Общественный смотр знаний по теме « Первоначальные химические понятия»
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Цели: показать родителям учащихся и учителям, какие знания по химии ученики приобрели по данной теме;

-закрепить знания по составлению формул и определению классов неорганических веществ, составлению химических уравнений реакций и определению их типов,

-способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса к предмету, уверенности в своих знаниях и умениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvennyy_smotr_znaniy_po_teme.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Общественный смотр знаний по теме « Первоначальные химические понятия»

Цели: показать родителям учащихся и учителям, какие знания по химии ученики приобрели по данной теме;

-закрепить знания по составлению формул и определению классов неорганических веществ, составлению химических уравнений реакций и определению их типов,

-способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса к предмету, уверенности в своих знаниях и умениях.

 Девиз: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь».

К.Прутков.

Оборудование: Карточки с химическими элементами, карточки с индивидуальными заданиями, опорная схема. Подготовка к уроку: на урок заранее приглашаются родители учеников,

учителя.

        Ход урока

1. Организационная часть.

Все внимание на отвечающих у доски ребят по индивидуальным заданиям, если идет работа по заданию, значит, каждый выполняет задание в тетради (прилагается В-1 и  В-2).

2. Мотивационная часть.

Объявляется цель урока и девиз.

 Учитель: Сегодня мы проводим своеобразный урок- смотр ваших знаний.

Для вас химия - новый предмет, новая наука и как всякая наука, требует к себе самого серьезного отношения. Каждая наука основывается на своих законах, понятиях, теориях. И в химии даются «первоначальные химические понятия», которые являются основой изучения последующих тем, поэтому этот урок пройдет под девизом:  «Отыщи всему начало и

ты многое поймешь»

К.Прутков.

И я бы хотела начать этот необычный урок стихами С.Щипачева

«Другого ничего в природе нет

 Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

 Все - от песчинок малых до планет –

 Из элементов состоит единых».

Вы уже догадались, что мы начнем с проверки знаний химических элементов,

1 Этап: Разминка. Показ карточек химических элементов (фронтальная работа).

         2 Этап "Физические и химические явления"

 Учитель: "Если какая- то работа

         Кажется тебе легкой,

         Это значит, что ты не знаешь её

         И не умеешь делать"

Леонарда да Винчи.

Карточка 1. Среди перечисленных  явлений назовите химическое:

а)        плавление олова

б)        почернение медной пластины при накаливании

в)        появление красного налета на кнопке при опускании её в раствор хлорида меди ( 11 )

г)        образование опилок при распилке бревен

д)        прокисание молока.

Карточка № 2.  Какие из перечисленных явлений относятся к химическим?

а)        горение газа

б)        кипение воды

в)        высыхание лужи

г)        растворение соли в воде

д)        разложение воды под действием электрического тока.

Карточка № 3

Какие явления можно отнести к химическим ?

а)        таяние снега

б)        образование накипи в чайнике

в)        растирание кусочка сахара в ступке

г)        смешивание холодной и горячей воды

д)        нагревание смеси 7г. железа и 4г. серы.

(В это время учащиеся выполняют задание в тетради индивидуальные).

3 Этап "Простые и сложные вещества, смеси".

 Учитель: «Дорога к знанию?

         Ну что же, её легко понять.

         Ответить можно сразу,

         Вы ошибаетесь и ошибаетесь,

         И ошибаетесь опять, но меньше, меньше,    меньше с каждым разом.»

 1. Задание: Даны формулы веществ:

(1 ученик)  Na2S, Fe2O3, Fe, O2, NH3, CO2, N2, Cu

      (2 ученик)  H2, C, CuO, HCl, Al, H2O, S, SO2

    (3 ученик)  ZnCl2, HgO, O2, Cu, Fe, P2O5, P, HBr

Выпишете простые и сложные вещества. Почему вы их отнесли к ним?

2 Задание: Различите смесь и химическое соединение, или химический элемент, проставив напротив названий " +"                           1 Ученик

Название

Смесь

Химические соединения

Химический Элемент

Оксид меди

Порошок железа

и серы

Водород

песок

Сульфид железа

2 ученик

Название

Смесь

Химические соединения

Химический; Элемент

Хлор

Серебро

Воздух

Оксид ртути

Мел с водой

3 ученик

Название

Смесь

Химические соединения

Химический Элемент

Магний Вода Железо

Сульфид цинка Молоко

4 Этап: «Химическая формула»

Учитель: " К этому понятию я хочу перейти вместе с М.В.Ломоносовым

 "Во тьме должны находиться физики, и особливо химики,

  не зная внутреннего строения частиц"

М.В.Ломоносов.

Какую информацию несет в себе химическая формула? Задание 1.   Что обозначает формула?               MgO,  CH4,   H2SO4

Задание 2.  Напишите:

а)        две молекулы водорода;

б)        три атома меди;

в)        четыре молекулы воды;

г)        молекула кислорода;

д)        два атома фосфора.

Задание 3.  Вычислите относительные молекулярные массы веществ

и массовую долю следующих элементов:

  a) МgO -оксида магния;

                     б) Na2СОз   -карбоната натрия        (1 ученик)

Вычислить массовую долю кислорода в них.

а)        NH3  -аммиак;

б)        HNO3  -азотной кислоты.        (2 ученик)
Вычислить массовую долю азота в них.

а)        РHз   -фосфина

б)        P20s  -оксида фосфора.        (3 ученик)
Вычислить массовую долю фосфора в них.

(Все остальные работают в тетради по индивидуальным карточкам).

5 Этап - Валентность.

Это понятие одно из важных, поэтому хочется о нем сказать словами Н.Гумилева.

«Все оттенки смысла

 Умное число передает»

Задание 1.

Зная, что водород одновалентен, кислород - двухвалентен,

хлор одновалентен и сера - двухвалентна.

Определить валентность других элементов в веществах.

HF, PH3, FeCl3, CaO, Ll2O, Cu2S                          1 ученик

FeCl2, CCl4, P2O5, CH4, CuS, Al2O3                              2 ученик

H2O, Cu2O, FeO, NH3, Na2O, HCl                         3 ученик

Задание 2.

Составьте формулы веществ по валентности

КО ,  B0,   SiCl,   AlS,   (1 ученик )                    

СH,  PCl,   ZnO,  AlO    ( 2 ученик)

KH,  CO,   SO,   NH     (3 ученик)

Задание 3.  Составить формулы соединений, состоящих из:

а)        кальция и кислорода

б)        алюминия и серы (11)

в)        натрия и серы (11)                 (1 ученик)

г)        кальция и хлора (1)

а)        алюминия и хлора (1)

б)        калия и кислорода

в)        магния и азота (111)                ( 2 ученик)

г)        натрия и водорода

а)        меди (11) и кислорода

б)        бора и кислорода

в)        углерода (1У) и водорода           ( 3 ученик )

г)        фосфора ( У ) и кислорода

6 этап- Химические уравнения

Учитель:    «Принимаясь за дело,            соберись с духом «

 Карточка 1.

Вставьте пропущенные коэффициенты в реакциях, укажите тип химической реакции:

  1. 2Zn +02 -> ? ZnO
  2. ? Fe +? Cl2= 2FeCl3
  3. MnO2 + H2 = ? + H2O

Карточка 2.

Из числа уравнений выписать реакции:

а) соединения  б) разложения  в) замещения

Почему эти реакции относятся к а), б), в).

 1). 2HCl + Mg = MgCl2 + H2

 2). SO2 + H2O = H2SO4

 3). 2H2O = 2H2+ O2

 4). 2KClO3 = 2KCl+ 3O2

 5). 2Na + Cl2= 2 NaCl

 6). Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu

Карточка 3

Закончите уравнения химических реакций, укажите названия полученных веществ, укажите тип химической реакции.

а). Ca + O2 =

б). Zn + HCl =

в). Ag2O =

г). Al + S =

Подведение итогов:

Оценивается активность детей по полученным жетонам, подводятся итоги.

Чтобы смотр носил соревновательный характер, можно подвести итоги по группам- по количеству жетонов и взаимовыручке.

                                                                                Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль знаний по теме "Первоначальные химические понятия"

Тематический контроль знаний по теме "Первоначальные химические понятия" представлен двумя вариантами тестов, в которых отражены практически все вопросы данной темы....

зачет "Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия"

заключительный урок по окончании изучения темы в 8 классе...

обобщение знаний по курсу "Первоначальные химические понятия"

Систематизировать знания и показать взаимосвязь всех понятий при изучении            данной темы. Повторить основные понятия, определе...

Контрольный тест по химии 8 класса по теме "Первоначальные химические понятия.Атомы химических элементов"

Тест используется для проверки знаний учащихся по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов". Данный тест предназначен для учащихся, изучающих химию по программе О.С.Габриеля...

Урок химии в 8классе Обобщение знаний по теме Первоначальные химические понятия

Сценарий урока химии в 8 классе. Тема - Обобщение знаний по теме первоначальные химические понятия. Урок систематизации, коррекции знанийи подготовке к контрольной работе...

Урок по химии в 8 классе. Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов"

Цель урока: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся; обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме. Задачи: • Образовательные: закрепить знан...

Интегрированный урок: «Химия + информатика» Общественный смотр знаний по теме «Первоначальные химические понятия, модели и моделирование»

Интегрированный урок: «Химия + информатика»Общественный смотр  знаний по теме «Первоначальные химические понятия, модели и моделирование» Цель предлагаемого смотра зн...