выступление на педагогическом совете
учебно-методический материал по информатике и икт

Наумова  Татьяна Геннадьевна

Групповые формы обучения на уроках информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovye_formy_obucheniya_na_uroke_informatiki.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые формы обучения на уроках информатики и ИКТ

Выступление на педсовете: 10.01.2019

Учитель информатики Наумова Т.Г.

В основе Стандарта нового поколения  лежит системно-деятельностный подход. Основу концепции которого составляет положение, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа и работа в парах.

Положительные стороны групповой формы работы:

  • Повышается учебная и познавательная мотивация учеников.
  • Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  • Повышается обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • При совместном выполнении задания происходит взаимообучение.
  • Групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Для успешной работы группы необходимо, чтобы каждый ученик обладал элементарными умениями самостоятельной познавательной деятельности; перед началом организации групповой работы преподаватель должен представлять уровень познавательной самостоятельности как отдельного обучающегося, так и класса в целом.

В группах, объединяющих обучающихся с различными уровнями знаний по предмету, развитие личности в социальном и творческом отношении происходит более интенсивно, быстро появляется свой лидер, и им может быть не обязательно сильный ученик. "Слабые" ученики, как правило, тоже проявляют активность, в результате чего у них формируется умение самостоятельного получения знаний. В таких группах ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и своим согруппникам, взаимопомощь и стремление не подвести других.

Состав группы можно и нужно изменять, чтобы добиться активной работы всех членов группы.

Индивидуально-групповая деятельность на уроке складывается из следующих этапов:

1.            Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж.

2.            Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, распределение обязанностей.

3.            Работа по выполнению учебного задания.

4.            Наблюдение за работой и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5.            Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6.            Сообщение учащихся по вызову преподавателя о полученных результатах, общая дискуссия в группе под руководством преподавателя, добавление и исправление, дополнительная информация преподавателя и формирование окончательных выводов.

7.            Индивидуальная оценка работы групп и общей работы в целом.

Получив задание, группа приступает к его совместному решению, причем на работу отводится ограниченное время. Индивидуально-групповая работа завершается фронтальной, когда обучающиеся отчитываются о проделанной работе.

Все участники группы получают одинаковые оценки, независимо от того, какую долю в выполнение работы он внес.

Благодаря групповой форме представляется возможность не допустить отставания в учебе слабоуспевающим и создания лучших условий для развития одаренных. Организация работы в классе происходит с помощью наиболее активных учеников, которые подают личный пример, способствуют более широкому анализу учебного материала (каждый в соответствии со своими способностями, интересами, фондом действенных знаний может вносить свой вклад в общее дело обучения). При затруднении более слабые обучающиеся могут прибегнуть к помощи товарищей.

Примеры вариантов организации групповой и парной работы на уроках информатики:

Компьютерный практикум

Учащимся предлагается тест, включающий вопросы из различных областей знаний. Для поиска ответов используется Интернет.

При организации практикума используется групповая форма организации самостоятельной работы учащихся: учащиеся  разбиваются на группы. Каждая группа  отвечает за конкретную поисковую систему. Первая группа – поисковая  система Yandex, вторая группа – поисковая  система Rambler, третья группа – поисковая  система Google.            
Вопросы для анализа:

  • Принцип работы поисковой машины
  • Удобство использования
  • Внешнее оформление
  • Скорость работы
  • Сложность языка запросов

Работая над заданием, ученики читают  материал по учебнику, дополнительную литературу, обращаются к нужным сайтам в Интернете. В итоге каждая группа заполняет по своей поисковой машине таблицу:

№ вопроса

вид запроса

Yandex

Rambler

Google

уровень релевантности

уровень релевантности

уровень релевантности

И пытаются выяснить какая поисковая машина лучше. Каждая поисковая машина имеет свои отличительные особенности. Одна удобнее по интерфейсу, другая лучше ищет, третья тщательнее сортирует. В итоге групповая работа оканчивается фронтальной: каждая группа аргументировано доказывает, какая поисковая система лучше.

Одним из вариантов организации деятельности учащихся на уроке является парная организационная форма, при которой передача информации осуществляется от одного человека к другому. В парах ученики могут изучать материал по тексту учебника, закреплять полученные знания, проводить взаимопроверку усвоения материала. Целью работы в парах является включение учеников в активное усвоение и передачу информации и опыта. Организация работы в парах не требует от учителя особых усилий, т.к. наши кабинеты оснащены партами, рассчитанными на двоих. Единственная трудность – это непривычный шум в классе, так как партнеры практически все время объясняются устно. Необходимо научить ребят регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал.

Уроки информатики – это зачастую совместная работа детей за компьютерами. Наверное, многие учителя не раз наблюдали на своих уроках такую картину: когда один ребенок работает, а другой «отсиживает» свое время. Ребята быстро понимают, что в парной работе есть свои плюсы: есть возможность узнать что-то у своего соседа, попросить помощи в том, в чем ты не силен, а иногда, можно просто за счет своего напарника получить хорошую отметку.

Наблюдая за работами в парах,  я отметила:

- момент «приспособленчества» в паре (один работает, другой сидит)

- частые конфликты (дай мне, ты не умеешь; я знаю лучше тебя)

- нет заинтересованности в работе, низкая познавательная активность

- или наоборот, нет самостоятельности, своего мнения, полная зависимость от партнера (делаю так, как ты)

- проблема коммуникабельности в коллективе (практически в каждом классе есть дети-одиночки, с которыми никто не хочет общаться).

