Интегрированный урок: «Химия + информатика» Общественный смотр знаний по теме «Первоначальные химические понятия, модели и моделирование»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Ятлова Татьяна Александровна

Интегрированный урок: «Химия + информатика»

Общественный смотр  знаний по теме
 «Первоначальные химические понятия, модели и моделирование»


Цель предлагаемого смотра знаний в VIII классе: 

1.      обобщить первоначальные химические понятия,

2.      закрепить умения составлять химические формулы, уравнения реакций,

3.      вызвать у учащихся интерес к предмету

4.      заложить тот фундамент, который позволит подготовить учащихся к дальнейшему осознанному изучению предмета,

5.      научить использовать компьютерные технологии в освоении новых знаний и закреплении пройденного материала.


        Оборудование: компьютер, интерактивная доска,  3 спиртовки, 3 штатива, колбы, пробирки, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок: «Химия + информатика»

Общественный смотр  знаний по теме
 «Первоначальные химические понятия, модели и моделирование»


Цель предлагаемого смотра знаний в VIII классе: 

1.      обобщить первоначальные химические понятия,

2.      закрепить умения составлять химические формулы, уравнения реакций,

3.      вызвать у учащихся интерес к предмету

4.      заложить тот фундамент, который позволит подготовить учащихся к дальнейшему осознанному изучению предмета,

5.      научить использовать компьютерные технологии в освоении новых знаний и закреплении пройденного материала.


       
Оборудование: компьютер, интерактивная доска,  3 спиртовки, 3 штатива, колбы, пробирки, раздаточный материал.

Ход урока:

         Учителя представляют друг друга ( Ребята, сегодня у нас с вами не обычный урок, а интегрированный: химия и информатика. Его проводят учитель химии Соболева Наталья Юрьевна и учитель информатики Ятлова Татьяна Александровна. На уроке мы используем мультимедийные компьютерные технологии и химические опыты.

Учитель химии читает эпиграф к уроку: «Дорога к знанию? Ну что же, ее легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но меньше, меньше, меньше с каждым разом». На интерактивной доске разноцветным шрифтом высвечивается тема урока и объекты химических понятий.
         Затем учитель предоставляет слово двоим учащимся.
Ю н о ш а. Химия — это наука, умеющая творить чудеса.
Д е ву ш к а. В этом определении химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить что...
Ю н о ш а. Химия это наука. И как всякая наука требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.

Д е в у ш к а. Химия — это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.
Ю н о ш а. Секрет этой магии знание химического ремесла.

Д е в у ш к а. Информатика – это прикладная наука, наука о компьютерах и преобразовании информации.

Ю н о ш а. Компьютеры твёрдо вошли в нашу жизнь и помогают нам в освоении всех школьных предметов.
Д е в у ш к а. Сегодня проверка ваших знаний, юные химики и информатики!


         I. После слов учащихся по гиперссылке на интерактивной доске отправляемся на презентацию, по теме: «Химические понятия» . Учитель информатики представляет учащегося. ( Ребята,  сейчас Вера Беспалова продемонстрирует свою презентацию, подготовленную на уроке информатики, и вы повторите вместе с ней основные понятия по химии)

 

          II  Учитель химии проводит «разминку» , вопросы высвечиваются на интерактивной доске. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1. Что изучает химия?

2. Дайте определение физических явлений и приведите примеры.

З. Дайте определение химических явлений и приведите примеры.

4. Какие вещества называют простыми? Приведите примеры.

5. Какие вещества называют сложными? Приведите примеры.

6. Что называется химическим элементом? Приведите примеры.

7. Какие две группы химических элементов вам известны?

 8. По каким признакам различаются простые вещества, образованные элементами данных групп?

9. Почему нельзя отождествлять понятия «химический элемент» и простое вещество»?
        Те учащиеся, которые первыми подняли руку и дали правильный ответ на вопрос, получают по указанию учителя от ассистентов жетоны (листки цветной бумаги), на которых записывают свои инициалы и номер команды. По окончании разминки все ответившие учащиеся сдают жетоны ассистентам, которые передают их членам жюри. Каждый ответ оценивается одним баллом. В зачетный лист команды каждому ответившему ученику выставляются набранные им в ходе конкурса баллы.


       
III. Учитель информатики. Ребята, используя знания понятий объектов: предмет, процесс, явление, установите соответствие между словами левого и правого столбцов. (На интерактивной доске представлено это задание и учащимся предлагается используя маркер или перо установить соответствие.)

