Технологическая карта урока информатики 11 класс по теме "Геоинформационные модели"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему

Гузова Тамара Ивановна

Разработка занятия по теме "Геоинформационные модели" , расчитанная на два урока. Тип урока: "Открытие нового знания". Представлена  не только  пошаговый ход урока, но и дидактический материал.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта занятия597 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.  Гузова Тамара Ивановна
Предмет: 
Информатика и ИКТ.
Класс:
11
Тип урока:
Открытие нового знания

Тема

Геоинформационные модели  (2 часа)

Цель

Общая общеобразовательная цель: формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.

Частные образовательные цели:

учащийся должен знать:

  • понятие геоинформационной модели и геоинформационной системы (ГИС);
  • структуру и сферы применения ГИС;

учащийся должен уметь:

  • находить объекты по заданным параметрам в сервисе GoogleEarth;
  • строить маршрут в сервисе GoogleEarth;

учащийся должен применять:

  • ранее полученные ЗУН по теме «Табличный процессор» для решения задания;

Развивающие цели: развитие творческого мышление (умение находить способ решения); развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.

Воспитательные цели: воспитать уважение друг к другу, умение слушать, аргументировать свою точку зрения.

Задачи

  1. Изучить теоретический материал по теме «Геоинформационные модели»;
  2. Создать собственную образовательную продукцию в виде кластера;
  3. Создать геоинформационную модель по заданным параметрам.

Планируемые результаты

Предметные:

  •  представление о геоинформационных системах;
  • навыки работы с сервисом GoogleEarth.

Личностные:

  •  готовность и способность к самостоятельной, творческой  и ответственной  деятельности

Метапредметные:

  • умение  продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  •  владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности.

Основные понятия

Модель, система, геоинформационная  модель, геоинформационнная система.

Межпредметные связи

Математика, география

Средства обучения

Мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, задания.

1. А.С. Самардак. Геоинформационные системы http://window.edu.ru/window_catalog/files/r41012/dvgu133.pdf  (ЭОР)

2.http://maps.google.ru/ Интерактивная карта Земли.

3. http://present.griban.ru/file/54-geoinformacionnye-sistemy-gis.html  Молчанова С.Н. Геоинформационные системы (ЭОР)

4. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002

Формы урока

Индивидуальная, групповая.

Технология

Проблемное обучение


Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Организационный момент

Приветствует учащихся и настраивает их на работу.

Слушают учителя. Настраиваются на работу.

Умение слышать и слушать

Актуализация знаний, постановка цели и задач урока  

Предлагает учащимся письменно ответить на вопросы. После этого озвучивает тему урока и исходя из темы урока, совместно с учащимися определяет цели и задачи урока.

1. Письменно ответить на вопросы:

- что такое геоинформационная модель, геоинформационная система?

- где они применяются ГИСы?

2. Исходя из темы урока сформулировать цели и задачи урока.

Отвечают письменно на вопросы, участвуют в постановке цели и задач урока.

Определение границ знания и незнания по теме «Геоинформационные системы»

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков; умение отличать новое от уже известного.

Умение слышать и слушать

Умение ставить цель, выявлять задачи, планировать пути достижения цели.

Изучение нового материала

Выдает учащимся задание, предварительно оговаривая критерии оценки задания.

Учащимся необходимо  разбиться на пары и выполнить задание, направленное на изучение теоретического материала по теме «Геоинформационные модели» (Приложение 1). Данное задание состоит из нескольких этапов:

1. Изучить теоретический материал, использую несколько источников информации;

2. Составить кластер с помощью одного из on-line сервисов (например, Bubbl.su, MindMeister.com, mindomo.com и др.)

1. Разбиваются на пары.

2. Изучают теоретический материал.

3. Используя  сервисы web 2.0 создают кластер по теме «Геоинформационные модели»

Формирование представления о ГИС и задачах, решаемых с помощью ГИС; формирование навыков работы с сервисами web 2.0; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в

зависимости от конкретных условий (выбор сервисов для реализации кластера).

Формирование умения извлекать информацию, добывать знания,  преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.  

Умение планировать со сверстниками общие  способы работы, договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и

взгляды.

Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия (на основе представленных критериев) и вносить необходимые коррективы; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Представление и оценка кластеров  

Организует представление результатов работы учащихся и оценку кластеров.

1. Каждой группе необходимо представить созданный кластер.  2. Совместно  с учителем оценить кластер.

3. Занести результаты в бланк оценивания.

Представляют и оценивают результаты работы.

Умение находить и исправлять ошибки.

Умение аргументировать свою точку зрения; умение понимать др. позицию.

Умение адекватно самостоятельно  оценивать результаты работы;

Первичное закрепление (работа на ПК)  

Предлагает учащимся выполнить КОЗ (компетентностно-ориентированное задание)

Выполнить задание на ПК (Приложение 2)

Выполняют задание на ПК, использую программные продукты (табличный процессор  Microsoft Excel) и сервисы web 2.0 (сервис GoogleEarth).