На начальном этапе работа может быть организована в постоянных парах, но затем возможен переход к обучению в сменных парах, чтобы дети не привыкали к какому-то постоянному партнеру, а учились находить точки соприкосновения с разными ребятами. Попросту говоря, учились коммуникабельности. Важно, чтобы ребята учились работать в паре не по принципу «ты мой друг, я хочу с тобой работать», а просто по тому, что у них есть общая цель, которой необходимо добиться вместе.

Варианты работы в паре за компьютером могут быть различными. Вот некоторые из них:

  1. «Выбери сам»

После объяснения нового материала, я раздаю ребятам материал, в котором предлагаю четко  распределить обязанности каждого в паре. Таким образом, каждый ученик выбирает для себя тот вид работы, который ему захочется. Одно условие: количество выполненных заданий у каждого в паре должно быть одинаково! Ученики сами в паре делят задание на приблизительно равные части, заранее обговаривают роль каждого в паре и показывают план предстоящей работы. Тем самым ребята учатся правильно работать с информацией, делить ее на части, структурировать, выделять главное.

Получается, что уже на этапе планирования каждый ребенок может оценить свои возможности и выбрать материал себе по силам. Трудности, возникающие на этом этапе, заключаются в том, что не все ребята могут сразу договориться и поделить задания так, чтобы их это устраивало. Здесь, конечно, приходится помогать решить конфликт, учить ребят уступать друг другу.

Таким образом, работая в паре, учащиеся приобретают важные навыки сотрудничества: умение договориться, желание помочь партнеру.

При этом у каждого в паре свои обязанности, и выполняя общее задание, каждый выполняет и отвечает за свою часть работы. Каждое мнение в паре ценится, если у кого-либо возникают трудности при выполнении своей части задания, он может обратиться за помощью к партнеру.

Обязательный этап работы пары: «Оцени свою работу и партнера»

Оценивание происходит по следующему плану:

  1. Что делал ты, а что твой товарищ?
  2. Все ли удалось?
  3. В чем были трудности?
  1.  «Научился сам – научи другого»

Ребятам предлагается задание. В парах они знакомятся с ним, распределяют роли: учитель-ученик. Задача учителя: объяснить ученику с помощью четких инструкций, как выполнить это задание, контролировать ход выполнения работы учеником, делать необходимые  пояснения к работе. Роль ученика – четко выполнять все инструкции учителя.

На этапе распределения ролей каждый ребенок в паре, глядя на задание, оценивает свои возможности: способен ли он быть в роли учителя, справится  ли он? Роль «учителя» сложна тем, что ребенку нужно не только владеть нужной информацией, но и уметь ею грамотно  воспользоваться: четко структурировать ее, выбрать самое главное, составить план, найти оптимальный способ краткого представления материала. Так учащиеся учатся применять полученные знания для решения конкретной  практической задачи.

 В конце занятия ребята заполняют оценочные таблицы, а затем обсуждают в парах и фиксируют ответы на вопросы:

1) чему я научился сегодня?

2) чему я смог научить?

таблица для ученика            

Объяснения учителя были:

Поставьте знак

всегда четки, понятны

иногда не понятны

я ничего не понимал

таблица для «учителя»

Ученик на уроке:

Поставьте знак

четко выполнял все инструкции учителя

иногда был невнимателен

не слушал учителя, делал все по-своему

 

Такие таблицы позволяют оценить вклад каждого ученика в проделанную работу и увидеть проблемы, возникающие при выполнении заданий, как детям, так и учителю.

  1. Соревнования

Каждая пара должна выполнить определенное задание. Перед учениками ставиться цель: выполнить задание, соблюдая все инструкции. Оцениваться будет верность выполнения и скорость.

Соревновательный момент тем хорош, что каждая пара стремится выиграть и поэтому все ребята стараются выполнить задание, не пытаясь отсиживаться. У каждой пары общая цель – выиграть. Условие работы в паре: каждый ученик выполняет задание в своем цвете. В этом случае после окончания работы пары сразу видно, кто как работал.

В итоге пара заполняет оценочную таблицу:

оценочная таблица

Ученик 1

Ученик 2

количество выполненных заданий

количество обращений за помощью (к партнеру, учителю)

В конце занятия ребята отвечают на вопросы:

1.почему мы (не) выиграли?

2.почему у нас (не) все получилось?

Подобные оценочные таблицы помогают детям оценить себя и своего партнера в паре и сразу сделать вывод о вкладе каждого в общий результат. После заполнения таких таблиц у ребят не возникает вопросов о полученной отметке, т.к. каждый из них видит, кто, как справился со своей ролью на данном уроке.

Ответы на вопросы (письменно или устно) помогают ребятам проанализировать свою работу и работу товарища, увидеть ошибки и сделать выводы на будущее.

Групповая и парная форма работы может быть эффективной при проверке самостоятельных работ, домашних заданий (взаимопроверка).

Самостоятельная работа.

Карточки по вариантам:

Через отведенное время ребята обмениваются работами, на экране появляются правильные ответы.  Происходит взаимопроверка. Каждый ученик получает оценку.

Учитель собирает работы учащихся.

Описанные варианты парной и групповой работы, конечно,  не единственные, у каждого учителя свои формы и методы работы.  Но все они  помогают решить проблему  успешного, эффективного взаимодействия детей в паре, группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...