Технологическая карта урока информатики в 5 классе на тему "В мире кодов"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)

Канева Ольга Владимировна

Технологическая карта урока информатики в 5 классе с презентацией. УМК Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon v_mire_kodov.ppt921 КБ
Файл v_mire_kodov.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

№ 76 40-е гг. XIX век 1876 г. 1895 г 30-е гг. XX века 1969 г. В США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть В России построена первая телеграфная линия В Америке изобретён телефон Русский учёный А.С.Попов открыл радиосвязь Создан первый телевизор

Слайд 2

№ 77 К РИК БАР А БАН И Н ТЕРНЕТ ПЕРЕД А ТЧИК ТЕ Л ЕФОН КО С ТЁР ТЕЛЕ В ИЗОР РАДИОСВ Я ЗЬ МОР З Е ПР И ЁМНИК

Слайд 3

Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков – дорожных знаков.

Слайд 4

Луи Брайль – французский педагог придумал специальный способ представления информации для слепых (середина XIX в). «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги, одна буква занимает два столбика… Проводя пальцам по выступам незрячие люди различают буквы и могут читать…

Слайд 5

А какие условные знаки вы видите здесь?

Слайд 6

КОДОВАЯ ТАБЛИЦА ФЛАЖКОВОЙ АЗБУКИ

Слайд 7

РАСКОДИРУЙТЕ (РАСШИФРУЙТЕ) СЛОВО (СТР 56 РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ – ПОДСКАЗКА)

Слайд 9

ЧТО ОБЩЕГО У ВСЕХ ЭТИХ ПРИМЕРОВ?

Слайд 10

Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода Код – это система условных знаков для представления информации КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 11

ВИДЫ КОДИРОВАНИЯ Графический – с помощью рисунков или значков. Числовой – с помощью чисел. Символьный – с помощью символов того же алфавита, что исходный текст. Чтобы декодировать закодированное сообщение, необходимо знать код.

Слайд 12

§7 с. 46-49; РТ: № 84, 86, 88 – обязательно; по желанию – любые №№ со страниц 61-68 рабочей тетради ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



Предварительный просмотр:

Канева О.В., учитель информатики МОУ «СОШ» пгт. Кожва

Технологическая карта урока информатики в 5 классе

Урок  8. В мире кодов. Способы кодирования информации

Планируемые образовательные результаты

  • Предметные:
  • общие представления о кодах и кодировании;
  • умение кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
  • Метапредметные:
  • умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;
  • Личностные:
  • понимание значения различных кодов в жизни человека;
  • интерес к изучению информатики;
  • развитие наблюдательности, внимания и воображения.

Решаемые учебные задачи:

  1. закрепить знания об информационных процессах;
  2. обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;
  3. сформировать общие представления о роли кодирования информации;
  4. упражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  •  условный знак;
  • код;
  • кодирование;
  • декодирование.

Этапы урока

Примерное время, мин

Материал ведения урока, деятельность учителя, дидактические приёмы

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Актуализация и проверка усвоения изученного материала

5

РТ №76, 77, взаимная проверка (слайд 1)  

Ответь на вопросы: Дидактическая игра «Лови ошибку». Если услышите ошибку – хлопайте в ладоши.

  1.  Я называю действия человека с информацией (приём, передача, хранение, удаление, обработка);
  2. Я привожу  примеры хранения информации (сделать запись в дневнике, нарисовать карту пиратского острова с сокровищами, сфотографировать друга на память, позвонить маме по телефону, записать в телефон новый номер, скопировать на компьютер музыку с диска, положить в кошелёк сдачу, передать по электронной почте поздравление);
  3. Я привожу примеры передачи информации (разговор по телефону, разговор без телефона, почта обычная, почта голубиная, послать на почту брата за конвертом, новости по телевизору, новости по радио,  гонец везёт письмо, связист передаёт сообщение азбукой Морзе, связист везёт бабушке гостинец, а ещё с гостинцем везёт открытку от внучки).

№ 8 стр 45 уч

- дети выполняют взаимопроверку выполненных заданий;

- задают вопросы по заданиям, при решении которых возникли трудности

Дети отвечают на вопросы 1-3.

Познавательные  УУД:

- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах

2

Целеполагание, Изучение нового материала

13

  •  Дидактические приёмы: «Эвристическая беседа», «Ролевая игра». Примеры кодирования информации разными способами (слайд2-5), примеры из рабочей тетради  №№№( игра+ слайды 6- 8) 
  • Дидактические приёмы: « Расширение поля оценок», «Привлекательная цель»:

У:- ребята, а теперь главный и трудный вопрос! Тот, кто на него ответит верно, тот поймает за хвостик цель нашего урока, а если ещё и цель сформулирует, то получит  «5+! ИТАК, ВОПРОС! А что ОБЩЕГО у этих примеров? (слайд 9)

Ребята отвечают на вопросы в процессе просмотра презентации и игры.

УУ: - Это примеры кодирования информации, записи информации с помощью условных знаков – кодов.

Цель урока: научиться обрабатывать - кодировать и декодировать информацию разными способами.

