табличный способ решения логических задач
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)

В презентации разобраны разные логические задачи, решение которых можно представить одной и более таблицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tablichnyy_sposob_resheniya_logicheskih_zadach.ppt1.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение логических задач табличным способом Учитель ИКТ Осипова С. Л. Тольятти, МБУ «Классическая гимназия №39»

Слайд 2

В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Об этих людях известно следующее: Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом. Радист боксом не увлекается. Кто есть кто? Пример логической задачи №1

Слайд 3

Начнем решение задачи с построения логического квадрата. Элементы первого множества (фамилии) записываем в строках, а элементы второго множества (профессии) расположим по колонкам. И вот что у нас получается: Решение: Пилот Штурман Бортмеханик Радист Синоптик Потапов Щедрин Семенов Коновалов Самойлов Ключевые условия: Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом. Радист боксом не увлекается. Ответ: Потапов – радист, Щедрин – штурман, Семенов – пилот, Коновалов – бортмеханик, Самойлов – синоптик. - - - - - - - - - - - - - + - - - + - - - + - - +

Слайд 4

Пример логической задачи №2 В школе учатся 4 талантливых мальчика: Иванов, Петров, Сидоров и Андреев. Один из них – будущий музыкант, другой преуспел в бальных танцах, третий – солист хора мальчиков, четвертый подает надежды как художник. О них известно следующее: 1. Иванов и Сидоров присутствовали в зале консерватории, когда там солировал в хоре мальчиков певец. 2. Петров и музыкант вместе позировали художнику. 3. Музыкант раньше дружил с Андреевым, а теперь хочет познакомиться с Ивановым. 4. Иванов не знаком с Сидоровым, т.к. они учатся в разных классах и в разные смены. Кто чем увлекается?

Слайд 5

1. Иванов и Сидоров присутствовали в зале консерватории, когда там солировал в хоре мальчиков певец → Иванов и Сидоров не певцы Танцор Художник Солист Музыкант Иванов - Петров Сидоров - Андреев

Слайд 6

2. Петров и музыкант вместе позировали художнику → Петров – не художник и не музыкант Танцор Художник Солист Музыкант Иванов - Петров - - Сидоров - Андреев

Слайд 7

3. Музыкант раньше дружил с Андреевым, а теперь хочет познакомиться с Ивановым → Андреев и Иванов – не музыканты → Музыкант – Сидоров. Танцор Художник Солист Музыкант Иванов - - Петров - - Сидоров - + Андреев -

Слайд 8

4. Так как Сидоров – музыкант, он не может быть ни солистом, ни танцором, ни художником. Танцор Художник Солист Музыкант Иванов - - Петров - - Сидоров - - - + Андреев -

Слайд 9

5. Петров и Сидоров вместе позировали художнику, но Иванов не знает Сидорова, значит художник – не Иванов → художник – Андреев Танцор Художник Солист Музыкант Иванов - - - Петров - - Сидоров - - - + Андреев - + - -

Слайд 10

6. Теперь определился солист – это Петров → танцор – Иванов. Танцор Художник Солист Музыкант Иванов + - - - Петров - - + - Сидоров - - - + Андреев - + - -

Слайд 11

Пример логической задачи №3 Света, Марина, Андрей, Кирилл и Юра держат домашних животных. У каждого либо кошка, либо собака, либо попугай. Девочки не держат собак, а мальчики попугаев. У Светы нет кошки. У Светы и Марины разные животные. У Марины и Андрея – одинаковые. У Андрея и Кирилла – разные. У Кирилла и Юры – одинаковые. Какие животные у каждого.

