Социальная информатика
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс)

Миннурова Азиза Ильдусовна

«Социальная информатика» в профильном курсе информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_informatika.pptx89.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Социальная информатика» в профильном курсе информатики Выполнила: Миннурова А., у читель математики и информатики МБОУ «Школа №85» г. Казани

Слайд 2

В новом стандарте основного общего образования по информатике и информационным технологиям с 2004 г. появилась новая линия — линия социальной информатики, что актуализировало необходимость освоения школьниками основных ее понятий и готовность учителей информатики к их преподаванию.

Слайд 3

Линия социальной информатики в современном курсе информатики в школе раскрывает сущностные характеристики и закономерности развития информационных процессов, связанных с глобальным распространением обществе информационных и коммуникационных технологий.

Слайд 4

Социальная информатика – наука, изучающая информационные процессы в обществе и их влияние на общество и личность.

Слайд 5

Учебная направленность линии социальной информатики связана с необходимостью оптимальной и эффективной ориентировки человека в новой информационной реальности, востребованностью в формирующемся информационном обществе личности, в полной мере владеющей культурой жизнедеятельности на новой информационной основе – информационной культурой.

Слайд 6

Актуальность изучения линии социальной информатики в курсе информатики в школе связана с необходимостью: – формирования информационной культуры как части общей культуры личности; – формирования основ научного мировоззрения учащихся, их информационной картины мира; – освоения этических и правовых норм информационной деятельности общества и личности как социальным заказом; – повышения мотивации изучения информатики.

Слайд 7

В качестве интегративной цели обучения данной линии в школьном курсе информатики рассматривается подготовка гражданина информационного общества, который осознает необходимость формирования представлений о глобальном информационном пространстве, об информационных процессах в обществе; собственной этической позиции, ценностного отношения к объектам, явлениям и процессам быстроменяющейся информационной среды; знания и понимания этапов, черт и тенденций формирования информационного общества, роли информатики и информационных технологий в развитии цивилизации, этических границ применимости компьютерной техники и информационных технологий; применяет эти знания в своей информационной деятельности, опираясь на ее юридические, этические и моральные нормы; анализирует и оценивает свою информационную деятельность, осознает ответственность за результаты этой деятельности, реализует ее во благо другим и обществу.

Слайд 8

Методика преподавания линии социальной информатики в школе определяет следующие цели обучения : – учебная цель – формирование представлений о процессе информатизации общества и его влиянии на общество и человека; – развивающая цель – формирование основ научного мировоззрения, информационной картины мира; – воспитательная цель – формирование информационной культуры, этических и правовых норм деятельности человека в информационной среде.

Слайд 9

В содержание линии социальной информатики по стандарту включается: – для 8–9-го классов раздел «Информационные процессы в обществе» с основными понятиями «информационные ресурсы общества», «информационные ресурсы», «информационная безопасность», «информационные этика и право»; – для 10–11-го классов раздел «Основы социальной информатики» с основными понятиями «информационное общество и основные этапы его становления», «информационные ресурсы общества»; «информационная культура», «этические и правовые нормы информационной деятельности человека», «информационная безопасность».

Слайд 10

По ддержка преподавания линии социальной информатики в современных учебниках по информатике практически отсутствует, в относительно приемлемом варианте она есть только в учебниках Н. В. Макаровой, И. Г. Семакин, при этом многие понятия, предусмотренные к изучению стандартом, не рассматриваются.

Слайд 11

Л инии социальной информатики включает как базовые понятия – «информационное общество», «информационные ресурсы», «информационная культура», «информационная этика», «информационное право», «информационная безопасность», так и понятия, связанные с базовыми понятиями общим контекстом и помогающие раскрыть их сущность – вспомогательные понятия: «информатизация и компьютеризация общества», «информационная среда», «информационный образ жизни», «информационная экология».