Регулятивные:

- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Личностные: 

- развитие логического мышления

  • Ввод понятий: «код, кодирование, декодирование» (слайды 10,11);

- приводят примеры кодирования информации

Познавательные  УУД:

- расширение представлений об обработке информации, передаче и приёме информации. Получение представления о разнообразии используемых человеком кодов.  

Личностные:

-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах

3

Пояснения к домашнему заданию и практической части

2

§12 с. 90-91; РТ: № 179,180 (слайд 12) – д.з.

Работа с дневниками;

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- формирование умения планировать выполнение работы

4

Динамическая пауза

2

Физкульминутка для снятия напряжения (слайд )

Выполняют разминочные упражнения для снятия напряжения перед переходом за компьютеры

Личностные УДД:

 - формирование навыков здоровьесбережения при длительной умственной работе

5

Практическая часть

20

Практическая работа  в среде интерактивного задачника ftp://ftp.botik.ru/rented/robot/univer/rebus.zip (можно работать и без Интернета) – ребусы устанавливаются на каждый компьютер.

Выполняют парами задания из интерактивного задачника.

Самооценивание с использованием специальных знаков (я использую буквы на подставке М-«молодец», У – «умница», Э – «эксперт».  Дойдя до определяемого мной заранее уровня выполнения заданий, дети ставят на свой стол соответствующую букву. Таким образом, учителю видно на каком этапе выполнения работы находится каждая пара учеников, а ученики получают дополнительный стимул в работе и возможность самих себя оценивать.)

Личностные УУД:

- формирование логического  мышления.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах, навыки рефлексии.

6 (в середине предыдущего этапа)

Динамическая пауза

1

Физкульминутка для снятия напряжения

- выполняют упражнения для глаз для снятия их утомления

Личностные УДД:

 - формирование навыков здоровьесбережения при длительной работе за ПК

7

Рефлексия, подведение итогов урока

2

Сиквейн.

1 строка – тема урока

2 строка – описание темы (2 прилагательных)

3 строка – описание своих действий на уроках (три глагола)

4 строка – предложение  из четырёх слов (показывает отношение к теме)

5 строка слово, синоним темы (слайд 13)

Пишут на бланках. Зачитывают по желанию. Сдают бланки учителю.

Личностные УУД:

-рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Литература

  1. Информатика: учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2013
  2. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2013
  3. Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2013
  4. Занимательные задачи по информатике/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Ю.Г.Коломенская._М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
  5. Материалы авторской мастерской http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
  6. Интернет-ресурс Роботландия ftp://ftp.botik.ru/rented/robot/univer/rebus.zip 

Бланки для рефлексии:

1 строка – название темы

2 строка – описание темы (2 прилагательных)

3 строка – описание своих действий на уроке (3 глагола)

4 строка – предложение из 4 слов, показывает ваше отношение к теме

5 строка – синоним, повторяющий суть темы

1 строка – название темы

2 строка – описание темы (2 прилагательных)

3 строка – описание своих действий на уроке (3 глагола)

4 строка – предложение из 4 слов, показывает ваше отношение к теме

5 строка – синоним, повторяющий суть темы

1 строка – название темы

2 строка – описание темы (2 прилагательных)

3 строка – описание своих действий на уроке (3 глагола)

4 строка – предложение из 4 слов, показывает ваше отношение к теме

5 строка – синоним, повторяющий суть темы

1 строка – название темы

2 строка – описание темы (2 прилагательных)

3 строка – описание своих действий на уроке (3 глагола)

4 строка – предложение из 4 слов, показывает ваше отношение к теме

5 строка – синоним, повторяющий суть темы

1 строка – название темы

2 строка – описание темы (2 прилагательных)

3 строка – описание своих действий на уроке (3 глагола)

4 строка – предложение из 4 слов, показывает ваше отношение к теме

5 строка – синоним, повторяющий суть темы

1 строка – название темы

2 строка – описание темы (2 прилагательных)

3 строка – описание своих действий на уроке (3 глагола)

4 строка – предложение из 4 слов, показывает ваше отношение к теме

5 строка – синоним, повторяющий суть темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока информатики 9 класс

Разработка урока по требованиям ФГОС (с УУД) + таблица с методической структурой урока.Тема урока: Пространственная дискретизация....

Технологическая карта урока информатики 11 класс по теме "Геоинформационные модели"

Разработка занятия по теме "Геоинформационные модели" , расчитанная на два урока. Тип урока: "Открытие нового знания". Представлена  не только  пошаговый ход урока, но и дидактический матери...

Технологическая карта урока информатики 6 класс. Система и окружающая среда.Черный ящик.

Технологическая карта урока информатика 6 класс Автор УМК - Л.Л.Босова Тема урока: Сист...

Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"

Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"Первое занятие темы....

Технологическая карта урока Информатика, 5 класс. ФГОС, Босова по теме "Форматирование текста".

Решаемые учебные задачи: систематизировать  представления  учащихся  об  этапе  форматирования текстового документа;актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых докум...

Технологическая карта урока информатики 7 класс по ФГОС "Информация и её свойства"

Технологическая карта урока информатики 7 класс по ФГОС "Информация и её свойства"...

Технологическая карта урока информатики 8 класс по ФГОС "Программирование циклов с заданным числом повторений"

Технологическая карта урока информатики 8 класс по ФГОС "Программирование циклов с заданным числом повторений"...