Проектная деятельность в информатике
статья на тему

Куликова Людмила Анатольевна
Учебная деятельность (как предметная) обеспечивает усвоение школьниками программных знаний и умений. Она в большей степени соответствует условиям традиционного обучения. В основном нагрузка идет на память: выучи и расскажи, чем ближе к тексту – тем лучше. Однако в процессе обучения очень важно помнить правила, формулы, алгоритмы решения типовых задач и т.п. Задачей преподавателя в данном случае является создание опорных сигналов для запоминания, ориентировочной основы действий учащихся, тренировки памяти и т.д. Проектная деятельность также может быть учебно-позна-вательной. Ученик по заданным учителем начальным условиям узнает новое из информационной среды, организует, конструирует материал. Учитель получает информационный проект, который может использоваться на занятиях опять же с целью информирования учащихся и запоминания ими полученной информации. Учебно-исследовательская деятельность используется как средство активизации учащихся в процессе обучения. Учителя нередко задают вопрос: Зачем все это нужно? Цель работы учителя – не оценка и не экзамен (по элективным курсам ЕГЭ не пишут), и даже не набор математических знаний, умений и навыков. Цель – развитие личности ученика. Учебные исследовательские работы учат грамотно решать проблемы, неважно, научные они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulikova_l.a._proektnaya_deyatelnost_v_informatike.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

секция:  теория и методика преподавания информатики

Название работы:

«Проектная деятельность в информатике».

Автор работы: Куликова Людмила Анатольевна, учитель информатики высшей категории,  почетный работник образования РФ,  

 МБОУ лицей г. Владикавказ.

г. Владикавказ

2012 год.


Содержание

Введение        

Проектный метод обучения.        

Проектная деятельность в информатике.        

Характеристики успешных проектов        

Разработка мультимедийных проектов с помощью программы РowerРoint        

Проведение учебных телекоммуникационных проектов        

Творческие задания и проекты, создаваемые в Microsoft Excel        

Проекты баз данных Мicrosoft Аccess        

Публикация как вид проекта        

Использование языков программирования для разработки электронных продуктов        

Заключение.        

Список литературы.        


Введение

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.

Информатика в учебных заведениях стала изучаться сравнительно недавно, но сразу же при изучении этой дисциплины стал использоваться проектный метод обучения. Сначала проекты составлялись в школе с использованием языков программирования (Basic, Pascal), сейчас же их изучают мало, и в настоящее время проектная деятельность в информатике базируется на прикладных программах (презентации, электронные таблицы, базы данных, язык гипертекстовой разметки HTML).

Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой из них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

Метод проектов – не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30-е годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Кил-патриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.

Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач

Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Она предпочитает отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения, предусматривает продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и является одним из инновационных подходов в российском образовании.

Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом. Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателей. Использование проектного метода обучения позволит:

– индивидуализировать обучение;

– актуализировать знания и умения;

– изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы;

– выполнять работу каждому ребенку (что очень важно) в собственном ритме;

– организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учеников в процессе их совместной исследовательской работы.

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости в российском образовании наиболее широко распространен подход, называемый репродуктивным, или «знаниевым». От учащегося требуется, в первую очередь, тихо (то есть достаточно пассивно) вести себя на уроке (лекции), внимательно слушать и записывать объяснения преподавателя, а затем, при опросе или на экзамене (зачете), вспомнить и повторить те объяснения, которые давал преподаватель на занятиях. Источником «знаний» для учащихся в этом случае почти исключительно является преподаватель. Как источник информации может использоваться и учебник, однако в некоторых случаях даже в учебнике необходимость отпадает – если он по каким-либо причинам «не устраивает» преподавателя и тот берет изложение всего материала на себя. Целью обучения в этом случае является усвоение учащимися некоторой суммы знаний, умений и навыков (как говорят, «ЗУН»). Естественно, что обучение приобретает теоретический характер.

Во многих странах мира такой подход давно признан устаревшим. В США и Великобритании он получил название «Teacher centered education» – «обучение, в центре которого находится учитель». Этот метод считается прямой причиной снижения интереса школьников и студентов к обучению, результативности и эффективности обучения в целом.

Немаловажным является и тот факт, что неизбежная ориентация на теоретические знания (а именно, на то, что преподавателю легче всего объяснять) уводит образовательный процесс в сторону от требований реальности, от подготовки к жизни в условиях реального общества, дальнейшей работы по профессии. Противоположным описанному является подход, в котором акцент перенесен на самостоятельную активную учебную деятельность учащихся, а преподаватель осуществляет лишь «поддержку» этой деятельности, т.е. обеспечивает ее материалами и исподволь управляет ею, ставит перед учащимися значимые проблемы. В США и Великобритании эта образовательная модель носит название «Student centered education» – «обучение, в центре которого находится учащийся».

Педагог не является при таком подходе центром обучения, источником знаний и информации. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

Проектный метод обучения. 

Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Это понимание близко, но несколько отличается от того, которое сложилось в русском техническом жаргоне. Здесь проект – замысел какого-либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации. Специфическое использование данный термин приобрел в образовательной практике. В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта, но в любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:

• развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;

• самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

• решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;

• представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;

• сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).

Преимущество проектного метода обучения:

– навыки работы в команде;

– навыки общения;

– междисциплинарные навыки;

– развитие индивидуальных навыков участников проекта;

– работа с личным сознанием.

Ценность проектного движения в том, что научные проблемы решаются учениками совместно с педагогами-наставниками.

Проектная деятельность в какой – либо отдельно взятой школе (гимназии, лицее, училище, колледже) может осуществляться по следующим основным направлениям:

– общие проекты (олимпиады, конкурсы);

– проектная деятельность в воспитательной работе (походы, поездки, экскурсии, внеклассные мероприятия);

– проектная деятельность в учебном процессе (проект как вид задания, проект как переводной экзамен);

– международные проекты (совместное творчество школьников разных стран).

В данном методическом пособии рассматриваются различные виды деятельности, создание проектов с помощью информационных технологий.

