конспект интегрированного урока по информатике и литературе "Системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Пушкина Марина Николаевна

На этом уроке  при помощи систем счисления обучающиеся попытаются  исследовать жизнь и творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon информатика и литература71 КБ

Предварительный просмотр:

На уроке информатики в гости к Сергею Есенину

по теме: "Системы счисления" в 10-м классе

Цели урока:

  • повышение мотивации школьников к изучению предмета;
  •  создание условий для исследовательской, творческой деятельности;
  •  расширение кругозора обучающихся.
  • повторить материал темы “Системы счисления”,
  • знать определение и виды систем счисления,
  • уметь переводить число из одной системы счисления в другую, а также выполнять операции сложения, умножения чисел, находящихся в разных СС.
  • Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения

Задачи

Образовательные:

  • усвоение учащимися понятий системы счисления;
  • формирование умений и навыков работы с позиционными системами счисления;
  • уметь использовать знания в применении правил перевода числа из одной системы счисления в другую, выполнение арифметических операции в позиционных СС.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развитие логического мышления, памяти, внимания;
  • формирование информационной культуры

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности;
  • повышение культуры и развитие творческих способностей учащихся

Тип урока: Урок повторения и обобщения.

Технология: Личностно - ориентированная, проблемно-исследовательская

Вид урока: Комбинированный

Форма работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, устная, письменная, практическая работа на компьютере.

Оборудование урока:

  • Презентация 
  • Дидактический материал: дидактические карточки с заданием
  • офисная программа MS PowerPoint
  •   Персональные компьютеры.
  • Литературные источники, использованные при подготовке к уроку

План урока

  1. Сообщение темы и постановка целей урока - 2 мин.
  2. Викторина - 25 мин.
  3. Физминутка (гимнастика перед работой на компьютере)
  4. Практическая работа на компьютере - 15 мин.
  5. Подведение итогов урока - 3 мин.

Ход урока

Добрый день!

Я очень рада вас всех видеть. Посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся, пожелаем удачи и начнём наш урок.

Мне хочется начать его словами известного французского писателя - лингвиста Густава Гийома «ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ, А ИНФОРМАТИКУ - МЫСЛЯЩИЙ» и пусть эти слова станут эпиграфом нашего урока.

Сегодня нам предстоит необычный интегрированный урок, на котором соприкоснуться два предмета – информатика и литература. На этом уроке мы попытаемся при помощи систем счисления исследовать жизнь и творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. И результатом  нашего занятия станет презентация о его жизни и творчестве, ярких событиях его жизни.

Наше  занятие называется «На уроке информатики в гости к Сергею Есенину»

Консультантами нашего урока будут учителя русского языка и литературы Клепикова Марина Леонидовна и Попова Наталья Анатольевна.

        Ребята, определите какие цели стоят пред нами на сегодняшнем уроке (научиться исследовать и составлять буклеты о жизни и творчестве выдающихся людей, на примере Сергея Есенина)

Хорошо, ребята. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. У вас на столе находится лист оценки работы группы, не забывайте оценивать себя в ходе урока по пятибалльной системе.

 Ребята, правильные ответы в ходе урока фиксируйте, они вам пригодятся для составления буклета.

II. Актуализация опорных знаний.

Но перед тем как начать, давайте вспомним основные понятия, которые нам сегодня пригодятся.

- Что такое системы счисления? (это способ представления чисел с помощью заданного набора специальных символов)

-Какие системы счисления мы с вами знаем? (двоичная, троичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатиричная)

- Как называется минимальная единица измерения информации? (бит)

- Что называется алфавитом системы счисления? (это набор символов используемых для записи чисел в данной системе счисления)

- Что такое цифра? (это письменный знак, обозначающий число)

- Как называется офисная программа в которой создают буклеты? (MS Publicher)

 (портрет поэта). На фоне портрета звучит стихотворение «Гой ты руст моя родная» в исполнении Сергея Безрукова

 

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

Как  вы думаете, о чем хотел сказать нам поэт в этих строках? (О любви, о возвращении домой, о родном крае, о семье, которую любит, о крае милом сердцу, что его возвращение даже природа приветствует своей белоснежной рукой)

Да, ребята, вся лирика Сергея Есенина дышит любовью к природе, к Родине.

