Урок в 10 классе по теме "Преобразование логических выражений"
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.83 КБ |
![]() | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Информатика, 10 класс. Урок № 18.
Тема «Преобразование логических выражений»
Тип урока: комбинированный
Учебник: К.Ю.Поляков «Информатика (углубленный уровень)»
Цели урока: научить учащихся преобразовывать логические выражения в равносильные с помощью законов алгебры логики, закрепить навыки построения таблиц истинности средствами MS Excel
Задача урока: научить учащихся упрощать логические выражения, правильно определять порядок выполнения операций в логическом выражении, устанавливать связи между различными частями сложных логических выражений, умение выбирать лучший вариант решения.
Организационный момент: Отметить отсутствующих. ( 1-2 минуты)
- Доброе утро, садитесь, все хорошо сегодня выспались, готовы активно работать.
- У вас на столах лежат карточки с изображением битов. Выразите с их помощью ваше настроение.
(бит «1» - оптимист, на все вопросы отвечает «да», выражает хорошее настроение, бит «0» - пессимист, на вопросы отвечает «нет», выражает плохое настроение.
Проверка домашнего задания:
- Открыли тетради, вооружились ручкой с зеленой пастой, поменялись тетрадями с соседом, проверяем.
Пошаговое решение для проверки отражается на слайдах 3 – 8
(3 минуты)
Определение темы и цели урока.
- Способ определения истинности логического выражения путем построения его таблицы истинности становится неудобным при увеличении количества логических переменных, т. к. за счет существенного увеличения числа строк таблицы становятся громоздкими. С этой проблемой вы столкнулись при выполнении домашнего задания Слайд 11
- В таких случаях выполняются преобразования логических выражений в равносильные. Для этого используют законы алгебры логики.
- Так чем мы будем заниматься сегодня на уроке?... (дети должны сами сформулировать тему урока) - Преобразовывать логические выражения (ответ).
Запишите тему урока: Преобразование логических выражений Слайд 11
С помощью наводящих вопросов обучающиеся формулируют цель урока.
- А завершим мы урок выполнением практической работы на упрощение логических выражений и проведем проверку полученного результата с помощью построения таблиц истинности в MS Excel. (3 минуты)
Объяснение нового материала
- Предлагаю посмотреть фрагмент видеоурока с дистанционного образовательного ресурса РЭШ (2 минуты)
Решение задач:
Открыли учебник стр 190. №1(а,в)
№2 (в)
№3 (г)
Дополнительное задание: №2 (е); №3 (в) (для тех кто быстрее всех справиться) (15 минут).
Открыли дневники и записали домашнее задание:
п. 21 прочитать, стр 190. №1(б,г), №2(и,д), №3(б)
Дополнительное домашнее задание для сдающих ЕГЭ или желающих получить дополнительную оценку:
- стр. 191№3(е)
- Каждое из логических выражений F и G содержит 5 переменных. В таблицах истинности выражений F и G есть ровно 5 одинаковых строк, причём ровно в 4 из них в столбце значений стоит 1.
Сколько строк таблицы истинности для выражения F ∨ G содержит 1 в столбце значений?
- Логическая функция F задаётся выражением (x ∨ y) → (z ≡ x).
Дан частично заполненный фрагмент, содержащий неповторяющиеся строки таблицы истинности функции F.
Определите, какому столбцу таблицы истинности соответствует каждая из переменных x, y, z.
Переменная 1 | Переменная 2 | Переменная 3 | Функция |
??? | ??? | ??? | F |
0 | 0 | 0 | |
0 | 0 |
В ответе напишите буквы x, y, z в том порядке, в котором идут соответствующие им столбцы (сначала – буква, соответствующая первому столбцу; затем – буква, соответствующая второму столбцу, и т. д.). Буквы в ответе пишите подряд, никаких разделителей между буквами ставить не нужно.
Релаксационная минутка. Слайд 15 Обучающиеся закрывают глаза, представляют себя на берегу моря и слушают шум прибоя (1минутка).
Практическая работа:
Упростить логическое выражение, полученный результат проверить с помощью построения таблицы истинности в MS Excel.
¬А ∧ ¬ С ∨ А ∧ B ∨ ¬А ∧ С ∨А ∧ ¬В
После выполнения практического задания проводиться самооценка.
Критерии оценивания:
Оценка «5» ставиться, если задание выполнено на 100 % - логическое выражение верно преобразовано, значение упрощенного логического выражения совпало со значениями полученными при построении таблицы истинности.
Оценка «4» ставиться, если задание выполнено на 75-99 %, возможна одна из двух ошибок, неправильно упрощено логическое выражение или допущены ошибки при построении таблицы истинности (например, неправильно расставлен порядок действий).
Оценка «3» ставиться, если задание выполнено на 50-74 %, допущены две ошибки, неправильно упрощено логическое выражение и допущены ошибки при построении таблицы истинности (например, неправильно расставлен порядок действий).
Оценка «2» ставиться, если задание выполнено менее чем на 50 %, неправильно упрощено логическое выражение и не построена таблица истинности логического выражения. (15 минут)
Рефлексия (обучающиеся вытаскивают карточку с вопросом и отвечают на него, затем как в начале урока оценивают своё настроение с помощью битов)
я узнал… |
я научился… |
у меня получилось….. |
у меня не получилось… |
было трудно… |
было интересно… |
я понял, что… |
меня удивило… |
могу похвалить себя и своих одноклассников за……. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания ¬ ( ¬ a Л b V c Л d ) Постройте таблицу истинности логического выражения:
a B c d ¬ a ¬ a Л b c Л d ¬ a Л bV c Л d ¬ ( ¬ a Л bV c Л d) 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 1 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 1 0 0 0 1 0 0 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 0 0 1 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 1
a B c d ¬ a ¬ a Л b c Л d ¬ a Л bV c Л d ¬ ( ¬ a Л bV c Л d) 0 0 0 0 1 0 0 0 1 1 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1 0 1 0 0 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 0 0 0 0 1 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 0 1 1 0 1 1 0 0 0 1 1 0 1 0 1 1 1 0 0 1 1 1 1 0
a B c d ¬ a ¬ a Л b c Л d ¬ a Л bV c Л d ¬ ( ¬ a Л bV c Л d) 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 1 1 1 0 0 1 0 0 1 1 0 1 0 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 1 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 1 1 1 0 0 0 1 1 1 1 0 0
a B c d ¬ a ¬ a Л b c Л d ¬ a Л bV c Л d ¬ ( ¬ a Л bV c Л d) 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 1 1 1 0 1 0 1 0 0 1 1 0 0 1 0 1 1 1 0 0 1 1 0 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 0 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 1 1 1 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0 1
a B c d ¬ a ¬ a Л b c Л d ¬ a Л bV c Л d ¬ ( ¬ a Л bV c Л d) 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 0 1 1 1 0 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0 1 1
a B c d ¬ a ¬ a Л b c Л d ¬ a Л bV c Л d ¬ ( ¬ a Л bV c Л d) 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 1 0 0 0 1 0 0 1 0 1 0 0 0 1 0 0 1 1 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 1 0 1 0 0 1 0 1 1 1 0 1 0 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 1 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 1 1 0 0 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 0 1 1 1 0 1 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 0 0 1 1 0
Критерии оценивания: «5» – все выполнено верно без ошибок, «4» – допущены ошибки в 1-3 строках, «3» - допущены ошибки в 4-6 строках, «не справился с заданием» - допущены ошибки в 7 и более строках.
Способ определения истинности логического выражения путем построения его таблицы истинности становится неудобным при увеличении количества логических переменных, т. к. за счет существенного увеличения числа строк таблицы становятся громоздкими. В таких случаях выполняются преобразования логических выражений в равносильные. Для этого используют законы алгебры логики.
Преобразование логических выражений. Цели урока: Научиться преобразовывать логические выражения в равносильные с помощью законов алгебры логики. Вспомнить построение таблицы истинности логического выражения средствами MS Excel
Видео фрагмент урока с дистанционного образовательного ресурса РЭШ
Решение задач на преобразование логических выражений Стр. 190 № 1( а,в ) №2 (в) №3 (г) Дополнительное задание: №2 (е); №3 (в )
Домашнее задание: П. 21 прочитать, №1 ( б,г ), № 2( и,д ), №3(б) Дополнительное домашнее задание: №3(е)+задание на листах
Практическая работа Упростить логическое выражение, полученный результат проверить с помощью построения таблицы истинности в MS Excel . ¬А ¬ С А B ¬ А С А ¬В
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Условия поиска информации, простые логические выражения" с использованием ЭОР, информатика и ИКТ 9 класс, УМК Семакин И.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАУсловия поиска информации, простые логические выражения.(Тема урока) 1. ФИО (полностью)Ломина Марина Владимировна2. Место работыМОУ СОШ № 15 г. Гу...
Урок информатики и ИКТ в 10 классе по теме «Логические схемы и логические выражения»
Раздел "Логика"Тема «Логические схемы и логические выражения»...

Конспект урока 5 класс по теме "Упрощение выражений" + презентация
Данный материал содержит в себе конспект урока по математике на тему "Упрощение выражений" (5 класс) и разработанную к нему презентацию....

презентация к уроку информатики 10 класс "Логические законы и правила преобразования логических выражений" (профильный уровень) по Угриновичу
Презентация к уроку информатики 10 класс "Логические законы и правила преобразования логических выражений" используется на уроках изучения нового материала (профильный уровень) по учебнику Угриновича....
технологическая карта урока «Построение таблиц истинности для логических выражений»
Цель урока:Введение понятия Таблица истинности.Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений....