Достижения метапредметных результатов образования:методы и приемы работы
статья по информатике и икт (10 класс)

Вантурин Дмитрий Михайлович

Достижения метапредметных результатов образования:методы и приемы работы

(из опыта работы преподавателя информатики и ИКТ  колледжа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vanturin_dmitriy_mihaylovich2.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Вантурин Дмитрий Михайлович,

преподаватель

СПб ГБ ПОУ “Охтинский колледж”

Достижения метапредметных результатов образования:методы и приемы работы

(из опыта работы преподавателя информатики и ИКТ  колледжа)

Целью обучения информатике является не только и ни сколько написание «программных кодов», сколько привитие методологических и технологических подходов и навыков, воспитание соответствующего способа думать, ставить и решать задачу. Такой подход к обучению позволяет сформировать думающего исследователя. Программный инструментарий в преподавании курса информатики вместе с многообразием форм учебного процесса призваны обеспечить исследовательскую и творческую его направленность.                                                                  Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Это было чем-то новым и неизведанным, и привлекало внимание детей. Компьютер таил в себе много новых возможностей. Он мог быть другом и помощником, был способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится чем-то обычным и, соответственно, у них теряется интерес к предмету «информатика». Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучающийся заинтересован.

 Методы и приемы формирования мотивации на уроках информатики:

1. Обращение к жизненному опыту ребенка. При изучении нового материала преподаватель опирается на жизненный опыт самих детей.

2. Использование занимательного материала

Использование на уроках игр, головоломок, кроссвордов, ребусов способствует развитию познавательного интереса к предмету и формирует устойчивую мотивацию.

3. Проектно-исследовательская деятельность. О методе проектов в настоящее время сказано уже много, и педагоги успешно применяют его на своих уроках.

Бесспорно, создание проекта - процесс сложный, но он побуждает студентов к поиску ответов на вопросы. В подобной работе с интересом участвуют все обучающиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации своих проектов обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение обучающегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно - иллюстративный материал, проявить свое творчество, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство уверенности в своих силах и способностях. Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности, широко используются  проекты на всех ступенях обучения информатике.

4. Творческие задания

Творческое задание – это задание, которое даётся обучающимся на часть или раздел учебного предмета, которое ученики до этого никогда не выполняли, и не могут выполнить пока не усвоят существенное в данном разделе учебной программы. Его формулировка содержит указание на материал, который должны использовать в работе обучающиеся, на основное предметное понятие (или совокупность предметных понятий), которое должно стать средством исследования и средством описания результатов исследования учебного материала, средством создания текста.

Творческое задание призвано реализовать следующие цели:

  • 1) создать нечто целое, что «удержит» весь объём учебного материала, соответствующего данной части или данному разделу учебного предмета;
  • 2) усилить осознанность освоения учебного материала обучающимися, придать материалу практическую значимость;
  • 3) мотивировать обучающихся на изучение того или иного раздела или части учебного предмета.

Творческое задание «удерживает» познавательную и учебную задачи.

Познавательная задача направлена на освоение обучающимися конкретных предметных знаний и умений, которые приобретаются в результате анализа (исследования) предметного материала.

Учебная задача подразумевает разработку способов исследования и оформления результатов исследования предметного материала – построение теоретических понятий в виде моделей и схем.

Еще на заре становления европейской науки Г. В. Лейбницем была сформулирована мысль, что познание сути вещей равносильно раскрытию их внутренней формы. Информатика, по сути, и есть дисциплина, занимающаяся построением и изучением этих «форм». Поэтому, универсальность, «метапредметность» информатики не является чем-то насильственным или внешним, а вытекает из самого существа науки. Системно-информационная концепция определяет интегрирующую роль информатики среди всех  дисциплин. За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные на других предметах. При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Развитием мышления занимаются практически, во всех предметах, но на базе системного подхода нигде, только на информатике. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, это именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления, у каждого обучающегося.

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это атмосфера доброжелательности на уроке. Уделить внимание каждому обучающемуся, похвалить его за каждый новый, пусть даже незначительный результат – вот что поможет создать на уроке такую атмосферу - атмосферу доброжелательности и сотрудничества. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения. Курс информатики призван быть системообразующим, он должен обобщить знания, направленные на формирование информационной картины мира, полученной на уроках по многим дисциплинам, так как метапредметные связи – важнейший принцип обучения в колледже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА)

Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов (на два урока)....

Диагностическая работа для оценки достижения метапредметных результатов обучения по математике (5 класс)

В работе представлены задания для проверки метапредметных результатов обучения по математике на конец 5 класса.(ФГОС)...

Методы и приемы достижения метапредметных результатов с применением контекстных задач в системе основного общего образования при реализации ФГОС

Использование контекстных задач для  реализации метапредметных связей является одной из приоритетных задач пилотных школ. Особенностью данного вида деятельности на уроках иностранного языка являе...

Достижение планируемых предметных и метапредметных результатов по русскому языку при работе с текстом

Русский писатель и педагог Л.Н.Толстой советовал учителю: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее».  Но сегодня мало любить и знать свой предмет. Как научить умению учит...

ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ

Материал раскрывает вопросы использование  метепредметных связей на уроках биологии посредствам выплнения лабораторных работ....

диагностическая работа по математике для оценки достижения метапредметных результатов обучения

Данную работу мы выполняли на курсах повышенимя учиттелей математики по ФГОС....