Случайные числа и псевдослучайные последовательности
презентация к уроку по информатике и икт (9, 10, 11 класс)

Ревченко Людмила Павловна

Презентация о случайных числа и способах их получения. Как используются функции датчики случайных чисел в программировании. Метод Мнте-Карло. Определение площадей фигур методом МнтеКарло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sluchaynye_chisla_i_psevdosluchaynye_posledovatelnosti.ppt2.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ревченко Л.П. учитель информатики ГОУ школы № 497 Невского района Случайные числа 2019 год

Слайд 2

Со случайностью мы сталкиваемся на каждом шагу Случайность

Слайд 3

Всё случайно, непредсказуемо, НО ... В универсаме в нужное время должно быть нужное число кассиров

Слайд 4

Телефонная линия должна иметь достаточную пропускную способность

Слайд 5

Непредсказуемо поведение элементарных частиц в ядерном реакторе, но реакторы должны надежно работать

Слайд 6

Для успешного решения этих задач и множества других необходимо уметь: Получать искусственную последовательность случайных чисел, успешно заменяющую реальную, определяемую случайными событиями; С помощью этой последовательности моделировать случайные события.

Слайд 7

Потребность в случайных числах возникла давно. Для их получения существует множество способов:

Слайд 8

Таблицы случайных цифр В 1927 году Л. Триппет опубликовал таблицы, содержащие свыше 40 000 случайных цифр, произвольно взятых из отчетов о переписи. Позже были сконструированы специальные машины, механически вырабатывающие случайные числа. Первую такую машину использовали М. Дж. Кендалл и Б. Бэбингтон-Смит при создании таблиц из 100 000 случайных цифр. 2057 0762 1429 8535 9029 9745 3458 5023 3502 2436 6435 2646 0295 6177 2755 3080 3275 0521 6623 1133 3278 0500 7573 7426 3188 0187 7707 3047 4901 3519 7888 6411 1631 6981 1972 4269 0022 3860 1580 6751 4022 6540 7804 5528 4690 3586 9839 6641 0404 0735 0888 3504 2651 9051 5764 7155 6489 2660 3341 8784

Слайд 9

Осуществив N независимых опытов и получив N случайных цифр, запишем эти цифры (в порядке появления) в таблицу, получим таблицу случайных цифр. Таблицы случайных цифр использовали при расчетах вручную. При расчетах на ЭВМ таблицами не пользовались. Такая таблица не помещалась во внутреннюю память ЭВМ , а обращение к внешним ЗУ замедляло счет. Как получить таблицу случайных цифр?

Слайд 10

Датчики случайных чисел С появлением первых ЭВМ начались поиски получения случайных чисел для использования их в компьютерных программах. Поначалу к ЭВМ подключали датчики случайных чисел, основанные на различных физических эффектах: шум электронных ламп излучение радиоактивных веществ и прочее. Но датчики были слишком медленными, дорогими и небезопасными. Несовершенство этих методов пробудило интерес к получению случайных чисел с помощью арифметических операций самого компьютера. Электронный измеритель уровня шума с USB интерфейсом.

Слайд 11

Джон фон Нейман (3.12 1903 — 8.02 1957, Будапешт, Вашингтон), американский математик и физик. Первым такой подход предложил в 1946 году Джон фон Нейман, известный как разработчик архитектуры первых ЭВМ. Идея состояла в том, что нужно только самое первое случайное число. Дальше применяется следующее рекуррентное правило: число возводится в квадрат и из результата берется середина. Таким образом строится последовательность чисел.

Слайд 12

Пример получения последовательности десятизначных случайных чисел А = - первое число А 2 = 5772156649 33317792380594909201 33317 7923805949 09201 7923805949 - второе число 62786700717407790601 62786 7007174077 90601 7007174077 - третье случайное число А = А = А 2 = . . . А 2 =

Слайд 13

Реализация алгоритма фон Неймана для двузначных чисел Program numbers; Var a, b, c, I : integer; Begin Writeln (' Генерация двузначных чисел'); Writeln (‘Введите любое двузначное число'); Readln(n); For i:=10 to 99 do begin b:=a*a; if b div 1000>0 then c:=b mod 1000 else c:=b; a:=c div 10; if (a=1) or (a=2) or (a=3) then a:=a*10; if a=10 then a:=a+2; if a=60 then a:=a+1; write (a:5); end ; end .