Информационные среды для разработки проектов, используемых в образовательной деятельности, представлены ниже:

Разработки для публикаций в Интернете:

Здесь предполагается самостоятельная работа с информацией, причем информацией на различных носителях. Это могут быть книги, журналы, могут быть электронные и сетевые носители информации (информационные ресурсы Интернет). Проекты могут быть межпредметными и требовать привлечения знаний из разных дисциплин образования.

На основе анализа опыта проведения проектов и можно построить их типологию.

По доминирующей в проекте деятельности:

• исследовательские;

• информационные;

• творческие;

• игровые;

• практические;

• ознакомительно-ориентировочные.

По предметно-содержательным областям:

• монопроекты (в рамках одной предметной области);

• межпредметные.

По характеру координации:

• с открытой, явной координацией;

• со скрытой координацией (это относится главным образом к телекоммуникационным проектам).

По характеру контактов:

• внутренние или региональные (в пределах одной страны);

• международные (участники являются представителями разных стран).

По количеству участников:

• личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);

• парные (между парами участников);

• групповые (между группами участников);

• школьные (внутри одной школы);

• региональные;

• российские;

• международные.

По продолжительности выполнения проекта:

• краткосрочные (несколько уроков);

• средней продолжительности (от недели до месяца);

• долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Содержательная специфика проекта определяется по домини-рующей в проекте деятельности учащихся.

Исследовательские проекты. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматургической форме, празднике и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной игры, экспедиции и пр.

Ролевые, игровые проекты. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные проек-ты). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта > предмет информационного поиска > поэтапный поиск информации с обозначением промежуточных результатов > аналитическая работа над собранными фактами > выводы > корректировка первоначального направления (если требуется) > дальнейший поиск информации по уточненным направлениям > анализ новых фактов > обобщение > выводы, и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта > заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка) > результат (статья, реферат, доклад, видеофильм и пр.).

Практико-ориентировочные (прикладные проекты). Результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, – по экологии, биологии, географии, исторического, литературоведческого и прочего характера, проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Также важно, чтобы результаты работы групп были наглядны и доступны всем слушателям. Обращение к ним очень поможет при последующем планировании собственного проекта. Для подведения итогов дискуссии можно попросить слушателей выделить ключевые слова в проекте (работает вся группа).

При этом изменяется роль учителя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности учащихся. Его задача – научить детей учиться самостоятельно.

Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.

Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни.

И конечно, они видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения значительно более эффективным. Созданные в результате проекты наглядно демонстрируют высокую эффективность этого метода.

Проектная деятельность в информатике.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой правильного проектирования своей деятельности, планирования своей работы. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня любой человек должен предвидеть свою жизнь, идти навстречу новому. То есть быть способным проектировать взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей. Рассмотрим этот метод на примере предметной области информатики, хотя он способен аккумулировать в себе различные дисциплины.

Применение средств информационных технологий в процессе обучения методом проектов способствует:

  • формированию у учащихся определенных знаний, умений и навыков для осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой;
  • развитию наглядно – образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления;
  • поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности;
  • развитию эстетического восприятия любых объектов;
  • формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации;
  • развитию умений осуществлять экспериментальную деятель-ность;
  • развитию пространственного воображения и прост-ранственных представлений учащихся.

Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса, являются мощным инструментом для наглядного представления учебной информации.

Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника – его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Идея проектирования очень эффективна:

  • ученик работает над какой-то темой определенное время, лучше, если она выбрана им самим, интересна ему;
  • ученик имеет конкретную цель, использует знания, приобретенные на других уроках;
  • ученик получает в итоге результат своего труда, который можно посмотреть, распечатать и использовать.

Метод проектов предполагает, что вначале некоторое количество занятий посвящается преподаванию теоретического материала. В течение этого времени дети получают инструмент, при помощи которого они в дальнейшем смогут решить поставленную перед ними задачу.

В процессе подачи теоретического материала особое внимание уделяется формированию целостного представления о той проблеме, которую ученики смогут решить, используя полученные знания. Метод проектов позволяет организовать применение полученных знаний для решения той или иной проблемы. Это исследовательский метод. Главное и, пожалуй, самое трудное — это поставить вопрос, ответ на который побудил бы учащихся провести маленькое исследование.

По ходу работы ученики могут использовать компьютер как инструмент поисковой и оформительской работы. То есть первично все же не использование компьютера на уроке, а пробуждение мыслительной, исследовательской деятельности школьников.

Далее группа, работающая над проектом, совместно с преподавателем планирует работу и приступает к ее выполнению.

Работа над проектом предполагает следующие этапы:

I этап - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ

II этап - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

III этап - РЕФЛЕКСИВНЫЙ

IV этап - ТЕХНИЧЕСКИЙ

V этап - ЗАЩИТА ПРОЕКТА

Рассмотрим коротко поэтапно.

I этап. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ:

  • выбор и осмысление предмета исследования (рассмотрения);
  • формулирование темы проекта (желательна необычная формулировка);
  • формулирование проблемных вопросов;
  • осмысление и первичное формулирование целей и задач проекта;
  • первичное определение логики изложения и структуры проекта.

Общая тема проектов сообщается учащимся в самом начале учебного года (в начале изучения темы, конкретно к какому-либо уроку или его фрагменту). Ученики  выбирают тему своего индиви-дуального проекта.

II этап. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ:

  • поиск и подбор материала по выбранной теме;
  • подготовка «Домашней страницы» – Карты презентации.

Домашним заданием является поиск и подбор материала по теме проекта, выполнение практических упражнений, решение задач.

По ходу работы всегда возникает потребность в дополнительной информации, которую учащиеся могут получить самостоятельно из книг, Интернета, от преподавателя, от других специалистов в данной области или из иных источников.

III этап. РЕФЛЕКСИВНЫЙ:

  • окончательная формулировка целей и задач проекта;
  • корректировка логики изложения и структуры проекта;
  • формулирование  выводов в соответствии с целью и задачами проекта.

IV этап. ТЕХНИЧЕСКИЙ:

  • графическая часть (создание, подбор, сканирование иллюстраций);
  • подготовка слайда «Домашней страницы» – Карты презентации;
  • текстовая часть (набор и форматирование текста);
  • компоновка страницы, слайда, сайта (оформление);
  • работа над презентацией (сайтом, бюллетенем и т.п.).

