Конспект урока (факультативного занятия) по теме "Системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (8, 9 класс)

Материалы урока могут использоваться на уроке информатики при изучении темы "Системы счисления",

при подготовке учащихся к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_sistemy_schisleniya.doc383 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Видновская гимназия»

Конспект урока по теме

«Системы счисления»

(подготовка к ОГЭ по информатике)

Кузнецова Ольга Владимировна

учитель информатики

МАОУ «Видновская гимназия»

Видное

2019

Тема урока (факультативного занятия): Системы счисления

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.

Задачи урока:  

образовательные:

  • актуализация знаний по теме «Системы счисления»;
  • обобщение и систематизация изученного материала  по теме «Системы счисления»;
  • стимулирование интереса к изучаемой теме;

развивающие:

  • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  • развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
  • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  • развитие мышления учащихся при решении логических задач;

воспитательные:

  • повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
  • формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
  • воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
  • формирование навыков самоорганизации и инициативы.

Тип урока: комбинированный урок

Образовательные ресурсы:

Презентация

анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления» (135050); http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b6f80d82-fc7d-49de-943b-6082c2ab31f8/?inter

Оборудование: интерактивная доска

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Актуализация опорных знаний

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель предлагает ученикам прочитать шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила.

Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно …

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

Учащиеся «расшифровывают» стих. Вспоминают, что числа в разных системах счисления записываются по-разному.

  1. Сообщение темы, целей и задач урока

Задачи:

вспомнить способы и приёмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

научиться решать задание №13 из КИМов ОГЭ по информатике рациональным способом;

  1. Изучение нового материала

Новый материал по теме изучается с опорой на знания, которые учащиеся получили в основной школе.

  1. Учащиеся вспоминают определение системы счисления, виды систем счисления, определение позиционной системы счисления, основания системы счисления
  2. Заполняют таблицу, с алфавитом «компьютерных» систем счисления

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

Восьмеричная

Двоичная

Шестнадцатеричная

Ученики проводят перекрёстную проверку

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9

Восьмеричная

8

0;1;2;3;4;5;6;7

Двоичная

2

0; 1

Шестнадцатеричная

16

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F

  1. Вместе с учителем заполняют таблицу записи чисел в системах счисления с основанием 10, 2, 8 и 16. Важно, чтобы учащиеся поняли, что каждое следующее число получается, если к предыдущему прибавить 1. Фиксируется переход в следующий разряд. Учитель обращает внимание на числа в десятичной системе счисления, которые кратны степени 2.

q=10

q=2

q=8

q=16

0

1

2

0

1

10

0

1

2

0

1

2

3

4

11

100

3

4

3

4

5

6

7

8

101

110

111

1000

5

6

7

10

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1001

1010

1011

1100

1101

1110

1111

10000

11

12

13

14

15

16

17

20

9

A

B

C

D

E

F

10

До 20 учащиеся продолжают таблицу самостоятельно, меняются тетрадями, выполняют проверку.

  1. Учитель обращает внимание на то, что такой способ (+1) получения чисел в разных системах счисления не универсален и не эффективен. Вспоминают алгоритмы перевода чисел из 10-ной системы счисления в систему счисления с основанием q, и обратный перевод из системы счисления с основанием q в 10-ную систему счисления.
  2. На практике переводят число 75 из десятичной в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему и обратно.
  3. Учитель обращает внимание на связь чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системе. С учащимися делают вывод и формулируют правило перевода из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную систему с помощью триад и тетрад.
  4. Учащиеся доказывают, что:
  • 225338 = 100101010110112
  • 10010101111002 = 12BC16
  • 101010100111002 = 252348
  • 1C6316 = 11100011000112
  1. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний
  1. Учащиеся самостоятельно переводят числа в различные системы счисления. Проверка осуществляется с помощью ЭОР

  1. Вместе с учителем разбираются разные типы заданий №13 из КИМов ОГЭ по информатике. Задания берутся из открытого банка ФИПИ, сайта СдасмГИА: решу ОГЭ: информатика https://inf-oge.sdamgia.ru

  • Переведите двоичное число 1110001 в десятичную систему счисления
  • Переведите число 125 из десятичной системы счисле­ния в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
  • Переведите число FE из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную систему счисления
  • Переведите число 150 из восьмеричной системы счисления в десятичную систему счисления
  • Переведите число 143 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько значащих нулей содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество нулей.
  • Переведите число 126 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. В ответе укажите двоичное число. Основание системы счисления указывать не нужно

  1. Самостоятельная работа учащихся

Решить вариант учителя № ХХХХХХ на сайте https://inf-oge.sdamgia.ru

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия
  • Какие недостатки в своих знаниях я заметил?
  • Чему я научился на уроке?
  • Понравилась ли работа с сайтом буду ли самостоятельно работать с этим ресурсом?
  • Что помогло мне справится с заданием самостоятельной работы?

  1. Домашнее задание

Решить вариант учителя № ХХХХХХ на сайте https://inf-oge.sdamgia.ru

Список используемых ресурсов

  1. сайт https://inf-oge.sdamgia.ru 
  2. http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Кодирование числовой информации. Системы счисления"

Урок на тему «Кодирование числовой информации. Системы счисления» разработан для учащихся 10 классов, изучающих информатику по учебнику «Информатика и ИКТ (профильный уровень), 10 класс»  (...

Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Изготовление прихватки из лоскутков ткани»

Урок – деловая игра предполагает условное воспроизведение некоторой реальной деятельности, которую осваивают учащиеся. Обучение проходит в процессе совместной игры....

Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Моделирование фартука».

Урок с элементами игровых ситуаций.  На  уроке обучающимся предстоит узнать о том, как создаются новые модели одежды, познако­миться с профессией модельера, научить­ся моде...

Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Обработка накладного кармана»

Урок - игра “Путешествие в страну «Карманию». Знакомство с историческими сведениями о кармане, его ролью в современной одежде, способами его обработки.  ...

Конспект урока на тему: "Двоичная система счисления"

Конспект урока на тему: "Двоичная система счисления"...

Конспект урока факультативного курса «Истоки» “Слово и образ малой родины”.

Цели:Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: &ldquo...

Конспект урока "Труд. Занятость. Безработица"

В данном материале представлен авторский урок для 8 класса по обществознанию на тему "Труд. Занятость. Безработица"....