Слайд 14

А где же здесь случайность? Никакой случайности здесь нет. Но получаемые таким способом числа ведут себя как случайные. Частота появления любого числа в этой последовательности примерно одинакова. А в моделировании именно это и надо! В результате, вместо последовательности случайных чисел мы имеем ее модель, сохраняющую самое главное свойство: равномерное распределение вероятностей появления членов этой последовательности. Такие последовательности называются псевдослучайными . Алгоритм получения псевдослучайного числа называется датчиком случайных чисел .

Слайд 15

Продолжение истории После изобретения Джона фон Неймана математики придумывали различные датчики случайных чисел. Проблема в том, что все псевдослучайные последовательности являются периодическими. Тогда можно ли говорить о моделировании случайности? В алгоритме фон Неймана для десятизначных чисел повторяющаяся последовательность чисел появляется через 10 10 операций. Для человека провести столько опытов дело нескольких лет, а для компьютера — нескольких часов. В сложных случаях получения достоверных результатов моделирования, например, работы ядерного реактора, требуются датчики с большим периодом (10 100 ). Разработка быстрых и надежных датчиков случайных чисел продолжается.

Слайд 16

Получение псевдослучайного числа в программе на Паскале В более простых случаях моделирования случайных процессов с успехом применяются имеющиеся в любой системе программирования алгоритмы получения случайных чисел. Обычно эти алгоритмы выполнены в виде стандартных функций. В Паскале - Random. Примеры использования. Пусть Var A : integer; X : real; . . . A := RANDOM(N); - получим целое число из интервала [0;N) A := RANDOM(N) + M; - получим число из интервала [M;N+M) X := RANDOM; - получим вещественное число из [0;1) X := C + (D - C)*RANDOM; - получим число из интервала [C;D) При использовании Random в цикле часто применяют перед циклом процедуру RANDOMIZE; (изменяет «первое» число)

Слайд 17

Одно из применений случайных чисел - вычисление площадей и объемов фигур методом Монте-Карло: Фигуру, площадь которой нужно найти, поместим в прямоугольник (квадрат). Будем случайным образом «бросать» точки в этот квадрат. Естественно, что чем большую площадь в квадрате занимает фигура, тем чаще в нее будут попадать точки. Например, во время снегопада количество снежинок, попавших в круглую песочницу на квадратной детской площадке, пропорционально площади песочницы. Обозначим S искомую площадь круглой песочницы; а=2 — сторона квадрата, содержащего круг; N — количество случайных точек внутри квадрата; М — количество точек из числа N, попавших в круг. Тогда S = a 2 * M/N

Слайд 18

Программа определения S и результаты ее работы Число точек , N 1000 5000 15000 50000 100000 Площадь , S 3.164 3.165 3.141 3.154 3.138 Ответ: S  3.14 2 2

Слайд 19

Программа определения S фигуры, ограниченной кривой Y = X 2 , методом Монте-Карло Число точек ,N 1000 5000 15000 50000 100000 Площадь ,S 0.334 0.325 0.332 0.330 0.332 Ответ: S  1/3

Слайд 20

Программа определения S фигуры, ограниченной кривой Y = X 3 , методом Монте-Карло Ответ: S  1/4 Число точек ,N 1000 5000 15000 50000 100000 Площадь ,S 0.261 0.241 0.247 0.251 0.251

Слайд 21

Программа определения S фигуры треугольник методом Монте-Карло Ответ: S  1/2 Число точек , N 1000 5000 15000 50000 100000 Площадь ,S 0.489 0.495 0.501 0.498 0.502

Слайд 22

Использованы учебник для 10 класса «Информатика и ИКТ», авторы: А.Г. Гейн и др. Картинки из Интернета Программы с использованием случайных чисел написаны в среде Pascal ABC.Net. Систему программирования можно найти на сайте разработчиков Pascal ABC.Net по ссылке: http://pascalabc.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

случайные события. вероятность случайного события

решение простейших задач нахождения вероятностей используя определение вероятности...

Презентация к уроку алгебры в 11 классе "Случайные события. Случайный эксперимент. Элементарные исходы "

Знакомство с вероятностью. Случайные собития. Случайный эксперимент. Элементарные исходы....

Презентация урока по математике 6 класс по теме: "Случайные события. Вероятность случайного события"

Сформировать у учащихся представление о случайном событии, вероятности случайного события, достоверном и невозможном событиях, равновероятных событиях....

Практическая работа "Заполнение одномерного массива случайными числами и вывод его на экран".

Цель практической работы научить заполнять одномерный массив  числами с помощью процедуры randomize (случайными числами) и выводить его на экран в среде программирования ABCPascsl . Состоит ...

Проверочная работа 10 класс Комплексные числа. Предел последовательности

Предлагается проверочная работа 10 класс по теме Комплексные числа. Предел последовательности. Уровень класса: профиль...

Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия...