Разработка внеурочного мероприятия по теме "Информационная безопасность"
план-конспект занятия по информатике и икт (8, 9 класс)

Никулин Иван Юрьевич

Конспект внеурочного мероприятия в рамках акции "УрокБезопасности.РФ" по теме "Информационная безопасность" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 8-9 классов и презентация к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

"Школа № 3"

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ        

для 8, 9 класса

обучающихся с интеллектуальными нарушениями

по предмету «ИНФОРМАТИКА»

автор Никулин И.Ю.

Тема занятия

«Цифровая безопасность»

Подготовил:

Никулин Иван Юрьевич

учитель информатики

КГБОУ Школа 3

г. Комсомольск-на-Амуре

2019


Тема занятия: «Цифровая безопасность».

Цель: Обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде.
Задачи:
Образовательные:
Повышение уровня знаний учащихся о возможностях использования современных информационно-коммуникационных технологий.
интернета.
Информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей, запрещенной или ограниченной для распространения на территории РФ, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
Усвоение правил безопасной работы в современной информационно-коммуникационной среде.
Безопасно и целесообразно вести себя при работе с компьютерными программами в Интернете,
Соблюдать нормы информационной этики и права.
Развивающие:
Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию.
Воспитательные:
Критически относиться к информации, распространяемой в сети Интернет. к информации от непроверенных источников;
Избегать навязывания информации, способной причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
Распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения в противоправную деятельность;
Формировать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование и материалы: ПК учителя, проектор, белая доска, презентация к занятию.


Ход занятия.

1. Оргмомент. Создание проблемной ситуации.

Слайд 1. Чтение стихотворения «Дети в Интернете». Дети отгадывают термин «цифровые угрозы».

2. Вступительное слово учителя.

Слайд 2. В рамках акции «Урокбезопасности.РФ» мы проведем занятие на тему «Цифровая безопасность».

Когда говорят о цифровой безопасности, многие представляют себе крупные корпорации, которых атакуют хакеры и думают, что их эта проблема не касается. Однако сегодня мы уже не представляем своей жизни без различных устройств – компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, у каждого есть аккаунты в социальных сетях, важные данные в электронном виде, привязана карта, счет. Поэтому знаниями о том. как себя обезопасить, должен владеть каждый.

3. Основной этап.

Слайд 3. Ребусы «Цифровые угрозы»

Учитель предлагает несколько ребусов, дети разгадывают (Ответы: Хакер, Вирус, Взлом, Спам)

Слайд 4. Учитель демонстрирует перечень цифровых угроз.

Слайд 5. Вирусы. Учитель рассказывает, что такое вирусы, как они проникают на компьютер и задает вопросы:

Какие последствия заражения вирусами вы знаете? (Ответы: компьютер тормозит, может сломаться, портятся, шифруются файлы, выскакивают странные окна, сообщения).

Как уберечься от заражения? (Ответы: использовать антивирус, не выключать его, вовремя обновлять; использовать официальные магазины приложений для мобильных устройств).

Учитель дополняет ответы.

Слайд 6.  Игра «Последствия вирусного заражения»

Учитель предлагает ученикам расшифровать «повреждённые файлы» - слова, в которых перепутаны буквы. Дети отгадывают. (Ответы: Дискета, Принтер, Джойстик, Клавиатура, Колонки).

Учитель: молодцы, вы сумели избавиться от последствий вируса.

Слайд 7. Взлом. Учитель рассказывает правила защиты аккаунтов - создание надежных паролей, использование разных паролей, двухфакторная аутентификация, периодическая смена паролей.

Слайд 8. Проблемное задание «Надежный пароль»

Учитель: попробуйте оценить, насколько данные пароли надежны.

ваня280692 – ненадежен – один регистр, имя и дата рождения

qwerty12345 – ненадежен – один регистр, комбинации последовательных клавиш

Pass+Fb=1992 – надежен – разные регистры, буквы. цифры и спецсимволы, легко запомнить

IvanPetrov– ненадежен – имя и фамилия. нет цифр и спецсимволов

парольfacebook – ненадежен – один регистр, слова из словаря

EC3+gHFBIkKC% – надежен, но сложно запомнить

Слайд 9. Фишинг.

Учитель рассказывает про фишинг, задает вопрос - слово «фишинг» означает рыбалку, какое отношение это может иметь к цифровым угрозам? Ответы детей: мошенники выуживают сведения, ловят на приманку.

Учитель: каким образом мошенники могут втереться в доверие? Ответы: на почту приходят письма со ссылками. Текст письма обычно провокационный и требует мгновенного ответа. Также мошенники могут представляться сотрудниками компаний и запрашивать конфиденциальную информацию. В таких случаях, даже если информация кажется вам надёжной, лучше позвонить в официальную службу поддержки организации, от имени которой пришло послание.

Учитель рассказывает про признаки поддельного сайта – странный адрес, отсутствие замочка в адресе, запрашиваются лишние в данной ситуации данные.

Слайды 10-13. Задание «Отличите фальшивые сайты»

Ученики анализируют скриншоты, приходят к выводу, что сайт Сбербанк онлайн – настоящий.

Слайд 14. Кибербуллинг

Учитель дает понятие кибербуллинга, рассказывает про его виды.

Слайд 15. Действия при троллинге, буллинге.

нахамить в ответ – неверно, «не кормите тролля»

игнорировать – верно, тролль отстанет

забанить (внести в чёрный список) – верно, обратитесь в техподдержку, к администратору, к модераторам

сделать аккаунт закрытым (для друзей) – верно, особенно для социальных сетей

найти по IP и «забить стрелку» - неверно, не стоит идти на разжигание конфликта, кроме того, так действовать незаконно

сообщить родителям - верно

Слайд 16. Мошенники

Учитель описывает некоторые распространенные Интернет аферы и предлагает детям назвать верные способ действий в этих ситуациях.

выигрыш, вознаграждение, работа – ничего не платить, это обман

знакомство – сначала поближе узнать человека, получить подтверждение его личности и слов

знакомый, родственник – связать другим способом (позвонить), если был взлом страницы. оперативно заблокировать мошенника

перевод средств по «ошибке» - не возвращать, чтобы деньги не списали дважды, обратиться к сотрудникам банка

Слайд 17. Нежелательный контент

Учитель рассказывает, что в сети Интернет может попасться неприятная, вредная информация. Действия: использовать фильтр, семейный поиск, покинуть вредные сайты. сообщить родителям.

Вопрос: знаете ли вы. что такое спам? (Ответ: назойливая реклама, нежелательные письма). Какие действия защитят от спама? (Письма не открывать, помечать, как спам)

Слайд 18. Опасности социальных сетей

Учитель обсуждает с детьми основные угрозы соц. сетей:

взлом - создать уникальный надежный пароль

раскрытие чувствительной информации - не разглашать личные данные, контролировать личную информацию

мошенничество при покупках - не осуществлять покупки в социальных сетях, или хотя бы не осуществлять предоплату

фальшивые личности - не доверять незнакомцам, проверять сетевых друзей, сообщать родителям о предложении встретиться «в реале»

4. Завершающий этап

Слайд 19. Горячая линия

Учитель: Дети, если вы стали жертвами компьютерных преступников, вы можете найти помощь по этим ссылкам (Детионлайн, управление К МВФ России). Дорогие друзья, я надеюсь, что сегодняшнее занятие было для вас полезным. Теперь вы больше знаете о цифровых угрозах и сумеете от них защититься.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Угадайте тему занятия Я сегодня стал, К ак взрослый Подключился в Интернет Быстро я нашел друзей Игры, почту, мир идей Но, внезапно из окна Повалилась ерунда Тут меня вдруг обругали Нехорошими словами Дядя злой убил зверей Тетя сделала взрослей Сильно-сильно я тогда Испугался Папа вытащил меня, Заругался

Слайд 2

Внеклассное занятие «ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Учитель информатики КГБОУ Школа 3 Никулин И.Ю. УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ

Слайд 3

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ « Ребусы»

Слайд 4

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Киберугрозы вирусы; взлом; спам; фишинг ; кибербуллинг; мошенники; нежелательный контент ; опасности соц. сетей

Слайд 5

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Вирусы скрытно проникают в компьютерные системы, через вложения в электронные письма, пиратские программы, зараженные флешки и т.д. установите антивирус регулярно обновляйте антивирусные программы устанавливайте ПО из доверенных источников

Слайд 6

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ « Последствия вируса» КАДСИТЕ ------- ДИ**** А ТИРНРЕП ------- ПР**** Р СЙЖКОТДИ ---- ДЖ***** К РАВЛУАТИКА -- КЛ******* А НОЛИКОК ------ КО**** И

Слайд 7

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Взлом Надежный пароль придумайте словосочетание удалите пробелы между словами сократите слова, но не меньше 7 символов измените РеГиСтР букв добавьте цифры и знаки пунктуации меняйте пароли

Слайд 8

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ « Надежный пароль» ваня280692 qwerty12345 Pass+Fb =1992 IvanPetrov пароль facebook EC3+gHFBIkKC%

Слайд 9

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Фишинг попытка «втереться в доверие» и заставить вас запустить вредоносный код, сообщить секретные данные, отключить защиту администрация сайта никогда не станет требовать данные счетов, пароли или ПИН-коды надежный сайт – оформление, замочек в адресе, верный адрес

Слайд 10

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Конкурс « Фишинг »

Слайд 11

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Конкурс « Фишинг »

Слайд 12

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Конкурс « Фишинг »

Слайд 13

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Конкурс « Фишинг »

Слайд 14

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Кибербуллинг запугивание, преследование и травля анонимные угрозы раскрытие личной информации флейминг хипплейпинг

Слайд 15

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Кибербуллинг : что делать? нахамить в ответ игнорировать забанить (внести в чёрный список) сделать аккаунт закрытым (для друзей) найти по IP и «забить стрелку» сообщить родителям

Слайд 16

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Мошенники выигрыш, вознаграждение, работа надо только оплатить налог, комиссию и т.д. знакомство у «подружки» денежные затруднения знакомый, родственник у меня проблемы, перешли, объясню потом перевод средств по «ошибке» пожалуйста, верните платеж

Слайд 17

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Нежелательный контент По любому непонятному вопросу советуйтесь с родителями Спам Не посещайте сомнительные сайты и не переходите по незнакомым ссылкам Помните, что не вся информация в Интернете достоверная Используйте семейный поиск

Слайд 18

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Опасности социальных сетей Создать уникальный надежный пароль Не разглашать персональные данные Контролировать личную информацию Не осуществлять покупки в социальных сетях В случае покупки товара, не осуществлять предоплату Не доверять незнакомцам

Слайд 19

УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Горячая линия Если вы стали жертвой киберпреступников , вы можете получить помощь: получите консультацию на портале detionline.com напишите заявление на сайте www.mvd.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка внеклассного мероприятия на тему "Безопасность нам нужна, безопасность нам важна"

аннеклассное мероприятие для 6 класса по безопасному поведению в быту и на улице....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по пожарной безопасности. Развлекательно-познавательная игра «Веселая компания» тема «Огонь-друг, огонь-враг»

методическая разработка внеклассного занятия по противопожарной безопасности для учащихся 1 и 2 класса, Занятие составлено с использование костюмированных героев "Огонька" и домовенка "Кузи", где геро...

Разработка внеурочного мероприятия для обучающихся 4-8 классов по теме "Безопасное общение в интернете".

В данной работе представлен цикл мероприятий, направленный на снижение конфликтных ситуаций в подростковой среде. Работа стала призёром в городском конкурсе г. Москва по профилактике негативных проявл...

Методическая разработка внеурочного занятия по информатике "Безопасный Интернет" для обучающихся 5 класса

Целью проведения занятия по информатике "Безопасный Интернет" является знакомство учащихся 5 классов с правилами безопасной работы в сети Интернет в занимательной форме. В ходе занятия у уча...

Методическая разработка внеурочной деятельности по основам безопасного поведения на дороге

Мероприятие для подготовительной группы детского сада по основам безопасного поведения на дороге «Путешествие в Волшебную страну, или Сказка о потерянных знаках»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ “The Fifth Element (The Tula Kremlin)” Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ“The Fifth Element (The Tula Kremlin)”Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов...