Главные вкладки

    Информатика во внеурочной деятельности
    статья по информатике и икт

    Протасьева Дарья Вадимовна

    При обучении в школе важно выделить у учащихся склонности к каким-либо направлениям, к которым относится информатика. Для этого в школе должна быть организована внеурочная деятельность в виде кружков, поисковых и научных исследований, секций, олимпиад и т. д. Внеурочная деятельность должна быть непосредственно связана с основной учебной деятельностью и формировать с ней целостную образовательную среду. Также необходимо развитие информационной среды для обеспечения доступа школьникам к широкому спектру возможностей индивидуального развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл informatika_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx31.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья

    Тема «ИНФОРМАТИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Протасьева Дарья Вадимовна,

    заместитель директора, учитель информатики,

    ГБОУ школа № 76 Выборгского района, г. Санкт-Петербург

    Аннотация. В статье рассматривается проблема организации и содержания внеурочной деятельности по информатике. Автор рассматривает аспекты принципиального проведения внеурочной деятельности вне зависимости от предметной области. В статье представлены дидактико-методологические основания примерного план проведения основной учебной деятельности и внеурочной деятельности по информатике, даны рекомендации по преподаваемому материалу. Автор основывается на методологическом синтезе традиционных, инновационных педагогических подходах и концепциях.

    Ключевые слова: внеурочная деятельность, информатика, программирование, школа, основная учебная деятельность, интеграция урочной и внеурочной деятельности, дидактико-методологические основания.

    Современная образовательная парадигма, кардинально затронувшая методологию образовательного процесса в общеобразовательной школе на различных ступенях, предписывает методологически синтез и разноуровневую иерархию интеграции учебной и внеучебной деятельности с целью увеличения объема практического опыта самостоятельного синтеза нового знания и реализации его на практике обучающимися, начиная со ступени начального школьного образования. Эта концепция в настоящее время распространена на все предметные области, которые в разной степени требуют дополнительного объема работ, реализуемых во внеучебной деятельности [7].

    Достаточно большую популярность на современном этапе вхождения социума в расширяющееся информационное пространство приобретает преподавание дисциплины «Информатика» и использование ресурсов данного учебного предмета для организации внеурочной деятельности, позволяющей обучающимся более предметно формировать определенные умения, навыки и компетенции в области информационных технологий [1; 4].

    При обучении в школе важно выделить у учащихся склонности к каким-либо направлениям, к которым относится информатика. Для этого в школе должна быть организована внеурочная деятельность в виде кружков, поисковых и научных исследований, секций, олимпиад и т. д. Внеурочная деятельность должна быть непосредственно связана с основной учебной деятельностью и формировать с ней целостную образовательную среду. Также необходимо развитие информационной среды для обеспечения доступа школьникам к широкому спектру возможностей индивидуального развития.

    Рассмотрим каждую из этих позиций подробнее:

    -внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы и тесно связана с основной учебной работой; на данную область [учебную] ложится основная часть нагрузки образовательной программы, которая формируется учащимися, так как данная деятельность должна удовлетворять потребностям индивидуума в самореализации. Также перед педагогами и методистами в это плане стоят различные задачи: разработка программ работы на регулярной коллективной основе, расширяющие основные учебные программы и программы, развивающие творческую активность обучающихся.

    -разработка тематики предметной деятельности, такие как: проекты, научные рефераты, теоретические и экспериментальные исследования. Данная область деятельности также включает: составление тренировочных пособий для самопроверки результатов обучения; проведение коллективных мероприятий (например, научные конференции); обновление методики подготовки и проведения различных конкурсов (например, олимпиады, игровые конкурсы по информатике) и пр.

