Триединая цель урока
учебно-методический материал по информатике и икт

Вершинина Людмила Александровна

Триединая цель урока - это сложная составная цель.
• обучающий аспект  урока  в моем понимании звучит так:  ^ Что познать? Чему научить и научиться?
• воспитательный, отвечающий на вопрос какое воспитательное воздействие  он оказывает?
развивающий, отвечает на вопрос какие  именно сферы  конкретной личности необходимо развивать ?

И как я это достигаю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triedinaya_tsel_uroka.doc482.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мне хотелось бы начать свое выступление с древней мудрости:                              «Ученик - это не сосуд    который

нужно наполнить, а факел,

который надо зажечь, а зажечь

факел может лишь тот,

кто сам горит».

Наше педагогическое «горение» в том, чтобы в ученике видеть, прежде всего человека, человека свободного, раскрепощённого, ответственного. И чтобы ученик стал таковым, важно не нарушить, не сломать природную  индивидуальность каждого ученика.

 На базе  нашего СУВУ  были объединены девиантные подростки общеобразовательной школы и девиантные подростки VIII вида . Обучаясь по общеобразовательной программе и программе VIII вида соответственно, осуществляется взаимодействие воспитанников в ходе внешкольных мероприятий и различных режимных моментов.й

        Теперь остановлюсь на уроке:   Главной формой учебно-педагогической деятельности ЙДявляется урок.

Урок-основная форма обучения.

 Каждая Цель урока – это конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся.    

          Если цель урока определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить.

  Цель урока не имеет смысла, пока она  не станет целью ученика.

Для того, чтобы урок был действительно эффективным, я н тщательное продумываю каждый  из  3-х аспектов триединой  цели урока: развивающей, обучающей и воспитывающей. Это относится и к проводимым  классным часам.

   
Триединая цель урока - это сложная составная цель.
• обучающий аспект  урока  в моем понимании звучит так:  
^ Что познать? Чему научить и научиться?
• воспитательный, отвечающий на вопрос
какое воспитательное воздействие  он оказывает?
развивающий, отвечает на вопрос какие  именно сферы  конкретной личности необходимо развивать ?

        Каждый  Урок  направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, на формирование нравственных, трудовых, экологических, эстетических качеств личности школьника.

Поэтому  мой каждый урок – это не только программная тема, но и  разъяснение многих понятий, значений слова, призыв к вниманию.

         Всем учителям нашей школы приходится иметь дело с крайне  запущенными детьми, не имеющими представления о важнейших жизненных и исторических процессах.

Воспитательные цели урока не  должны зависеть от предмета.

 Воспитательных целей  урока  я достигаю и на классных часах. Безоговорочно успешной считаю тему ВОВ, которая трогает каждую душу.  В рамках классного часа, посвященного ВОВ ,знакомлю воспитанников с событиями, происходившими в нашей стране, выделяя высокие качества русского народа.  и  формируя  уважение к Отечеству.  В рамках этого классного часа   я большое внимание уделяю  культуре речи, умению вести диалог , прислушиваться к собеседнику. От ребят требую  проявлять сдержанность в высказываниях. После беседы всегда состоится доверительный разговор: А как я? Если у меня изменения к лучшему?

В моем плане воспитательной работы  всегда обозначены темы,  и разговор всегда  получается конкретным.

Все учителя школы присутствовали на открытом уроке   русского языка  учителя Кудиновой В.Н.   в 10-б классе «Учитесь достоинству у Чехова»  на примере писем А.П.Чехова к брату. Урок был посвящен очень важной теме воспитания молодого поколения , умеющего жить и трудиться по законам гармонии и красоты Данная  тема является актуальной и в наше время , и особенно важна для наших воспитанников.

Каждый из  них написал эссе  по теме урока и зачитал его нам. Учителю удалось создать доверительные отношения и  доверительную обстановку с воспитанниками. Таким образом цель  урока была достигнута.

       Тоже самое можно сказать и об   уроках алгебры и геометрии учителя Богачевой С.Ю.  цель которых- увидеть гармонию в математике.

 

Теперь непосредственно остановлюсь  на уроках информатики. На своих уроках я считаю своим долгом

привить  детям понимания разницы между виртуальным и реальным миром. Они должны осознавать, что фактическое отсутствие ответственности в сети не означает, что можно не соблюдать моральные и этические нормы, принятые в обществе.  Это особенно важно в наше время, когда  речь идет о компьютерной безопасности.

