Методическая разработка урока информатики "Электронные таблицы", 9 класс
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Агеева Наталья Валентиновна

Материал содержит методическую разработку урока, презентацию к уроку, практическую работу

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное  общеобразовательное учреждение

                «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»

                Курской области

                Конспект урока информатики и  ИКТ

                на тему «Электронные таблицы

                в прикладной среде Microsoft Excel»

                                9 класс

                                                20____ год

                                                Разработала и провела

                                                учитель информатики и ИКТ

                        Агеева Наталья Валентиновна

Тема урока: «Электронные таблицы в прикладной среде Microsoft Excel»

Цели урока:

образовательные — познакомить с электронными таблицами в прикладной среде Microsoft Excel; сформировать первоначальный навык ввода текста, числа, формулы в ячейку таблицы;

развивающие — развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения применять учебную информацию в нестандартных ситуациях, развитие познавательного интереса;

воспитательные — воспитывать в обучающихся умение  участвовать в диалоге, вызвать потребность в обосновании своих суждений; профессиональная ориентация к будущей трудовой деятельности.

Задачи урока:

 обучение приемам работы в Microsoft Excel;

 формирование алгоритмического подхода к решению поставленной задачи;

 формирование эмоционально - положительного отношения к предмету «Информатика».

Используемые технологии:

  • информационно-коммуникационные;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • обучение в сотрудничестве.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения урока: беседа, индивидуальная работа.

Оборудование урока:

  • компьютеры с операционной системой MS Windows;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • электронная таблица Microsoft Excel;
  • электронная версия урока — презентация, подготовленная в PowerPoint;
  • раздаточный материал (для каждого ученика) — практическая работа (см. приложение).

План урока: 

  • Организационный момент
  • Изложение нового материала и практическая работа обучающихся на компьютерах
  • Закрепление знаний: практическая работа, фронтальный опрос
  • Подведение итогов урока, рефлексия
  • Домашнее задание

Ход урока

    1. Организационный этап

Слайд1

Здравствуйте!

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Электронные таблицы в прикладной среде Microsoft Excel». Изучение этой темы займет несколько уроков.

Сегодня мы познакомимся с новыми терминами и понятиями, научимся вводить текст, формулы и числа в ячейки таблицы. Для этого мы будем использовать ПК, а также Практикум и рабочую тетрадь.

Приготовьте учебные принадлежности.

2. Изложение нового материала и практическая работа обучающихся на компьютерах

Вычисления с помощью ручки и бумаги довольно скучный процесс. Каждый знает, как легко ошибиться, а если ошибку вовремя не заметить, то вся работа пойдёт насмарку. Раньше, когда не было компьютера, сложные вычисления выполняли целые коллективы людей. Отнимало это очень много времени и сил. Вычислители исписывали огромное количество бумаги.

Для обработки числовой информации на ПК разработаны специальные пакеты программ, называемые электронными таблицами или табличными процессорами.

НАПИСАНИЕ КОНСПЕКТА

Записать тему урока       

Слайд 2                Термины и понятия

Электронная таблица – это программа для обработки и хранения числовых данных.

Самым распространенным среди пользователей является табличный процессор Microsoft Excel.

Слайд 3

Достоинства электронных таблиц:

  1. Данные, хранящиеся в электронных таблицах более наглядны.
  2. С ними проще производить расчеты (быстро и точно производятся автоматические вычисления).
  3. Электронные таблицы помогают моделировать реальные ситуации и оценивать получающиеся результаты.

Дальнейшее написание конспекта – домашняя работа обучающихся.

Это  позволяет активно использовать ЭТ в различных областях (ПРАКТИКУМ,  страница 127) занести в конспект

На странице 126 план изучения темы «Электронные Таблицы»; перенести в конспект.

Вызов программы Excel

     Вызов программы Excel можно выполнить тремя способами:

1. Если есть ярлык Excel на рабочем столе: Выполнить двойной щелчок на этом ярлыке.

2. Из главного меню Пуск —> Программы —> Microsoft Excel

3. Если нет ни ярлыка, ни пункта в меню Пуск —> Выполнить —>

В окне ввода набрать текст “Excel” и щелкнуть на кнопке ОК или нажать клавишу Enter.

       Прошу вас занять свои места за компьютерами, возьмите практикум, тетрадь и ручку.                

Откройте программу Microsoft Excel

Рассмотрите внимательно структуру окна программы. Сравните с окном приложения Microsoft Word. Расскажите о новом Приложении.

Слайд 4        Структура окна программы

Новые элементы структура окна программы

Документ в Excel называется Книга. Книга состоит из нескольких листов, которые состоят из строк и столбцов. Пересечение строк и столбцов — ячейки.

Столбцы обозначаются латинскими буквами: А, В, С... Если букв не хватает, используют двухбуквенные обозначения АА, АВ и далее. Максимальное число столбцов в таблице — 256.

Строки нумеруются целыми числами. Максимальное число строк, которое может иметь таблица — 65 536.

Ячейки в Excel располагаются на пересечении столбцов и строк. Номер ячейки — объединение номеров столбца и строки без пробела между ними. Номера ячеек в поле имени ячейки или в формуле (о формулах рассказывается ниже) появляется автоматически при щелчке на указанной ячейке.

Если надо выделить диапазон ячеек, то указываются номер первой и последней ячеек в диапазоне.

Одна из ячеек на листе всегда является текущей. В большинстве операций используется именно она. Текущая ячейка обведена широкой рамкой. Ее имя приведено в поле имени ячейки, а содержимое — в строке формул.

Строка формул, содержит поле имени текущей ячейки и поле ввода формулы.

Следующая строка – строка заголовков столбцов. Начиная со второй клетки, записываются номера столбцов (А, В и т.д.). Первая клетка — поле “выделить все” (при щелчке на этой клетке выделяется весь лист).

Далее идет область листа — это все элементы листа, включая ячейки, линии сетки, заголовки строк, заголовки столбцов, полосы прокрутки и ярлычки листов.

Если “схватить” мышью за бегунок на полосе прокрутки и перемещать его с помощью мыши, то будут перемещаться данные (ячейки) в окне.

Создание нового документа, открытие существующего документа и сохранение документа выполняются стандартно.

Структура документа в Excel

Чтобы сделать ячейку текущей (активной), надо просто щелкнуть на ней мышью.

Попробуйте выделить  различные ячейки таблицы.  

Перемещение по ячейкам: мышью щелкнуть на нужной ячейке. В строке формул, в поле имени ячейки ввести номер ячейки, к которой надо перейти.

Выделение диапазона: схватив мышью с начала диапазона протянуть до последней ячейки диапазона или в строке формул в поле имени ввести через двоеточие номер первой и последней ячеек диапазона.

Выделение строки, столбца.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (упражнения для глаз и осанки с использованием мультимедийной презентации и музыкального сопровождения)

Типы данных в ячейках и их форматы

В ячейках могут содержаться: текст, число или формула.

Числовой формат

Формат числа может быть:

  • целым или с дробной частью (например, 123, –456 или –123,45);
  • дробным (например, 1/4 или 23/45);
  • денежным (например, 123 р., –123,45р., 123,4512 р. или 123,4 р.);
  • датой (например, 15.11.99 или 21 мар 98);
  • временем (например, 14:30 или 2:30:53 PM).

Текст

В электронных таблицах текст – это совокупность символов, использующаяся для оформления таблицы (заголовки, пояснения и т.д.).

Формулы

Формула всегда начинается со знака = (равно).

В ячейке мы видим результат (численное значение выражения). Для просмотра формулы, по которой выполняются вычисления надо сделать ячейку текущей. Тогда в строке формул можно увидеть выражение, а в самой ячейке  его численное значение.

Для вставки имени ячейки в формулу проще всего щелкнуть на той ячейке, имя которой надо вставить в формулу. Имя появится в том месте строки формул, где находился текстовый курсор.

Изменение ширины ячейки (столбца).

Навести указатель мыши на вертикальную границу ячейки (столбца). Указатель примет вид   “Схватить” мышью границу и перемещать ее до нужного размера. Если вместо этого выполнить двойной щелчок, то программа установит оптимальную с ее точки зрения ширину ячейки.

Изменение высоты ячейки (строки).

Навести указатель мыши на горизонтальную границу ячейки (строки). Указатель примет вид Далее как при изменении ширины ячейки (столбца).

3.  Закрепление знаний: практическая работа (Приложение 1);

4. Подведение итогов урока: фронтальный опрос (для активизации мыслительного процесса вопросы подаются в виде презентации по слайдам 5-11).

Рефлексия.

5.  Домашнее задание: закончить написание конспекта по  страницам 126-129, 133-135 Практикума, учить конспект.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Практическая работа «Создание электронной таблицы»

1 шаг. Запуск программы Microsoft Excel.

2 шаг. Создание заголовка.

  • Установить курсор мыши в ячейке A1 и выделить её щелчком.
  • Набрать текст «Сумма трех чисел».
  • Нажатием клавиши ввести набранный текст в активную ячейку рабочего листа.

3 шаг. Задание шапки таблицы.

  • Вписать в ячейку A2 – букву a;
  • Вписать в ячейку B2 – букву b;
  • Вписать в ячейку C2 – букву c;
  • Вписать в ячейку D2 – букву d.

4  шаг. Задание формата ячеек.

  • Выделить фрагмент A3:D7.
  • Задать команду Формат/Ячейки.
  • Выбрать вкладку Число.
  • В списке Числовые форматы выделить строку Числовой.
  • В поле Число десятичных знаков выбрать значение 0.
  • Нажать кнопку «Ok».

5  шаг. Ввод исходных данных.

  • В ячейки A3, B3, C3 заносим любые числа (например, 3, 5, 7).
  • Аналогично заполняем еще 4 строки.

6  шаг. Запись формул.

  • В ячейку D3 вносим запись  = A3+B3+C3
  • В ячейку D4 вносим запись  = A4+B4+C4
  • И т. д.

В итоге таблица должна иметь вид (только исходные числовые данные у всех будут разные):

7  шаг. Сохранение результатов работы.

  • Выбрать команду Файл/Сохранить как…
  • Задать имя файла.
  • Нажать клавишу «Ok».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....