На уроках информатики учащиеся осваивают ту или иную технологию (изучаются презентации, язык конструирования и разметки документов HTML, язык подготовки сценариев JavaScript).

V этап. ЗАЩИТА ПРОЕКТА

Оформление и защита проектов позволяют определить степень овладения учащимися изучаемого материала. Это возможность рефлексии, самооценки собственных результатов.

Работу с проектом можно продемонстрировать следующей схемой.

Структура проекта:

При этом оценивается:

  • содержание проекта,
  • его актуальность,
  • авторские выводы,
  • авторские находки,
  • техническое исполнение,
  • сама защита,
  • умение представить свою работу,
  • ответить на вопросы товарищей,
  • умение отстаивать свою точку зрения,
  • умение держаться на сцене и говорить.

Ребята испытывают удовольствие, удовлетворение от результатов своего труда, который могут использовать другие ученики для изучения. Чем выше востребованность результатов труда, тем с большим старанием и ответственностью работают дети. Проектный метод демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.

Для совершенствования и систематизации накопленного опыта необходимо создавать банк проектных работ. Преподаватели, использующие проектный метод в учебном заведении, обязательно создадут и будут постоянно пополнять электронную библиотеку проектов учащихся.

 Характеристики успешных проектов

• Учащиеся находятся в центре образовательного процесса.

Проекты дают возможность учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями. Учащиеся активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения задач проекта.

• Работа над проектом соответствует образовательным стандартам и программе обучения.

При разработке проекта за основу принимают центральные понятия учебной программы, соответствующей образовательным стандартам. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения.

• Проекты управляются Основополагающими Вопросами.

Проекты помогают учащимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в Основополагающем Вопросе, Вопросах Учебной Темы, Частных Вопросах. Эта триада помогает учащимся погрузиться в сложные проблемы реального мира и исследовать их.

• Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.

Задачи, стоящие перед учащимся на каждом этапе проекта, четко сформулированы, и их выполнение контролируется с помощью различных типов оценки и многочисленных контрольных точек. Учащиеся имеют доступ к руководствам по выполнению заданий и знают, что от них требуется. В рамках проекта есть возможность рефлексии и обратной связи.

• Проекты имеют связь с реальным миром.

Темы проектов связаны с жизнью учащихся и миром за пределами класса. Это означает, что учащиеся исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества, консультироваться с экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИТ.

• Учащиеся представляют свои достижения через конечный продукт исследования.

Проекты обычно заканчиваются тем, что учащиеся демонстрируют свои знания через конечные продукты исследования или презентации. Конечные продукты исследования дают учащимся возможность самовыражения и осознания самостоятельности учебной деятельности.

• ИТ обеспечивают и повышают эффективность обучения.

ИТ используются для развития мыслительных умений и знаний по предмету. Деятельность учащихся не ограничивается работой в классе. Они взаимодействуют с удаленными классами, делятся информацией на web-сайтах или проводят презентации за пределами класса, решая реальные проблемы.

• Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня.

Работа над проектом способствует развитию метапо-знавательных и познавательных мыслительных умений, таких, как самооценка, решение проблем, принятие решений.

• Образовательные стратегии разнообразны и обеспечивают многообразные стили учения.

Применение целого спектра образовательных стратегий гарантирует возможность вовлечения каждого ученика в деятельность по реализации проекта. Обучение может включать различные виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую обратную связь с учителем и одноклассниками, и т.д.

 Разработка мультимедийных проектов с помощью программы РowerРoint

Мультимедиа — понятие комплексное. В переводе с латинского – «многосредовость» (multum – много, media – среда). С одной стороны, подразумевается особый тип документов, а с другой стороны — особый класс программного и аппаратного обеспечения. Мультимедийные документы отличаются от обычных тем, что, кроме традиционных текстовых и графических данных, могут содержать звуковые и музыкальные объекты, анимированную графику (мультипликацию), видеофрагменты..

Компьютерные презентации – один из типов мультимедийных проектов, которые применяются в рекламе, при выступлениях, на конференциях и совещаниях, используются на уроках в процессе объяснения нового материала. При создании презентаций используются  мультимедиа технологии, которые позволяют одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.

Важной особенностью мультимедиа технологии является ее интерактивность, то есть то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль. Графический интерфейс мультимедийных проектов обычно содержит управляющие элементы (кнопки, текстовые окна и так далее).

В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка), и обучающие программы (по иностранным языкам, физике, химии),  и так далее.

               На уроках информатики уроке темы просто озвучиваются преподавателем, но учащиеся должны взять их на заметку и подумать, какую тему они выберут.

Примерные темы презентаций:

  1. Информационные технологии.
  2. Моя школа.
  3. Устройство компьютера.
  4. Поколения ЭВМ.
  5. Файлы и файловая система.
  6. Компьютерные программы.
  7. Мультимедиа.
  8. Компьютерные вирусы.
  9. Операционная система Windows.
  10. Внешние устройства.
  11. Растровая графика.
  12. Векторная графика.
  13. Графический интерфейс.
  14. Графический редактор.
  15. Использование компьютера в школе.
  16. Компьютерные средства связи – Интернет.
  17. Мой город.
  18. История развития вычислительной техники.
  19. История развития персональных компьютеров.
  20. Вредные привычки.
  21. Применение ЭВМ в жизни.
  22. Классификация компьютеров.
  23. Моя будущая профессия.
  24. Создание презентаций.
  25. Здоровый образ жизни.

Презентации можно создавать для любой школьной дисциплины или классных часов и затем демонстрировать на уроках с помощью мультимедиапроектора.   Роль отводится защите информации, где учащиеся показывают свои презентации и рассказывают о них самое главное.

Критерии оценки презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

САМООЦЕНКА

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5

 

 

 

Минимальное количество – 10 (?) слайдов

10

 

 

 

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

 

 

 

Библиография

5

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Использование эффектов анимации

10

 

 

 

Вставка графиков и таблиц

5

 

 

 

Выводы, обоснованные с научной точки зрения /основанные на данных

10

 

 

 

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

 

 

 

Слайды представлены в логической последовательности

5

 

 

 

Красивое оформление презентации

Дружеский интерфейс

10

 

 

 

Грамматика

Подходящий словарь

Отсутствие ошибок и опечаток

10

 

 

 

При выступлении учащиеся могут использовать подсказку.

