Рабочая программа по информатике, 7-9 классы, ФГОС
рабочая программа по информатике и икт

Рабочая программа по информатике, 7-9 классы, ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по информатике

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по информатике для основного общего образования (7 – 9 классы) составлена на основе:

  • Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерством образования  и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном  процессе в общеобразовательных учреждениях;
  • Примерной программы по информатике 7-9 классы;
  • Авторской программы по курсу информатики Н.Д. Угриновича для 7, 8 и 9 классов;
  • ООП ООО МБОУ ЦО № 45;
  • Учебного плана МБОУ ЦО № 45.

В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Требования к результатам освоения на личностном,

метапредметном и предметном уровнях

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов.

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  • приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов,  виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий;
  • знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества;
  • формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
  • целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
  • формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.

Метапредметные:  

  • формирование компьютерной грамотности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
  • осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
  • целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсезанимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.

Предметные:

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, с ветвлением и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.  

Планируемые результаты изучения информатики

Информация и способы ее представления

Выпускник научится:

  • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явленияи его словесным (литературным) описанием; узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
  • познакомиться с двоичной системой счисления;
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.

Основы алгоритмической культуры

Выпускник научится:

  • понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
  • строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
  • понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
  • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
  • создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

  • базовым навыкам работы с компьютером;
  • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
  • знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с программными средствами для работы с аудио- и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
  • научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
  • познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).

Работа в информационном пространстве

Выпускник научится:

  • базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
  • организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
  • основам соблюдения норм информационной этики и права.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
  • узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
  • получить представление о тенденциях развития ИКТ.

Содержание программы

7 класс

1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации – 10ч

Программная обработка данных на компьютере. Основные компоненты компьютера и их функции.Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование.Программное обеспечение, его структура.Программное обеспечение общего назначения. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Типы персональных компьютеров.Компьютерные вирусы и антивирусные программы.Защита информации от компьютерных вирусов.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа №2 «Работа с файлами и папками».

Практическая работа № 3 «Форматирование диска».

Практическая работа № 4  «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

2. Обработка текстовой информации – 9ч

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Сохранение и печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Компьютерный практикум

Практическая работа № 5 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».

Практическая работа № 6 «Вставка в документ формул».

Практическая работа № 7 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа № 8 «Создание и форматирование списков».

Практическая работа № 9 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ».

Практическая работа № 10 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Практическая работа №11 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

3. Обработка графической информации – 7ч

Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование примитивов и шаблонов.Использование анимации и звука в презентации.

Звуки и видеоизображения.Использование простых анимационных графических объектов.Чертежи.

Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования.Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.Двумерная и трехмерная графика.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 12 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Практическая работа № 13 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Практическая работа № 14 «Анимация».

4. Коммуникационные технологии – 6ч

Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 15 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 16 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 17 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 18 «Поиск информации в Интернете».

 5. Повторение – 2ч

8 класс

1 Информационные процессы - 6

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Информация в природе, обществе и технике Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.

Информация и информационные процессы в технике. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.        

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации.  Алфавитный подход к определению количества информации.        

Компьютерный практикум

Практическая работа №1: «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера»;

Практическая работа №2: Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

2 Кодирование и обработка текстовой информации – 6ч.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование текстовой информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа №3: «Кодирование текстовой информации».

3 Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 2ч.

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и  видео.Композиция и монтаж

Компьютерный практикум

Практическая работа №4: «Кодирование графической информации»;

4 Кодирование и обработка звука – 2ч.

Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и  видео.Композиция и монтаж

Компьютерный практикум

Практическая работа №5 «Кодирование, запись  и обработка звуковой информации»;

Практическая работа №6: «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

5 Кодирование и обработка числовой информации - 7

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.

Компьютерный практикум

Практическая работа №7: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»;

Практическая работа №8 «Создание расчетной таблицы в электронных таблицах»;

Практическая работа №9 «Использование ссылок в электронных таблицах»;

Практическая работа №10: «использование функций в расчетах»;

Практическая работа №11: «Построение диаграмм различных типов»;

6 Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) – 4

Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Поиск данных в готовой базе. Формулирование запросов. Создание записей в базе данных. Системы управления базами данных.