Формирование навыков работы с сервисом сервис GoogleEarth; совершенствование навыков работы в табличном процессоре.

Умение осуществлять выбор наиболее эффективных  способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной  кооперации.

Проверка задания, самооценка

Предлагает оценить результаты работы

Учащимся необходимо в соответствии с предложенными критериями (Приложение 3) оценить свою работу и занести результаты в бланк.

Осуществляют самооценку.

Умение осуществлять анализ.

Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия (на основе представленных критериев).

Первичный контроль знаний

Учащимся предлагается ответить на вопросы теста (Приложение 4).

В случае,  если учащийся получает менее 3 баллов, то ему выдается дополнительное домашнее задание: составить сканворд по теме ГИС.

Ответить на вопросы теста.

Отвечают на вопросы теста.

Демонстрация знаний видов  ГИС, областей применения и структуры ГИС.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Осознание качества и уровня усвоения знаний.

Рефлексия, подведение итогов, запись домашнего задания  

Учащимся предлагается письменно ответить на вопросы, затем записать домашнее задание.

Письменно ответить на вопросы:

1) Сегодня на уроке мне понравилось______

2) Для меня было сложным ___________

3) Сегодня на уроке мне не понравилось _______________

Домашнее задание:

Основное:         

1) §5.9 «Геоинформационные модели».

2) Заполнить концептуальную таблицу «Программное обеспечение современных ГИС платформ»:

- название программного продукта;

- фирма изготовитель, страна;

- функции.

Дополнительное (для учащихся, получивших за тест менее 3 баллов): составить сканворд по теме «Геоинформационные модели».  

Соотносят полученные результаты с целью и задачами урока.

Записывают домашнее задание.

Умение  с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение анализировать и оценивать результаты деятельности.

Приложение 1

Задание.

1. Используя несколько источников информации, найдите ответы на следующие вопросы:

  • понятие « геоинформационная модель», «геоинформационная система»;
  • связь ГИС с научными дисциплинами;
  • задачи, которые решаются с помощью ГИС;
  • сферы применения ГИС;
  • структура (базовые компоненты) ГИС;

2. Представьте полученную информацию в виде кластера.

Источники информации

        1. Основные сведения о геоинформационных системах.

  • Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович (§5.9 «Геоинформационные модели»).
  • Самардак А.С. Электронный учебник «Геоинформационные системы».

        2.  Дополнительные сведения

        Критерии оценивания кластера:

0 – задание не выполнено;

1 – задание выполнено частично (выделены основные понятия и тезисы, но не установлены связи между ними, или информация представлена не тезисно);

2 – задание выполнено полностью (выделены опорные понятия и тезисы и установлены связи между ними).

Приложение 2

Представьте, что вы работаете в крупном туристическом агентстве менеджером по туризму.  К вам обратился ваш давний клиент, побывавший во многих странах Мира.  В этот раз он хочет провести незабываемый отдых: путешествовать по нестандартному маршруту разными видами транспорта.  Турист не сообщил предполагаемые для посещения страны, а сообщил только географические координаты.  Помогите туристу составить маршрут путешествия.

Задание.

Постройте геоинформационную модель маршрута, используя сервис GoogleEarth (http://maps.google.ru/). Для этого:

  1. Определите (назовите) страны, которые выбрал для своего путешествия турист, на основе предоставленных координат.

Координаты:

1

-17.918289,25.845369

2

-23.493477,31.552734

3

-4.105858,11.885052

4

36.818114,-2.693044

  1. Рассчитайте на основе полученных данных длину маршрута и примерную длительность путешествия (количество дней), учитывая следующие условия:
  • для осмотра достопримечательностей в каждой стране туристу необходимо максимум 14 часов;
  • для отдыха туристу необходимо 8 часов.
  • до первого пункта назначения  турист добирается самолетом, а потом он путешествует на машине. Из последнего пункта назначения турист также добирается до Омска  самолетом.

Примечание: результаты работы вносите в бланк.

Источники информации

  1. Основные сведения о геоинформационных системах.

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович (§5.9 «Геоинформационные модели»).

  1. Дополнительные сведения

Google Планета Земля (GoogleEarth)-  проект компании Google, в рамках которого в сети Интернет были размещены спутниковые фотографии всей земной поверхности. Фотографии некоторых регионов имеют беспрецедентно высокое разрешение.

Общие сведения о GoogleEarth представлены на сайте  http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Earth

Поиск объектов по координатам:

  1. Введите координаты строку поиска
  2. Нажмите кнопку найти

Измерение расстояния оп пути:

  1. Выберите "Линейка" в меню "Инструменты".
  2. Выберите тип фигуры Путь.
  3. Выберите единицы измерения для длины.
  4. Нажмите кнопку мыши, чтобы установить начальную точку пути и продолжайте нажимать до тех пор, пока путь не охватит требуемый регион.

Бланк для выполнения задания

Шаг 1. Поиск объектов по координатам в  GoogleEarth

Заполните таблицу

Координаты

Название страны

Шаг 2.  Расчет длины маршрута и длительности путешествия

  1. На основе полученных в первом задании результатов, проложите путь и определите его длину.  Скопируйте полученное изображение.
  2. Рассчитайте количество дней путешествия. Продумайте структуру таблицы для расчета количества дней и представьте результаты, используя табличный процессор.

Примечание: средняя скорость самолета 900 км/ч + 3 часа на регистрацию, средняя скорость машины  80 км/ч.

Приложение 3

Бланк оценивания

Задание  1.

1. Количество баллов  за  кластер ______________________

(запишите количество баллов, полученных  во время защиты кластера)

Задание  2.

2. В соответствии с представленным ниже ключом и критериями  запищите количество баллов

Этап деятельности: поиск объектов по координатам в  GoogleEarth.

Ключ:

Координаты

Название страны

-17.918289,25.845369

Граница Замбии и Зимбвабве. Национальный парк Виктория

-23.493477,31.552734

ЮАР, Крюгер Парк

-4.105858,11.885052

Конго, Пуэнт-Нуар

36.818114,-2.693044

Испания, Ботанический сад Ла-Риохи

Критерии оценивания:

0 – задание не выполнено (страны не определены);

1 – задание выполнено частично (имеются ошибки в определении стран);

2 – задание выполнено полностью.

Количество баллов за поиск объектов по координатам________________

Этап деятельности: создание модели, определение  длины пути.

Ключ:

Критерии оценивания:

0 – задание не выполнено (путь не проложен и не определена его длина);

1 – задание выполнено частично (путь проложен, но не определена его длина);

2 – задание выполнено полностью.

Количество баллов за создание модели и определение длины пути _____

Этап деятельности: расчет количества дней путешествия.

Модельный ответ:

Критерии оценивания:

0 – задание не выполнено (таблица не построена);

1 – задание выполнено частично (таблица построена не рационально, но  правильно определено количество дней путешествия);

2 – задание выполнено с ошибками (таблица построена правильно, но имеются ошибки в расчетах);

3 – задание выполнено полностью.

Количество баллов за расчет количества дней путешествия _________

Результаты теста

3.  Количество баллов за тест ________________________________

 (запишите количество баллов, полученных за тест)

Итого баллов ___________________

 (подсчитайте и запишите общее количество баллов)

Приложение 3.

Тест по теме «Геоинформационные системы»

Вопрос 1.   Геоинформационная система (ГИС) – это

1) ГИС – муниципальные, региональные, государственные, международные карты.

2) ГИС – компьютерная информационно-справочная система, содержащая информацию «привязанную» к карте местности.

3) ГИС – это компьютерная информационно-справочная система, которая позволяет манипулировать изображением.

4) ГИС – современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности.

Выберите несколько правильных вариантов ответа

Вопрос 2. В структуру ГИС входит:

1) программное и аппаратное обеспечение;

2) программное и аппаратное обеспечение, методы и технологии;

3) программное и аппаратное обеспечение, методы и технологии, географические и описательные данные;

4) программное и аппаратное обеспечение, методы и технологии, географические и описательные данные, GPRS;

Выберите правильный вариант ответа

Вопрос 3. Основными областями применения ГИС являются:

1) управление школой или предприятием;

2) земельный кадастр  и землеустройство;

3) обеспечение деятельности правоохранительных  органов и силовых структур;

4) наук аи образование;

5)территориальные службы жизнеобеспечения;

6) картографирование

Выберите несколько правильных вариантов ответа

Вопрос 4. Установите последовательность операций при работе с ГИС:

1) создание меток;

2) поиска места по параметрам (названию или координатам);

3)прокладывание маршрута;

4)поиск дополнительной информации.

Установите правильную последовательность

Вопрос

1

2

3

4

Ответ

2,4

3

2,3,4,6

2,1,3,4

Кол-во баллов за ответ

1

1

2

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока информатики в 7 классе по теме "Информационные модели на графах"

Тема урока. Информационные модели на графахЦель урока;Образовательная – расширить преставления о видах информационных моделей:сформировать представление о графах как наглядном средстве представления с...

Технологическая карта урока информатики в 10 классе по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

Технологическая карта урока информатики в 10 классепо теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»...

Технологическая карта урока информатики 9 класс

Разработка урока по требованиям ФГОС (с УУД) + таблица с методической структурой урока.Тема урока: Пространственная дискретизация....

Технологическая карта урока информатики "Метод координат", 5 класс

Презентация к уроку информатики "Метод координат", 5 класс (ФГОС)УМК Л.Л. Босова...

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений"

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений" (учебник Босовой Л.Л., ФГОС)...

Технологическая карта урока информатики в 5 классе Тема урока: Передача информации.

Технологическая карта урока информатики в 5 классеТема урока: Передача информации. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; } ...