План представления презентации

1) Цель создания презентации…

– Показать, что…

– Представить тему…

– Решение проблемы –

– Рассказать, что –

2) О чем в ней говорится…

– Коротко о главном…

3) Откуда взяты материалы…

4) Использование мультимедийных материалов…

– перечислить каких именно (музыка, фото, рисунки, видео, анимация, ссылки на сайт Интернета)

5) Где она может быть использована…

6) Индивидуальные особенности, если они есть…

7) Вывод…

– Надеюсь, что …   – Делаем выводы …

Проведение учебных телекоммуникационных проектов

Многие ученые отмечают такие особенности телекомму-никационных технологий обучения, как многофункциональность, оперативность, продуктивность, насыщенность, возможность быстрой и эффективной творческой самореализации учащихся, наличие для них персональной образовательной траектории. Компьютерные теле-коммуникации – это средство обучения, в то же время это особая форма общения. При дистанционной форме обучения активизируются познавательная роль учащегося, самостоятельная деятельность каждого учащегося, применение им на практике приобретенных знаний и четкое осознание, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Ученики, участвуя в различных олимпиадах, конкурсах и проектах, быстрее определяются с выбором профиля для дальнейшего обучения. Образовательные проекты в сети Интернет для школьников средствами компьютерных телекоммуникаций позволяют ученикам выбирать учебный предмет по интересу, потребности. Участвуя в дистанционных мероприятиях, выстраивается индивидуальная траектория обучения.

Важными мотивами участия в телекоммуникационных образовательных проектах являются: возможность самореализации, оценка собственных сил (обычно объявляется полный рейтинг результатов участников), познакомиться с новыми формами организации учебной деятельности и т.д.

Сегодня у школьников наблюдается повышенный интерес к информационным технологиям, в частности, к Интернет - технологиям. Посещая различные сайты в Интернете, большинство школьников имеет самые смутные представления о том, каким образом они создаются, что необходимо знать, прежде чем начать создание собственного сайта.

Как правило, если на уроках информатики изучается HTML – язык, то предпринимается попытка осуществить процесс освоения и применения школьниками веб-мастерства средствами теле-коммуникаций целенаправленно и организованно. Считается, что образование наиболее эффективно в деятельности. Поэтому лучше организовать учебную деятельность учащихся по созданию образовательных продуктов в сети Интернет.

Учебная деятельность ребенка представляется как познавательная, построенная по теоретико-дедуктивному типу. Реализация ее достигается формированием у учащихся теоретического мышления путем специального построения учебного материала и особой организации познавательной деятельности.

Опираясь на теорию учебной деятельности, в качестве основного метода нами выбран метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (соорегаtive learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Работая над проектом, участники осуществляют коммуникации с очными партнерами по проекту (учащиеся), руководителем проекта (учитель или старшеклассник), удаленными территориально участниками проекта (ученики и учителя). Если проект конкурсный, что имеет высокую степень мотивации учащихся работы над проектом, то добавляются субъекты коммуникативного взаимодействия – организаторы конкурса, координаторы и др. Таким образом, ученик вырабатывает в себе умения общаться со сверстниками, коллегами, руководителями. В результате учебной деятельности, организованной по методу проектов, моделируется профессиональная среда коммуникации. Учащиеся приобретают опыт профессионального общения.

По своей сути метод проектов – межпредметная образовательная среда. Организация учебной деятельности телекоммуникационных проектов предусматривает исследовательскую деятельность учащихся, она моделирует работу в научной лаборатории или иной организации. У школьников формируются качества исследователя: трудолюбие, аналитический подход к проблеме, аккуратность, самооценка результатов на каждом этапе проектной деятельности, целеполагание и др.

Интернет уже давно  проник  в образование. Сегодня электронная почта стала обычным явлением, а тысячи школ пользуются выделенными линиями связи для доступа в Интернет.

Чтобы стать составной частью школьной практики, работа по учебным телекоммуникационным проектам должна вестись учащимися в рамках общеобразовательных учебных дисциплин. Существующие программы и учебно-методические комплекты для этого непригодны. Нужны принципиально новые, широкомасштабные разработки, ориентированные на цели образования «жителя информационного общества». Чтобы действительно использовать учебные телекоммуникационные проекты, надо перейти к новому содержанию образования, создавать новые учебно-методические комплекты. А это, как всем известно, сложнейшая научная и методическая задача, которую нельзя решить за один-два года. Учебные телекоммуникационные проекты как форма учебной работы находятся в противоречии со сложившейся учебно-методической системой традиционной школы. Будучи рассмотрены сами по себе, они представляют всего лишь одну из форм факультативной учебной работы. Вот почему сегодня проведение таких проектов – дело немногих энтузиастов-учителей.

Информатизация школы – это, прежде всего, трудный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества. За трудностями, которые переживает сегодня школа, нелегко заметить, что на наших глазах начинается практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации.

В качестве примера реализация метода проектов средствами компьютерных телекоммуникаций в системе  обучения информатики является созданием собственных  сайтов  или своей персональной веб - страницы, в которой сочетаются индивидуальное содержание, графическое оформление и интерактивность для посетителей.

Работа над проектом является педагогически значимой, т.е. учащиеся приобретают знания по компьютерному дизайну, HTML, java script, роботам-поисковикам, браузерам, электронной почте и др.; строят отношения со всеми участниками проекта, очными и удаленными; овладевают необходимыми способами мышления; анализируют существующие хостинги с целью размещения собственных продуктов и др.

Проект ориентирован на раскрытие идеи сайта, создается для предполагаемых посетителей, определяет наиболее оптимальное размещение на удобном сервере для автора и посетителей хостинга и др.