Слайд 12

И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Информатика 10 11 классы (2012 год) Н. В. Макарова Информатика 10 11 классы (2009 г) Глава7. Основы социальной информатики §40. Информационные ресурсы §41. Информационное общество §42. Правовое регулирование в информационной сфере §43. Проблема информационной безопасности Глава 1. Основы социальной информатики 1.1. От индустриального общества к информационному О роли и значении информационных революций Характеристика индустриального общества Характеристика информационного общества Информатизация как процесс преобразования индустриального общества в информационное 1.2 . Информационная культура современного человека 1.3. Информационные ресурсы Представление об информационных ресурсах Информационные услуги и продукты

Слайд 13

1.4. Этические и правовые нормы информационной деятельности людей Правовое регулирование Этические нормы 1.5. Информационная безопасность Основные цели и задачи информационной безопасности Информационные угрозы Информационная безопасность для различных пользователей компьютерных систем Методы защиты информации

Слайд 14

Теория и методика обучения информатике учебник под редакцией М. П. Лапчик

Слайд 15

Ознакомление учащихся старшей школы, углубленно изучающих информатику, фундаментальными социальными последствиями глобальной информатизации всех сфер общественной жизни, государства, личной жизни членов общества является обязательной социальной частью профильного курса информатики.

Слайд 16

В силу специфики соответствующего материала, его гуманитарного характера, занятия по данному разделу рекомендуется проводить в форме лекций , а также защиты и публичного обсуждения рефератов . Возможно и выполнение творческих работ , носящих характер небольшого исследования по отдельным аспектам социальной информатики. Указанные работы могут выполняться учащимися как индивидуально , так и микрогруппами

Слайд 17

Соответствующее направление в современной информатике – социальная информатика – охватывает следующий круг проблем : Информационные ресурсы как фактор социально – экономического и культурного развития общества; Закономерности и проблемы становления информационного общества; Развитие личности в информационном обществе; Информационная культура; Информационная безопасность, а также другие проблемы, примыкающие к указанным.

Слайд 18

В результате изучения раздела «Социальная информатика» в профильном курсе информатики учащиеся должны:

Слайд 19

Знать(понимать): нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности; способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

Слайд 20

Уметь : соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию; выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права; формирования компетенции в сфере социальной деятельности и преемственности поколений.

Слайд 21

Тематический план

Слайд 22

№ п/п Тема Часы 1 Информационные ресурсы современного общества. Сущность понятия «Информационный ресурс». Классы информационных ресурсов. Структура национальных информационных ресурсов Росси. Информационные товары и услуги. Информационный рынок. Информационные сети национального масштаба в России. Основные виды информационных ресурсов в российском сегменте Интернета 2

Слайд 23

2 Информационное общество. Основные черты информационного общества. Сущность понятия «информационная революция». Информационный кризис. Изменения в структуре экономики по пути продвижению к информационному обществу. Информационная культура, «сетевая культура». Образование в информационном обществе. Быт и досуг в информационном обществе. 2 3 Правовое регулирование проблем, связанных с информацией. Круг проблем, связанный с информацией, требующих правового регулирования. Законы, регламентирующие отношения в информационной сфере. Права граждан России на получение информации. Защита прав граждан России на конфиденциальность личной информации. 2 4 Информационная безопасность личности, общества, государства 1 Итого 7

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование курса "Основы социальной информатики"

Предлагаю тематическое планирование темы «Основы социальной информатики», рассчитанное на 8 учебных часов для изучения в 8-9х классах....

Система контроля в курсе «Основы социальной информатики»

Данная система задач рекомендуется учащимся средних общеобразовательных школ, а также преподавателям информатики и информационных технологий....

Элективный курс «Проблемы социальной информатики»

Элективный курс «Проблемы социальной информатики»Курс разработан для учащихся 10-11 классов, продолжительность обучения 1 года (34 аудиторных часов). Занятия проводятся по одному часу в неделю.Электив...

Презентации к урокам по теме "Основы социальной информатики"

Презентации к урокам по теме "Основы социальной информатики"...

Конспект урока по теме "Социальная информатика"

Конспект урока по информатике...

К.К. Колин ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ: СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

К.К. Колин     Фундаментальные основы    информатики:СОЦИАЛЬНАЯИНФОРМАТИКА...