Технологическая карта урока по учебному предмету «Информатика» в 10-ом классе на тему «Локальные компьютерные сети»
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)

Технологическая карта урока по учебному предмету «Информатика» в 10-ом классе на тему «Локальные компьютерные сети» из раздела «Коммуникационные технологии». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_lks_rumyantsev_ev.docx353.26 КБ

Предварительный просмотр:

Румянцев Евгений Валентинович

Учитель информатики и ИКТ, ГБОУ СОШ №456 Колпинского района Санкт-Петербурга

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по учебному предмету «Информатика» в 10-ом классе на тему «Локальные компьютерные сети»

Тип урока:

комбинированный

Авторы УМК:

Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч.2, автор Поляков К.Ю., Еремин Е.А.

Цели урока:

Формирование у обучающихся представления о назначении и принципах построения локальных компьютерных сетей.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  2. Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  3. Формирование опыта участия в социально значимом труде;
  4. Формирование опыта учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Метапредметные:

  1. Владение общепредметными понятиями: объект, система, алгоритм, сеть, схема, топология, адаптер и др.;
  2. Владение и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Познавательные:

  1. Умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации (в учебниках и др. источниках, в т.ч., используя ИКТ);
  2. Умение осуществлять постановку и формулирование проблемы;
  3. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  4. Умение осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

  1. Использование целеполагания как постановки учебной задачи;
  2. Составление плана и последовательности действий;
  3. Работа по плану, нахождение и исправление ошибок в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ.

Коммуникативные:

  1. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  2. Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.
  3. Коррекция своего мнения под воздействием контраргументов.

Предметные:

  1. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: структуре локальных компьютерных сетей;
  3. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с аппаратным и программным обеспечением.

Оборудование:

Маркерная доска, компьютерная презентация «Локальные компьютерные сети», раздаточный материал: тест по теме «Всемирная компьютерная сеть Интернет», таблица (схема обжима витой пары) EIA/TIA-568B, проектор, компьютеры: процессор Intel Core i3, кабель типа «витая пара», разъемы 8P8C, кримпер, концентраторы, ПО: Windows 7 Начальная. 

Образовательные ресурсы:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2017 — 159 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Бутурлакина Т.Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС. – Армавир, 2013 – 60 с.
  3. Информатика. 10 класс. Учебник. Углубленный уровень. В 2-х частях. ФГОС/ Поляков К.Ю., Еремин Е.А. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 344 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. – М.: Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, 2012

Тема урока: Локальные компьютерные сети.

Тип урока: - комбинированный  

Цель урока: Формирование у обучающихся представления о назначении и принципах построения локальных компьютерных сетей.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать представления о назначении и принципах построения локальных компьютерных сетей;
  2. Сформировать знания о составе и основах функционирования локальных компьютерных сетей;
  3. Научить применять современное аппаратное и программное обеспечение при построении локальных компьютерных сетей.

Развивающие:

  1. Повысить познавательный интерес к предмету;
  2. Развивать образное мышление;
  3. Развивать готовность учащихся к информационно-учебной деятельности, применять инструментальные средства и средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  4. Способствовать развитие навыков и способностей критического мышления, направленных на выбор оптимальных решений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру делового общения при совместной работе в группе;
  2. Воспитывать доброжелательность среди учащихся, нацеленность на результативность обучения;
  3. Воспитывать трудолюбие, ответственность за результаты своего труда;
  4. Формировать внимательность и аккуратность.

Межпредметные связи: физика, технология

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, фиксация отсутствующих.

Учащиеся приветствуют учителя, самопроверка готовности к уроку.

Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, - размышление, второй, самый легкий, - подражание, третий, самый горький, - опыт!
Конфуций

(Слайд 2).

Любите ли Вы компьютерные игры?

Хорошо, а знакома ли Вам игра “Dota 2”? (Слайд 3).

Выдвигает проблему.

Хотели бы Вы принять участие в командном компьютерном чемпионате “Dota 2” в формате 5 vs 5? И что для этого необходимо?

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока

Выдвигает проблему.

Какие локальные компьютерные сети Вам знакомы? Какова целесообразность подключения того или иного вида? Какие устройства нам для этого нужны?

Учитель наводящими вопросами подводит учащихся к формулировке цели и задач урока.

(Слайд 4)

На какие вопросы Вы хотели бы получить ответы?

Да, конечно!

Да.

Да. Если чемпионат командный, то все участники должны быть объединены в одну сеть.