    Расширение образовательной среды путем вывода ее за рамки урочной деятельности является одним из важнейших признаков обновления системы образования. Помимо структур, непосредственно входящих в систему образовательных учреждений, широкое развитие получает осуществление внешкольной деятельности за счет связи школы с высшими учебными заведениями, учреждениями культуры, производственными организациями и т. д. В такой работе требуется учебно-методическая поддержка, которая предполагает:

    -анализ, обобщение и популяризацию новых форм связей школы с организациями и институтами (например, проведение конкурсов по информатике и робототехнике на базе высших учебных заведений);

    -анализ и освещение зарубежного опыта внедрения внешкольных структур в учебный процесс с акцентом на результаты работы по крупным международным программам (например, Junior Skills и World Skills по информатике, в которых российские школьники проявляют себя на достаточно высоком уровне);

    -составления типовых документов, регулирующих содержание и организационные формы взаимодействия школы с организациями и общественными институтами вне круга образовательных учреждений.

    Так, рассматривая в качестве примера учебно-методический комплекс авторов Н. В. Матвеевой, Е. И. Челак и Н. К. Конопатовой, можно отметить прогрессивное решение методологического синтеза в интегративном подходе, объединяющем учебную и внеучебную деятельность обучающихся при освоении школьного курса информатики, в рамках которой производится как учет образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, так и осуществляется своеобразное погружение в контекстное поле на основе ранней профориентации школьников [5].

    Необходимо также отметить, что, несмотря на важность расширения спектра практического поля в области информатики, необходима четкая ориентация внеучебной деятельности на ФГОС. ФГОС включает в условия реализации основной образовательной программы информационное оснащение образовательного процесса. При обеспечении внеурочной деятельности особое значение имеют:

    -создание сред обеспечения учащихся информации в виде, предполагающем максимальное усвоение учебного материала;

    -расширение возможностей поиска информации;

    -применение цифровых технологий в проведении творческого процесса;

    -доступ к средствам моделирования сложных процессов.

    Существующая система повышения квалификации педагогических кадров требует доработок в плане учета специальных форм подготовки к ведению внеурочной деятельности, т. е. проверки умения быть тьютором для формирования индивидуальной траектории обучения учащихся. Данная концепция учебно-методического обеспечения внеурочной деятельности предусматривает обеспечение довольно широкого спектра стилей познавательной деятельности учащегося, реализующихся на основе обеспечения учебной работы по индивидуальным траекториям. Помимо этого, осуществляется личностное, социальное и профессиональное самоопределение каждого индивидуума, повышение самостоятельности и ответственности за результаты образовательной деятельности за счет дополнения образовательной среды с включением ресурсов социально-экономического, культурного и информационного окружений [1].

    При рассмотрении внеурочной деятельности по предмету «Информатика» стоит осуществлять развитие обучающихся и в области математики. Данные предметные области неразрывно связаны между собой. Требуется также соблюдение некоторых принципов при реализации внеурочной деятельности:

    -Связь обучения с жизнью: приведение примеров, когда какие-либо знания или умения пригождаются в реальной жизни, даст учащимся мотивацию и понимание необходимости данных знаний при реализации его индивидуального пути обучения и роста.

    -Коммуникативная активность учащихся: достаточно развитые коммуникативные навыки помогают в дальнейшем будущим специалистам общаться с коллегами по работе или другой деятельности и позволяют проще определять разделение задач.

    -Возрастные особенности учащихся: эффективность внеучебной работы также определяется соответствием содержания материала, методам обучения этапам изучения предметной области и психофизиологическим особенностям учащихся.

    К тому же следует выделять несколько перспективных и актуальных направлений развития современных школьников в разделе информатики и математики: компьютерное моделирование, проектирование баз данных, информационно-поисковые системы, методы и средства анализа и обработки данных, информационная безопасность, искусственный интеллект и т. д.

    Также существует большое множество направлений, реализующих предметную связь информатики и математики с другими предметными областями (например, кибернетика, биоинженерия, геоинформационные системы и т. д.), что дает существенное расширение возможностей внеурочной деятельности на этапе школьного обучения и начальной профориентации школьников [7].