 Отдельно остановлюсь  на  уроке , проведенном  мною по теме "Компьютерная графика."

                                  При изучении графического редактора Paint”(урок-игра в 6-7 классах)  учащиеся отправляются в путешествие с инструментами графического редактора, перед ними ставится задача: узнать без какого инструмента не сможет работать художник, кто из инструментов самый главный и нужный. В процессе работы учащиеся отгадывают загадки, знакомятся с инструментами художника. Одновременно познавая новое, развиваются творческое воображение,  и логическое мышление.

                                        Изучая графический редактор, учащиеся на компьютере  выполняли задание : создать средствами графического и текстового редактора поздравительную открытку. Первоначально это была открытка Поздравление с Новым Годом. Затем воспитанники сами стали просить разрешения создать открытку к другим праздникам:   с  Днем защитника отечества(23 февраля), Международным Женским днем 8 Марта. Они  с огромным удовольствием выполняли эту работу, которая позволила им творчески подойти к данной теме , используя полученные знания на уроках по темам «  Текстовый и графический редакторы».  Открытки по просьбе ребят были мною распечатаны(правда на черно-белом принтере) и были подарены учителям, некоторые из ребят отправили эти открытки родителям);  Они даже подумать не могли   1 сентября, что способны на такое.

Авторы работ представлены на слайде презентации

( Певцов Руслан, Гребенников Саша, Смирнов Павел, Куренков Сергей, Лебедев Владислав.) Освоив работу с текстом,  с графикой их мнение об использовании компьютера кардинально изменилось. Они поняли, что современный компьютер - это инструмент, на котором они могут работать и получать знания.  Они с удовольствием  рисовали на компьютере и постепенно овладевали знаниями и правилами  грамотного и красивого набора  текста,.

                            Воспитанники старших классов  освоили приемы работы в Электронных таблицах. На уроках они производили расчеты, которые смогут им пригодиться в дальнейшей жизни: это оплата разговоров за мобильную связь( с переводом валюты в рубли, пересчетом секунд в минуты - здесь уже пригодились знания по математике) ,  расчет расхода электроэнергии и оплата ее, расчет расходных материалов на строительные работы, стоимость проезда  и расход бензина  на различных марках автомобилей, и даже такие слабоуспевающие воспитанники ( по моему предмету) с удовольствием включились в эту работу и успешно справились с ней. Это  Селяков Данила, Копыльцов Никита, Шаров Максим, Назаров  Андрей, Бачев Павел.

На уроках информатики  они приобрели навыки пользователя, научились  ориентироваться в информационном пространстве,  приобрели  уверенность в себе, а следовательно, самоуважение.

Изучая тему компьютерное моделирование воспитанник Еськов Сергей создал модель ключницы и шкатулки, которые он планирует  выполнить в мастерских
(Сергей обучается по специальности плотник).

Все мы помним воспитанника Сашу Пережило ( ученика коррекционного класса), который успешно освоил работу в текстовом и графическом редакторе, научился вставлять видеосюжеты и фотографии и принял участие в проекте "Колпино-город воинской славы", выполнив исследовательскую работу на  высоком  уровне. Он был удостоен грамоты   и его работа было отмечена газетой ОКНО как одна из лучших.

 Как видно из приведенных примеров выполняется на всех уроках  Триединая цель , а именно: обучающая, развивающая и воспитывающая.

        Цель современных образовательных технологий - уроков в нашей школе  одна: результативность, как качество обучения каждого  подростка и мы обязаны научить каждого.

На своих уроках и  классных часах  я часто использую  презентации, это развивает интерес к предмету, увеличивает познавательную активность учащихся. Они позволяют развивать зрительную память и успешно усвоить новую информацию- все это несомненно способствует общему и интеллектуальному развитию подростков.

Как правило,  последний слайд учебной  презентации содержит   вопросы по пройденному  материалу, и если возникают затруднения, возвращаюсь к тому слайду презентации, который поможет ученику найти правильный ответ.

                               

На всех уроках, проводимых нашими учителями, прослеживается, что учебный процесс по  освоению учебного материала  проектируется от ЦЕЛИ до РЕЗУЛЬТАТА, и это важный позитивный         момент в работе учителей  последних поколений, стремящихся к выполнению функций ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов).

Хотелось бы сказать об успешности отдельных приемов  на уроках информатики:

Наиболее заинтересованные ученики умеют при различных видах деятельности:

– работать со звуком;

– работать с фотоаппаратом, видеокамерой;

– составлять презентации (вставлять картинки, фотографии,  звук, набирать информацию);

Это  Еськов Сергей, Царегородцев Антон, Головастиков Илья, Дернов Александр,Ершов Алексей,Изместьев Дмитрий, Машков Егор.

Это все говорит о развитии у ребят уже самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации. Воспитывая учеников с применением ИКТ, мы развиваем их независимость, творческую активность, рефлексию.

Ещё одним достоинством, может быть самым главным, является эмоциональное воздействие на учащихся, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному ,т..е. жизненные и практические примеры.

                         

Именно информационно-коммуникационные технологии позволяют повысить интерес к предмету, повысить качество воспитательной работы, развить познавательный интерес.

Мне бы хотелось конкретно остановиться на использовании ИКТ в воспитательном процессе школы , что является одним из ключевым аспектов Триединой цели.

        Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности воспитанников.

(Что постоянно делает школа- ни одно мероприятие не проводится  без мультимедийных средств- видеосюжетов и презенции   Вспомним некоторые:"50 лет полета человека в космос", «Выдающие женщины России» ( к Международному женскому Дню 8 марта, "Женщина-мать,любовь и весна",  прекрасные уроки учителей р/языка и литературы  Гриневой С.Г., Кудиновй В.Н. с показом мультимедийных презентаций по произведениям М.Горького, Салтыкова-Щедрина, по сказкам К.И.Чуковского, урок "Учитесь достоинству у Чехова"(очень актуальный для наших девиантных подростков

Участие в конкурсах,  олимпиадах,  тоже приобрело новую окраску с использованием ИКТ.

Мною собраны в электронном виде  информация о  моей внеклассной работе  и работе школы –это различные  сценарии к проводимым общешкольным мероприятиям,  материал для  классных часов, фотоматериалы  о победителях  школьных конкурсов, олимпиад поездках и экскурсиях воспитанников с педагогами школы.

 ( перечислять не буду, покажу на слайдах- это проведение классных часов по различной тематике , общешкольных мероприятий с показом презентаций      и т.д.).

Всероссийская олимпиада по общеобразовательным предметам на базе Майкопского СУВУ;

Пушкинина ( 3 тура: Спб, Могилев, Себеж);

Участие  в конкурсе  педагог года "Сердце отдаю детям"(Спб, Себеж);

Использование ИКТ в моей работе обусловлено рядом условий:

Материально-техническая база. Школа   пока не обладает достаточной материально-технической базой для применения ИКТ, как в учебной, так и в воспитательной работе, но  мы уверены , что в ближайшее время школа будет достаточно обеспечена компьютерной техникой.

Я подготовлена для использования ИКТ( и многие мои коллеги-учителя)

В едином ключе внедряю ИКТ как в учебную, так и в воспитательную работу. Ученики  вместе со мной осваивают  новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь.

                       

И свое выступление мне бы хотелось закончить словами Анри Барбюса (Французский писатель, журналист и общественный деятель.. Иностранный почётный член АН СССР.)

"Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения . Надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Триединая цель урока

Презентация к педагогическому совету...

Триединая цель современного урока и планируемый результат обучения

Статья о составных современного урока в соответствии ФГОС....

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Триединая цель занятия

Презентация "Триединая цель занятия". В презентации отражены познавательный, развивающий и воспитательный аспекты триединой цели занятия. ( по Конаржевскому) Материал создан в связи с затруднениями пе...

Постановка цели урока. SMART цель.

В настоящее время рекомендуется вести подготовку к уроку более целенаправленно. Этому служит постановка цели уроки по SMART. Предлагаем вашему вниманию презентацию по данной теме....

Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика.

Одним из ведущих компонентов урока учебного процесса  являются постановка цели. Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего общего образования относит к результатам освоен...

Статья "Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика"

Данная статья поможет учителю в выборе цели урока. В ней рассмотрен главный вопрос: "Как повысить мотевацию ученика к восприятию материала? "...