Проектная деятельность по информатике
статья по информатике и икт (9, 10, 11 класс)

Каленова Юлия Анатольевна

Учебная деятельность (как предметная) обеспечивает усвоение школьниками программных знаний и умений. Она в большей степени соответствует условиям традиционного обучения. В основном нагрузка идет на память: выучи и расскажи, чем ближе к тексту – тем лучше. Однако в процессе обучения очень важно помнить правила, формулы, алгоритмы решения типовых задач и т.п. Задачей преподавателя в данном случае является создание опорных сигналов для запоминания, ориентировочной основы действий учащихся, тренировки памяти и т.д. Проектная деятельность также может быть учебно-позна-вательной. Ученик по заданным учителем начальным условиям узнает новое из информационной среды, организует, конструирует материал. Учитель получает информационный проект, который может использоваться на занятиях опять же с целью информирования учащихся и запоминания ими полученной информации. Учебно-исследовательская деятельность используется как средство активизации учащихся в процессе обучения. Учителя нередко задают вопрос: Зачем все это нужно? Цель работы учителя – не оценка и не экзамен (по элективным курсам ЕГЭ не пишут), и даже не набор математических знаний, умений и навыков. Цель – развитие личности ученика. Учебные исследовательские работы учат грамотно решать проблемы, неважно, научные они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektnaya_deyatelnost.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка мультимедийных проектов с помощью программы РowerРoint

Автор: Каленова Юлия Анатольевна, учитель  ГБОУ СОШ № 667 г. Санкт-Петербурга

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.

Информатика в учебных заведениях стала изучаться сравнительно недавно, но сразу же при изучении этой дисциплины стал использоваться проектный метод обучения. Сначала проекты составлялись в школе с использованием языков программирования (Basic, Pascal), сейчас же их изучают мало, и в настоящее время проектная деятельность в информатике базируется на прикладных программах (презентации, электронные таблицы, базы данных, язык гипертекстовой разметки HTML).

Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой из них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

Метод проектов – не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30-е годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Кил-патриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.

Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач

Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Она предпочитает отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения, предусматривает продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и является одним из инновационных подходов в российском образовании.

Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом. Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателей. Использование проектного метода обучения позволит:

– индивидуализировать обучение;

– актуализировать знания и умения;

– изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы;

– выполнять работу каждому ребенку (что очень важно) в собственном ритме;

– организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учеников в процессе их совместной исследовательской работы.

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости в российском образовании наиболее широко распространен подход, называемый репродуктивным, или «знаниевым». От учащегося требуется, в первую очередь, тихо (то есть достаточно пассивно) вести себя на уроке (лекции), внимательно слушать и записывать объяснения преподавателя, а затем, при опросе или на экзамене (зачете), вспомнить и повторить те объяснения, которые давал преподаватель на занятиях. Источником «знаний» для учащихся в этом случае почти исключительно является преподаватель. Как источник информации может использоваться и учебник, однако в некоторых случаях даже в учебнике необходимость отпадает – если он по каким-либо причинам «не устраивает» преподавателя и тот берет изложение всего материала на себя. Целью обучения в этом случае является усвоение учащимися некоторой суммы знаний, умений и навыков (как говорят, «ЗУН»). Естественно, что обучение приобретает теоретический характер.

 Разработка мультимедийных проектов с помощью программы РowerРoint

Мультимедиа — понятие комплексное. В переводе с латинского – «многосредовость» (multum – много, media – среда). С одной стороны, подразумевается особый тип документов, а с другой стороны — особый класс программного и аппаратного обеспечения. Мультимедийные документы отличаются от обычных тем, что, кроме традиционных текстовых и графических данных, могут содержать звуковые и музыкальные объекты, анимированную графику (мультипликацию), видеофрагменты..

Компьютерные презентации – один из типов мультимедийных проектов, которые применяются в рекламе, при выступлениях, на конференциях и совещаниях, используются на уроках в процессе объяснения нового материала. При создании презентаций используются  мультимедиа технологии, которые позволяют одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.

Важной особенностью мультимедиа технологии является ее интерактивность, то есть то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль. Графический интерфейс мультимедийных проектов обычно содержит управляющие элементы (кнопки, текстовые окна и так далее).

