Формы и методы опроса обучающихся на уроке
учебно-методический материал по информатике и икт

Тема: Формы и методы опроса обучающихся на уроке. 
 

Контроль знаний и умений учащихся —


обязательное условие результативного учебного процесса.

Контроль - это часть процесса обучения.

Основная цель контроля и оценки знаний учащихся - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой. 
В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_oprosa_obuchayushchihsya_na_uroke.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формы и методы опроса обучающихся на уроке. 

Контроль знаний и умений учащихся —


обязательное условие результативного учебного процесса.

Контроль - это часть процесса обучения.

Основная цель контроля и оценки знаний учащихся - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой. 
В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию.

Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности. 
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся нужно последовательно, согласно порядку изучения материала.

Систематический контроль знаний учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.



Процесс контроля знаний включает компоненты: (5 )

1. Целеполагание.

2. Планирование контроля.

3. Организация контроля.

4. Оценивание.

5. Анализ и учет результатов контроля.



ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ (6 )

Контроль знаний учащихся выполняет следующие функции:

1. Контролирующая и диагностическая функция - выявление и диагностика результатов обучения. 
2. Образовательная (обучающая) функция. Повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы. 
3. Стимулирующая (развивающая) функция. Создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности школьников. 
4. Воспитательная функция. Воспитание у каждого школьника чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения. 
5. Прогностическая функция. Управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция. Осуществляя проверку знаний, необходимо помнить, что контролирующая функция - основная функция. При разных целях и видах проверки эти функции могут проявляться по-разному. Например, при текущей проверке усвоения учебного материала доминирующей должна быть обучающая функция, а при итоговом контроле преобладает контролирующая функция. 

Принципы контроля (7  ) - научности и технологичности

контроль знаний учащихся должен быть:

- мотивированным; 
- систематическим и регулярным; 
- разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу; 
- быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся; 
- базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.

Соблюдать принцип связи теории с практикой.



Классификация видов контроля за знаниями учащихся 
(  № 8-9) виды контроля по функциям в учебном процессе.

Текущий контроль: различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью перфокарт, проверка с помощью компьютера, текущие тесты и др.


Тематический контроль: тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др. 
Периодический контроль: итоговая контрольная работа, экзамены, зачеты и др. 


Виды контроля 


Содержание 


Методы 


Вводный 


Уровень знаний школьников, общая эрудиция. 


Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. 


Текущий 


Освоение учебного материала по теме, учебной единице. 


Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. 


Коррекция 


Ликвидация пробелов. 


Повторные тесты, индивидуальные консультации. 


Итоговый 


Контроль выполнения поставленных задач. 


Представление продукта на разных уровнях. 


Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения (  №10 )

- массовой;

- индивидуальной.

Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль.

Формы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти. 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ( по деятельности ) ( №11)

1. Урочные - традиционные:


контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые); 
практические работы и лабораторные работы; 
тесты; 
самостоятельные задания; 
зачеты; 
самостоятельные работы (обучающие и контролирующие); 
рефераты. 
2.Внеурочные: 
конкурсные проекты; 
защита рефератов. 
3.Урочные нетрадиционные: 
круглые столы; 
дидактические многофункциональные игры. 

Формы контроля по субъекту и объекту ( 12  ) 

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ( №13)

Методы контроля - способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.


Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся. Рассмотрим некоторые из них.

Выделяют следующие методы контроля:



  1. устные (опрос, устная контрольная работа и др.); 
    2. письменные (математический диктант, контрольная работа, тематический реферат и др.); 
    3. практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание и др.); 
    4. зачеты; 
    5. экзамены. 


Устный опрос ( 14) 

Устный опрос

На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.

При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для: 


  • выяснения готовности класса к изучению нового материала, 

  • определения сформированности понятий, 

  • проверки домашних заданий, 

  • поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке, 

  • при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ. 


Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами, которой являются: 


  • обращение с вопросом ко всему классу, 

  • конструирование ответа, 

  • рецензирование ответа, 

  • оценка ответа и ее обоснование, 

  • постановка вопросов ученику самими учащимися, 

  • взаимопроверка, 

  • самопроверка. 


Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний. 

Письменный контроль ( 15)

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.



Диктант

Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.

Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися. 

Зачет

Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.

Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах.

Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. 

Самостоятельная работа

Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя. 

Контрольная работа

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.

Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности. 

Практическая работа

Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.



Лабораторная работа

Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.

Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест. 

Тест ( 16)

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого. 

Виды тестов ( 17)

Различают следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.



Достоинство тестов (  18 )

Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5.Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.



Нетрадиционные виды контроля ( 19)

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.



Кроссворд

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала. 

Викторина

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеют смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.

Листы контроля знаний Применение большого количества новых (активных) методов обучения предъявляет другие требования и к содержанию и направленности методов контроля и проверки знаний обучающихся. Наиболее распространенным в экономике является тестирование. Несмотря на его во многом справедливую критику, тестирование является достаточно надежным, эффективным и корректным методом проверки знаний учащихся. Его главным недостатком считается направленность тестов на проверку репродуктивного уровня познавательной деятельности обучающихся. Эссе. ( 20)

В качестве достаточно эффективного и активизирующего учебный процесс метода контроля и проверки знаний учащихся более высокого порядка (анализ, синтез, творческое применение знаний и оценка) можно предложить эссе, которое как метод еще не получило широкого распространения у учителей экономики. Эссе в переводе с французского обозначает «попытка», «проба», «очерк». Это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т.п. 

Формы использования эссе (21 )

Применение эссе на уроках экономики способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком экономических терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме. Анализируя зарубежный и отечественный опыт применения эссе, можно говорить о четырех формах использования данного метода:

1) эссе - самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа);

2) эссе - 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу;

3) эссе - 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала (обычно пишет)

4) эссе - 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования сформулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме (чаще всего дается задание написать, что учащиеся узнали по новой теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа).

Систематический контроль знаний учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.

Литература:


1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. – М.,1984. – 296 с. 
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.,1999. – Кн.1. – Часть 2. Процесс обучения. – Тема 8. Диагностика обучения. – с.543-571. 
3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособ. – 4-е изд. – М.,1999. – 519 с. 
4. http://paidagogos.com/?p=140 
5. http://didaktica.ru/planirovanie-uchebno-vospitatelnoj-raboty/148-kontrol-i-ocenka-stepeni-realizacii-uchebnyx.html 
6. http://www.english-by-phone.ru 
7. Тищенко Юлия Николаевна, учитель математики и информатики http://festival.1september.ru/articles/414133/ 
8. http://mozliceum.na.by/mr_kontrol.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необычные формы и методы активизции познания на уроках географии и биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы)

Применение необычных форм и методов на уроках и во внеклассной работе помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, ...

Проблемы, формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии

Выступление на семинаре "Особенности организации обучения в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ" и на круглом столе  в рамках Городского форума-выставки «Общее образование – путь в профессию»...

Инновационные формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию

Опыт  подготовки старшеклассников к ЕГЭ по истории и обществознанию...

Формы и методы подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии

Наши дети выбирают ЕГЭ по химии и, с одной стороны, это большая радость – кто-то увлекся нашим предметом и желает посвятить себя специальности, связанной с химией; с другой стороны – это б...

Plickers - технология современного опроса обучающихся на уроках ОБЖ

Актуальность и целесообразность поиска новых методов следуют из того факта, что новое поколение обучающихся имеют определенные особенности мышления. Каждый день мы находимся в огромном потоке информац...

Методы и формы опроса обучающихся на уроках биологии.

Для  учеников опрос домашнего задания подчас становится не просто неприятным моментом на уроке, но и самым не любимым. А ведь при этом многим нравиться сам предмет.   Основной це...