План-конспект урока по теме "Вспомогательные алгоритмы" +презентация
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Юшкова Ксения Андреевна

Урок на тему "Вспомогательные алгоритмы". Программа КУМИР, алгоритмический язык, исполнитель Чертежник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект150.4 КБ
Файл Презентация883.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Вспомогательные алгоритмы»

Дата проведения: 

Цели урока:

Обучающие:

  • Формирование новых понятий: вспомогательный алгоритм, подпрограмма;
  • отработка навыков написание алгоритмов в середе учебного исполнителя Чертежник;
  • формирование практических умений по использованию вспомогательных алгоритмов в среде учебного исполнителя Чертежник.

Развивающие:

  • Способствование развитию алгоритмического мышления, познавательного интереса, внимания, памяти;
  • способствование развитию умений творческого подхода к решению практических задач;
  • создание условий для развития коммуникативных умений;

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры учащихся;
  • воспитание инициативности, уверенности в своих силах;
  • воспитание ответственности, внимательности, усидчивости, дисциплинированности, взаимопонимания, взаимопомощи.

Главная проблема урока: уменьшение размера алгоритма с повторяющимися частями, благодаря использованию подпрограмм.

Основные образовательные объекты: алгоритмы

Оборудование урока: 

  • проектор;
  • компьютер учителя с программой PowerPoint;
  • компьютеры (ОС Windows 10) с установленной учебной средой программирования КуМир.

План урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка проблемной ситуации. Объяснение нового материала.
  4. Физкультминутка.
  5. Закрепление знаний. Практическое задание.
  6. Домашнее задание.
  7. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (2 минуты)

Слайд 1.

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Уточнение отсутствующих.

  1. Актуализация знаний. (2 минуты)

Слайд 2.

Учитель: Для начала вспомним то, что проходили ранее. Ответим на следующие вопросы: (ученики отвечают на вопросы со слайда)

  1. Что такое алгоритм?

Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

  1. Перечислите свойства алгоритма

Дискретность, понятность, точность, конечность, массовость.

(Если ученики не вспомнили какое-то свойство, повторить его.)

  1. Кто такой исполнитель алгоритма? Кто или что им может быть?

Исполнитель алгоритма – это тот объект, для управления которым составлен алгоритм.  Пример: человек, собака, компьютер и др.

  1. Перечислите систему команд исполнителя Чертежник.
  1. опустить перо
  2. поднять перо
  3. сместиться в точку (X, Y)
  4. сместиться на вектор (dX, dY)
  5. выбрать чернила (цвет)

Учитель: Вы – молодцы! Теперь можем смело переходить к теме нашего урока.


  1. Постановка проблемной ситуации. Объяснение нового материала.

(25 минут)

Слайд 3.

Учитель: Каждый день мы с вами используем алгоритмы для выполнения какой-то задачи. Вот и наш ученый вынужден каждый день выполнять одну и ту же работу, а именно, проверять и записывать цвет у исследуемой жидкости. Давайте поможем ученому составить алгоритм его действий.

Учащиеся придумывают алгоритм действий для ученого, учитель помогает. В итоге, на слайде появляется целый алгоритм.

Учитель: Заметили ли вы что-то особенное в этом алгоритме? (повторение одних и тех же команд)

Какой недостаток у этого алгоритма? (он очень большой)

Действительно, мы с вами потратили много времени на запись одних и тех же действий.  Как же можно сократить запись этого алгоритма? Ответить на этот вопрос мы сможем, разобрав тему нашего урока.

Слайд 4.

Давайте повторяющиеся действия выделим в отдельный алгоритм и назовем его «исследование».

Вот так будет выглядеть наш алгоритм:

Теперь запишем основной алгоритм, который будет использовать алгоритм «исследование»

В итоге у нас получилось два алгоритма: основной и вспомогательный.

Слайд 5.

Теперь запишем в тетрадь следующие определения:

  • Вспомогательный алгоритм — это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи.
  • Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой.
  • У вспомогательного алгоритма должен быть уникальный заголовок (имя).
  • Из основной подпрограммы происходит обращение к вспомогательному алгоритму по его имени.

Учащиеся записывают в тетрадь информацию со слайда.

Слайд 6.

Учитель: Теперь вернемся к нашему Чертежнику. Мы с вами на прошлых уроках записывали алгоритм рисования домика. Найдите его у себя в тетрадях и сверьте с алгоритмом на доске.

Напоминаю, что домик мы начинали рисовать с нижнего левого угла и закончили рисовать в нижнем правом углу.

Слайд 7.

А теперь рассмотрим алгоритм рисования двух домиков с использованием подпрограммы. Вот так будет выглядеть основной и вспомогательный алгоритм. (демонстрация на слайде)

  1. Физкультминутка. (1 минута)

Слайд 8.

Встали-сели (з раза), потягивание, повороты шеей, волна руками, таряска ногами, зажмуривание, рукопожатие с соседом.

  1. Закрепление знаний. Практическое задание. (10 минут)

Слайд 9.

Учитель: Запишите в тетрадь ОСНОВНОЙ алгоритм, с помощью которого можно нарисовать такую деревню.

