Урок в 10 классе по теме "Преобразование логических выражений"
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс)

Сергеева Наталья Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информатика, 10 класс. Урок № 18.

Тема «Преобразование логических выражений»

Тип урока: комбинированный

Учебник: К.Ю.Поляков «Информатика (углубленный уровень)»

Цели урока: научить учащихся преобразовывать логические выражения в равносильные с помощью законов алгебры логики, закрепить навыки построения таблиц истинности средствами MS Excel

Задача урока: научить учащихся упрощать логические выражения, правильно определять порядок выполнения операций в логическом выражении, устанавливать связи между различными частями сложных логических выражений, умение выбирать лучший вариант решения.

Организационный момент: Отметить отсутствующих.             ( 1-2 минуты)

- Доброе утро, садитесь, все хорошо сегодня выспались, готовы активно работать.

- У вас на столах лежат карточки с изображением битов. Выразите с их помощью ваше настроение.

(бит «1» - оптимист, на все вопросы отвечает «да», выражает хорошее настроение, бит «0» - пессимист, на вопросы отвечает «нет», выражает плохое  настроение.

Проверка домашнего задания:

- Открыли  тетради, вооружились ручкой с зеленой пастой, поменялись тетрадями с соседом, проверяем.

Пошаговое решение для проверки отражается на слайдах 3 – 8

(3 минуты)

Определение темы и цели урока.

- Способ определения истинности логического выражения путем построения его таблицы истинности становится неудобным при увеличении количества логических переменных, т. к. за счет существенного увеличения числа строк таблицы становятся громоздкими. С этой проблемой вы столкнулись при выполнении домашнего задания                              Слайд 11

- В таких случаях выполняются преобразования логических выражений в равносильные. Для этого используют законы алгебры логики.

- Так чем мы будем заниматься сегодня на уроке?... (дети должны сами сформулировать тему урока) - Преобразовывать логические выражения (ответ).

Запишите тему урока: Преобразование логических выражений Слайд 11

С помощью наводящих вопросов обучающиеся формулируют цель урока.

- А завершим мы урок выполнением практической работы на упрощение логических выражений и проведем проверку полученного результата с помощью построения таблиц истинности в MS Excel.                     (3 минуты)

Объяснение нового материала

- Предлагаю посмотреть фрагмент видеоурока с дистанционного образовательного ресурса РЭШ                                                          (2 минуты)

Решение задач:

Открыли учебник стр 190. №1(а,в)

№2 (в)

№3 (г)

Дополнительное задание: №2 (е); №3 (в) (для тех кто быстрее всех справиться)                                                                                          (15 минут).

Открыли дневники и записали домашнее задание:

п. 21 прочитать, стр 190. №1(б,г), №2(и,д), №3(б)

Дополнительное домашнее задание для сдающих ЕГЭ или желающих получить дополнительную оценку:

  1. стр. 191№3(е)
  2. Каждое из логических выражений F и G содержит 5 переменных. В таблицах истинности выражений F и G есть ровно 5 одинаковых строк, причём ровно в 4 из них в столбце значений стоит 1.

Сколько строк таблицы истинности для выражения F  G содержит 1 в столбце значений?

  1. Логическая функция F задаётся выражением (x  y) → (z ≡ x).

Дан частично заполненный фрагмент, содержащий неповторяющиеся строки таблицы истинности функции F.

Определите, какому столбцу таблицы истинности соответствует каждая из переменных x, y, z.

 

Переменная 1

Переменная 2

Переменная 3

Функция

???

???

???

F

0

0

0

0

0

 

В ответе напишите буквы x, y, z в том порядке, в котором идут соответствующие им столбцы (сначала – буква, соответствующая первому столбцу; затем – буква, соответствующая второму столбцу, и т. д.). Буквы в ответе пишите подряд, никаких разделителей между буквами ставить не нужно.

Релаксационная минутка. Слайд 15 Обучающиеся закрывают глаза, представляют себя на берегу моря и слушают шум прибоя          (1минутка).

Практическая работа: 

Упростить логическое выражение, полученный результат проверить с помощью построения таблицы истинности в MS Excel.

¬А  ¬ С  А  B  ¬А  С А  ¬В

После выполнения практического задания проводиться самооценка.

Критерии оценивания:

Оценка «5» ставиться, если задание выполнено на 100 % - логическое выражение верно преобразовано, значение упрощенного логического выражения совпало со значениями полученными при построении таблицы истинности.

Оценка «4» ставиться, если задание выполнено на 75-99 %, возможна одна из двух ошибок, неправильно упрощено логическое выражение или допущены ошибки при построении таблицы истинности (например, неправильно расставлен порядок действий).

Оценка «3» ставиться, если задание выполнено на 50-74 %, допущены две ошибки, неправильно упрощено логическое выражение и допущены ошибки при построении таблицы истинности (например, неправильно расставлен порядок действий).

Оценка «2» ставиться, если задание выполнено менее чем на 50 %, неправильно упрощено логическое выражение и не построена таблица истинности логического выражения.                               (15 минут)

Рефлексия (обучающиеся вытаскивают карточку с вопросом и отвечают на него, затем как в начале урока оценивают своё настроение с помощью битов)

я узнал…

я научился…

у меня получилось…..

у меня не получилось…

было трудно…

было интересно…

я понял, что…

меня удивило…

могу похвалить себя и своих одноклассников за…….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если хочешь иметь досуг, не теряй времени даром. Бенджамин Франклин

Слайд 2

Проверка домашнего задания ¬ ( ¬ a Л b V c Л d ) Постройте таблицу истинности логического выражения:

Слайд 3

a B c d ¬ a ¬ a Л b c Л d ¬ a Л bV c Л d ¬ ( ¬ a Л bV c Л d) 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 1 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 1 0 0 0 1 0 0 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 0 0 1 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 1

Слайд 4

a B c d ¬ a ¬ a Л b c Л d ¬ a Л bV c Л d ¬ ( ¬ a Л bV c Л d) 0 0 0 0 1 0 0 0 1 1 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1 0 1 0 0 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 0 0 0 0 1 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 0 1 1 0 1 1 0 0 0 1 1 0 1 0 1 1 1 0 0 1 1 1 1 0

Слайд 5

a B c d ¬ a ¬ a Л b c Л d ¬ a Л bV c Л d ¬ ( ¬ a Л bV c Л d) 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 1 1 1 0 0 1 0 0 1 1 0 1 0 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 1 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 1 1 1 0 0 0 1 1 1 1 0 0

Слайд 6

a B c d ¬ a ¬ a Л b c Л d ¬ a Л bV c Л d ¬ ( ¬ a Л bV c Л d) 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 1 1 1 0 1 0 1 0 0 1 1 0 0 1 0 1 1 1 0 0 1 1 0 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 0 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 1 1 1 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0 1

Слайд 7

a B c d ¬ a ¬ a Л b c Л d ¬ a Л bV c Л d ¬ ( ¬ a Л bV c Л d) 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 0 1 1 1 0 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0 1 1

Слайд 8

a B c d ¬ a ¬ a Л b c Л d ¬ a Л bV c Л d ¬ ( ¬ a Л bV c Л d) 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 1 0 0 0 1 0 0 1 0 1 0 0 0 1 0 0 1 1 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 1 0 1 0 0 1 0 1 1 1 0 1 0 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 1 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 1 1 0 0 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 0 1 1 1 0 1 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 0 0 1 1 0

Слайд 9

Критерии оценивания: «5» – все выполнено верно без ошибок, «4» – допущены ошибки в 1-3 строках, «3» - допущены ошибки в 4-6 строках, «не справился с заданием» - допущены ошибки в 7 и более строках.

Слайд 10

Способ определения истинности логического выражения путем построения его таблицы истинности становится неудобным при увеличении количества логических переменных, т. к. за счет существенного увеличения числа строк таблицы становятся громоздкими. В таких случаях выполняются преобразования логических выражений в равносильные. Для этого используют законы алгебры логики.

Слайд 11

Преобразование логических выражений. Цели урока: Научиться преобразовывать логические выражения в равносильные с помощью законов алгебры логики. Вспомнить построение таблицы истинности логического выражения средствами MS Excel

Слайд 12

Видео фрагмент урока с дистанционного образовательного ресурса РЭШ

Слайд 13

Решение задач на преобразование логических выражений Стр. 190 № 1( а,в ) №2 (в) №3 (г) Дополнительное задание: №2 (е); №3 (в )

Слайд 14

Домашнее задание: П. 21 прочитать, №1 ( б,г ), № 2( и,д ), №3(б) Дополнительное домашнее задание: №3(е)+задание на листах

Слайд 16

Практическая работа Упростить логическое выражение, полученный результат проверить с помощью построения таблицы истинности в MS Excel . ¬А  ¬ С  А  B  ¬ А  С  А  ¬В

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Условия поиска информации, простые логические выражения" с использованием ЭОР, информатика и ИКТ 9 класс, УМК Семакин И.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАУсловия поиска информации, простые логические выражения.(Тема урока) 1.   ФИО (полностью)Ломина Марина Владимировна2.   Место работыМОУ СОШ № 15 г. Гу...

Урок информатики и ИКТ в 10 классе по теме «Логические схемы и логические выражения»

Раздел "Логика"Тема «Логические схемы и логические выражения»...

Конспект урока 5 класс по теме "Упрощение выражений" + презентация

Данный материал содержит в себе конспект урока по математике на тему  "Упрощение выражений" (5 класс) и разработанную к нему презентацию....

презентация к уроку информатики 10 класс "Логические законы и правила преобразования логических выражений" (профильный уровень) по Угриновичу

Презентация к уроку информатики 10 класс "Логические законы и правила преобразования логических выражений" используется на уроках изучения нового материала (профильный уровень) по учебнику Угриновича....

технологическая карта урока «Построение таблиц истинности для логических выражений»

Цель урока:Введение понятия Таблица истинности.Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений....