ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Исполнители»
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Тимофеева Елена Рудольфовна

Программа «Исполнители в КуМИР» разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов, общеинтеллектуальной направленности, на основе среды программирования КуМИР.

КуМИР (Комплект Учебных МИРов) – это свободно распространяемая русскоязычная среда программирования, предназначенная для начального обучения основам алгоритмизации.

Курс построен таким образом, чтобы увлечь обучающихся программированием, робототехникой (аналогом являются Исполнители среды КуМИр) и найти ответы на вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации, при решении практических и жизненных задач.

Программа  «Исполнители в КуМИР» позволяет создавать собственные программы для решения конкретной задачи Исполнителя. Это является ее отличительной особенностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_programmy_vneurochnoy_deyatelnosti.docx47.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Исполнители в КуМИР»

на 1 год обучения

11-12 лет (5 класс)

Учитель информатики:

Тимофеева Елена Рудольфовна

г. Покачи


Пояснительная записка.

Программа «Исполнители в КуМИР» разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов, общеинтеллектуальной направленности, на основе среды программирования КуМИР.

КуМИР (Комплект Учебных МИРов) – это свободно распространяемая русскоязычная среда программирования, предназначенная для начального обучения основам алгоритмизации.

Курс построен таким образом, чтобы увлечь обучающихся программированием, робототехникой (аналогом являются Исполнители среды КуМИр) и найти ответы на вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации, при решении практических и жизненных задач.

Программа  «Исполнители в КуМИР» позволяет создавать собственные программы для решения конкретной задачи Исполнителя. Это является ее отличительной особенностью.

Новизна и актуальность программы «Исполнители в КуМИР»

  • Формирование научного мировоззрения школьников,  развитие мышления посредством изучения вопросов программирования и алгоритмизации.
  • Развитие технических видов спорта  через ведение внеурочных занятий в системе: «Робототехника».
  • Подготовка учащихся к успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика» в старших классах.
  • В основе КуМИР лежит язык программирования, который позволяет контролировать действия и взаимодействия между различными типами данных. В среде используется пульт программирования, с помощью которого даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Но, начав с малого, можно дальше развивать и расширять свое умение строить и программировать.

Программа  «Исполнители в КуМИР» - педагогически целесообразна, т.к. знакомит учащихся с программируемой средой, в которой с помощью исполнителей учащиеся смогут создавать и решать интересные задачи в игровой форме.

Цель:

сформировать у учащихся базовые представления о языках программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма.

 Задачи:

Обучающие:

  • Обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям.
  • Обучение навыкам алгоритмизации задачи.
  • Освоение основных этапов решения задачи.
  • Обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ.
  • Обучение написанию проекта (структура, дизайн и разработка)

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес школьников.
  • Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся.
  • Развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации.
  • Развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к занятиям информатикой.
  • Воспитывать культуру общения между учащимися.
  • Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.
  • Воспитывать культуру работы в глобальной сети.

Содержание программы отобрано в соответствии с возрастными особенностями  учащихся 5-х классов.

Сроки реализации программы: 1 год.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 45 мин), всего 35 часов в год в 5 классе.

Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются компьютеры с установленной программной средой, проектор, сканер, принтер, интерактивная доска SMARTBOARD, компьютерная сеть с выходом в Интернет. Теоретическая работа чередуется с практической, используются интерактивные формы обучения.

Формы проведения занятий: экскурсии, беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты.

Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

  1. Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, общаясь в парах и группах друг с другом.
  2. Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере.
  3. Принцип природосообразности. Основной вид деятельности школьников – игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.
  4. Преемственность. Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия.
  5. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном системной работы единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. Перед курсом 5-го класса учащиеся обычно посещают курс внеурочной деятельности с простейшими примерами программируемых действий «ЛЕГО-конструирование», которое преподается в нашей школе со 2-4 классы. В рамках ступени 5-х классов по программе внеурочной деятельности «Исполнители в КуМИР» продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников основам программирования и происходит подготовка к работе с роботами NXT (6-7-8 классы) в курсе «РОБОТОТЕХНИКА NXT», а также, предваряет более глубокое изучение предмета в 9-х классах (основной курс, раздел программирование и элективный курс «Язык программирования Си++»), завершается система в школе изучением информатики в 10-11 – х классах на профильном уровне.
  6. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: в начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
  7. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
  8. Принцип развивающего обучения - обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
  9. Принцип сотрудничества подразумевает тесную взаимосвязь с социальными партнерами школы: экскурсии, обмен опытом, показательные выступления в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Станция юных техников» (г. Сургут, г. Тюмень) и «Юный техник» (г. Покачи), организацию для обучающихся мастер-классов программистами ООО «Компьютерный салон» (г. Покачи), а также судейство в отчетном мероприятии по программированию «Фестиваль проектов» с привлечением специалистов АИС ТПП «Покачевнефтегаз» (г. Покачи).

Требования к результатам обучения.

Личностные результаты:

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
  • прогнозирование – предвосхищение результата;
  • контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
  • оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
  • структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
  • умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
  • умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
  • использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования;
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • овладение понятиями исполнитель, объект, обработка событий;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в программе;
  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

В результате учебной деятельности, для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:  учебно-исследовательская конференция, «Фестиваль проектов» - защита собственных проектов по программированию.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Характеристики компьютерного класса:

Количество РМУ: 14

Периферийные устройства: сканер, принтер, проектор.

Локальная  сеть, выход в Интернет.

Операционная система: Windows, Linux

Основная программа: КуМИР (версия 1.9.)

Учебно-методическое обеспечение курса внеурочной деятельности:

Рабочая программа курса.

Практические работы.

Разработки игр, викторин.

Тематический план:

Наименование разделов

Характеристика деятельности обучающегося

Кол-во часов

1

Ведение в компьютерное программирование.

Среда программирования КуМИР

Аналитическая: изучение основ алгоритмизации и программирования.

Практическая: изучение основных управляющих клавиш в среде КуМИР, создание и отладка программного алгоритма на языке программирования

7

2

Основные приемы программирования на примерах различных исполнителей среды КуМИР 

Аналитическая: сопоставление алгоритмических конструкций в виде блок-схем с записью в программе.

Практическая: реализация решения задачи в среде конкретного  исполнителя.

20

3

Создание личного проекта

Аналитическая: обоснование выбора темы проекта.

Практическая: реализация и защита проекта.

6

4

Экскурсии на станцию «Юный техник», салон компьютерной техники и предприятие ТПП «Покачевнефтегаз» (центр программирования АИС)

Аналитическая: обоснование и возможность выбора профессии – программист, конструктор (например, в робототехнике).

 Практическая: применение робототехники на производстве и в жизни.

2

ИТОГО:

35

Содержание:

1.Введение в компьютерное программирование (7 часов)

Теория:

Понятие исполнителя, алгоритма и программы, их назначение, виды и использование. Виды управления исполнителем. Способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Программы. Основные элементы интерфейса программы. Создание, сохранение и открытие программ Исполнителей. Основные группы команд и их  назначение. Линейный алгоритм. Ветвления. Запись в виде блок-схем. Циклы.

Проекты: игра «Исполнитель и программист»

2.Основные приемы программирования и создания проекта (20 часов)

Теория:

Постановка, алгоритмизация, кодирование, тестирование, отладка программы. Линейный алгоритм. Движение объекта по заданному маршруту. Запись на языке программирования. Ветвления. Обработка событий. Запись на языке программирования. Цикл. Повторение рисунков. Орнаменты. Запись на языке программирования. Переменные и их виды. Правила использования переменных. Основные арифметические операции. Обзор основных функций. Функция случайных чисел. Постановка задачи. Подготовка элементов для решения задач Исполнителя.

Проекты: «Лабиринт», «Водолей-ка», «Ручная черепашка», «Узоры»

3. Создание личного проекта (6 часов)

Теория:

Разработка и создание проекта решения конкретной задачи с использованием заранее подготовленных материалов для выбранного Исполнителя среды Кумир. Групповая проверка. Устранение ошибок.

Проект: на свободную тему, защита проекта на конкурсе «Фестиваль проектов»

4. Образовательные события (экскурсии) – (2 часа).

Календарно-тематическое планирование:

№ урока

Тема

Всего часов

Из них

Вид практического занятия

Контроль

Программное

обеспечение

т

пр

Ведение в компьютерное программирование. Среда программирования КуМИР – 7 ч

Техника безопасности и правила работы на ПК. Основной принцип работы ПК. Назначение основных устройств ПК.

1

1

-

Презентация и видеофильм

Основы проектной деятельности.

Урок-игра с  написанием проекта «Исполнитель и программист»

1

0,5

0,5

Проект

Презентация и видеофильм

Определение и свойства алгоритма.  Способы записи алгоритмов. Примеры алгоритмов.

2

2

-

Видеоурок

Основные типы алгоритмов.

1

1

Видеоурок

Среда программирования КуМИР.

Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой. Работа с программной средой КуМИР.

2

1

1

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир в ОС Windows

Основные приемы программирования на примерах различных исполнителей среды КуМИР- 20 ч

Знакомство с исполнителями Чертежник и Робот.

1

1

-

С/р

Кумир в ОС Windows

Понятие исполнителя, основные команды исполнителя.

Практическая работа № 2. Учебный исполнитель алгоритмов. Последовательная детализация.

1

0,5

0,5

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир

в ОС Windows

Линейные алгоритмы.

Практическая работа № 3. Разработка линейных алгоритмов для исполнителя Робот.

1

0,5

0,5

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир в ОС Windows

Линейные алгоритмы. Создание  и редактирование алгоритмов.

