                                              Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие  выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3»  ставиться, если изделие  выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие  выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

       Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3»  ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

        Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

(По материалам журналов «Школа и производство» № 3 /1998; № 7 /2000 )

                         

Итоговая диагностика (контроль) знаний и умений

Для быстрой и объективной итоговой проверки усвоения учебного материала можно использовать тестовые задания, в состав которых включены также практические работы.  Для проведения итогового контроля могут быть также использованы такие формы, как устный опрос, решение кроссвордов, выполнение контрольных работ, учебных проектов. Желательно, для каждого тестируемого ученика был подготовлен свой вариант итогового контрольного задания.

Основным эффективности усвоения учащимися теоретического материала и освоения практических умений считается коэффициент усвоения учебного материала – Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько).

Ку = N/К

Где:

        N  - количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы или тестового задания;

К – общее число вопросов в контрольной работе или тестовом задании.

Если К ≥ 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.

Оценка текущих и итоговых знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе.

Ставиться отметка:

«3» - за 70 % правильно выполненных заданий,

«4» - за 80 – 90 % правильно выполненных заданий,

«5» - за правильное выполнение всех заданий.

Ку

0,8-1

0,6-0,79

0,4-0,59

0,2-0,39

<0,2

Отметка

   5

      4

     3

     2

  1

Оценка швейного изделия производится по следующим параметрам:

  1. Качество и аккуратность выполнения изделия.
  2. Соблюдение нормы времени.
  3. Соблюдение технологии.
  4. Организация рабочего места.
  5. Соблюдение правил техники безопасности.

Отметка «5» ставится в том случае, когда все вышеназванные требования соблюдаются;

«4» - один или два параметра не соблюдены;

«3» - три параметра не соблюдены;

«2» - работа не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в ней, исправить невозможно;

«1» - работа не выполнена по неуважительным причинам.

В итогом тестовом контроле применяют тестовые задания нескольких видов:

на выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;

на установление соответствия;

на  текстовое задание;

на установление правильной последовательности действий и др.

6.4.Лист коррекции по технологии

Уроки, которые требуют коррекцию

Уроки, содержащие коррекцию

Дата

Номер урока, класс

Тема урока

Причины коррекции

дата

Форма коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 6 класс (базовый уровень)

  Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 6 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «Т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 7 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 7 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское сл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 7 класс, базовый уровень на 2017 – 2018 учебный год Макарычев Ю. Н. Атанасян K. C.

Данная рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 10 класс (базовый уровень) 2017

Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения, Программы по химии для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян -7-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа, 2012, с.78 ,учебника по химии для 1...