Слайд 12

1. Девочки не держат собак Света Марина Андрей Кирилл Юра Кошка Собака - - Попугай

Слайд 13

2. Мальчики не держат попугаев Света Марина Андрей Кирилл Юра Кошка Собака - - Попугай - - -

Слайд 14

3. У Светы нет кошки → у Светы попугай Света Марина Андрей Кирилл Юра Кошка - Собака - - Попугай + - - -

Слайд 15

5. У Марины и Андрея - одинаковые Света Марина Андрей Кирилл Юра Кошка - + + Собака - - - Попугай + - - - -

Слайд 16

6. У Андрея и Кирилла – разные Света Марина Андрей Кирилл Юра Кошка - + + - Собака - - - + Попугай + - - - -

Слайд 17

7. У Кирилла и Юры - одинаковые Света Марина Андрей Кирилл Юра Кошка - + + - - Собака - - - + + Попугай + - - - -

Слайд 18

Самостоятельная работа

Слайд 19

Задача 1 Маша, Оля, Лена и Валя – замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

Слайд 20

Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль + - - - Скрипка Виолончель Арфа Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский 1. Маша играет на рояле

Слайд 21

Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль + - - - Скрипка Виолончель - + - - Арфа Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский 2. Оля играет на виолончели

Слайд 22

Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль + - - - Скрипка Виолончель - + - - Арфа Иностранный язык Французский Немецкий Английский - Итальянский - 3. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским

Слайд 23

Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль + - - - Скрипка - - + - Виолончель - + - - Арфа - - - + Иностранный язык Французский Немецкий Английский - Итальянский - - 4. Лена не играет на арфе → на арфе играет Валя , а на скрипке – Лена. Виолончелистка не говорит по-итальянски

Слайд 24

Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль + - - - Скрипка - - + - Виолончель - + - - Арфа - - - + Иностранный язык Французский - - + - Немецкий Английский - Итальянский - - - + 5. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке → по-французски говорит Лена → по-итальянски – Валя.

Слайд 25

Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль + - - - Скрипка - - + - Виолончель - + - - Арфа - - - + Иностранный язык Французский - - + - Немецкий - + - - Английский + - - - Итальянский - - - + 6. Т. к. Оля не знает английский → она говорит по-немецки → по-английски говорит Маша.

Слайд 26

Задача № 2 Жили три молодых человека – Андрей, Бронислав и Борис. Один из них – аптекарь, другой – бухгалтер, третий – агроном. Один живет в Бобруйске, другой – в Архангельске, третий – в Белгороде. Требуется выяснить, кто где живет и у кого какая профессия. Известно лишь что: 1. Борис бывает в Бобруйске наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе. 2. У двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена. 3. Жена аптекаря приходится Борису младшей сестрой.

Слайд 27

1. Борис бывает в Бобруйске наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе → Борис живет не в Бобруйске аптекарь бухгал- тер агроном Бобруйск Архан- гельск Белгород Андрей Бронислав Борис -

Слайд 28

2. Жена аптекаря приходится Борису младшей сестрой → аптекарь живет в Бобруйске → Борис не аптекарь аптекарь бухгал- тер агроном Бобруйск Архан- гельск Белгород Андрей Бронислав Борис - -

Слайд 29

3. У двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена Аптекарь Бухгалтер Агроном Бобруйск Архан- гельск Белгород Андрей - - + - + - Бронислав + - - + - - Борис - + - - - +


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Табличный способ решения логических задач.

7 класс. Информационные модели....

Табличный способ решения логических задач.

В данном уроке рассматриваются основные принципы решения логических задач табличным способом. Используется презентация Л.Л. Босовой ЦОР.  Организована работа в парах.  В заключении предлагае...

Табличный способ решения логических задач.

Представлен план урока "Табличный способ решения логических задач"....

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

Табличный способ решения логических задач

На уроке  учащиеся знакомятся  с методами  решения логических задач. Материал содержит конспект урока и презентацию.Урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений...

Методическая разработка (презентация) на тему: "Табличный способ решения логических задач"

Презентация создана в помощь при разборе темы "Табличный способ решения логических задач". Содержит пример разбора решения задач и задачи для самостоятельного решения учениками....