Практическая работа № 3. Разработка линейных алгоритмов для графического исполнителя Чертежник.

1

0,5

0,5

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир в ОС Windows

Ветвления. Полные и неполные ветвления.

Практическая работа № 4. Учебный исполнитель алгоритмов. Ветвления.

1

0,5

0,5

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир в ОС Windows

Линейные алгоритмы в сочетании с ветвлениями.

Практическая работа № 5. Учебный исполнитель алгоритмов. Линейные алгоритмы в сочетании с ветвлениями.

1

0,5

0,5

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир в ОС Windows

Циклические алгоритмы.

Практическая работа № 6. Учебный исполнитель алгоритмов. Циклические алгоритмы.

1

0,5

0,5

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир в ОС Windows

Циклы в сочетании с ветвлениями.

Практическая работа № 7. Учебный исполнитель алгоритмов. Циклы в сочетании с ветвлениями.

1

0,5

0,5

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир в ОС Windows

Знакомство с исполнителями Водолей и Черепаха.

1

1

-

С/р

Кумир в ОС Windows

Практическая работа № 8. Учебный исполнитель Водолей и Черепаха. Последовательная детализация.

1

0,5

0,5

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир

в ОС Windows

Линейные алгоритмы.

Практическая работа № 9. Разработка линейных алгоритмов для исполнителя Водолей и Черепаха.

1

0,5

0,5

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир в ОС Windows

Ветвления. Полные и неполные ветвления.

Практическая работа № 10. Учебный исполнитель Водолей и Черепаха. Ветвления.

1

0,5

0,5

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир в ОС Windows

Линейные алгоритмы в сочетании с ветвлениями.

Практическая работа № 11. Учебный исполнитель Водолей и черепаха. Линейные алгоритмы в сочетании с ветвлениями.

1

0,5

0,5

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир в ОС Windows

Циклические алгоритмы.

Практическая работа № 12. Учебный исполнитель Водолей и Черепаха. Циклические алгоритмы.

1

0,5

0,5

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир в ОС Windows

Циклы в сочетании с ветвлениями.

Практическая работа № 13. Учебный исполнитель Водолей и Черепаха. Циклы в сочетании с ветвлениями.

1

0,5

0,5

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир в ОС Windows

Самостоятельная работа. Алгоритмы и исполнители  (тест).  

1

0,5

0,5

тест

Кумир в ОС Windows

Проекты: «Лабиринт», «Водолей-ка», «Ручная черепашка», «Узоры»

4

0

4

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир в ОС Windows

Создание личного проекта – 6 ч

Творческая мастерская (создание проекта и подготовка к его защите)

4

0

4

Практикум на ПК

Пр/р

Кумир в ОС Windows

Фестиваль проектов (презентация и защита проектов)

2

0

2

Презентация и проект

Образовательные события – 2 ч

Экскурсии на станцию «Юный техник», салон компьютерной техники и предприятие ТПП «Покачевнефтегаз» (центр программирования АИС)

2

0

2

 

Планируемые результаты обучения.

По окончанию курса ученик должен научиться составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования в среде КуМИР, публиковать свои проекты в глобальной сети.

Кроме того, у учащихся должен быть сформирован познавательный интерес к предмету информатика в целом и желание в дальнейшем продолжить изучение программирования по курсу «Робототехника NXT». Полученные знания и умения учащихся способствуют развитию мышления и формированию информационной культуры школьников.

Данная программа направлена на достижение первого уровня воспитательных результатов, то есть на приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности.  

Используемые источники и литература.

  1. Анеликова Л.А., Гусева О.Б. Программирование на алгоритмическом языке КуМир. — М: Солон-Пресс, 2015.
  2. Сайт разработчиков Кумира (lpm.org.ru)
  3. Кумир на сайте НИИСИ РАН (www.niisi.ru/kumir)
  4. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г. Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы Кумир (edu.1september.ru).
  5. Учебники А.Г. Кушниренко (publ.lib.ru).
  6. Учебники по КуМиру (www.niisi.ru).
  7. Удалова Т.Л. Система программирования «КуМир». — Саратов: Издательство «Лицей»(www.licey.net).
  8. Удалова Т.Л., Ануфриева М.В. Программирование. КуМир: [с примерами решений задач ГИА и ЕГЭ]. — Саратов: Издательство «Лицей», 2016.
  9. Зайдельман Я.Н. Курс «Алгоритмизация и программирование: от первых шагов до подготовки к ЕГЭ» (edu.1september.ru)
  10. Кириенко Д.П. Курс алгоритмизации с использованием исполнителей системы Кумир и автоматического тестирования
  11. Прищепа Т.А. Преподавание программирования в среде КуМир.

(server.179.ru)

  1. Поляков К.Ю. Кумир и школьная информатика // Информатика, № 9, 2017, с. 16-17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...