Компьютерный практикум

Практическая работа №12: «Создание простой БД»;

Практическая работа №13: «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

7 Коммуникационные технологии - 5

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, Web-страницы, презентации с использованием шаблонов.Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.  Web-страницы и Web-сайты.  Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы.  Гиперссылки на Web-страницах.  Списки на Web-страницах.  Интерактивные формы на Web-страницах.Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Компьютерный практикум

Практическая работа №14: «Подключение к Интернету»;

Практическая работа №15: «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

8 Повторение – 2ч

9 класс

1 Основы алгоритмизации и  программирования – 15ч

Алгоритм, свойства алгоритмов, его формальное исполнение. Исполнители алгоритмов.Способы записи алгоритмов.  Блок-схемы алгоритмов. Представление о программировании.  Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке.        Алгоритмические конструкции. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1:Знакомство со средой программирования Pascal.

Практическая работа №2: Программы линейной структуры

Практическая работа №3: Программы разветвляющейся структуры.

Практическая работа №4: Решение задач выбора

Практическая работа №5: Решение задач на организацию цикла с параметром.

Практическая работа №6: Решение задач на организацию цикла.

Практическая работа №7: Обработка строковых величин.

Практическая работа №8: Преобразование элементов одномерного массива

Практическая работа №9: Преобразование элементов двумерного массива

2 Моделирование и формализация – 8ч

Окружающий мир как иерархическая система.  Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Диаграммы, планы, карты. Формализация и визуализация моделей        Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе  компьютерного. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.         Таблица как средство моделирования.

Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений.

Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами. Простейшие управляемые компьютерные модели.Управление, обратная связь.

Компьютерный практикум

Практическая работа №10:Графическое решение уравнения

Практическая работа №11: Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

Практическая работа №12: Работа с интерактивной моделью периодической таблицы Д.И. Менделеева.

3 Основы логики и логические основы компьютера – 5ч

Введение в логику. Основные понятия и операции формальной логики. Алгебра высказываний. Логические выражения. Построение таблиц истинности логических выражений. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические основы устройства компьютера. Решение логических задач.Логические значения, операции, выражения.

Компьютерный практикум

Практическая работа №13:Таблицы истинности логических функций

Практическая работа №14:Модели электрических схем логических элементов.

4 Информатизация  общества – 2ч

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Правовая охрана информационных ресурсов.

Личная информация, информационная этика и право при создании и использовании информации Информационная безопасность.

Основные этапы развития средств информационных технологий. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

5. Повторение – 4ч

Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на изучение информатики и  ИКТ по 1 часу в неделю в 7, 8, 9 классах, всего 102 часа. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича по информатике и ИКТ для 7-9 классов.

Тематический план

Тема

кол-во часов

всего

7 класс

8 класс

9 класс

1

Информация и информационные процессы

6

6

-

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

10

10

-

-

3

Кодирование текстовой и графической информации

6

-

6

-

4

Обработка текстовой информации

9

9

-

-

5

Обработка графической информации, цифрового фото и видео

9

7

2

-

6

Кодирование и обработка числовой информации

7

-

7

-

7

Кодирование и обработка звука

2

-

2

-

8

Основы алгоритмизации и  программирования

15

-

-

15

9

Моделирование и формализация

8

-

-

8

10

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц)

4

-

4

-

11

Логика и логические основы компьютера

5

-

-

5

12

Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов

11

6

5

0

13

Информационное общество и информационная безопасность

2

-

-

2

 14

Контрольные уроки, повторение

8

2

2

4

 

Всего

102

34

34

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике в 4 класса ФГОС 2013 г

программа составлена по учебнику Матвеевой...

Рабочая программа по информатике для 6 класса (ФГОС)

Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного  образовательного станда...

Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС

Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС...

Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС)

Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС) разработана на 17 учебных часов....

Рабочая программа по информатике 5 -9 класс (ФГОС ООО)

Рабочая программа по информатике 5 - 9 класс по ФГОС ООО. 5 - 7 класс по УМК Л. Босовой, 8 - 9 класс по УМК Угриновича....

Рабочая программа по информатике в 7 классе (ФГОС)

Рабочая проограмма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по информатике в 7 классе. Рабочая программа соответствует программе основногообщего образования (ФГОС) по инфор...

Адаптированная рабочая программа по информатике 5-9 класс ФГОС ООО

Адаптированная рабочая программа по информатике 5 - 9 класс ФГОС ООО для VII вида...