Задание 1. Выполнив первое  задание, вы сможете определить дату рождения С.А.Есенина

 

Три числа двоичной системы счисления перевести в десятичную систему счисления.

Первое число это - день, второе число - месяц, и третье – год.

112 

10102 

111011001112 

(музыка)

Ответ:

112= 1*21  +1*20 =3

1010=1*23+0*22+1*21+0*20=8+0+2+0=10

11101100111 = 1*210+1*29+1*28 +0*27+1*26+1*25+0*24 +0*23+1*22+1*21 +1*20 =1024+512+256+0+64+32+0+0+4+2+1 = 1895

(3 октября 1895 год)  

Задание 2. Выполнив следующее задание, мы узнаем, какой край Есенин считает задумчивым и нежным, а именно где поэт родился.

Выполните действие 11110+1001

Ответ переведите в десятичную систему счисления.

Ответы: 100111 (39).

1. Москва - 42

2. с. Константиново Рязанской губернии - 39

3. Ленинград – 10011

Задание 3. Чтобы узнать к какому социальному слою принадлежала семья С.А.Есенина, вам необходимо решить уравнение.

Решите уравнение 1281610. Число Х переведите в двоичную систему счисления.

Решение: 1*162+2*161+8*20=256+32+8= 296

Ответ: 100101000

Ответы:

а) рабочие - 11110000

б) дворяне - 1001110000

в) крестьяне – 100101000

Задание 4. Все мы знаем Есенина, как замечательного, пользующего успехом у читателей поэта. Как начинался его литературный дебют? Есенин пишет стихи с детства, но первое стихотворение печатает в 1914 году в Москве в детском журнале. Как он его назвал, вы узнаете только после выполнения следующего задания.

12

8

25

41

65

41

р

б

а

е

з

е

Первая буква - 1000

Вторая буква - 101001  

Третья буква - 1100

Четвёртая буква -101001

Пятая буква - 1000001

Шестая буква - 11001

Переведите каждое числа из двоичной системы счисления в десятичную, каждой цифре соответствует буква, из этих букв сложите название стиха.

Ответ: “Береза”.

Задание 5 Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с многими поэтами. Человек, которого он встретил, написал эти стихи:

О доблестях, о подвиге, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.


Его портрет изображен на слайде.

Выполнить сложение 178 и 1716.

Ответ перевести в двоичную систему.

Решение:

178= 1*81+7*80=15

1716= 1*161+7*160=23

15+23=38 (100110)

Ответы:

  1. А.А.Блок – 100110,
  2. И.Д. Сытин - 100000,
  3. И.С. Никитин - 1001001

Задание 6. Есенин начинает активно работать над изданием своего поэтического сборника. А вот в каком году он его выпустил, и как он называется? (Слайд 12)

Выполните следующее задание: выберите правильное определения понятия алгоритм

Алгоритм – это:         

1.Понятное и точное указание исполнителю выполнить последовательность действий для достижения поставленной цели

2.последовательность действий, которые должен выполнить   компьютер                                      

3. это решение определенной задачи

            Ответ:              

  1. Радуница (1916 г.),
  2. Голубенье (1918 г.),
  3. Преображенье (1918 г.)

Задание 7. Творческая карьера С.Есенина имеет грандиозный успех, его стихи читает вся Россия, он певец своей Родины. Воодушевленно встречая революцию, С.Есенин в 1921 г. пишет известную поэму. Как она называется? Портрет человека на слайде напрямую связан с данной поэмой.

Правильно расположите единицы измерения информации от самой маленькой  к самой большой.

Ч      ГБАЙТ

А      МБАЙТ

Г      КБАЙТ

У      БАЙТ

В     ГЕКБАЙТ

Е     ТЕРБАЙТ

П     БИТ              Ответ :Пугачев

Задание 8. Главное событие в жизни Есенина происходит осенью 1921 г., которое меняет жизнь поэта. Он встречает женщину, и та через полгода становится его женой.

Есенин с ней уезжает за границу. Как звали женщину, изображенную на портрете?

Найти основание системы счисления (33651)

Пример выполнен в системе счисления с основанием p, m - максимальная цифра в этой системе.

Решение:

Ответы:

1) p=6 - Шаганэ

2) p=7 - Айседора Дункан

3) p=5 - Анна Керн

Задание 9. Возвращаясь на Родину из-за граничного турне, Есенин пишет новые стихи, в них ощущение радости, желание быть певцом и гражданином Родины. В этот период рождаются его лучшие стихи.

Вот строки одного из них:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!

К кому обращены строки этого произведения?

Найти чему будет равно произведение чисел в двоичной системе счисления. Ответ переведите в десятичную систему счисления

1102 * 112 =100102

100102=1*24+0*23+0*22+1*21+0*20= 16+0+0+2+0=1810

Ответ

1)  9      к матери

2)  10    к  А. Блоку

3)  18    к Мариенгофу

Молодцы, ребята! Сегодня вы отлично справились со всеми заданиями по информатике и обогатили свои литературные знания, приобрели навык работы с числами в различных системах счисления и узнали о творчестве замечательного поэта.

И сейчас вам пригодятся полученные знания и тот материал, который вы приготовили заранее. Прошу вас занять место за компьютерами также группами и давайте создадим  презентацию о творчестве Сергея Есенина, используя  офисную программу  MS PowerPoint . При работе за компьютером не будем забывать о технике безопасности.

Не достающую информацию вы можете получить используя Интернет.

  1. Биография Есенина
  2. Творчество Сергея Есенина
  3. Любовь в жизни Сергея Есенина

5. Подведение итогов урока.

        

В ходе  урока, я оценила вашу работу по информатике , а сейчас предоставим слово нашим консультантам.

 А теперь подведём итоги урока, какую оценку за работу группой вы себе поставили. Хорошо ребята, я согласна с вами.

Сегодня наш урок был наполнен лирикой и для того чтобы  закончить урок на положительной ноте давайте скажем комплементы друг другу, поблагодарим друг друга за проведённый урок.

Спасибо, ребята.

Есенин – визитная карточка России. Его стихи находят живой отклик в наших душах. Все прочувствованное им, прожитое за короткую жизнь, он превратил в шедевры поэзии. Он воспел землю, плененный ею, воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.

Закончить  хочется словами Сергея Есенина:

Цветите, юные, и здоровейте телом:
У Вас иная жизнь. У Вас иной удел.

Любите поэзию!

До СВИДАНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по информатике – математике (геометрии) для 8 класса

Конспект интегрированного урока по информатике – математике (геометрии) для 8 класса...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по информатике и географии «Путешествуем с помощью систем счисления»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по информатике и географии «Путешествуем с помощью систем счисления» разработан для учащихся с нарушениями слуха  10 класса. Это урок  обобщающего ...

Конспект интегрированного урока по информатике и физике. Тема: "Линза и рассмотрение зависимости оптической силы линзы от фокусного расстояния в MS Excel".

Данный урок потпитывает интерес к изучению физики и информатики, демонстрирует межпредметные связи, развивает умения использовать компьютерную грамотность для решения практических задач....

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 9 классе по теме «Системы счисления».

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 9 классепо теме «Системы счисления». Определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.Научиться применять данное правило на практ...

Конспект интегрированного урока алгебра-информатика

Интегрированный урок Информатика+алгебра в 8 классе по теме: «Решение квадратных неравенств с помощью графика и с помощью программы Advanced Grapher»...

План-конспект открытого урока по информатике "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"

Урок "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q" знакомит обучающихся с праилами переводом чисел из десятичной системы в двоичную и обратно, ребята практикую...