О модели работы проектной деятельности по информатике
статья по теме

Курилов Игорь Анатольевич

Особенность нашего предмета такова, что в большей или меньшей степени приходится применять проектную деятельность на уроках и на внеклассных мероприятиях в школе. В некоторых школах проходят школьные научно-практические проектно-исследовательские конференции. На протяжении последних лет мы проводим работу о вовлечении основного числа школ (учителей и их учеников) в проектную деятельность и чтобы предмет информатика постоянно мог быть представлен на районном уровне. В этом вопросе многое зависит от инициативы преподавателя, но во многом большую роль играет:

·        собственный пример,

·        индивидуальная работа по разъяснению важности работы,

·        адресной помощи на первом этапе,

·        убеждению начинающих педагогов в занятиях проектной деятельности по предмету, как самого учителя, так и его учеников. 

2008 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О модели работы проектной деятельности по информатике.

(из доклада на 1-ом фестивале «Педагогических идей»)

Особенность нашего предмета такова, что в большей или меньшей степени приходится применять проектную деятельность на уроках и на внеклассных мероприятиях в школе. В некоторых школах проходят школьные научно-практические проектно-исследовательские конференции. На протяжении последних лет мы проводим работу о вовлечении основного числа школ (учителей и их учеников) в проектную деятельность и чтобы предмет информатика постоянно мог быть представлен на районном уровне. В этом вопросе многое зависит от инициативы преподавателя, но во многом большую роль играет:

  • собственный пример,
  • индивидуальная работа по разъяснению важности работы,
  • адресной помощи на первом этапе,
  • убеждению начинающих педагогов в занятиях проектной деятельности по предмету, как самого учителя, так и его учеников.

Основные принципы проектной-исследовательской деятельности.

В любой проектно-исследовательской деятельности я и теперь некоторые мои коллеги делают упор на самообразование, актуальность проблемы, актуальность работы. Нужно отметить, что на этапе становления проектной деятельности ребенку надо дать возможность выбрать интересную для него тему проекта, работа по плану проекта должна быть четкой, а контроль и советы должны быть ненавязчивыми.

Причем процесс проектной-исследовательской работы, как и общий процесс должен быть:

  • Осознанным – это залог успешности в обучении и один из факторов повышения мотивации в обучении данного предмета.
  • Самостоятельным в пределах разумного  в сочетании с разнообразными формами обучения и контроля – это  один из ведущих  принципов  в организации образовательного процесса, приводящий к формированию интереса учащихся.

Основные положительные стороны создания проектов (или направления нашей работы):

  • Проектная деятельность может охватывать большое число учащихся на уроках или вне уроков при правильной организации (см. ниже модель),
  • Работа со способными детьми развивает их до высокого уровня, способного участвовать в серьезных конкурсам, олимпиадах и т.д.
  • Работа с отстающими детьми подтягивает их в учебном процессе через тему интересную школьнику,
  • Внеклассная работа с детьми в рамках проекта – это часть воспитательной работы со школьниками (различные воспитательные мероприятия в походах, вечерах, а также индивидуальная работа по проекту)

Модель работы по созданию проектов школьниками (по этапам)

  • на первом этапе учащемуся предоставляется больше творчества (помогать ученику, только тогда, когда он сам просит помощи) (обычно ученики 5-7кл.)
  • на втором этапе ученик постепенно и аккуратно направляется, его работе, придаётся актуальность (ученики 7-9 классов)
  • на третьем этапе работу ученик осуществляет уже осознанно (понимая ее значение и актуальность), но  учитель помогает в организации исследования. Учитель является постоянным организатором и руководителем данной работы. (Ученики 9 -11 классов)
  • Четвертый (последний этап) – ученик полностью выполняет работу самостоятельно. Учитель лишь иногда консультирует ученика по некоторым вопросам работы (обычно  это ученики 11 класса).

Виды проектов в разных классах нашей школе:

  • На уровне класса (может быть задействована одна параллель классов). Например: конкурс рисунка, конкурсы презентаций, рефераты по теории в профиле, проекты баз данных, различные проекты по программированию и т. д. )
  • На уровне школы (например: конкурс презентаций в 7-8 классах, конкурс программирования в 7-10 классах, открытая школьная научно-практическая конференция и приуроченный к ней конкурс по графическому дизайну и т. д.
  •  На муниципальном  уровне  (например: районная научно-практическая конференция.
  • На  уровне субъекта (например: конкурс «Шаг в науку», «Компьютерный гений», «Головастик» и новые проекты).

Формы проектной деятельности:

  • Индивидуальная;
  • Парная
  • Групповая.

Учитель информатики МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска,

руководитель РМО учителей информатики Курилов И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проектной деятельности по информатике "Технологии создания Web-сайтов" (10 класс) на 2012-2013 уч. год

В последнее время особенно стремительно во всём мире идет процесс информатизации, и все больший вес приобретают науки, связанные с общением, информационными и коммуникационными процессами. Этот курс а...

Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики

Формирование познавательных универсальных       учебных действий школьников средствами   проектной деятельности предмета информатики...

Современная модель организации проектной деятельности: требования ФГОС

В материале раскрываются принципы организации проектной деятельности в условиях ФГОС...

Современная модель организации проектной деятельности: требования ФГОС

Презентация для выступления по теме "Современная модель организации проектной деятельности: требования ФГОС"...

Модель организации проектной деятельности по биологии

Модель организации проектной деятельности обучающихся  по биологии в урочной и неурочной деятельности....

Школьный «Музей искусств» как модель внеурочной проектной деятельности

Проектная деятельность, реализуемая в интернате – очень актуальная форма работы с детьми и очень для них привлекательная. Потому что у нас обязательно проводятся общеинтернатные массовые меропри...