Учащиеся записывают в тетради основной алгоритм, который использует подпрограмму «домик».

Учитель: Записали? А теперь я прошу вас обменяться тетрадями с соседом и сравнить его алгоритм с вашим.

Учащиеся обмениваются тетрадями и совместно сравнивают два алгоритма.

Учитель: У всех получилось одинаково? Молодцы.

(если у кого-то алгоритмы различны, разобрать их различие вместе, объяснить ошибку)

Слайд 10.

Учитель: Теперь я прошу вас разделиться на 4 группы и сесть за компьютеры. На прошлом уроке мы с вами составляли алгоритм домик и сохранили его в ваших папках. Откройте этот файл.

Учащиеся открывают файл, сохраненный на прошлом уроке.

Учитель: Допишите основной алгоритм в программу, используя записи в своих тетрадях.

Учащиеся записывают основной алгоритм, запускают программу на исполнение. Учитель проверяет правильность выполнения.

Учитель: Теперь вам необходимо в нашу «деревню» добавить пару птичек. Обсудите в группе алгоритм рисования птички и куда именно вы должны добавить обращение к нему в основном алгоритме.  Выполните задание на компьютере.

Учитель проверяет правильность выполнения. Помогает тем, у кого возникли проблемы.

  1. Домашнее задание. (1 минута)

Слайд 11.

Учитель:  Как красиво у всех получилось. Но чего-то все равно не хватает. Давайте запишем домашнее задание: Придумайте и запишите алгоритм рисования объекта, который мог бы дополнить нашу картину.

Учащиеся записывают домашнее задание.

  1. Итог урока. Рефлексия. (2 минуты)

Слайд 12.

Вот и подошел к концу наш с вами урок. Мы с вами узнали такое понятие как «вспомогательный алгоритм» и научились его применять для исполнителя Чертежник. А сейчас я попрошу вас подвести итоги нашего урока и в тетрадях записать три хештега, которые описывают ваши эмоции и мысли на данный момент. Лично я запишу следующее: #9Б #вы_большие_молодцы #успехов_вам.

Учитель пишет свои хештэги на доске, учащиеся в тетради.

Список используемой литературы:

  1. Информатика: учебник для 9 класс / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 200 с. : ил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вспомогательные алгоритмы Подготовил: учитель информатики Юшкова К.А.

Слайд 2

Проверим знания! 1) Что такое алгоритм? 2) Перечислите свойства алгоритма. 3)Кто такой исполнитель алгоритма? Кто или что им может быть? 4) Перечислите систему команд исполнителя Чертежник.

Слайд 3

Ученому необходимо записать цвет химической жидкости в 9:00, в 14:30 и в 18:00. Давайте составим алгоритм действий ученого. 1) Прийти в лабораторию в 9:00 2) Достать пробирку 3 ) Посмотреть на цвет жидкости 4) Поставить пробирку на место 5) Записать цвет 6) Уйти 7) Прийти в лабораторию в 14:30 8) Достать пробирку 9 ) Посмотреть на цвет жидкости 10) Поставить пробирку на место 11) Записать цвет 12) Уйти 13) Прийти в лабораторию в 18:00 14) Достать пробирку 15) Посмотреть на цвет жидкости 16) Поставить пробирку на место 17) Записать цвет 18) Уйти Какой недостаток у этого алгоритма?

Слайд 4

Основной и вспомогательный алгоритм Алгоритм основной Прийти в лабораторию в 9:00 Выполнить алгоритм исследование Прийти в лабораторию в 14:30 Выполнить алгоритм исследование Прийти в лабораторию в 18:00 Выполнить алгоритм исследование Алгоритм исследование Достать пробирку Посмотреть цвет жидкости Поставить пробирку на место Записать цвет Уйти

Слайд 5

Запишем в тетрадь! Вспомогательный алгоритм — это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи. Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой. У вспомогательного алгоритма должен быть уникальный заголовок (имя). Из основной подпрограммы происходит обращение к вспомогательному алгоритму по его имени.

Слайд 6

Рисуем домик

Слайд 7

Основной и вспомогательный алгоритм Основной Вспомогательный

Слайд 8

Время Зарядки

Слайд 9

Самостоятельная работа Запишите в тетрадь ОСНОВНОЙ алгоритм, с помощью которого можно нарисовать такую деревню Обменяйтесь тетрадями с соседом и сверьте свои алгоритмы.

Слайд 10

Практическое задание Разделитесь на группы по 4 человека. Сядьте за компьютеры. Запишите ОСНОВНОЙ алгоритм, чтобы Чертежник нарисовал нашу деревню. Обсудите алгоритм рисования птички. Добавьте в небо несколько птичек, использую вспомогательный алгоритм.

Слайд 11

Домашнее задание Придумать и записать алгоритм рисование того, что можно добавить в нашу деревню

Слайд 12

Оцени урок! Запиши 3 хештега в тетрадь! # КРУТО # явсёпонял # былосложно ( Придумай свой # нужноповторить # мнепонравилось # хорошо # ястарался


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...