В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка), и обучающие программы (по иностранным языкам, физике, химии),  и так далее.

               На уроках информатики уроке темы просто озвучиваются преподавателем, но учащиеся должны взять их на заметку и подумать, какую тему они выберут.

Примерные темы презентаций:

  1. Информационные технологии.
  2. Моя школа.
  3. Устройство компьютера.
  4. Поколения ЭВМ.
  5. Файлы и файловая система.
  6. Компьютерные программы.
  7. Мультимедиа.
  8. Компьютерные вирусы.
  9. Операционная система Windows.
  10. Внешние устройства.
  11. Растровая графика.
  12. Векторная графика.
  13. Графический интерфейс.
  14. Графический редактор.
  15. Использование компьютера в школе.
  16. Компьютерные средства связи – Интернет.
  17. Мой город.
  18. История развития вычислительной техники.
  19. История развития персональных компьютеров.
  20. Вредные привычки.
  21. Применение ЭВМ в жизни.
  22. Классификация компьютеров.
  23. Моя будущая профессия.
  24. Создание презентаций.
  25. Здоровый образ жизни.

Презентации можно создавать для любой школьной дисциплины или классных часов и затем демонстрировать на уроках с помощью мультимедиапроектора.   Роль отводится защите информации, где учащиеся показывают свои презентации и рассказывают о них самое главное.

Критерии оценки презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

САМООЦЕНКА

Оценка
группы

Оценка
учителя

Титульный слайд с заголовком

5

 

 

 

Минимальное количество – 10  слайдов

10

 

 

 

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

 

 

 

Библиография

5

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Использование эффектов анимации

10

 

 

 

Вставка графиков и таблиц

5

 

 

 

Выводы, обоснованные с научной точки зрения /основанные на данных

10

 

 

 

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

 

 

 

Слайды представлены в логической последовательности

5

 

 

 

Красивое оформление презентации

Дружеский интерфейс

10

 

 

 

Грамматика

Подходящий словарь

Отсутствие ошибок и опечаток

10

 

При выступлении учащиеся могут использовать подсказку.

План представления презентации

1) Цель создания презентации…

– Показать, что…

– Представить тему…

– Решение проблемы –

– Рассказать, что –

2) О чем в ней говорится…

– Коротко о главном…

3) Откуда взяты материалы…

4) Использование мультимедийных материалов…

– перечислить каких именно (музыка, фото, рисунки, видео, анимация, ссылки на сайт Интернета)

5) Где она может быть использована…

6) Индивидуальные особенности, если они есть…

7) Вывод…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О модели работы проектной деятельности по информатике

Особенность нашего предмета такова, что в большей или меньшей степени приходится применять проектную деятельность на уроках и на внеклассных мероприятиях в школе. В некоторых школах проходят школьные ...

Рабочая программа проектной деятельности по информатике "Технологии создания Web-сайтов" (10 класс) на 2012-2013 уч. год

В последнее время особенно стремительно во всём мире идет процесс информатизации, и все больший вес приобретают науки, связанные с общением, информационными и коммуникационными процессами. Этот курс а...

Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики

Формирование познавательных универсальных       учебных действий школьников средствами   проектной деятельности предмета информатики...

Планирование проектной деятельности по информатике в 8 классе

Предложенное  планирование реализует работу над проектом по предмету "Информатика и ИКТ", результатом которого будет мультимедийная интерактивная презентация....

Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по информатике"

Элективный курс "Проектная деятельность по информатике" в 10 классе. Срок реализации - 2015/2016 уч.годКоличество часов всего - 34, 1 час в неделю...

Проектная деятельность в информатике

Учебная деятельность (как предметная) обеспечивает усвоение школьниками программных знаний и умений. Она в большей степени соответствует условиям традиционного обучения. В основном нагрузка идет на п...

Технологическая карта урока в технологии проектной деятельности Урок информатики в 10 классе по теме: «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления»

Тип урока: повторительно-обобщающий (создание проекта)Цель урока: создать условия для выполнения учащимися проекта в MSWORD «Методичка для перевода десятичных чисел в другие  системы счисле...