    Рассмотрим образовательный потенциал методологического синтеза в рамках школьного курса информатики на различных этапах обучения в школе для реализации программ урочной и внеурочной деятельности:

    Начальные классы:

    Учащиеся должны понимать, что такое информация, что является ее источником, что может быть носителем информации, в каком виде она может кодироваться (символы, изображения и т. д.), простейших способах ее шифровки, а также о хранении и обработки информации. Учащиеся приобретают знания об основных теоретических понятиях информатики, а также ряд представлений о различии языка людей и языков программирования, что формирует их умения представлять модели простейших объектов, различать виды этих моделей. Учащимся необходимо освоить понятие алгоритма, иметь представление о формах его записи и видах алгоритмов. Также школьники должны иметь представление об управлении, о существовании объекта управляющего и объекта управляемого, о целях, средствах и результатах управления, а также о различных средствах коммуникации. У обучающихся должны сформироваться и развиться навыки использования компьютера [5].

    Программа внеурочной деятельности на этапе начальной школы довольно схожа с основной образовательной программой, однако, она осуществляет специфическую поддержку материала и его рассмотрения намного подробней, а также формирует познавательный интерес путем проведения образовательных игр для совершенствования мотивации к изучению данного предмета [4].

    Средние классы:

    Учащиеся должны получить представление об информации и понимание роли информационных процессов, обрести навыки проведения анализа и критической оценки получаемой информации, также обрести ответственное обращение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения и развить чувство личной ответственности за качество информационной среды. Учащиеся овладеют информационно-логическими умениями такими, как построение логических причинно-следственных связей, определение ключевых признаков объектов и их классификация, построение логических рассуждений и умозаключений. Ученики должны получить умения формулировать проблему, поиска необходимой информации, планирования путей достижения поставленной цели, а также навыки самоконтроля и самооценки проделанных действий и принятых решений для решения очередной задачи и умение корректировать траекторию достижения цели в зависимости от изменяемых условий. Учащимся необходимо освоить широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий, а также навыков информационного моделирования информации [8].

    Во внеурочной деятельности обучающихся на данном этапе необходимо на практике ознакомить с алгоритмами на основе среды КУМИР и программированием в тривиальных формах на языке PascalABC для заложения фундаментальных практических знаний того, что их ожидает в старших классах, а именно: учащиеся получат реальный опыт разработки алгоритмов на компьютере в среде КУМИР для решения поставленных задач, а также навыки тестирования и отладки несложных задач. На языке PascalABC учащиеся изучат основные типы данных, которыми оперируются при разработке различных программ, усвоят основные теоретические понятия (например, трансляция). Ученики получат практические навыки построения основных алгоритмических конструкций таких, как условные, циклические и линейные.

    Также обучающимся необходимо получить знания ввода и вывода информации, получить навыки оперирования константными и переменными типами данных. Помимо этого, будет предложена проектная деятельность на коллективной основе, где на протяжении определенного срока школьники должны будут продемонстрировать приобретенные знания и навыки в областях планирования, коммуникации, распределения задач, корректирования траектории достижения целей (по возможности), разработки алгоритма, написания кода, тестирования и отладки программ. По завершению срока будет существенным плюсом организация защиты проектов, где оценивающий персонал (учителя и тьюторы) смогут дать конструктивную критику каждой группе (команде) учеников и определить их дальнейшие пути профессионального развития [2; 3].

    В этой связи необходимо отметить, что проектная деятельность способствует дополнительной организации учащихся, формированию ответственности за проделанную работу, вносит игровой и соревновательный характер, что позволяет школьникам наращивать темп саморазвития и, как следствие, проявлять больший интерес к данной предметной области информатики [4].

    Старшие классы:

    Учащиеся должны получить достаточно углубленное понимание предметной области, ознакомится с понятием информационных систем, реляционных СУБД, их моделированием, созданием и запросам к ним. Необходимо также ознакомить учеников с методами программирования такими, как: структурный, рекурсивный, объектно-ориентированный. В данный пункт входит повторение основных типов данных, алгоритмических конструкций, а также изучение новых понятий (например, класс, объект, структура и т. д.), изучение рекурсии и т. д. Помимо этого, следует ознакомить учащихся с компьютерным моделированием для развития логического и алгоритмического типов мышления [9].

    Внеурочная деятельность предусматривает работу и с более сложными алгоритмами и решением более сложных задач. Рекомендуется использовать другой, более функциональный язык программирования такой, как c++. Данный язык программирования предоставляет бо́льший спектр возможностей и является современным и актуальным языком программирования в настоящее время. Если в дальнейшем ученики будут иметь потребность в смене языка программирования, то у них будет больше вероятность быстрой адаптации к синтаксису нового языка, поскольку с++ имеет схожий синтаксис со многими современными языками программирования и схожие возможности.