Конкурс-проект  «Мой веб-сайт» позволит учителю:

• построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося;

• повысить мотивацию учащихся к освоению информационных и коммуникационных технологий;

• повысить познавательную активность учащихся;

• создать условия для самостоятельной организации учения (оргдеятельностный подход);

• дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

• активизировать творческую деятельность учеников;

• организовать систематическую рефлексию учащимися;

• отследить динамику развития учащихся;

• учесть уровень начальной подготовки практически каждого учащегося;

• вносить своевременные коррективы по ходу учебного процесса.

• раскрыть творческий потенциал учеников;

• самореализоваться ученикам и учителю в интересной для них предметной области школьного курса;

• выяснить интересы учащихся средствами компьютерных телекоммуникаций в последующем профильном обучении;

• повысить образовательную компетенцию учеников и компетенции учителей в новых информационных и телеком-муникационных технологиях, оценить их эффективность для обеспечения образовательной деятельности;

• оценить качество и количество образовательной продукции субъектов образовательной деятельности;

• выявить противоречия, возникающие в связи с усилением образовательной деятельности средствами компьютерных телекоммуникаций в учебном процессе, отыскать пути решения обнаруженных проблем;

• организовать учебную деятельность школьников средствами компьютерных телекоммуникаций;

• по разработанным методическим рекомендациям организовать профильный элективный курс по веб - мастерству и др.

Проектный метод при изучении языка гипертекстовой разметки применяется аналогично составлению презентаций с помощью приложения Microsoft PowerPoint.

Конкурс – проект «Мой веб - сайт» средствами компьютерных телекоммуникаций в системе профильного обучения в настоящее время позволяет школе реализовать способ уменьшения нагрузки учащихся без ущерба качеству обучения; обеспечить высокий уровень дополнительной подготовки; осуществить профессиональную ориентацию учащихся; улучшить условия мотивации обучения; усилить самостоятельные виды учебной деятельности и др.

Дистанционный конкурс-проект «Моя веб – страница»

На сайте образовательного учреждения помещается приглашение принять участие в увлекательном дистанционном творческом конкурсе по веб-дизайну. От организаций – школ, гимназий, лицеев, вузов, центров, домов творчества, клубов и т.п. – принимаются заявки, которые могут представлять различные возрастные группы.

Критерии оценки работ

1. Нестандартность идей, выраженных участником в своих веб -страницах.

2. Увлекательность содержания веб - страницы. Количество и качество интерактивных элементов.

3. Оригинальность графических и иных мультимедийных средств, использованных в веб-странице.

4. Технические параметры (время загрузки страницы, средства навигации, скрипты и др.)

5. Активность и продуктивность участия в телеконференции и веб- форуме.

 Творческие задания и проекты, создаваемые в Microsoft Excel

Для проведения расчётов в ПК были разработаны пакеты прикладных программ под названием электронная таблица (табличный процессор). С появлением электронных таблиц работа с различными математическими расчетами ускорилась и стала более удобной.

Первая  программа в виде электронной таблицы под названием VisiCalc была разработана в 1979 году американским студентом Д. Брик-лином. Название VisiCalc от Visible Calculator (наглядный каль-кулятор). Основная идея программы заключалась в том, чтобы в одни ячейки помещать числа, а в других задавать закон их математического преобразования. Электронная таблица представляла собой на экране дисплея сетку, разделённую на столбцы и строки.

Электронные таблицы (табличные процессоры) –  это компьютерные программы, имеющие вид таблицы, в ячейках которых могут находиться данные различных типов: тексты, даты, формулы, числа и т. д. В первую очередь они предназначены для работы экономистов, бухгалтеров, инженеров, банковских  и научных работников, менеджеров, т.е. всех тех, кому приходится работать с большими массивами числовой информации.

В 1982 году были созданы электронные таблицы: Lotus 1, 2, 3. Это были уже более совершенные программы с большим набором инструментов и большими возможностями. В последующем были разработаны программы Multiplan, SuperCalc, QuatroPro.

Наиболее известной и удобной электронной таблицей в настоящее время считают электронную таблицу Excel, которая была создана в 1987 году фирмой Microsoft. Эта программа имела большие возможности по сравнению с предыдущими и упростила работу пользователей с электронными таблицами. Эта программа постоянно усовершенствуется.

При помощи Microsoft Excel можно создавать интересные и красочные проекты. В данном методическом пособии не рассматривается технология работы в этом приложении, так как она представлена почти во всех учебниках информатики. В нижеприведенной таблице показан широкий спектр возможных направлений представления результатов в Microsoft Excel.


Разработка

Комментарии

Расчетная таблица

Может быть использована, если содержались сложные расчеты, которые проводились по формулам или с использованием различных функций.

Диаграмма

Используется тогда, когда нужно интерпретировать статические результаты. Очень важно обратить внимание на выбор адекватного типа диаграммы.

Организационные диаграммы

Могут быть использованы, когда требуется графическое представление информации.

Списки

Целесообразно использовать тогда, когда требуется систематизировать представление данных, описанное по определенным параметрам.

Анкеты и тесты для проведения исследования

Создаются с использованием логических данных, можно использовать макросы.

Примеры творческих проектов:

1. Составить прайс-лист для какого-либо компьютерного магазина, в котором будет учитываться группа товаров, их наименование, цена в рублях, цена в долларах, количество в наличии. Можно группы разбить по листам, например, процессоры на первом листе, материнские платы на втором и т. д. Прайс должен быть оформлен в одном стиле. Для каждой группы построить график цен или продаж.

2. Составить таблицы и построить графики изменения курсов доллара и евро по отношению к рублю за несколько месяцев (данные взять из Интернета).

3. Составить таблицы и построить графики основных функций, изучаемых в математике: параболу, гиперболу, кубическую параболу, тригонометрические функции, логарифмическую и показательную функции, степенную функцию.

4. Составить таблицы и построить диаграммы, показывающие внедрение Интернета в современную жизнь: рост количества серверов Интернета за последние десять лет, количество людей, использующих Интернет  по странам, рост числа компьютеров на душу населения (данные взять из Интернета) и т. д.

5. Составить таблицу, в которой будет учитываться вся компьютерная техника школы. Вычислить примерную стоимость всего оборудования. Построить диаграмму распределения компьютеров по кабинетам.

6. Создайте таблицу расчета стоимости всех продуктов, используемых для приготовления завтрака и обеда в школьной столовой на одного человека, на один класс, на все классы. Постройте диаграмму, показывающую соотношение цен продуктов питания. Исходные данные можно взять в школьной столовой.

7. Определить совместимость двух людей по биоритмам. Подробно эксперимент изложен в литературе 6. «Моделирование биологических процессов».

8. Составить анализ ЕГЭ по всем предметам предыдущего года, первый лист – по математике, второй – биология и т. д. В таблицу включить столбцы: фамилия, имя, отчество ученика, количество баллов за ЕГЭ, оценка. Вычислить среднюю оценку и средний балл по классам и для всей школы. Построить диаграмму, показывающую распределение оценок.

Критерии оценивания разработки в Excel

Перечень критериев существенно зависит от содержания разработки. Например, если ученик строит расчетную таблицу и диаграмму, критерии могут быть следующие:

Да

Нет

Расчетные таблицы построены корректно. Формулы и функции используются грамотно.

При создании таблиц использовалось автозаполнение и копирование.

Стилизованное форматирование таблицы.

Тип диаграммы выбран адекватно.

Диаграмма максимально информативна.

 Проекты баз данных Мicrosoft Аccess

  Базы данных выполняют функцию систематизации знаний. На основе этой систематизации могут создаваться новые знания. Так или иначе, любая база данных служит человеку именно для описания происшедших в прошлом событий и на основе знания этих событий помогает принять то или иное решение на будущее. База знаний может быть построена как мультимедийный справочник или как набор текстов и файлов другого формата, проиндексированных по определенным признакам в базе данных.

База данных – это, прежде всего, хранилище объектов данных, т.е. набора возможных понятий или событий, описываемых базой данных, с возможностью поиска этих объектов по признакам. Неотъемлемой чертой базы данных является возможность связывания объектов между собой. Базой данных можно считать не только таблицы, индексирующие файлы со знаниями разных форматов, но и сами эти файлы, потому что они являются нетипизированными хранилищами знаний в такой базе данных.

Итак, в базах знаний мы накапливаем опыт прошлого. Потом человек может сам принять решение на основе этого опыта (типичный случай с мультимедийным справочником) или поставить задачу перед базой данных по поиску решения согласно сложившейся ситуации (найти закон, поясняющий правило оформления таможенной декларации и т.п.). Так происходит в программах справочного характера. Как частный случай баз данных, можно рассматривать различные структурированные файлы, например, словари для переводчиков, форматы файлов RTF, DOC, книги Microsoft Excel, файлы с письмами для почтовых Internet-программ и т.д., жизненно важные функции баз данных, в которых реализуются за счет внутренних функций программ работающих с ними. Базы данных могут применяться как вспомогательное средство, позволяющее реализовать какую-то полезную функцию. Например, хранение настроек программы, Internet-адресов для рассылки рекламы и т.д.

В данном методическом пособии не рассматривается технология работы в Microsoft Access, она должна изучаться по какому – либо учебнику.

 Примеры творческих проектов:

1. Спроектировать и создать структуру базы данных «Школьный музей», в которой можно будет хранить сведения о коллекции школьного музея. Создать форму для заполнения и введения новых сведений об экспонатах школьного музея. Заполнить данную базу данных. Придумать и сформулировать к созданной базе данных 2-3 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку данных по различным полям) и 2-3 отчета по залам музея.

2. Спроектировать и создать структуру базы данных «Ученик», в которой можно будет хранить сведения об учениках вашей школы или только 10 – х классов. Создать форму для заполнения и введения новых сведений об учащихся. Заполнить данную базу данных. Придумать и сформулировать к созданной базе данных 2-3 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку данных по различным полям) и 2-3 отчета, например, по классам школы.

3. Спроектировать и создать структуру базы данных «Школьный медпункт», в которой можно будет хранить сведения о заболеваниях учащихся и диспансерном учете. Создать форму для заполнения и введения новых сведений о заболевших. Заполнить данную базу данных. Придумать и сформулировать к созданной базе данных 2-3 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку данных по различным полям) и 2-3 отчета по заболеваниям.

4. Спроектировать и создать структуру базы данных «Школьный чемпионат по футболу (баскетболу и т. д.)», в которой можно будет хранить сведения о командах, игроках, датах проведения игр, количестве набранных очков и т. д. Создать формы для заполнения и введения новых сведений об игроках различных команд и об играх. Заполнить эту базу данных. Придумать и сформулировать к созданной базе данных 2-3 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку данных по различным полям) и 2-3 отчета об игроках и играх.

5. Спроектировать и создать структуру базы данных «Учебники», в которой можно будет хранить сведения о различных учебниках, используемых в вашей школе. Создать форму для заполнения и введения новых сведений о книгах. Заполнить данную базу данных. Придумать и сформулировать к созданной базе данных 2-3 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку данных по различным полям) и 2-3 отчета, например, по предметам и по авторам учебников.

6. Спроектировать и создать структуру базы данных «Школьная видеотека», в которой можно будет хранить сведения о видеофильмах, имеющихся в школьном архиве. Создать форму для заполнения и введения новых сведений о поступающих кассетах. Заполнить данную базу данных. Придумать и сформулировать к созданной базе данных 2-3 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку данных по различным полям) и 2-3 отчета о взятых на просмотр кассетах.

7. Спроектировать и создать структуру базы данных «Диски кабинета информатики», в которой можно будет хранить сведения о наборе CD -, DVD – дисков и дискетах, имеющемся электронном материале, записанном на них. Создать форму для заполнения и введения новых сведений о дисках. Заполнить данную базу данных. Придумать и сформулировать к созданной базе данных 2-3 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку данных по различным полям) и 2-3 отчета по имеющимся программам.

8. Спроектировать и создать структуру базы данных «Компьютеры школы», в которой можно будет хранить сведения о компьютерной технике всей школы. Создать форму для заполнения и введения новых сведений о поступающих в пользование устройствах. Заполнить данную базу данных. Придумать и сформулировать к созданной базе данных 2-3 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку данных по различным полям) и 2-3 отчета по наименованиям устройств.

9. Спроектировать и создать структуру базы данных «Учителя школы», в которой можно будет хранить сведения о преподавательском составе школы. Создать форму для заполнения и введения новых сведений о новых учителях. Заполнить данную базу данных. Придумать и сформулировать к созданной базе данных 2-3 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку данных по различным полям) и 2-3 отчета, например, учителя-предметники, администрация школы и т. д..

10. Спроектировать и создать структуру базы данных «Страны мира», в которой можно будет хранить сведения о всех странах. Создать форму для заполнения и введения новых сведений о странах мира. Заполнить данную базу данных, хотя бы частично. Придумать и сформулировать к созданной базе данных 2-3 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку данных по различным полям) и 2-3 отчета, например, по численности стран или по территориальной площади.

Публикация как вид проекта

Наиболее сложным из всех типов проектов является публикация. Сложным не в техническом плане, а в том, что этот вид деятельности еще не получил большого распространения в школе. Публикация (от лат. publico – объявляю всенародно) – это изданное произведение. Разрабатывается средствами программы Microsoft Publisher. Можно использовать Microsoft Word, графические разработки в Paint, Adobe Photoshop, Corel Draw, Adobe Illustrator. Объектами, вставленными в публикацию, могут быть таблицы, схемы, организационные диаграммы, тексты с рисунками. При представлении результатов проекта важно использовать автоматизированные способы оформления документа: создание оглавления, предметного указателя, сносок, списков литературы.

MS Publisher  позволяет создавать множество самых разных публикаций – от визиток и рекламных листков до сложных брошюр и каталогов. MS Publisher предлагает широкий выбор форматов и опций печати, так что можно пользоваться этой программой как в офисе для работы с профессиональными документами, так и дома, чтобы печатать красочные приглашения, открытки и все, что душа пожелает.

 С момента появления этого продукта в 1991 г Publisher помогает работникам малого бизнеса создавать и распространять профессионально выполненные рекламные материалы и документы для деловой переписки. Publisher  представляет собой законченное решение, позволяющее создавать рекламные материалы для печати, публикации в Интернете и рассылки по электронной почте.

Это программное приложение позволяет оценить вклад в основные функции настольной издательской системы, а также стратегический вклад в другие ключевые функции Publisher:

  • исчерпывающее решение для создания рекламных материалов – для печати, Интернета, электронной почты;
  • профессиональная верстка, выполняемая самостоятельно;
  • простота обучения и использования. 

Материалы проекта могут быть представлены в виде схем, включают большой объем текстовой информации с иллюстрациями.

Публикация представляет собой буклет или бюллетень, который распечатывается и раздается в бумажном виде. Существуют различные виды печатных изданий, поэтому разработка учащегося может быть оформлена разными средствами.

Афиша – реклама, одностороннее листовое издание, как правило, крупноформатное, оповещающее о публичном мероприятии и предназначенное для расклейки.

Брошюра – непериодическое издание, в мягкой обложке, в виде сброшюрованных и скрепленных листов печатного материала.

Брошюра со «своей» обложкой – брошюра, у которой в качестве обложки использованы ее первая и последняя страницы.

Буклет (Booklet) – как правило, многокрасочное издание, отпечатанное на одном листе, сфальцованное любым способом в два и более сгибов (гармошкой, дельтаобразно, с поперечным фальцем и т.д.). Обычно применяются два метода фальцовки: гармошкой, когда каждый последующий сгиб направлен в сторону, противоположную предыдущему, и салфеткой – сгибы направлены в одну сторону (для рекламных листков, проспектов, путеводителей).

Дайджест – издание, в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период.

Плакат – листовое издание большого формата.

Проспект – рекламное издание, представляющее один или несколько (много) товаров/услуг, выделяя их привлекательные качества.

Важно также отметить, что публикация отличается от всех представленных в этом пособии проектов именно тем, что, в конечном итоге, публикация – бумажный «продукт», хотя и создается с помощью информационных технологий. Все остальные проекты – электронные продукты.

Например, публикация как вид проекта может быть реализована следующим образом. После изучения текстового процессора и графического редактора можно составить буклет «Моя будущая профессия» или «Фотогалерея» по какой – нибудь теме. Документ должен иметь набор фотографий с подписями, гиперссылками, автоматическими подписями рисунков, созданным оглавлением, сносками, колонтитулами и списком использованных материалов.

Критерии оценки публикации

Баллы

2 пол-нос-тью

1 час-тич-но

0

нет

Структура публикации

Отражены цели, ход, результаты исследования

Сформулированы выводы

Содержание публикации

Представленная информация является ценной и интересной

Иллюстрации хорошего качества

Грамотно изложена суть проблемы

Корректность текста

Стилистически текст построен грамотно

Орфографические ошибки отсутствуют

Текст написан понятным языком

ИТОГО баллов:

 Использование языков программирования для разработки электронных продуктов

Если на уроках информатики, на занятиях кружка или факультатива изучается какой-либо язык, то следует обязательно использовать проектный метод обучения. Также как и при рассмотрении предыдущих проектов, сначала учащиеся изучают технологию работы с языком программирования, а затем выполняют задание по проектированию. То есть самостоятельно составляют программу, при запуске которой получается тест, обучающая или контролирующая программа, несложная компьютерная игра и т. д. Другой вопрос, что языки программирования в школах изучаются редко. В стандартных учебниках (под ред. Макаровой Н. В., Угриновича Н. Д.)  изучаются в основном технологии работы с распространенными прикладными программами. Язык Visual Basic, рассмотренный в учебнике Н.Д. Угриновича, изучается в профильных курсах информатики. Обычный и самый простой Basic уходит из школы, Delphi и Pascal рассматриваются чаще всего на курсах. Но все- таки, пока они есть в школе, к ним следует применять проектный метод изучения.

Проект составляется как итог всей учебной работы. Например, для проверки практических знаний учащихся им предлагается составить контролирующую программу по любому предмету школьного курса.

Создание контролирующей программы – это кропотливый труд, в процессе которого ученик показывает все свои знания и умения, чему он научился при работе с языком программирования. Для реализации идеи такой программы необходимо в первую очередь в сжатой и лаконичной форме сформулировать цель программы, определить тему и содержание учебного материала, характер деятельности по его усвоению.

Работая с таким заданием, ученик применяет все свои знания, полученные при теоретическом изучении языка Бейсик. При этом организуется активная познавательная деятельность учащегося в индивидуальном режиме. Работа позволяет ему четко понять, для чего вообще нужны языки программирования и как создается диалоговая программа для пользователя. Выступая в качестве программиста, ученик показывает свои возможности, чему он научился на уроках информатики. В зависимости от сложности программы видны способности и трудолюбие учащихся. Ученик понимает, что работа программиста – это нелегкий и кропотливый труд.


Заключение.

Учебная деятельность (как предметная) обеспечивает  усвоение школьниками программных знаний и умений. Она в большей степени соответствует условиям традиционного обучения. В основном нагрузка идет на память: выучи и расскажи, чем ближе к тексту – тем лучше. Однако в процессе обучения  очень важно помнить правила, формулы, алгоритмы решения типовых задач и т.п. Задачей преподавателя в данном случае является создание опорных сигналов для запоминания, ориентировочной основы действий учащихся, тренировки памяти и т.д.

Чем может помочь нам компьютер?

Ученики могут создавать свою базу данных со ссылками, с контрольными вопросами и ответами для самопроверки, самостоятельно составлять тесты и т.п.

Учебно-познавательная деятельность обеспечивает усвоение эмпирического и теоретического опыта познания. Включаясь в такую деятельность, учащиеся развивают способности репродуктивного восприятия, потребляют уже готовые знания.

Проектная деятельность также может быть учебно-позна-вательной.

Ученик по заданным учителем начальным условиям узнает новое из информационной среды, организует, конструирует материал. Учитель получает информационный проект, который может использоваться на занятиях опять же с целью информирования учащихся и запоминания ими полученной информации. Учебно-исследовательская деятельность используется как средство активизации учащихся в процессе обучения.

Исследовательская деятельность учащихся в учебном процессе приобретает несколько иное значение.

  • Акцентируется относительность новизны знания (по отношению к ученику).   
  • Исследовательская деятельность понимается как инструмент повышения качества образования.
  • Акцентируется роль учебно – исследовательской деятельности в формировании исследовательского типа мышления.
  • Акцентируется осознание учеником сущности познава-тельного процесса  в целом.

Можно выделить характерные признаки учебно-исследовательской деятельности учащихся, особенности организации проектов:

  1. сбор информационного фонда – это «собирание» того, что уже знают, представляют ученики по теме;
  2. анализ этого материала – изучение полученной информации в новом видении;
  3. построение и применение моделей – изучение нового, но на основе идей проблемного обучения;
  4. представление результатов – возможно в виде презентаций, сайтов, самопечатных изданий и т.п.;
  5. внедрение результатов исследования – применение получен-ных знаний на практике.

Определившись в теме методического проекта, учащиеся (с помощью преподавателя):

  • обсуждают и планируют свою работу;
  • определяют возможные источники информации;
  • определяют цели и компонентный состав проекта;
  • обсуждают организацию теоретического материала;
  • конструируют мотивирующие и исследовательские ситуации,
  • отбирают исторический материал;
  • создают «мультики» для объяснений математических понятий и решений задач;
  • разрабатывают тесты, дидактические игры;
  • объединяют все в единой презентации в программе Microsoft PowerPoint или бюллетеня в программе Microsoft Publisher;
  • защищают свои методические проекты, обосновывая их целесообразность в учебном процессе.

Учителя нередко задают вопрос: Зачем все это нужно?

Цель  работы  учителя – не оценка и не экзамен (по элективным курсам ЕГЭ не пишут), и даже не набор математических знаний, умений и навыков.

Цель – развитие личности ученика. Учебные исследовательские работы учат грамотно решать проблемы, неважно, научные они или житейские. В  решении  проблем  растет и  развивается  личность.


 Список литературы.

  1. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
  2. Информатика: Базовый курс / С. В. Симонович и др.. – СПб.: Питер, 2010
  3. Информатика. 10 – 11 классы / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010
  4. Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов.  – 2 – е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  5. Н. Д. Угринович. Информатика: Учебник для 7 класса. – 4- е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  6. Информатика. 7 – 9 классы. Базовый курс. Практикум – задачник по моделированию / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010
  7. http://www.eidos.ru
  8. http://festival.1september.ru
  9. http://fio.stup.ac.ru
  10. http://logos.ufoby.com/tech/projectmeth/index.htm
  11. http://www.iteach.ru – веб-сайт программы Intel «Обучение для будущего»
  12. http://www.issl.dnttm.ru сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
  13. http://schools.keldysh.ru/labmro — методический сайт Лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
  14. http://www.erudition.ru
  15. http://www.intuit.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О модели работы проектной деятельности по информатике

Особенность нашего предмета такова, что в большей или меньшей степени приходится применять проектную деятельность на уроках и на внеклассных мероприятиях в школе. В некоторых школах проходят школьные ...

Рабочая программа проектной деятельности по информатике "Технологии создания Web-сайтов" (10 класс) на 2012-2013 уч. год

В последнее время особенно стремительно во всём мире идет процесс информатизации, и все больший вес приобретают науки, связанные с общением, информационными и коммуникационными процессами. Этот курс а...

Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики

Формирование познавательных универсальных       учебных действий школьников средствами   проектной деятельности предмета информатики...

Планирование проектной деятельности по информатике в 8 классе

Предложенное  планирование реализует работу над проектом по предмету "Информатика и ИКТ", результатом которого будет мультимедийная интерактивная презентация....

Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по информатике"

Элективный курс "Проектная деятельность по информатике" в 10 классе. Срок реализации - 2015/2016 уч.годКоличество часов всего - 34, 1 час в неделю...

Проектная деятельность по информатике

Учебная деятельность (как предметная) обеспечивает усвоение школьниками программных знаний и умений. Она в большей степени соответствует условиям традиционного обучения. В основном нагрузка идет на па...

Технологическая карта урока в технологии проектной деятельности Урок информатики в 10 классе по теме: «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления»

Тип урока: повторительно-обобщающий (создание проекта)Цель урока: создать условия для выполнения учащимися проекта в MSWORD «Методичка для перевода десятичных чисел в другие  системы счисле...