 

  IV.  Учитель химии задаёт химический диктант. Его цель — проверить знание учащимися важнейших знаков химических элементов и некоторых формул веществ. На интерактивной доске написаны названия химических элементов и представлены изображения знаков химических элементов из таблицы Менделеева: калий, магний, алюминий, кремний, азот, цинк, натрий, медь, фосфор, кислород, сера, углерод, железо, ртуть, кальций, свинец, барий, водород.

            Учащимся предлагается перетащить на интерактивной доске изображения знаков химических элементов из таблицы Менделеева к их названиям. Учащиеся по одному человеку выходят к доске и выполняют действия.

.

       V. С целью проверки знаний и кругозора у учащихся учитель химии проводит химическую викторину.  На интерактивной доске, представлен список вопросов, портрет М. Ломоносова и ответы на вопросы. Ответы на вопросы закрыты шторкой. Учащиеся отвечают на вопросы и после их ответов,  открывается постепенно шторка и каждый правильный ответ учащиеся видят на доске.

 Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
1. Какие металлы одними из первых стали известны людям? (Медь, золото, сёребро).

 2. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий).

З. Кто из ученых ввел современное обозначение химических элементов? (Берцелиус).
4. Какие известные вам газы, содержащиеся в воздухе, не ядовиты, однако в их атмосфере гибнут люди и животные? (Азот, углекислый газ, инертные газы).

5. Какое самое распространенное вещество на Земле? (Вода).

 6. Какой знаменитый итальянский художник средневековья занимался вопросами химии (Леонардо да Винчи).

 7. Дайте определение валентности. Кто первым ввел это понятие? (Фраиклеид).

 8. Кто из ученых внес большой вклад в развитие атомно-молекулярного учения? (Ломоносов, Дальтон).
        
       
VI.   Учитель информатики. Модели бывают натуральными (материальными) и информационными.

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. По способу представления различают следующее виды
  
Определите, какие из следующих моделей являются информационными, а какие материальными. У вас есть индивидуальные задания на листах бумаги и вы должны соединить модель и её тип стрелкой.

    VII. На следующем этапе урока учитель химии проводит очередную разминку, отдельные вопросы которой связаны с последующей письменной работой. Учащиеся устно отвечают на вопросы, представленные на интерактивной доске.

 1. Сформулируйте закон сохранения массы веществ.

 2. С именами каких ученых связаны работы по открытию этого закона? (Бойль, Ломоносов, Лавуазье).

3. Какие типы химических реакций вам известны? (дать определение каждому типу и привести примеры — З человека).

 4. Что такое валентность?

 5. Назовите некоторые химические элементы, которые в соединениях проявляют постоянную валентность, и укажите ее значение,

6. Назовите некоторые химические элементы, которые в соединениях проявляют переменную валентность, и укажите ее значение.


        
VIII. Далее учитель предлагает классу приготовиться к выполнению письменной работы по теме «Валентность». На интерактивной доске написаны два варианта заданий. Учащиеся выполняют работу на заранее приготовленных листках бумаги.
1. Составьте формулы по валентности (над знаками элементов с переменной валентностью указано ее значение).
                              II          I   V    VI     IV
В а р и а н т I: АlS,  СаСI,  РО, СrО, SiО,
IV         III   V      III
СН,  МgN,  РСl,  NО.
                               III   IV   IV  I  V            I    III
В а р и а н т П: СаР,  SО,  ССI,  NО,  ВаСl, NН,
  П   III           IV
НS,  ВСI,  МgSi.
2. Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях:
В а р и а н т 1: Fe2O3, СО, Аg2О, Мп2О7, SО2, Н2 S, СuО.
В а р и а н т: II: Сu 2О, РН 3, СО 2, Аl 2О3, Р2О3, SО3, МgО.


        IX.  Затем учитель информатики предоставляет слово учащемуся этого класса (Байрагдаровой Н.), подготовившей презентацию на уроке информатики по теме: «Соль Земли.» На презентацию переходим с помощью ссылки, указанной на интерактивной доске.
       
Учащийся. В разных странах употребляют в пищу самые различные продукты. Только один продукт везде одинаков — поваренная соль. И это не удивительно: без соли не могут жить люди и животные, она необходима для приготовления почти всех блюд. Взрослому человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности необходимо получать 8—10 г соли ежесуточно. Недостаток соли (как, впрочем, и ее избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке, наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток живого организма.

             В 1927 г. в Эфиопии, по свидетельству академика Н. И. Вавилова, соль еще заменяла крупные деньги, а красный перец — мелкие. У всех народов соль — символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. И наоборот, просыпать соль означало по древним поверьям навлечь на себя гнев богов. Каждый человек употребляет в год 3 - 3,5 кг соли. Можно подсчитать, что все жители нашей планеты в год расходуют примерно 17 млн. тонн хлорида натрия, который можно перевезти поездом длиной примерно 5000 км.


         X. На следующем этапе урока учитель предлагает классу мысленно отправиться в химическое королевство, где мирно и дружно живут химические элементы и их соединения. На королевство напал трехглавый дракон. Победить его можно только с помощью знаний, если решить три задачи. Перед учащимися на таблице — фигура дракона. На каждой из голов условие задачи по теме «Количество вещества. Молярная масса. Учащиеся решают задачи «отрубают» головы дракона (для большего эффекта головы дракона отрезаем ножницами). Учащиеся записывают решение задачи на доске. Примеры задач:

1. Ученик должен был взять для реакции 0,5 моль серы. Он отвесил на весах 8 г серы. Правильно ли он выполнил задание?
2. Сколько молей составляет порция воды массой 36 г?

 3. Рассчитайте массу З моль оксида алюминия.

Если команда справляется с заданием, то получает в свой актив 5 баллов.

 

XI Учащиеся выполняют тестовые задания на компьютере по теме: «Модели и моделирование»

 

XII. «Эксперимент». На интерактивной доске обозначены 3 ссылки на работы учащихся, выполненные на уроке информатики, отражающие процессы: фильтрацию, диссимиляцию, горение, испарение и др. Работы выполнены с помощью программ Microsoft Paint  и  Microsoft Power  Point


XIII 
На заключительном этапе учитель химии проводит опыты:

1. Дым без огня.

2. Разноцветные жидкости.
3
. Цветные огни.
         Включая в данный урок химический эксперимент (занимательные опыты), мы учитывали не только его демонстрационную функцию, но также и стимулирующую, и проблемную. Химический эксперимент раскрывает единство теории и практики, позволяет не только объяснять химические процессы и явления, но и прогнозировать их последствия, конечные результаты — это особенно касается вопросов применения химии в народном хозяйстве. В комментарии к каждому опыту учитель раскрывает его сущность и использование химических реакций в деятельности людей. Это производство и применение спичек, красителей (например, берлинской лазури), организация фейерверков и распознавание соединений металлов на основании окрашивания пламени их ионами и др. Следует также учитывать, что, работая столь длительное время, учащиеся уже устали, и занимательные опыты, сопровождающиеся ярким внешним эффектом, помогают оживить урок, создать атмосферу праздничности, служат своеобразной эмоциональной разрядкой и средством мобилизации внимания и волевых усилий

 

  XIV.   В заключении, после проведения занимательных опытов учителя подводят итоги урока. и объявляют оценки учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа №1 по химии в 8 классе по теме "Первоначальные химические понятия"

Данный материал можно использовать для контроля знаний в 8 классе по теме "Певоначальные химические понятия" (УМК Рудзитис  Г.Е., Фельдман Ф.Г.)....

зачет "Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия"

заключительный урок по окончании изучения темы в 8 классе...

Контрольный тест по химии 8 класса по теме "Первоначальные химические понятия.Атомы химических элементов"

Тест используется для проверки знаний учащихся по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов". Данный тест предназначен для учащихся, изучающих химию по программе О.С.Габриеля...

Общественный смотр знаний по теме « Первоначальные химические понятия»

Цели: показать родителям учащихся и учителям, какие знания по химии ученики приобрели по данной теме; -закрепить знания по составлению формул и определению классов неорганических веществ, составлению...

Урок по химии в 8 классе. Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов"

Цель урока: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся; обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме. Задачи: • Образовательные: закрепить знан...

Урок-викторина для 8 класса на тему "Первоначальные химические понятия"

Химия – довольно сложный предмет и развить интерес детей к изучению науки не простая задача. Применение игровых технологий может помочь в этом вопросе, так как игра способствует активации деятел...

Презентация к обобщающему уроку химии в 8 классе на тему "Первоначальные химические понятия".

Урок проводится в форме игры-турнира. Основная цель  – это обобщить и закрепить знания обучающихся о первоначальных химических понятиях; активизация познавательной деятельности и повышение ...