Формулируют тему урока «Локальные компьютерные сети»

Представляют варианты

Формулируют цель урока «Формирование у обучающихся представления о назначении и принципах построения локальных компьютерных сетей»

Учащиеся формулируют вопросы, определив границы знания и незнания

Личностные: стимулирование, самоопределяются, настраиваются на урок.

Познавательные: целеполагание, ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

Актуализация знаний

Выявление степени усвоения учащихся учебного материала.

Я предлагаю ответить на вопросы теста.

Контролирует выполнение работы

Выявляет пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определяет причины их возникновения, устраняет в ходе проверки обнаруженные пробелы.

Учащиеся работают с раздаточным материалом. Приложение 1. Тест «Всемирная компьютерная сеть Интернет».

Коллективная самопроверка: 1 задание – «1» балл. (Слайд 5).

Выставление отметок.

Личностные: осознание ответственности за общее дело;

Познавательные: поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, осознанное построение речевого высказывания;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации;

Регулятивные: перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

Первичное усвоение новых знаний

Создает эмоциональный настрой на восприятие новых знаний.

Сообщение основной идеи изучаемого материала.

Компьютерная сеть – это система компьютеров, связанная каналами передачи информации. (Слайд 6) Локальные сети - это компьютерные сети, расположенные  в пределах небольшой ограниченной территории. (Слайд 7)

Сможете привести примеры локальных и глобальных компьютерных сетей?

Схема соединения компьютеров в сеть называется топологией сети. Предложите любые способы соединения компьютеров (шинная, кольцевая, звезда).

Выдвигает проблему.

Что произойдет, если в рассмотренных схемах локальных сетей, выйдет из строя сетевой кабель одного из компьютеров?

Как называется центральное устройство, к которому подключаются все сетевые кабели? (концентратор или коммутатор).

Рассмотренные нами схемы называются одноранговыми. Почему? (все компьютеры в сети равноправны)

Между собой компьютеры (сетевые адаптеры) соединяются с помощью кабелей (Слайд 9).

Виды используемых кабелей: витая пара; коаксиальный кабель (состоит из центрального проводника, одножильного или многожильного, и внешней экранирующей оплетки); телефонный кабель; оптоволоконный кабель (состоит из двух проводов, каждый из которых проводит световые волны в одном направлении) (Слайд 10).

Восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала.

Приводят примеры (сеть в компьютерном классе, глобальная сеть Интернет).

На доске соединяют разными способами ПК в сеть.

Сеть перестанет работать в шинной и кольцевой топологии.

(Слайд 8)

Ищут ответ в учебнике.

Ищут ответ в учебнике. Предлагают свои варианты ответов.

Обсуждают презентацию, задают вопросы.

Личностные: осознание ответственности за общее дело;

Познавательные: поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, осознанное построение речевого высказывания;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Регулятивные: перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

Первичная проверка понимания

Обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала.

Определите самый распространённый вид проводного соединения для ЛКС

Правильно, а почему «витая»?

Работа в группах.

Производим обжим кабеля «Витая пара» с помощью специального обжимного инструмента (кримпера).

Осуществляет:

  • общий контроль.

Дефекты: оставлены слишком длинные жилы, из-за чего расстояние от коннектора до оплетки остается незащищенным; жилы срезаны слишком коротко, оплетка входит в коннектор, но длина концов не позволяет создать контакт с коннектором.

Ищут ответ в учебнике. Предлагают свои варианты ответов.

(витая пара)

Предлагают свои варианты ответов.

Самостоятельная работа в группах. Обучающиеся работают с раздаточным материалом: Приложение 2. Таблица (схема обжима витой пары) EIA/TIA-568B, производят обжим кабеля с помощью кримпера (установка разъемов 8P8C).

Результат: готовый для использования в ЛКС кабель «Витая пара».

Определяют причины ошибок, производят исправление.

Личностные: осознание ответственности за общее дело;

Познавательные: поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей,  конструирование информации в нужной форме;

Коммуникативные: решение учебных проблем возникших в ходе совместной работы;

Регулятивные: перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

Первичное закрепление

Выдает задания для практической работы (Слайд 11):

  1. Используя обжатые на предыдущем этапе урока кабели, организовать ЛКС типа «звезда» из 3-4 ПК и концентратора на 4-6 портов.
  2. Организовать общую рабочую группу, например: INFO.
  3. Настроить общий доступ к папке.
  4. Организовать пересылку файла по ЛКС.

Осуществляет:

  • общий контроль.

Выполняют задания с использованием ИКТ.

Результат: Работоспособная ЛКС.

Задают вопросы.

Личностные: осознание ответственности за общее дело;

Познавательные: поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей,  конструирование информации в нужной форме;

Коммуникативные: решение учебных проблем возникших в ходе групповой работы;

Регулятивные: перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Проверка полноты и осознанности усвоения учащихся новых знаний и способов действий;

Выявление пробелов первичного осмысления учащихся изученного материала;

Ликвидация неясностей осмысления учащихся изученного материала.

Коллективная самопроверка

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания;

Коммуникативные: решение учебных проблем возникших в ходе индивидуальной работы;

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Наличие возможности выбора способа выполнения домашнего задания.

В качестве домашнего задания необходимо определить скорость передачи данных (10 Мбит/с, 100 Мбит/с или 1000 Мбит/с) сетевым адаптерам Вашего домашнего компьютера (Слайд 12). Выберите наиболее удобный для вас способ решения поставленной задачи (Через центр управления сетями или через технические подходистики сетевого адаптера).

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.

Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности;

Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Рефлексия

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Достигнуты ли цели урока, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы.

Рисуют схему достижений. (Слайд 13)

Личностные: умение оценивать себя на основе критерия успешности;

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности.


Приложение 1.

Тест по теме «Всемирная компьютерная сеть Интернет»

1. Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих компьютерам обмениваться данными:

  1. интерфейс;
  2. магистраль;
  3. компьютерная сеть;
  4. адаптеры.

2. Обмен информацией между компьютерными сетями, в которых действуют разные стандарты представления информации (сетевые протоколы), осуществляется с использованием:

  1. магистралей;
  2. хост-компьютеров;
  3. электронной почты;
  4. шлюзов;
  5. файл-серверов.

3. Для хранения файлов, предназначенных для общего доступа пользователей сети, используется:

  1. файл-сервер;
  2. рабочая станция;
  3. клиент-сервер;
  4. коммутатор.

4. Сетевой протокол- это:

  1. набор соглашений о взаимодействиях в компьютерной сети;
  2. последовательная запись событий, происходящих в компьютерной сети;
  3. правила интерпретации данных, передаваемых по сети;
  4. правила установления связи между двумя компьютерами в сети;
  5. согласование различных процессов во времени.

5. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет:

  1. IP-адрес;
  2. web-страницу;
  3. домашнюю web-страницу;
  4. доменное имя;
  5. URL-адрес.


Приложение 2.

Таблица (схема обжима витой пары) EIA/TIA-568B

http://media.mastercity.ru/thumbnails/forum_post_attachment/d9/70/b0/d970b0d28aa00f1084904b6d3e85bdd0.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Риторика» в 7-ом классе на тему «Вежливый совет».

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Создать педагогические условия для развития умения общаться. 2. Познакомить учащихся с советом как этикетным речевым жанром. 3. Обеспечить закрепление изучаемого материала в ходе решени...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Физическая культура» в 10 классе на тему «Гимнастика. Акробатическое упражнение»

Цели урока:1. Создание условий для развития УУД2. Развитие гибкости и координационных способностей3. Совершенствование акробатического упражнения и комбинацийПредметные умения:-закрепление техники вып...

Технологическая карта урока по учебному предмету "Физическая культура" в 7 классе на тему "Баскетбол.Броски мяча в корзину"

Технологическая карта урока по предмету "Физичекая культура" в 7 классе на тему "Баскетбол.Броски мяча в корзину двумя руками в прыжке". Эстафеты с элементами баскетбола"...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Английский язык» в 4 классе по теме «Еда»

Урок введения нового грамматического материала «Исчисляемые и неисчисляемые существительные», закрепление лексики по теме «Еда»,  модуль  3,   тема «M...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Английский язык» в 5 классе на тему «В любую погоду»

Цель: Создать условия для обобщения и систематизации лексических навыков и навыков говорения по теме «Погода. Одежда», активизировать речемыслительную деятельность учащихся, активизир...

Технологическая карта урока по учебному предмету «математика» в 5-ом классе на тему «Понятие дроби»

Тип урока: Изучение  нового материалаАвторы УМК:С.  М.  Никольский, М.  К.  Потапов, Н.  Н.  Решетников, А.  В.  ШевкинЦели урока:Ознакомить учащихся ...