Парная работа на уроках информатики
статья по информатике и икт

Богданова Людмила Александровна

Методы работы в парах на уроках информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogdanova_la_parnaya_rabota_na_urokah_informatiki_2019.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Богданова Л.А., учитель информатики

ГБОУ СОШ №79 Калининского района

Санкт-Петербурга

РАБОТА В ПАРЕ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ

В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя обучающимися, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Стоит заметить, что часто для обучающегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя. Парная работа на компьютере изначально сформировалась из-за нехватки компьютеров. Позже было замечено, что даже при достаточном количестве компьютерной техники парная работа бывает полезна в начале обучения или при освоении новой сложной темы.

Однако в настоящее время действующими СанПиН парные методы работы за одним компьютером не рекомендуются. Поэтому в современных условиях работа в парах должна предполагать чередование: один ученик за компьютером, второй выполняет некомпьютерную часть работы и наоборот.

Наблюдая за работами в парах, можно отметить некоторые проблемные моменты:

  • момент «приспособленчества» в паре (один работает, другой сидит);
  • частые конфликты (дай мне, ты не умеешь; я знаю лучше тебя);
  • нет заинтересованности в работе, низкая познавательная активность или наоборот – нет самостоятельности, своего мнения, полная зависимость от партнера (делаю так, как ты);
  • проблема коммуникабельности в коллективе (практически в каждом классе есть дети-одиночки, с которыми никто не хочет общаться).

Варианты работы в паре за компьютером могут быть различными. Вот некоторые из них, помогающие избежать неравномерности в работе обучающихся:

  • «Выбери сам». После объяснения нового материала обучающимся раздается материал, в котором распределены обязанности для каждой пары. Для начала это может быть задание, в котором после каждого этапа остается свободно место, чтобы обучающийся вписал свое имя. Таким образом, каждой обучающийся выбирает для себя тот вид работы, который ему захочется. Одно условие: количество выполненных заданий у каждого в паре должно быть одинаковым (например, разработка и реализация алгоритмов).
  • «Научился сам – научи другого». Обучающимся предлагается задание, в парах они знакомятся с ним, распределяют роли: учитель – ученик. Задача учителя: объяснить ученику с помощью четких инструкций, как выполнить это задание, контролировать ход выполнения работы учеником, давать необходимые пояснения к работе. Роль учения – четко выполнять все инструкции учителя. В конце занятия обучающиеся оценивают выполнение роли друг другом (работа в графическом редакторе).
  • «Соревнования». Каждая пара должна выполнить определенное задание. Перед обучающимися ставится цель: выполнить задание, соблюдая все инструкции. Оцениваться будет верность выполнения и скорость. Соревновательный момент хорош тем, что каждая пара стремится выиграть и поэтому все обучающиеся стараются выполнить задание, не пытаясь отсиживаться. У каждой пары общая цель – выиграть. Условие работы в паре: каждый ученик выполняет задание в своем цвете, в этом случае после окончания работы пары сразу видно, кто как работал (работа в текстовом редакторе  - форматирование текста).

Основываясь на сказанном выше, можно сделать вывод, что состав пары должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. Пары формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности, совместимости обучающихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну пару негативно настроенных друг другу учащихся.

При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный — сильный, средний — средний, слабый — слабый.

Организовать пару и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована парная работа. Если у обучающихся нет опыта парной работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждого участника пары, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно.

Парная форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий, хорошо оправдывают себя проблемные задания. Во время парной работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в парах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся или паре в целом.

Поскольку парные формы работы способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных, они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, причём независимо от особенностей класса и навыков проведения таких уроков у учителя.

Литература

  1. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СанктПетербург : КАРО, 2015. – 144 с.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Лапчик М.П. Теория и методика обучения информатике — М.: ИЦ Академия, 2008.- 592 с.
  3. Парная форма работы в школе: рекомендации для учителя. Несколько тренингов на отработку навыков работы в группах сменного состава. [Электронный  ресурс] // Режим доступа  http://pedsovet.su/metodika/priemy/5868_parnaya_rabota


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая и парная работа на уроках английского языка

О пользе организации работы в группах и парах и конспект урока с использованием технологии работы в паре и группе...

Статья на тему: "Групповая и парная работа на уроках математики"

Материал на тему: "Групповая и парная работа на уроках математики"...

Наглядное пособие к групповой и парной работе на уроке английского языка.

В этой презентации содержатся интерактивные техники групповой и парной работы на уроке в карточках, пазлах, кроссвордах и многих других увлекательных и познавательных упражнениях....

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях реализации ФГОС

Самое главное при организации подобной групповой работы важно давать ребятам  четкую конкретную  задачу, каждый из них должен четко понимать  и выполнять свои действия для совмест...

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях реализации ФГОС

В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, он является основным критерием выбора технологии обучения....

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС

Индивидуальная форма – форма организации обучения, при которой педагог работает индивидуально с каждым обучающимся, а обучающиеся выполняют задания индивидуально.Фронтальная форма &nda...

ДОКЛАД «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».

ДОКЛАД Тема: «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»....