Главные вкладки

    Методическая разработка урока информатики и ИКТ в 11 классе по теме "Системы управления базами данных Microsoft Access. Вычисляемое поле в запросе”
    методическая разработка по информатике и икт (11 класс)

    Лучкова Ольга Константиновна

    Представленный материал поможет учителю обобщить и систематизировать знания учащихся по основным правилам создания простых и сложных запросов, а так же сформировать новые знания по организации запросов с вычисляемым полем. Полученные методы способствуют расширению знаний учащихся по методам моделирования информационных систем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon publikac_luchkovaok_2019.doc240 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок информатики и ИКТ в 11 классе по теме

    “Системы управления базами данных Microsoft Access. Вычисляемое поле в запросе”

    Лучкова О. К., учитель информатики и ИКТ

    МОУ «СОШ № 77», г. Саратова

    Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала, углубление знаний по теме.

    Цели урока:

    1. Обучающая: обобщение и систематизация знаний основных правил создания простых и сложных запросов; формирование новых знаний, и методов по организации запроса с вычисляемым полем.
    2. Развивающая: развивать умение выделять главное, развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
    3. Воспитательная: формировать информационную культуру школьников, интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; чувство ответственности, самостоятельность, деловые и коммуникативные качества учащихся.

    Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, проекционный экран.

    Материалы к уроку: презентация, карточки для индивидуальной работы, фронтального опроса и домашнего задания, подготовленная на компьютере БД «Спортивная гимнастика».

    Программное обеспечение: приложение для управления базами данных Microsoft Access.

    Ход урока

    1. Организационный момент, целевые установки (1 мин): проверка готовности класса к уроку; определение целей, порядка и последовательности работы на уроке.
    2. Фронтальный опрос учащихся по теме предыдущего урока (2 мин):
    1. Что такое запрос и для чего он необходим? (Ответ: запрос – это средство отбора данных из базы по определённому условию; с помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные из нескольких таблиц).
    2. Как создается запрос в СУБД «Access»? (Ответ: запрос формируется с помощью конструктора запроса. При создании запроса нам необходимо выполнить следующие операции: указать системе, какие поля и из каких таблиц мы хотим включить в запрос; указать условия отбора, т. е. cформулировать логическое выражение, которое позволит включить в выборку только записи, удовлетворяющие условию отбора. Условие запроса это простое или сложное логическое выражение.
    1. Работа с БД «Спортсмены» (7 мин):

    Учащиеся работают по карточкам с БД «Спортсмены» (Приложение I).

    1. Что является объектами данной базы? (Ответ: сведения о спортсменах – Фамилия, Страна, Вид спорта, Место);
    2. Какое условие отбора необходимо сформировать в макете запроса для выборки данных:
    • о всех спортсменах из США и России? (Ответ: в поле «Страна» в строке «Условие отбора» ввести США or Россия);
    • о спортсменах, занявших места со второго по четвёртое? (Ответ: в поле «Место», в строке «Условие отбора» ввести выражение >=2 and <=4);
    • о спортсменах из всех стран кроме России, занимающихся плаванием? (Ответ: в поле «Страна», в строке «Условие отбора» ввести not Россия, в поле «Вид спорта» – плавание);
    1. Какие данные будут выведены в таблицу запроса, если:
    • макет запроса имеет вид

    Ответ:

    • макет запроса имеет вид

    Ответ:

    1. Какое условие отбора было сформировано в макете запроса, если:
    • в таблицу запроса выведены данные

    макет запроса

    • в таблицу запроса выведены данные

    макет запроса

    1. Изучение нового материала. (15 мин)
    1. Создание запроса с вычисляемым полем.

    Товар

    Количество

    Цена

    апельсины

    100

    6

    бананы

    200

    8

    виноград

    150

    20

    огурцы

    200

    5

    помидоры

    200

    10

    В рассмотренных нами примерах при создании запроса в условии отбора в качестве операндов использовались числовые или текстовые константы. Очень часто возникает необходимость в макете запроса описывать вычисляемые поля, т. е. поля, значения которых являются функциями значений существующих полей (например, стоимость продукции – это произведение цены на количество). Рассмотрим порядок создания вычисляемого поля на примере БД «Магазин»

    Вопрос учащимся: Какие сведения и о каких объектах хранятся в этой базе? (Ответ: наименование товара, их количество и цена за килограмм). Пусть нам необходимо получить сведения о товарах, общая стоимость которых менее 2000 и более 1000 рублей. Информации об общей стоимости товаров в исходной базе нет, но ее можно вычислить, если умножить значения полей количество и цена. К тому же стоимость должна удовлетворять условию >=1000 and <=2000. Для определения общей стоимости в макете запроса сформируем вычисляемое поле. Запрос создаем в режиме конструктора. Добавляем таблицу, либо связанные таблицы. В нижней части окна «Запрос» в строке Поле: указываем имена столбцов (полей) создаваемого запроса. Для вычисляемого поля в строке Поле: надо набрать формулу: <Имя поля>:<Выражение>. В нашем случае:

    Стоимость: [Количество]*[Цена]

    В строке «Условие отбора» указываем логическое выражение, которое нам позволяет отобрать записи, удовлетворяющие заданному условию. Для нашего задания макет запроса будет иметь вид:

    После применения запроса в таблицу запроса будут выведены записи

    1. Закрепление изученного материала. (15 мин)

    Самостоятельная работа за компьютером с БД «Спортивная гимнастика» (см. приложение II.) Учащиеся получают карточку. Номер и количество заданий для каждого ученика индивидуально определяются учителем.

    1. Проверка выполненной работы. Выставление оценок за урок. Домашнее задание: карточка (Приложение III) (5 мин)

    Список литературы

    1. Информатика. 11 класс. Базовый уровень: учебник / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
    2. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний  2012



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока информатики в 9-ом классе "Условный оператор"

    Данный материал содержит примеры решения задач программирования на языках Basic и QBasic с использованием условного оператора. ...

    Методическая разработка урока. 11 класс. «База данных MICROSOFT ACCESS».

    Система управления базой данных (СУБД) комплекс программ, предназначенный для организации работы с компьютерными базами данных....

    Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных

    Практическая работа по теме  Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных...

    Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных

    Практическая работа по теме  Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных...

    Открытый урок Система управления базами данных Microsoft Office Access 9-11 класс 2014

    Открытый урок Система управления базами данных Microsoft Office Access 9-11 класс...

    Методическая разработка урока информатики "Системы счисления", 9 класс

    Материал к уроку информатики "Системы счисления ", 9 класс содержит конспект урока, презентацию к уроку, приложения с заданиями...

    Методическая разработка урока информатики "Электронные таблицы", 9 класс

    Материал содержит методическую разработку урока, презентацию к уроку, практическую работу...