    Также необходим отметить, что внеурочная деятельность на современном этапе развития школьного образования должна включать себя:

    -изучение возможностей языка с++ (например, ссылки, указатели и т. д.);

    -решение задач различного уровня сложности для подготовки к прохождению курса информатики технических вузов;

    -освещение современных технологических достижений в виде новостного блога (например, статья о GraphQL и его возможностях и т. д.);

    -участие в проектных видах деятельности.

    Данная система внеурочной работы позволит обеспечить довольно качественную подготовку школьников к обучению в учреждения высшего образования, а также будет способствовать профессиональному индивидуальному развитию каждого субъекта образовательного процесса и определению дальнейшей траектории его профессионального роста и саморазвития.

    Литература:

    1. Башмаков, М. И. Развитие внеурочной деятельности методами продуктивного обучения [Электронный ресурс] / М. И. Башмаков, М. А. Горяев. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-vneurochnoy-deyatelnosti-metodami-produktivnogo-obucheniya
    2. Бордачева, Л. Н. Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Удивительный мир информатики» для учащихся 8 класса [Электронный ресурс] / Л. Н. Бордачева – Режим доступа: https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-informatike-udivitelniy-mir-informatiki-dlya-uchaschihsya-klassa-751348
    3. Валиуллина, А. Ш. Программа внеурочной деятельности по информатике «Основы программирования на примере PascalABC.NET» для 7-го класса [Электронный ресурс] / А. Ш. Валиуллина – Режим доступа: https://infourok.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-informatike-osnovi-programmirovaniya-na-primere-pascalabcnet-2934853.html
    4. Иванова, С. В. Формирование интереса школьников к программированию [Электронный ресурс] / С. В. Иванова, А. М. Кожанова – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-interesa-shkolnikov-k-programmirovaniyu
    5. Матвеева, Н. В. УМК «Информатика» 2-4 класс / Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова. – Москва: БИНОМ, 2013.
    6. Мирзазянова, Е. В. Рабочая программа внеурочной деятельности «Инфознайка» [Электронный ресурс] / Е. В. Мирзазянова – Режим доступа: https://урок.рф/library/rabochaya_programma_vneurochnoj_deyatelnosti_infoznaj_071720.html
    7. Рыжова, Н. И. Тенденции развития содержания внеурочной деятельности школьников по информатике и математике в условиях информатизации и модернизации российского образования [Электронный ресурс] / Н. И. Рыжова, И. И. Трубина – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-razvitiya-soderzhaniya-vneurochnoy-deyatelnosti-shkolnikov-po-informatike-i-matematike-v-usloviyah-informatizatsii-i
    8. Рябенко, О. Н. Программа внеурочной деятельности по информатике «ИНФОЗНАЙКА» для 5-6 классов на 2016/17 учебный год [Электронный ресурс] / О. Н. Рябенко – Режим доступа: http://74439s005.edusite.ru/Dsw
    9. Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ профильный уровень / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Л. В. Шестакова. – Москва: БИНОМ, 2011. – 122с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование метода социального проектирования во внеурочной деятельности по информатике

    Возможности социального проектирования значительно расширились с распространением вычислительной техники и развитием компьютерного моделирования. Социальное проектирования в процессе обучен...

    Программа внеурочной деятельности по информатике в начальной школе

    Программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир информатики"  в начальной школе. ФГОС....

    Проектная деятельность на уроках информатики и внеурочное время

    Как добиться прочных знаний? Выход один - необходимо заинтересовать, убедить, увлечь. Метод проектов - чудесная находка....

    Программа внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика"

    Программа «Занимательная  информатика» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся  1-4 классов.Содержание настоящей программы направлено на достижение следую...

    Программа по внеурочной деятельности по информатике "Мир информатики"

    Курс нацелен на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыка работы на компьютере в разных средах и приложениях....

    рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса

    Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование...

    Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"

    quot;Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"...